Болезнь Суллы Загадка смерти римского диктатора
Кратковременная диктатура Суллы (82—79 гг. до н. э.), утвердившаяся после ожесточённой гражданской войны между Суллой и его соперником Марием, действительно способствовала трансформации Римской республики в империю
Благодаря античной традиции исторический образ Суллы стал литературным, в известной степени мифологизированным. С одной стороны, Сулла — великий человек, успешный полководец и политик, сделавший головокружительную карьеру. С другой — личность, преисполненная самых низменных пороков, узурпатор и тиран, циничный убийца.
В античной традиции жизнь Суллы представляется яркой и незаурядной, насыщенной удивительными событиями, полной загадок. Одним из самых загадочных моментов биографии Суллы является его смерть, вызванная какой-то странной неизлечимой болезнью.
«Болезнь Суллы» представлена античными авторами как необычный и редкий недуг, почти не поддающийся точному диагнозу. Можно утверждать, что недуг диктатора — один из самых редких случаев в истории античной медицины.
Из античных авторов подробнее всех о болезни Суллы сообщает греческий биограф Плутарх (II в. н. э.), автор «Сравнительных жизнеописаний» знаменитых греков и римлян. По его рассказу, Сулла давно страдал каким-то таинственным недугом, который чрезмерно обострился под конец его жизни, что Плутарх как моралист напрямую связывает с приходом Суллы к власти и его нравственной деградацией. Он изображает Суллу глубоко противоречивой личностью, имеющей и великие достоинства, и низменные пороки. Преследуя дидактические цели, Плутарх старается искать у героев своих жизнеописаний как положительные, так и отрицательные черты, оценивая их деятельность через призму морально-этической красоты того или иного поступка. Именно поэтому созданный Плутархом образ диктатора является крайне неоднозначным. Как отмечает один западный исследователь, «Плутархов Сулла — это зловещий персонаж, жестокий и испорченный, но также грандиозный и являющий пример удивительной судьбы…» . Он «появляется как личность, вдвойне вовлечённая в план римской истории. С одной стороны — своей причастностью к истории политической и к величию римской истории. С другой — неумением контролировать свои страсти, своей жестокостью и неумеренностью; очевидны … те серьёзные недостатки, какие Плутарх отмечает у других великих римских фигур» . Биограф показывает, что именно тиранические действия Суллы дали волю его страстям и вызвали обострение его давней болезни.
В интерпретации моралиста Плутарха биография Суллы превращается в назидательную историю о великом человеке, которого погубили собственные противоречия и вызванная ими нравственная деградация.
Плутарх имел все основания, чтобы прийти к таким выводам. Личная жизнь Суллы всегда была скандальной и бурной. Ещё в молодости он приобрёл славу человека испорченного, любителя шутов и мимов (Plut. Sulla, 1—2). Историк Саллюстий (I в. до н. э.) писал об этом: «На досуге он любил предаваться роскоши, но плотские радости никогда не отвлекали его от дел; правда, в семейной жизни он мог бы вести себя более достойно» (Bell. Iug. 95, 3). Сулла был три раза женат, пока, наконец, не женился в четвёртый раз на известной патрицианке Цецилии Метелле, дочери великого понтифика, которая имела хорошую репутацию; в это время ему было уже около 50 лет. После смерти Метеллы (79/78 г.), которой он «угождал всегда и во всём» (Plut. Sull., 6), Сулла спустя несколько месяцев после грандиозного траура сочетался пятым — и последним — браком с уже разведённой Валерией, сестрой оратора Квинта Гортензия, видного приверженца Суллы (Plut. Sull., 35). Именно с этим событием Плутарх связывает обострение болезни диктатора:
«Впрочем, и поселив Валерию в своём доме, он не отказался от общества актрис, актёров и кифаристок. С самого утра он пьянствовал с ними, валяясь на ложах. Ведь кто в те дни имел над ним власть? Прежде всего, комический актёр Росций, первый мим Сорик и изображавший на сцене женщин Метробий, которого Сулла, не скрываясь, любил до конца своих дней, хотя тот и постарел.
Всё это питало болезнь Суллы, которая долгое время не давала о себе знать, — он вначале и не подозревал, что внутренности его поражены язвами. От этого вся его плоть сгнила, превратившись во вшей, и хотя их обирали день и ночь (чем были заняты многие прислужники), всё-таки удалить удавалось лишь ничтожную часть вновь появлявшихся. Вся одежда Суллы, ванна, в которой он купался, вода, которой он умывал руки, вся его еда оказывались запакощены этой пагубой, этим неиссякаемым потоком — вот до чего дошло. По многу раз на дню погружался он в воду, обмывая и очищая своё тело. Но ничто не помогало. Справиться с перерождением из-за быстроты его было невозможно, и тьма насекомых делала тщетными все средства и старания» (Plut. Sull., 35).
По античным источникам, Сулла был вполне здоровым человеком, так как вёл активную государственную и военную деятельность, участвовал в битвах, писал мемуары. Наконец, как указано выше, Сулла был известен развратным образом жизни. Такую деятельность не может вести безнадёжно больной человек. Так что есть все основания считать, что таинственный недуг диктатора развивался постепенно и обострился лишь к старости.
По рассказу Плутарха, Сулла с молодости страдал каким-то кожным расстройством лица — очевидно, разновидностью дерматита: «Все черты внешнего облика Суллы переданы в его статуях, кроме разве взгляда его светло-голубых глаз — тяжёлого и проницательного — и цвета его лица, который делал ещё более страшным этот и без того трудно переносимый взгляд. Всё лицо его было покрыто красной неровною сыпью, под которой лишь кое-где была видна белая кожа» (Plut. Sull., 2). Когда во время Митридатовой войны Сулла осаждал Афины (86 г.), многие афиняне смеялись над его цветом лица, называя его «присыпанным мукой» и добавляя к этому насмешки над Метеллой; это обстоятельство якобы стало косвенной причиной последующей жестокой расправы полководца над афинянами (Plut. Sull., 2, 13—14). Впоследствии афиняне вынуждены были учредить в честь него государственный праздник Силлеи и воздвигнуть ему публичную статую. [3, с. 307]. Греческий автор II в. н. э. Павсаний в своём «Описании Эллады» в связи с этим писал, что фтириазис был послан Сулле в наказание за содеянные в Афинах злодейства (Pausan. I, 20, 7). Победив Митридата и умиротворив Восток, Сулла вернулся в Афины (конец 85 г.), где «его стало мучить болезненное оцепенение и слабость в ногах» (подагра?), поэтому он переехал в город Эдепс на о. Эвбея и лечился там целебными горячими источниками (Plut. Sull., 26). Этот факт упоминает и Страбон в своей «Географии» (X, 1, 9). Это лечение, с.41 видимо, было успешным, так как вскоре Сулла возобновил активность. Прибыв в 83 г. в Италию, Сулла вступил в гражданскую войну. Разгромив близ Капуи консула-марианца Гая Норбана, он «воздал благодарность Диане, богине, которой была посвящена эта местность.
После этого болезнь Суллы упоминается лишь в связи с её обострением после брака с Валерией, т. е. в период 79/78 гг. Возможно, проблемы со здоровьем оказали определённое влияние на решение Суллы отказаться от власти и удалиться на «добрый досуг» (otium post negotium). Аппиан Александрийский писал об этом: «Мне кажется, Сулла пресытился войнами, властью, Римом и после всего этого полюбил сельскую жизнь»
Аппиан пишет, что после отставки Сулла проводил время в сельском уединении, развлекаясь рыбной ловлей в своём поместье в Кумах: «Он находился ещё в цветущем возрасте и обладал полным здоровьем» (App. BC. I, 104). Это утверждение, однако, противоречит данным других источников, которые представляют смерть диктатора именно как результат обострения его давней болезни.
О смерти Суллы подробнее всех сообщает тот же Плутарх: «Сулла не только предчувствовал свою кончину, но даже писал о ней. За два дня до смерти он завершил двадцать вторую книгу “Воспоминаний”, где говорит, будто халдеи предсказали ему, что, прожив прекрасную жизнь, он умрет на вершине счастья. Там же Сулла рассказывает, что ему явился во сне его сын, умерший немного раньше Метеллы. Дурно одетый, он, стоя у ложа, просил отца отрешиться от забот, уйти вместе с ним к матери, Метелле, и жить с нею в тишине и покое. Однако Сулла не оставил занятий государственными делами. Так, за десять дней до кончины он установил в Дикеархии [греческая колония в Кампании] мир между враждовавшими сторонами и на будущее написал для её жителей закон об управлении городом.
Аппиан представляет смерть Суллы как лёгкий и счастливый конец: «Сулла, проживая в своём поместье, видел сон. Ему приснилось, что его уже зовёт к себе его гений. Тотчас же, рассказав своим друзьям виденный им сон, он поспешно стал составлять завещание, окончил его в тот же день, приложил печать и к вечеру заболел лихорадкой, а ночью умер, будучи шестидесяти лет. Это был, по-видимому, как показало и его имя, счастливейший человек во всём до конца своей жизни, если считать счастьем для человека исполнение его желаний» (App. BC. I, 105).
Плиний в «Естественной истории» пишет, что Сулла был жесток, но его кончина стала ещё более жестокой (Plin. VII, 134, 137). Описание Плиния очень кратко: «Диктатор Сулла был пожран фтириазисом, когда из самой крови человеческой родятся гложущие тело твари» (Phthiriasi Sulla dictator consumptus est, nascuntur in sanguine ipso hominis animalia exesura corpus — Plin. XXVI, 138).
Историк IV в. н. э. Аврелий Виктор в своей книге «О знаменитых людях» (75, 11) кратко упоминает, что после отставки Сулла «удалился в Путеолы и умер от болезни, называемой вшивой».
В целом античные авторы называют причиной смерти Суллы то ли спазм, то ли какой-то кризис из-за обострения «вшивой болезни» — фтириазиса (;;;;;;;;;;, phthiriasis). Особняком стоит только рассказ Аппиана, который считал Суллу здоровым и умершим от непродолжительной лихорадки. Объединяет все эти рассказы то, что они изобилуют различными деталями (вещие сны, жестокая расправа над Гранием), которые свидетельствуют о необычном характере «болезни Суллы» и его смерти. История с Гранием должна была показать, что Сулла и перед смертью не отказался от своей легендарной свирепости, а упоминание про вещий сон — что он был великим человеком и действовал по воле богов.
А за день до кончины ему стало известно, что Граний, занимавший одну из высших должностей в городе, ожидая смерти Суллы, не возвращает казне денег, которые задолжал. Сулла вызвал его к себе в опочивальню, и, окружив слугами, велел удавить. От крика и судорог у Суллы прорвался гнойник, и его обильно вырвало кровью. После этого силы покинули его, и, проведя тяжёлую ночь, он умер…» (Plut. Sull., 37). Историю с Гранием приводит римский автор Валерий Максим, живший раньше Плутарха, однако по его рассказу Сулла умер от какого-то спазма — о фтириазисе не говорится ни слова (Val. Max. IX, 3, 8).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Луций Корнелий Сулла действительно страдал какой-то опасной хронической болезнью (или набором болезней), которая имела специфический характер и постепенно прогрессировала, пока, наконец, не привела к летальному исходу. Данное обстоятельство искусно использовали приближённые диктатора, создав миф о необычной «болезни Суллы», который, согласно традициям древности, свидетельствовал о божественности диктатора, его особой исторической роли.
А. С. Мартынов
Донецкий Национальный университет
Исторический факультет
Фтириаз (лобковый педикулез; лат. Pediculosis pubis, Phthiriasis) — энтомоз, паразитарное венерическое заболевание кожи вызываемое лобковой вошью.
Этиология
Возбудитель — лобковая вошь Phthirus pubis (род Pthirus, семейство Pthiridae, отряд Phthiraptera, класс Insecta, тип Arthropoda, царство Animalia). Размеры самца около 1 мм, самки — 1,5 мм. Питается паразит кровью человека, часто с небольшими перерывами, объём разового кровососания составляет 0,1 мг, продолжительность голодания — до 12 часов.
Лобковая вошь может передаваться от больного партнёра здоровому, перебираясь по лобковым волосам во время полового контакта. Также заражение может происходить через постельное и нательное белье во время сна в одной постели. Часты случаи заражения в банях, саунах, бассейнах.
Лечение
Дифференциальный диагноз при появлении пятен следует проводить с тифозной розеолой, сифилисом.
Лечение лобкового педикулёза на сегодняшний день проводится аэрозолями, содержащими пиретрин, который обладает нейротоксичностью для лобковых вшей. Препарат распыляют равномерным слоем над всей пораженной поверхностью, далее после экспозиции (30 мин — 1 час) проводится туалет с мылом под проточной водой.
Свидетельство о публикации №124080705074