Диалог

Моим Учителям*
и поэтам Маргарите А.,
Павлу С., Алёне А.,
Юрию Моноиловичу Р.
   

                Решающим...оказывается для словесных представлений
                то обстоятельство, что они являются членами
                ритмических единств. Эти члены оказываются в более
                сильной и тесной связи, нежели в обычной речи;
                между словами возникает соотношение по положению;
                при этом одна из главнейших особенностей здесь –
                динамизация слова, а стало быть , и сукцессивность
                его...На сукцессивности стиховой речи и на
                динамизации ее основана разница прозаических и
                поэтических жанров...Это основано...и на
                разнице стихотворного времени и времени
                прозаического. В прозе (благодаря симультанности**
                речи) время ощутимо...В стихе время совсем
                неощутимо.Сюжетная мелочь и крупные сюжетные
                единицы приравнены друг к другу общей стиховой
                конструкцией. Перспектива стиха преломляет сюжетную
                перспективу. Таково значение конструктивного
                фактора...Напомню...слова Гёте: «От различных
                поэтических форм таинственно зависят огромные
                впечатления...»
                Ю.Н. Тынянов
                «Проблема стихотворного языка», 1924 г.,
                переизд. 3–е 2004 г.


              Не прерывая разговор,
              Который начат вдруг, случайно,
              Его веду с недавних пор
              И этим счастлив. Молча. Тайно.

              Он как бы есть...Только его
              Никто не слышал и едва ли
              Хоть раз каких-то пару слов
              Из него люди прочитали....

              Ведь его буквы никогда
              Не появлялись на бумаге...
              В эфире лишь...и на устах –
              Как шепот полуночный, всякий.

              Мне неизвестен адресат.
              С ним – не было, не будет встречи.
              Но главное ему сказать
              Во внутренней успел я речи.***

              Что понял (тот, кто размышляя
              Со мной был вместе вдалеке) –
              О жизни, о себе – не знаю...
              Лишь разделяю его смех...

              Над мелкими штрихами мира****
              Из множеств внешних черт, пространств...
              Над тем, что кроется в глубинах
              Души у каждого из нас...

              И пусть мы разные. В беседах
              Обмен идей – свершиться смог.
              От сердца к сердцу было это...
              Так просто как ручья поток...

              Открытий, дум и откровений,
              Подобных радуге...в тот час,
              Когда источник вдохновений
              Вам даром дан... и есть у вас.

              10.08.2024 г.


* Р.О. Орестову, Л.Ф. Обуховой, А.И. Подольскому. Н.Н. Даниловой,
Т.Н. Ушаковой, Т.В. Ахутиной, Н.Ф. Талызиной, В.Я. Ляудис, Е.И. Захаровой,
Н.Я. и М.М. Семаго

**«Книга представляет собой экспериментальное психологическое исследование, посвященное изучению перехода от сукцессивного опознания к симультанному. Сочетание метода поэтапного формирования и методики регистрации движений глаз дало возможность проследить последовательные преобразования, происходящие при формировании симультанного опознания объекта. Книга предназначена для психологов, преподавателей и конструкторов, проектирующих средства отображения информации» (А.И. Подольский, «Формирование симультанного опознания», аннотация, изд. МГУ, 1978 г.)

***«ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ, беззвучная, сокращённая форма речи, диалог с самим собой, средство мышления. В разл. теориях В. р. рассматривается как беззвучная внешняя речь (Дж. Б. Уотсон), подготовит. сторона внешней речи (К. Гольдштейн, Б. Г. Ананьев), фаза речевого мышления (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия), промежуточная форма между внешней речью про себя и свёрнутым умственным действием (П. Я. Гальперин) и др. В роc. психолингвистике различают «внутреннее проговаривание» (скрытую физиологич. активность органов артикуляции), собственно В. р. и «внутреннее программирование» (неосознаваемое построение схемы высказывания). Наиболее разработанная концепция В. р. была предложена Л. С. Выготским, отводившим В. р. центр. роль в переходе от мысли к слову и от слова к мысли. Выготский рассматривал В. р. как продукт интериоризации; она формируется как часть системы высших психических функций в связи с развитием произвольного поведения в три этапа: интерпсихический (взрослый говорит, ребёнок выполняет), экстрапсихический (эгоцентрическая речь – ребёнок вслух говорит сам с собой) и интрапсихический (ребёнок планирует действие, опосредуя мышление речью). В процессе дифференциации речевых функций «речь для себя» всё больше обособляется «от речи для других»: в 3 года эгоцентрич. речь мало отличается от внешней коммуникативной речи, тогда как по мере приближения к 7 годам она становится всё более отрывочной и фрагментарной, необычной по синтаксису и семантике и постепенно почти полностью уходит внутрь, превращаясь во В. р. Благодаря В. р. практич. деятельность и мышление человека опосредуются словом и изменяются вместе с развитием обобщения от логики действия и случайных связей между понятиями к логике, исходящей из системы теоретич. связей, усваиваемых в процессе школьного образования[*****]. В. р. характеризуется сокращённостью, особыми синтаксисом, лексикой и семантикой. В. р. предикативна: фразы сокращаются за счёт подлежащего и относящихся к нему слов (психологич. подлежащее дано непосредственно из ситуации), а сказуемое и его группа, как правило, сохраняются. Во В. р. синтаксис и фонетика сводятся к минимуму, а на первый план выступает смысл (по Л. С. Выготскому, это совокупность всех психологич. фактов, возникающих в сознании благодаря слову). Слова В. р. идиоматичны, т. е. их смысл преобладает над общепринятыми значениями.Построение высказывания, «путь от мысли к слову», проходит, по Л. С. Выготскому, через ряд внутр. планов: от мотива, порождающего к.-л. мысль, к созреванию самой мысли, затем к опосредствованию её во внутр. слове, затем в значениях внешних слов и, наконец, во внешней речи. Идея, содержащаяся в мысли как единое целое, разворачивается в речи в виде последовательности значений. Если человек не может чётко «уловить» свою мысль, это значит, что он не может опосредовать движение мысли словесными значениями. Привлечённое для фиксирования мысли языковое значение становится смыслом, связанным с конкретной ситуацией. Т. о., процесс перехода В. р. во внешнюю речь, её переструктурирование, протекает через сопоставление субъективных смыслов с языковыми значениями. «Диалог мысли и слова» составляет осн. содержание плана внутр. речи.Результаты совр. психолингвистич. и нейролингвистич. исследований созвучны с концепцией В. р., предложенной Л. С. Выготским. Работы Дж. С. Брунера, П. Гринфилд, Дж. Верча, У. Чейфа, Э. Бейтс позволили соотнести синтаксис В. р. с членением по схеме «подразумеваемое данное – выражаемое новое» («данное», как очевидное, с меньшей вероятностью упоминается во В. р.) и связать его с механизмами внимания» (Автор: Т.В.Ахутина, «Большая российская энциклопедия» – электронная версия, 2004-2017 гг., проект Министерства культуры РФ)

****«Одно из направлений изучения активности индивида связано с изучением ориентировочно-исследовательского поведения...Ориентировочно-исследовательское поведение будет возникать в том случае, если уровень, воздействующий на организм, будет ниже оптимального уровня...Качества стимулов, вызывающих ориентировочно-исследовательское поведение, получили название «сличительных признаков»...их возникновение связано со сличением  наличного воздействующего стимула  с прошлым опытом индивида...Изучение детерминант ориентировочно-исследовательского поведения привело...к выделению таких понятий, как уровень новизны, уровень несоответствия, уровень сложности, величина информации, уровень отличительности...» (Н.Н. Данилова, «Функциональные состояния: механизмы и диагностика», изд. МГУ, 1985 г.)

*****«В монографии рассматривается проблема становления письменной речи у детей как особого вида знаковой деятельности, анализируются психологическая структура и функции письменной речи, а также описываются пути eё целенаправленного формирования. Представлен комплекс параметров, позволяющий контролировать ход развития письменной речи» (В.Я. Ляудис, «Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников»,
аннотация, изд. Междунар. пед. акад., 1994 г.).


Рецензии