Эх вы, краяведы

Мы, разумеется, изучали в школе Магдебургское право, отличительной чертой которого в архитектуре города является Ратуша.

В Беларуси сохранилось что-то 8-10 настоящих исторических Ратуш. Одна из них до сих пор стоит и здравствует (точнее болеет, как и представительский замок графа Захария Чернышёва), но все желающие могут ознакомиться с обликом Ратуши, в её лучшие времена существования.

Описывать историю Ратуши здесь я не стану (любой желающий всё найдет сам в интернете).  И хотя мне уже посоветовали не спорить с историками, я предложу свою версию того, что требуется понимать как Ратуша и Магдебургское право, с которым носятся (простят мой французский) как с писаной торбой.

Есть исторические версии боле чудесные, чем доказывание на каждом углу: кто тут более цивилизован и почему.

И вот, моя версия.

Когда я впервые воочию увидела Ратушу - стало ясно, это не может быть административным зданием. Точнее, изначально проект ни в одном глазу не здание для чиновников. Вот, скажите мне, как можно проектировать зал для судебных заседаний у которого нет ни одной глухой стены! Зал второго этажа - панорамный зал! С видами на все четыре стороны света.

В таком зале прекрасно поставить круглый или квадратный стол, заседающие будут видеть друг друга в глаза и панораму за окнами.

Что же это за здание? Читатель удивлю тебя до глубины души: аналогичные прокты взяты из:

Всемирная Парижская выставка 1900 года в иллюстрациях и описаниях / составил М. А. Орлов. — Иллюстрированное приложение к „Вестнику иностранной литературы“ 1900 г. — С.-Петербург : Типография брат. Пантелеевых, 1900. — 224 с., ил.

Однако!

Ратуша построена более чем за 100 лет до Промышленной Выставки в Париже!

Справа от Чечерского Павильона - Павильон на Всемирной Выставке Траснвааля. Курьез Парижской выставки: Павильон Трансвааля был установлен напротив Павильона Англии. Оба зания оказались разделены только проходом. Так непримиримые враги оказались лицом к лицу. Парижан насмешила попытка англичан отделить свой колониальный конструкт: national exhibition pavilion от глаз неприятеля тонкой стеной из листового железа.

Под Павильоном Трансвааля помещена фотография Павильона Сербии.

В нижнем левом углу - Павильон Греции.

К слову (раз уж у всех на слуху Французская Олимпиада) напомню про Россию на Всемирной промышленной выставке в Париже:

Автор альманаха М.А. Орлов ответил на недоуменные вопросы читателей: "Отчего павильон России не в первом ряду выставки?" (собственно, выставки того времени были взяты за образец Сталиным при создании ВДНХ).

Парижане проявили в высшей степени галантность: русским, как одному из дружественных Франции народов, было предложено место на Елисейских полях. Однако для разворачивания Павильона требовалось менять сточную канализационную систему Сены. Кто там остался чем недоволен автор материала тактично умолчал - однако Павильон было решено перенести. На Набережную в окрестности Инвалидного Дома (дом призрения заслуженных армейских ветеранов («инвалидов войны»)). К постройке русские, между тем, так и не приступили.

Тогда французы придумали третий вариант: разместить русских в колониальном Павильоне Сибири. Главный комиссар на выставке от России князь В.Н.Тенишев, в конце концов, принял решение вообще не ставить особый российский Павильон.

Поскольку Россия одна из немногих стран (в отличие от тех же Сербии и Трансваалии - вся экспозиция который умещалась в их страновых выставочных залах) представляла достижения промышленности и крестьянских хозяйств в 15 отраслях - то каждое представительство создало рабочую секцию в отведенных под это отделах выставки.

Сибирский Павильон возводился партией русских рабочих артельно, что весьма заинтересовало французов: прибывшие с рабочими самовары, баба-стряпуха, красные рубахи (по случаю праздника) - все резко контрастировало с работой строителей других стран. Молебен перед зачином, водружение Креста на шесте, кропление места работы святой водой - вызывали восторг публики, как некий спектакль.

Не меньшим было восхищение мастерством работы русских с топорами: как с помощью одного, нехитрого инструмента русские возводили  в высшей степени образцы невиданного европейцами деревянного зодчества, не применяя сложных машин и механизмов - осталось великой тайной мастеровых.




 


Рецензии