Конкурс - Хайбун. Лето

Тм Гуси-Лебеди

Здравствуйте, дорогие члены Клуба Крылатых и гости творческой мастерской "Гуси-Лебеди"!

Очень люблю японскую поэзию и скучаю по конкурсам, которые, к сожалению, закрыты.
Давно нигде не видела, чтобы проводился конкурс – Хайбун.

Дзуйхи;цу (яп. – «вслед за кистью») — это жанр японской короткой прозы, в котором автор записывает всё, что приходит ему в голову, не задумываясь о том, насколько это «литературно». Дзуйхицу может рассказывать о каком-то внезапном воспоминании, пришедшей в голову мысли, увиденной бытовой сценке.

Хайбун — это небольшой текст, иногда похожий на дневниковую запись или этюд,  содержащий одно или несколько хайку (японское трехстишие, хокку). В таком виде классические японские  мастера (Басё и др.) зачастую вели свои путевые заметки. Трехстишие хайку в хайбуне должно не повторять образы и идеи самого текста, но играть, привносить дополнительные смыслы, перекликающиеся с ним, разворачивать мысль, изложенную в прозе. В современных хайбунах  хайку не обязательно стоит в конце текста.

В семнадцатом веке Мацуо Басё популяризировал эту форму поэзии, которая представляет собой сочетание хайку и прозы
Термин «хайбун» впервые был использован японским поэтом 17-го века Мацуо Басё в письме своему ученику Кёраю в 1690 году.  Басё был выдающимся ранним писателем хайбунов, нового тогда жанра, сочетающего классические прототипы, жанры китайское прозы, народные темы и язык. Он писал путевые заметки в жанре хайбун во время путешествий.

                ХАЙБУН Мацуо Басё

Похвала «Обломку молота»

Эта вещица, которую называют «обломок молота»*, удостоилась чести быть отмеченной вниманием самых высоких господ, она принадлежала к редкостным диковинам страны Фусан*. В каких горах выросло дерево? Где, в какой бедной хижине из него вырезали валёк, о котором напоминанием ты служишь теперь? В давние времена был ты деревянным молотом-колотушкой*. Теперь же тебя называют вазочкой для цветов и ты удостаиваешься чести находиться над головами благородных особ… И с людьми так же. Когда ты высоко, не должно тебе чваниться, когда ты низко, не должно тебе обижаться. Ведь и мир наш так же изменчив, как и судьба этого деревянного молота.

Молот-колотушка
Чем ты в древности был –
Камелией иль сливой?

Хайбун может описывать сцену или особое событие в описательной и объективной манере, или его действие может разворачиваться в полностью вымышленном, фантастическом пространстве. Сопутствующее хайку может иметь прямое или опосредованное отношение к прозаической части произведения и охватывать или намекать на суть того, что описано в ней.

Бродский и ворона.
… Почему-то ей захотелось почитать стихи вороне. Не просто вслух, а птица рядом на перилах, нет. Намеренно, вглядываясь в перья затылка. Пернатое сидело почти спокойно, отвернув клюв, изредка переваливаясь с лапки на лапку. Иногда казалось, что странный ритм звуков ворону вовсе не задевает, а иногда она начинала прихорашиваться вроде как к месту, по сюжету. Впрочем, откровенно перья не чистила, и на том спасибо! «Ну где тебе еще Бррродского почитают, дурррында ты моя!» — вздохнула девушка и медленно-медленно закрыла книгу. Не хотелось резким движением нарушить, расплескать и встрепенуть это что-то, такое незримое. И тут птица повернула голову. Все это время ворона смотрела на стеклянный шар со снежинками, присланный однажды девушке с одного из пяти континентов.
ветер по кронам…
глядит на меня, бескрылую,
голубь приблудный
***************************************************

Сегодня днем я брел босиком по берегу реки. По самой кромке, разделяющей две стихии. Искрящаяся на солнце прохлада воды манила к себе таинственной глубиной. Ее неспешность и размеренность наполняла необыкновенным, трепетным ощущением гармонии. Я видел как проплывают мимо украденные половодьем у деревьев прошлогодние листья, как тщетно пытаются их обогнать обезумевшие от свободы облака. Прозрачность зеркала делала картину объемной и нереальной. Торжественная тишина текущей воды смывала и уносила звуки бурлящего совсем рядом городского котла. Казалось, природа отсекла меня невидимой стеной от окружающего мира, и я остался один на один с этим весенним солнцем и голубой бездонностью неба. Я чувствовал, как меня уносит в бесконечность. Время растянуло свой незримый бег, каждая минута готова была раскрыться целой эпохой удивительных событий. И остановившееся мгновение захлестнуло меня, подкатило под самое горло пониманием, что именно в такие моменты ты по-настоящему живешь.

Мимо проплыла
Листиком в талой воде
Часть моей жизни

                Андрей Барков 

Солнце освещало сад! Ветви яблонь гнулись до земли от обилия яблок.
Изредка налетал ветерок, шевелил ветви, и  яблоки, с глухим стуком, падали на землю.
Под высокой яблоней росла молодая груша. В этом году на ней были первые плоды.
Груши были глянцевые жёлтые, как будто солнце  поселилось в плодах, медовые.
Их с удовольствием ели внуки, приехавшие на каникулы. Теперь все разъехались.
Груши облюбовали осы. Последний плод висел на ветке, наполовину выеденный ими.
Я сидела в беседке и наблюдала за осами. Они собрались в кучу и старательно искали себе местечко поудобнее.
Вдруг подул ветерок. Огромное яблоко с громким стуком упало рядом с деревцем.
Осы мгновенно разлетелись в разные стороны. Недоеденная груша осталась висеть на ветке,  истекая прозрачным соком.

уходит лето
райских плодов полон сад
одиночество
                Надежда Туманова

Почтенных лет старушка сидела на скамеечке в парке. Рядом играла  девочка лет пяти! Недавно прошел тёплый летний дождь и на асфальте, в большой луже, купались голуби! Они  хлопали  крыльями, встряхивались, а  брызги летели во все стороны.
      Вдруг девочка обернулась, увидела голубей и побежала к ним с радостной улыбкой!Голуби вспорхнули и полетели! Девочка распахнула от удивления в стороны руки  и, подняв голову вверх, долго наблюдала за ними.


время уходит
скоро в полёт и тебе
к взрослой жизни
                Надежда Туманова.
********************************************************

От автора принимается ОДНО новое произведение, написанное на русском языке, НЕ содержащее нецензурную лексику, пропаганду насилия, пьянства и наркомании, расовую, межнациональную или религиозную неприязнь.

Тема  новых  хайбунов – ЛЕТО.

Это может быть любая зарисовка о природе, людях, животных.

Принимаются также внеконкурсные произведения, написанные ранее.

ЗАЯВКА оформляется отдельной рецензией в этом посте и должна включать в себя:

- ИМЯ автора;
- НАЗВАНИЕ произведения  в кавычках, с большой буквы;
- ССЫЛКА на публикацию на авторской странице;
- АДРЕС электронной почты.

ПОДАВ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, что ознакомились с "Правилами
проведения и участия в конкурсах площадки" - http://stihi.ru/2012/02/12/12233

 ЗАЯВКИ принимаются  до 15- 20 произведений.
 ГОЛОСОВАНИЕ "народное", БЕЗ ОЦЕНОК, для участников конкурса - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ.

Победителей ждут призы:

за 1 место – 1200 с\б
за 2 место – 1000 с\б
за 3 место – 700 с\б



 Участие в конкурсе бесплатное, однако мы с благодарностью примем любую спонсорскую помощь на развитие площадки "Гуси-Лебеди" (на логин - gusilebedi1).


                *******************************
Ведущая конкурса – НАДЕЖДА ТУМАНОВА..


Рецензии
Уважаемые Авторы!
Приём произведений на конкурс "Хайбун - Лето"заканчивается 09.09.2024. в 20-00мск.

Надежда Туманова   07.09.2024 14:31     Заявить о нарушении
Приём произведений на конкурс завершён!
Всем спасибо!

Надежда Туманова   10.09.2024 11:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.