Сыновья Святослава князь Владимир - ч. 9
Князь Владимир. От язычника до Крестителя Руси.
Версия
По мотивам работ:
= «Русь. Легенда о Рюрике» - Сергей Николаевич Короп (1960)
= «Конунг» - Илья Владимирович Бояшев.(1961)
= «История династии Рюриковичей» - Александр Фокин (1988)
= Статьи из интернет – источников.
= «История войн» - Прокопий Кесарийский (между 490-507,ум.565г.)
= «Северные письма» - Ксавье Мармье (1809-1892)
= «Загадки первых русских князей» - историк Александр Сергеевич Королёв (1972)
= «Князья Аскольд и Дир» - Русская историческая библиотека,- по материалам русского историка Василия Осиповича Ключевского (1841-1911)
= «Песнь о Вещем Олеге» - Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837).
= Татищев Василий Никитич (1686-1750) «История Российская» кн.1 гл.1У Вырезка из «Повести Временных лет» о Вещем Олеге - кн.2.,гл.2.
= «Рюриковичи. Князь Олег» - Галина Феодосьевна Петреченко (1942…).
= «Русские цари. Рюриковичи. Романовы» - Борис Иванович Антонов (1941…)
= «Антаподосис» - (Воздаяние), т.5, гл.15 Лиутпранд Кремонский (920-972), средневековый итальянский дипломат, историк.
= «История» т.6.,гл.10,- Лев Диакон (950-992) - византийский писатель, историк.
= «Первый Рюрикович. Игорь Старый» Секретные материалы ХХ века.
= «Внешняя и внутренняя политика княгини Ольги» - Информарус.
= «Ольга – королева русов» - Борис Львович Васильев (1924-2013).
= «Азм Бога ведаю» - российский писатель, исследователь истории России и русского языка - Сергей Трофимович Алексеев (1952….)
= «Сказания о Русской земле» - Нечволодов Александр Дмитриевич (1864-1938).
= «Когда пал Херсонес», «Анна Ярославна – королева Франции», «Последний путь Владимира Мономаха» - Антонин Петрович Ладинский (1890-1961)
= «Князь Рюрик и его потомки» Коган Валентин Маркович (1925-2006 ), Домбровский-Шалагин Владимир Иванович (1940….)
= «Владимир Святой» - Карпов Алексей Юрьевич (1960…)
*************************************
…Писать о Крестителе Руси, Святом князе Владимире, невероятно ответственно, тем более, что подлинных исторических документов, написанных на пергаменте (тогдашнем материале для письма) от времени Владимира до наших дней, не сохранилось ни одного.
Слишком многим Русь обязана этому человеку, слишком величествен совершенный им подвиг, слишком ослепительно сияние, исходящее от его имени.
Книжники прошлого — митрополит Илларион, преподобный Нестор, многие другие, чьих имен мы не знаем, безвестные составители летописи и переписчики княжеского «Жития» — потрудились усердно, воссоздав образ Святого князя.
Недостаток сведений с давних времён неизбежно порождал легенды, которые со временем, становились всё более и более подробными и красочными, но, очевидно, всё менее и менее достоверными. Чем крупнее личность и чем громче имя — тем больше легенд возникает вокруг.
Всё же в русской истории нет более значимого имени, чем Владимир Святой. Легенды, мифы окружают почти каждый его шаг, и за этой завесой очень трудно различить действительное и вымышленное, подлинное лицо князя Владимира и записанный позднейшими красками иконописный лик.
Являясь сыном великого князя Святослава Игоревича – князя-воина, князя-завоевателя, одного из самых ярких и заметных героев первоначальной истории древней Руси, Владимир по факту своего рождения, имел полное право на княжение.
Матерью его была Малуша – ключница княгини Ольги.
//Дядей Владимира был брат Малуши, известный Добрыня, сын древлянского князя Мала, по приказу которого в 945 году был убит князь Киевский, Игорь (муж Ольги). Убит за нарушение порядка сбора дани с древлян, и такое убийство в те времена считалось в порядке вещей. В последующие годы Добрыня был наставником Владимира и главным его доверенным лицом. С 3-летнего возраста, будучи отлучён от матери, не избалованный вниманием отца своего, Святослава, не особо жалованный своей суровой бабкой, княгиней Ольгой, мальчик питал тёплые чувства к своему дяде…//
Несколько слов о Малуше:
Многое в княжеском дворе и за его пределами зависело от одного её слова, многие спешили ей угодить, искали с ней дружбы. Была Малуша тверда и исполнительна, и по мере надобности – жестока,- иначе она не была бы по нраву властной княгине. Но была она, к тому же, молода и очень хороша собой, горда и неприступна, чем и пленила Святослава…
Предание гласит о том, что в гневе княгиня Ольга выслала беременную Малушу в село Будятино за её связь со Святославом; в этом селе и родился Владимир. По обычаям того времени, в возрасте 3 лет Владимир был взят в княжеский двор и воспитывался с другими детьми Святослава. Княжичи имели разных наставников, что не способствовало особенному сближению братьев, ибо каждый из наставников соблюдал, прежде всего, собственные интересы. Отдаление братьев друг от друга сыграло негативную роль не только в их судьбах, но и отразилось на судьбе самой Руси.
Время рождения Владимира датируется примерно 960-962 годами. Впервые имя Владимира появляется в «Повести Временных лет» одновременно с именами его единородных братьев - Ярополка и Олега (те между собой являлись единоутробными братьями). А упоминаются они в связи с осадой Киева печенегами в 969 году. Все трое княжичи были ещё малыми детьми. Князь Святослав со своей дружиной в это время был вдали от Руси, совершая по просьбе Византии набег на Болгарию, "и затворилась княгиня Ольга в граде Киеве со своими внуками»...
С этого летописного сообщения и начинается распространённая биография будущего Крестителя Русской Земли...
Судьба младшего сына князя Святослава, Владимира, само событие крещения Руси тесно связано с древним городом Херсонесом.
История древнего города-полиса началась на стыке 422 и 421 годов до н.э., когда, в Карантинной бухте на юго-западном побережье Крымского полуострова, было основано греческое поселение, созданное выходцами из Гераклеи. Поселение было названо Херсонес, что с греческого значит "полуостров". В летописях Древней Руси он известен под названием Корсунь. Вскоре эллины построили ещё несколько портов в Тавриде, а Херсонес стал центром активной торговли между Грецией, Малой Азией, Северным Причерноморьем и кочевыми племенами, заселявшими тогда остальную Тавриду (скифы, тавры и боспорцы). Здесь развивалось виноградарство и ремесленничество. Хлеб город получал от оседлых скифов, выращивавших пшеницу.
Этнический состав Херсонеса был разношерстным - здесь жили греки и хазары, сирийцы, иудеи и славяне, основным и любимым занятием которых была торговля.
Город рос, был сначала самостоятельным, воевал со скифами, попал в зависимость от Боспорского царства (основано греческими переселенцами, и просуществовало с конца У века до н.э.; исчезло в У1 веке н.э.), затем вошёл в состав Римской империи (образовалась в 31г. до н.э. и просуществовала до своего распада в 476г. н.э.), переживая и периоды расцвета, и разорение, набеги и нападения соседей...
Херсонес занимал очень выгодное положение на морских торговых путях, являясь самым близко-расположенным к Понту городом северного побережья. Все корабли, которые шли с южного берега Понта или из Греции в Северное Причерноморье, пересекая Понт Эвксинский (ныне Чёрное море), должны были обязательно останавливаться в гавани Херсонеса. Но преимущества такого расположения города сказались не сразу, так как греки стали регулярно использовать прямой путь через Понт между Синопой и Херсонесом не ранее начала IV в. до н.э. Роль важного транзитного пункта морской торговли, Херсонес, сохранял и в более позднее времена.
В У веке Херсонес вошёл в состав Византийской империи (годы существования империи 395-1453г. н.э.), а в IX веке стал одной из её военно-административных областей. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне - Корсунем. Вплоть до XIII века город был форпостом Византии в Крыму.
В 988г. киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил Херсонес. Взятие города позволило Владимиру диктовать свои условия императорам Василию Второму и его брату – Константину, и жениться на их сестре, византийской царевне Анне. В сознании древнерусских летописцев захват Херсонеса неразрывно связан с крещением Руси и предшествовал распространению православия среди русского народа.
**************************************************
Владимир взошёл на престол язычником, противником христианства. Он много воевал, много занимался внутренними делами страны, вершил суд, собирал дань, сажал по городам и землям своих наместников и посадников, и достиг вершины власти. Но по прошествии 8-10 лет он превратился в христианина, приняв чужую религию, казавшуюся ему ранее враждебной; сделал шаг, который не только перевернёт его личную судьбу, но и на тысячи лет определит судьбы всего русского народа.
Внутренняя политика князя Владимира преследовала цель дальнейшего укрепления древнерусского государства:
- 980 г. – проведена первая религиозная реформа, языческая, провозгласившая Перуна верховным божеством.
//Перун – дружинный княжий бог грозы, разящий, карающий, бог оружия и войны. Его именем клялись воины Олега, Игоря и Святослава при заключении мира с греками.//
Реформа Владимира – высшая точка русского язычества. Даже при её анти-христианской направленности, она оказалась шагом на том пути, который, в конце концов, привёл Владимира к принятию христианства;
- 988г. – Крещение Руси, принятие христианства, усиление власти князя под именем единого Бога. Церковь стала силой, объединяющей народ. В этом же году была завершена административная реформа: своих сыновей Владимир поставил наместниками в города: (Ярополка – в Киеве, Олега – в Древлянской земле, Владимира – в Новгороде);
- проведение судебной реформы, принятие «Устава земляного» - свода норм устного «обычного» (от слова «обычаи») права;
- проведение военной реформы: вместо наёмников-варягов князю стали служить «мужи лучшие» из славян; Владимир укрепил южные границы системой «Змиевы валы», которые представляли из себя сплошную стену из земляной насыпи с земляными окопами и сторожевыми заставами.
При нём произошло расширение территории Руси,- были присоединены новые восточнославянские племена; укрощены вятичи в 981-982г., подчинены радимичи и хорваты в 984г.
Происходило строительство новых городов, укрепление и украшение столицы:
- в Киеве построили новую крепость, укрепили город земляными валами.
Были построены города: Белгород, Переяславль, Владимир - на-Клязьме.
Развитие культуры.
В его княжение просветители Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку; переводились книги с греческого языка, строились школы для обучения детей. Страна нуждалась в грамотных людях.
Был введен обязательный специальный налог на развитие культуры и архитектуры - десятины. В 986-989г. была построена первая церковь – Десятинная (Успения Богородицы).
При нём начала своё развитие иконопись, а также фресковая живопись - изображение на сырой штукатурке; началось масштабное каменное строительство.
Внешняя политика:
Владимиру пришлось восстанавливать державу Рюриковичей. За первые 8 лет своего правления (978-985) Владимир совершил десять больших походов.
Он воевал даже чаще, чем его отец, но в отличие от него, он не удалялся далеко от дома. Помыслы князя были связаны с Киевом.
На поле боя Владимир не показывал чудеса храбрости, но по-настоящему войны не проигрывал, а достигал своей цели как дипломат. Большинство войн, им проводимых, были связаны с воссозданием державы, либо с обеспечением торговых и политических интересов Руси. Он выступал, прежде всего, как защитник и радетель Руси, а не как завоеватель чужих земель.
В 981 году произошли первые столкновения с Польшей за приграничную Червенскую Русь, были захвачены Червень, Перемышль;
В 985 году был предпринят поход против Дунайской Болгарии и заключён мирный договор с ней. В том же году - совершены походы на Волжскую Булгарию; а Хазария была обложена данью.
В 988 – 989 годах был осаждён Корсунь (Херсонес) в Крыму; а в 991г. состоялся поход в днестровские земли против белых хорватов;
Налаживаются дипломатические контакты с зарубежными странами: в Киев приезжают послы Папы римского, а посольство Руси едет в Германию, Рим. Заключаются мирные договоры с Чехией, Византией, Венгрией, Польшей.
Принятие христианства. Причины и значение:
= Необходимость обеспечения более прочного объединения племён на основе единой религии;
= Принятие монотеистической религии (то есть веры в единого Бога) должно было усилить авторитет князя и правящего слоя;
= Социальное неравенство требовало появления новой идеологии, чтобы оправдать богатых и как-то утешить бедных надеждой на счастливую жизнь в раю;
= Новая религия должна была способствовать расширению культурного влияния на Русь более развитых стран, прежде всего Византии.
= Необходимо было развивать культуру, письменность, образование.
= Появление христианских законов: «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй» и многие другие, должны были способствовать формированию нравственных принципов населения Руси (осознанный отказ от «кровной» мести, многожёнства и т.д.)
= Необходимо было повышать международный авторитет Руси: сделать возможным создание политических союзов с другими христианскими странами путём заключения династических браков. Кроме того, необходимо было исключить Русь из ряда варварских, языческих стран…
Всё это можно было достичь с принятием Христианства на Руси, поставив страну в ряд с признанными государствами мира.
Итоги правления Владимира Святого:
В 978г. семнадцатилетний Владимир сел на Киевский престол и правил 37 лет до своей смерти в 1015г. (С 972г.- он, по просьбе новгородского посольства, стал князем Новгорода).
С принятием единой религии произошло значительное укрепление власти Великого князя.
На Руси при нём началось формирование единой идеологии.
Завершился процесс формирования государственной территории Руси — были присоединены все восточнославянские земли.
Окончательно установилась лествичная система передачи власти, то есть – от старшего к младшему в княжеском роду.
Создалась система оборонительных сооружений, крепостей на южных границах.
Началось активное развитие культуры, образования.
Произошло усиление международного авторитета Руси.
О личной жизни князя Владимира:
Язычник Владимир имел пять законных (в древней Руси т.н. «водимых») жён, и сверх того - сотни наложниц. Это без Анны, с которой Владимир соединился христианским браком в 989 году.
Насильно взятая в жёны, Рогнеда–дочь полоцкого князя Рогволода, родила Владимиру четырёх сыновей (Изяслава, Ярослава, Мстислава и Всеволода) и двух дочерей.
«ПВЛ» называет первым сыном князя Владимира - Изяслава, но есть и другие версии. Так в рассказе о смерти Ярослава Мудрого (в 1054г.) указан его возраст (76 лет). Исходя из этого, можно предположить, что родился Ярослав в 978г., т.е он и являлся первым сыном князя Владимира, а вовсе не Изяслав... Так ли?
После покушения Рогнеды на его жизнь, Владимир изгоняет её с Изяславом в Полоцк и запрещает им впредь даже появляться в Киеве и вмешиваться в его дела. Тем самым, он лишил Изяслава права считаться наследником своего отца. В дальнейшем сыновья Изяслава никогда не принимали участия в борьбе за Киевский престол после смерти Владимира.
Женой Владимира была также гречанка, вдова убитого им Ярополка, ждавшая от него ребёнка. Родившегося мальчика – Святополка, Владимир признал своим. Впоследствии он станет убийцей своих братьев, Бориса и Глеба, и войдёт в историю как Святополк Окаянный…
Всего Владимир имел 12 сыновей, а дочерей имел намного больше. Двух дочерей ему родила Анна Византийская – его единственная христианская жена.
Обилие сыновей – предмет гордости князя,- продолжение его рода. По мере их взросления он направлял их в различные отдалённые части своей земли, тем самым, распространяя на них свою собственную власть и своё собственное присутствие в этих землях.
Так: Новгород, Псков, Полоцк, Туров, Волынь, Ростов, Муром, Древлянская земля, Смоленск и далёкая Тьмутаракань, все эти старые племенные центры, изначально чуждые Киеву, были охвачены его властью...
*********************************************
...Ираклий Метафраст писал
О Херсонесе, что торговлей,
И только ею, промышлял,
(А дел других знать не желал).
О нём сегодня молвим слово.
На перекрестие путей
Располагался этот город.
Шли корабли по много дней –
Везли рабов, меха, коней…
Был Золотой Телец им Богом…
Торговый шумный Херсонес...
Коварны жители и алчны;
Наживы там довлеет пресс,
Нелёгок, видимо, их крест,
Но не желают жить иначе.
...Хазарские солончаки...
Бредут верблюжьи караваны;
Там нет ни леса, ни реки,
Торговцы, право, смельчаки:
Везут товар,- он ожидаем.
...Едва глаза «продрал» рассвет, -
Уж все стекаются на рынок...
Каких людей там только нет!
Торгуют всем, что создал свет;
И здесь успешен тот, кто прыток.
...Серебряные чаши, мех,
Янтарь и греческие ткани...
Не слышен чистый звонкий смех -
Интересуют цены всех
На живность, скот, коней, баранов.
И, копошась средь мелких дел,
Трусливо прячась в непогоду,
Ромеи не жалели тех,
Кому борьба есть их удел,-
И жили лишь себе в угоду.
...О! Сколько же нелестных слов
Нашёл Ираклий для ромеев,
В плену живущих сладких снов,
Рождая кур, а не орлов,
О небесах мечтать не смея...
...Не плакать надо, а пылать
Свечой среди ночного мрака.
А в бурю, словно дуб, стоять,
И, если надо, жизнь отдать
Как руссы – без щитов и страха.
...А небо посылало знак:
Крах предвещая мирозданья;
И плыл по небу хвост в огнях,
Всех горожан вгоняя в страх,
Их, множа горькие стенанья.
...Внутри империи мятеж.
Организатор – Варда Фока.
В границах внешних тоже брешь...
А вероломству где рубеж?
Мятежников текут потоки.
Пылают запад и восток.
В опасности Константинополь:
Падения подходит срок.
Пути, во град, отрезал флот,
Со всех сторон всё громче вопли.
В душе тревожась, василевс
С дарами обратился к князю,
Свою гордыню одолев:
«Пусть храбрый грозный русский лев
Поможет, внемля его гласу»...
Владимир обещал помочь,
Но выдвинул одно условье,
Чтоб «в ступе воду не толочь»:
«Взять Анну в жёны он не прочь;
Христианином стать готов он»...
...И согласился василевс,-
Нет выхода, увы,- другого...
И нет уж Фоки...и прогресс
Наметился; и сам процесс
Ускорил шаг пути благого...
Другой мятежник в плен попал -
Окончил жизнь свою в мученьях:
Василий жалости не знал,-
Он войско Фоки разогнал.
...И начали терзать сомненья:
«Не надо было обещать
Владимиру сестрицу Анну,-
Ошибку надо исправлять»...
Но запылал мятеж опять,
И вновь бои на поле бранном.
…Из скифских северных степей
Какой-то странный дует ветер…
Тревогой пахнет от вестей:
«Где нежеланных ждать гостей»?
Читать как явные приметы?
...И вновь в осаде Херсонес:
Сердит Владимир за молчанье.
В державе голод, бунт окрест,-
Полыни горше эта весть...
А князь торопится с венчаньем.
...Давно уж понял мудрый князь,
Что Русь в язычестве погибнет.
«Единой верою крестясь,
И Богу одному молясь,
Русь уцелеет в мире зыбком»...
...Владимир хочет стать царём,-
Помогут в этом узы брака.
И пред Священным Алтарём,
Дав клятву верности, вдвоём
Русь смогут вывести из мрака.
...И просит князь её руки
У братьев старших – василевсов...
И, нежеланью вопреки,
Их всё же убедить смогли,
Что с Русью мир – в их интересах.
...И Анна едет в Херсонес,
А с ней – священники и книги…
Видала ль где прекрасней мест?
Ей открывался мир чудес:
Уж не страшат судьбы вериги.
...Христианином стал сам князь,
А вместе с ним – его дружина;
От заблуждений отвратясь,
Он «отряхнул с сандалий грязь»,
И правил Русью. Дел лавина:
Он крестит Русь. Непросто всё;
Ему помощником Добрыня...
Где – уговором, где мечом...
Уж капища горят огнём…
Кровь, от увиденного, стынет.
...Возводит храмы и дворцы,
И для детей там строит школы:
Стране его нужны творцы...
Он вводит Русь в мир «под уздцы»,
Её готовя к новой роли.
...Вошёл в историю Руси
Он «Солнышком», и им остался.
Языческую Русь крестил,
На что ушло так много сил,-
И вот итог – «Не зря старался»!
...Нам о Крестителе Руси
Известно так мизерно мало.
И документов не найти;
Исчезли в «длительном пути»;
Святым в России стало имя.
И правил Русью князь Святой
Без малого почти полвека.
Тысячелетья стороной
Промчались быстрою стрелой,
Оставив имя человека,
Важней которого, в ней нет:
Над ним не властно даже время;
Для каждого был князь как свет,-
Он землю защищал от бед,
На плечи, взяв правленья бремя…
...Перевернуть народа жизнь
Судьба Владимиру судила.
И князя не был то каприз,-
Процесс Крещения не быстр,-
Не просто всё происходило...
...И встала Русь в ряду держав,
Известных миру и планете;
И ринулась вперёд стремглав.
Народ – противоречий сплав:
Он всех загадочней на свете...
*************************************
Желающим более подробно прочитать о князе Владимире даю ссылку:
«Князь Владимир – язычник» - «Крещение Руси» часть1 - http://stihi.ru/2020/01/11/8815;
«Князь Владимир – христианин» - «Крещение Руси» - часть П
http://stihi.ru/2020/01/14/9198
Продолжение следует:
Свидетельство о публикации №124080905913
С уважением
Евгений Деденко 03.12.2024 04:14 Заявить о нарушении
Евгения Грекова 2 03.12.2024 19:35 Заявить о нарушении