О галахе Из несказанного
Из несказанного Фаиной Раневской
Несказаницы.Что это? http://www.stihi.ru/2017/04/20/9716
***
Галахические евреи
Кто такие галахические евреи?
Историческое развитие и роль Галахи в еврейском обществе
Слово «Галаха» равнозначно понятию «еврейский закон», хотя его буквальный перевод звучит как «путь, по которому идут». Корень, от которого данное слово образовано на иврите означает «идти».
Галаха – это указание о том, как евреи должны вести себя в различных ситуациях. Она регулирует все аспекты повседневной жизни, как личной, так и общественной.
Поначалу этот термин использовался в отношении конкретного закона. Например, фраза «Это – закон, данный Моисею на горе Синай» на иврите звучит как «Галаха ле-Моше ми-Синай». Затем это слово стало обозначением для всей правовой системы иудаизма, куда входили не только законы, но и обряды.
Основой иудаизма является Тора, в которую входят первые пять книг еврейской Библии. «Тора» означает «наставление», и, как любое учение, оно нуждается в интерпретации, поскольку изобилует законами, правилами и инструкциями.
Многие директивы Торы требовали толкования или наличия процедур. Их пытались разрабатывать раввины. Так появилась Мишна, первый и самый ранний сборник еврейских законов. А примерно в 425 году н.э. был составлен Талмуд: фундаментальный труд, состоящий из толкований Торы и высказываний еврейских мудрецов. Талмуд, по сути, является развёрнутым комментарием Мишны. Точно так же в России издают комментарии к судебным актам.
Кто такие галахические евреи?
Галаха – это своего рода руководство по еврейской жизни, и в ней есть ответы на множество вопросов. В том числе, и на тот, кого считать настоящим евреем.
Согласно Галахе, еврейство передаётся по материнской линии. Быть евреем по рождению – значит, вести свой род от матери-еврейки. Но законы иудаизма также допускают, что евреем можно стать по своему выбору. Для этого нужно пройти обряд посвящения, называемый «гиюр».
евреи по галахе в семье
Быть евреем означает не просто принадлежать к определённой этнической группе. Это значит разделять с еврейским народом его религию, культуру, традиции и приверженность Израилю как земле, дарованной богом.
Мать в иудаизме рассматривается как хранительница традиционных ценностей. Раввины даже склонны считать её «главным родителем».
Она вынашивает ребёнка, заботится о нём, учит соблюдать еврейские традиции и ритуалы.
Галаха постановила, что еврейское происхождение ведётся от матери, потому что именно мать является гарантом правильного религиозного воспитания.
Поэтому понятие «галахический еврей» охватывает не только этничность, но и веру, и родословную линию. Но это, скорее, технический термин, потому что с точки зрения иудаизма нет евреев «правильных» и «неправильных», а есть только евреи и неевреи. Разделение появилось с введением в действие Закона «О возвращении», который разрешил получать израильское гражданство не только самим евреям, но и их родственникам: в том числе и тем, кто вёл происхождение по отцу. Но в законе они описаны не как евреи, а как дети евреев.
Историческое развитие и роль Галахи в еврейском обществе
Раввины долгое время были единственными арбитрами еврейского закона в общинах. Они даже разрабатывали собственные толкователи Галахи: самым известным таким справочником считается «Шулкан арух».
Примерно с XVIII века ситуация начала меняться. Появились раввины, которые хотели реформировать иудаизм, и отвергали как некоторые учения, так и авторитет раввинов прошлого. Начали возникать различные течения иудаизма, которые стали интерпретировать еврейский закон в соответствии со своими принципами.
Сегодня в Израиле и за его пределами часть евреев и вовсе отрицает религиозный закон как обязательный, предлагая рассматривать Галаху как духовное руководство. Современные израильтяне противятся тому, чтобы управление государством строилось на еврейском законе. Израиль был создан как светское демократическое государство, основанное на принципах западного права.
Граждане этой страны не против того, чтобы Израиль имел «еврейский характер», но они не хотят слияния религии и государства.
Процесс гиюра: путь к статусу галахического еврея
Галахический еврей – это не только человек, рождённый от еврейской матери, но и тот, кто по своей воле принял иудаизм.
обращение в иудаизм
Данный обряд носит название «гиюр». Это не просто превращение нееврея в еврея, а принятие бога и определённых обязанностей.
Вначале желающий стать иудеем проходит собеседование с раввином. Если раввин посчитает, что человеком движут искренние мотивы, то кандидату предложат пройти теоретический курс изучения основ иудаизма. Он также должен принимать участие в жизни еврейской общины.
Обучение длится около года, после чего кандидат может предстать перед раввинским судом, который выносит окончательный вердикт.
Если суд одобрит обращение, то остаётся завершающий этап гиюра: обрезание (для мужчин) и погружение в микву, бассейн с природной водой.
В России вопросами гиюра заведует Главный раввинат, но первичное собеседование с раввином проводится по месту жительства.
***
Религиозные взгляды
Начальное образование Альберт Эйнштейн получил в местной католической школе. По его собственным воспоминаниям, он в детстве пережил состояние глубокой религиозности, которое оборвалось в 12 лет. Через чтение научно-популярных книг он пришёл к убеждению, что многое из того, что изложено в Библии, не может быть правдой, а государство намеренно занимается обманом молодого поколения. Всё это сделало его вольнодумцем и навсегда породило скептическое отношение к авторитетам.
Основная статья: Эйнштейн и религия
Религиозные взгляды Эйнштейна являются предметом давних споров. Некоторые утверждают, что Эйнштейн верил в существование Бога, другие называют его атеистом. И те, и другие использовали для подтверждения своей точки зрения слова великого учёного.
В 1921 году Эйнштейн получил телеграмму от нью-йоркского раввина Герберта Гольдштейна: «Верите ли вы в Бога тчк оплаченный ответ 50 слов». Эйнштейн уложился в 24 слова: «Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в закономерной гармонии бытия, но вовсе не в Бога, который хлопочет о судьбах и делах людей»[117]. Ещё более резко он выразился в интервью «Нью-Йорк Таймс» (ноябрь 1930 года): «Я не верю в Бога, который награждает и карает, в Бога, цели которого слеплены из наших человеческих целей. Я не верю в бессмертие души, хотя слабые умы, одержимые страхом или нелепым эгоизмом, находят себе пристанище в такой вере»[118].
В 1940 году он описал свои взгляды в журнале «Nature», в статье под названием «Наука и религия»[119]. Там он пишет:
По моему мнению, религиозно просвещённый человек — это тот, кто в максимально возможной для него степени освободил себя от пут эгоистических желаний и поглощён мыслями, чувствами и стремлениями, которых он придерживается ввиду их сверхличностного характера… безотносительно от того, делается ли попытка связать это с божественным существом, ибо в противном случае нельзя было бы считать Будду или Спинозу религиозными личностями. Религиозность такого человека состоит в том, что у него нет сомнений в значимости и величии этих сверхличностных целей, которые не могут быть рационально обоснованы, но в этом и не нуждаются… В этом смысле религия — древнее стремление человечества ясно и полностью осознать эти ценности и цели и усиливать и расширять их влияние.
Далее он проводит некоторую связь между наукой и религией и говорит, что «наука может быть создана только теми, кто насквозь пропитан стремлением к истине и пониманию. Но источник этого чувства берёт начало из области религии. Оттуда же — вера в возможность того, что правила этого мира рациональны, то есть постижимы для разума. Я не могу представить настоящего учёного без крепкой веры в это. Образно ситуацию можно описать так: наука без религии — хрома, а религия без науки — слепа»[120]. Фразу «наука без религии — хрома, а религия без науки — слепа» часто цитируют вне контекста, лишая её смысла.
Затем Эйнштейн снова пишет, что не верит в персонифицированного Бога, и утверждает:
Не существует ни господства человека, ни господства божества как независимых причин явлений природы. Конечно, доктрина Бога как личности, вмешивающейся в природные явления, никогда не может быть в буквальном смысле опровергнута наукой, ибо эта доктрина может всегда найти убежище в тех областях, куда научное знание ещё не способно проникнуть. Но я убеждён, что такое поведение части представителей религии не только недостойно, но и фатально.
В 1950 году в письме М. Берковитцу Эйнштейн писал: «По отношению к Богу я агностик. Я убеждён, что для отчётливого понимания первостепенной важности нравственных принципов в деле улучшения и облагораживания жизни не требуется понятие законодателя, особенно — законодателя, работающего по принципу награды и наказания»[121].
В последние годы
Ещё раз Эйнштейн описал свои религиозные взгляды, отвечая тем, кто приписывал ему веру в иудео-христианского Бога[66][122]:
То, что вы читали о моих религиозных убеждениях, — разумеется, ложь. Ложь, которую систематически повторяют. Я не верю в Бога как в личность и никогда не скрывал этого, а выражал очень ясно. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его.
В 1954 году, за полтора года до смерти, Эйнштейн в письме к немецкому философу Эрику Гуткинду так охарактеризовал своё отношение к религии[123]:
«Слово „Бог“ для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия — свод почтенных, но всё же примитивных легенд, которые тем не менее являются довольно ребяческими. Никакая, даже самая изощрённая, интерпретация не сможет это (для меня) изменить».
Оригинальный текст (англ.)
Наиболее полный обзор религиозных взглядов Эйнштейна опубликовал его друг, Макс Джеммер, в книге «Эйнштейн и религия» (1999)[124]. Впрочем, он признаёт, что книга базируется не на прямых его беседах с Эйнштейном, а на изучении архивных материалов[125]. Джеммер считает Эйнштейна глубоко религиозным человеком, называет его взгляды «космической религией»[126] и считает, что Эйнштейн не отождествлял Бога с Природой, подобно Спинозе, но считал его отдельной неперсонифицированной сущностью, проявляющейся в законах Вселенной как «дух, значительно превосходящий человеческий», по словам самого Эйнштейна[127][128].
Вместе с тем ближайший ученик Эйнштейна Леопольд Инфельд писал, что, «когда Эйнштейн говорит о Боге, он всегда имеет в виду внутреннюю связь и логическую простоту законов природы. Я назвал бы это „материалистическим подходом к Богу“
О евреях
Самые тупоумные из нашего племени громко молятся, повернувшись лицом к стене и раскачиваясь взад-вперёд. Жалкое зрелище — люди с прошлым, но без настоящего.[7][2]
— путевой дневник, 3 февраля 1923
Иудейская религия — это <…> способ сублимации повседневного существования. <…> Она не требует от своих сторонников веры в общепринятом смысле этого слова. Вот почему не было и нет противоречий между нашим религиозным взглядом на мир и тем взглядом, который исповедует наука.[67][2]
Иудаизм — не вероучение: иудейский Бог — не что иное, как отрицание суеверий, то, что остаётся в воображении после того, как все суеверия отвергнуты. Кроме того, это попытка основать нравственный закон на страхе, которая дискредитирована и достойна сожаления. И все же, мне кажется, сильная нравственная традиция иудейского народа в значительной степени освободилась от этого страха. Очевидно также, что «служение Богу» в ней уравнено со «служением живущим».[3][2]
Моё понимание сущности еврейства противоречит идее еврейского государства с границами, с армией, с властью, ограниченной временем и пространством. <…> Я боюсь того внутреннего ущерба, который потерпит при этом еврейство — особенно от развития в наших рядах того узкого национализма, с которым нам уже, даже не имея еврейского государства, приходится отчаянно бороться. <…> Возвращение к нации в политическом смысле слова будет означать отказ от того одухотворения нашего сообщества, которым мы обязаны гению наших пророков. <…>
Еврей, оставляющий свою веру (в формальном смысле), оказывается в том же положении, что и улитка, утратившая раковину. Но он остаётся евреем. <…>
То, что связывало евреев на протяжении тысячелетий и по сей день, — это, прежде всего, демократический идеал социальной справедливости вместе с идеалом взаимопомощи и терпимости людей друг к другу.[2]
— речь «Наш долг перед сионизмом» в Национальном трудовом комитете Палестины (Нью-Йорк), 17 апреля 1938
[Сионизм — это] национализм, цель которого — обрести не власть, но достоинство.[68][2]
Евреи в Палестине сражались не за политическую независимость как таковую; они сражались за возможность свободной иммиграции для евреев из многих стран, где сама жизнь их в опасности, а также и для тех, кто мечтает жить среди своих. Не будет преувеличением сказать: они сражались за право совершить, быть может, величайшее жертвоприношение в истории.[7][2]
— в передаче радио NBC об Объединённой еврейской конференции в Атлантик-Сити, 27 ноября 1949
Мы не существовали бы сейчас как народ, если бы прекратили учиться.[69][2]
— речь на праздновании 25-й годовщины Иерусалимского еврейского университета
Свидетельство о публикации №124081000621