Совершенно откровенно 140

Достоевский решил не просто создать роман с главным положительным героем – он задумал показать, каким должен быть идеал: человек, обладающий христианским – и даже не мышлением, но сознанием.

Именно такой была задумка Достоевского. Недаром, в черновиках, князь Мышкин именуется «князь Христов», а некоторые эпизоды романа, определённо, напоминают Евангельские.

По задумке Достоевского, главный герой романа является не просто воплощением христианской добродетели, а даже олицетворением сами понимаете, Кого.

То есть, христианское сознание князя Мыщкина – это, даже, как минимум, а не как максимум.

Но обладающий мастерской способностью формулировать и демонстрировать самые тёмные и страшные порывы человеческих желаний и поступков, умеющий выворачивать наизнанку причины самого сокровенного людского зла, Фёдор Михайлович оказался абсолютнейшим профаном в понимании, а следовательно – в изображении противоположного.

Я не говорю ни слова о том, хорош роман «Идиот», или плох, как никогда не пытался принизить талант Пушкина или Достоевского. Но знаток тьмы имел очень смутные представления о том, как выглядит христианское сознание и что оно такое, вообще.

Даже обладающий зачатками христианского сознания человек – это могучий объект, заряженный доброжелательностью. Он, действительно, обладает смирением, но перед Богом, а не перед злом. И он отлично понимает, что проповедовать что-либо тем, кто не может это воспринять – абсолютная глупость, а реальность изменяется действием.

Он не рассуждает о том, что есть истина – он стремится её создавать, пусть в локальном пространстве, но в реальном времени и месте. И ведь иногда – это у него действительно получается. 

Но Достоевский не мог знать этих деталей, поскольку сам не обладал христианским сознанием, а лишь христианским мышлением, помноженным на своё неиссякаемое воображение. Поэтому его создание – князь Мышкин, «князь Христов», находится не только вдали от реальности, но очень далек и от подлинных смыслов Нового Завета.

Это не кощунство, но очевидная профанация, когда желание не совпало с возможностями, ввиду полного незнания предмета. Но самое главное – в другом.

Князь Мышкин может вызывать сочувствие, жалость, одобрение, всё, что угодно, кроме желания самому стать князем Мышкиным, который в финале, превращается в настоящего идиота, не выдержав жестокости этого мира, не сотворив, при этом в своей жизни ничего стоящего. Кто в здравом уме изъявит желание быть таким «идеалом»?

Вот стать демоном, который летает, где хочет, творит, чего захочет и никто ему не указ – это совсем другое дело.

А ведь на самом деле, человек, обладающий не зачатками, а христианским сознанием в полной мере, является весьма мощной, а главное - притягательной фигурой: это уже тот, кто, фактически, стоит перед воротами Царства Небесного – здесь, на земле.

А значит, имеет возможность пойти дальше, ибо «Царство Небесное – силою берётся», а не показным бессилием «Идиота», в образе которого Достоевский, подобно Пушкину и Толстому, лишь продемонстрировал своё полное непонимание сути Евангелия, а не создал христианский идеал.


Рецензии