Ад Родена открыт для посетителей
Над деталями «Врат ада», преимущественно женскими телами, Роден поручил работать своей ученице, музе и возлюбленной — Камилле Клодель, которая была представлена мастеру в 1880-ых, а бурная, всепоглощающая страсть к которой только начала разгораться, добавляя скульптуре адских эмоций.
Одним из наиболее талантливых учеников и помощников Родена стал Антуан Бурдель, который не только восхищался талантом Мастера, но и часто высказывал обоснованные сомнения по поводу его работ. Так именно Бурдель предложил убрать руки, мешающие целостному восприятию статуи Бальзака. По легенде именно Бурдель однажды повесил свою мокрую шляпу на один из выступов барельефа «Врат ада». В ответ на этот, наполненный скрытым смыслом жест критики, Роден не промолвил ни слова, не попросил убрать шляпу, вероятно внутренне согласившись с молчаливым приговором его грандиозному творению.
Стоило ли долгие годы терпеть душевные страдания и затратить столько физических сил, чтобы создать дверь, которая воспринималась окружающими не более, как вешалка! Роден получил этот заказ от государства, но для него эта работа стала возможностью освободиться от внутренних мук, воплотив многочисленные образы, терзающие его воображение.
В течение первых семи лет работы над проектом Роден получил 27 500 франков из 30 тысяч, ассигнованных на оплату заказа. Кроме того, государство купило у него великолепные бронзовые статуи «Адам» и «Ева», которые он собирался поместить по обеим сторонам от «Врат ада».
Теми не менее Роден не успевал закончить врата к 1895 году, планируемой дате открытия музея. Тема, подсказанная «Божественной комедией» Данте, вызвала в воображении Родена такое бушующее пламя образом, какое даже он, великий художник, не смог обуздать, подчинить своей воле и направить в творческое русло.
«Врата ада переполнены шедеврами», — заявлял всюду Бурдель, возможно, чтобы загладить вину за бестактную выходку со шляпой. Весь Париж оживленно обсуждал эту работу Родена, споры не умолкали. Во второй половине дня, когда публике был открыт доступ в мастерскую скульптора, поток посетителей не иссякал.
Широкой публике «Врата ада» впервые были продемонстрированы по совету Министра изящных искусств Турке в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Французское правительство предоставило Родену отдельный павильон, в котором, помимо портала было представлено 136 скульптур и несколько незаконченных работ. В предисловии к каталогу выставки критик Арсен Александр сравнивал Родена с Рихардом Вагнером, также не сразу нашедшим ценителей своего таланта. По свидетельству Жюдит Кладель, посетители выставки восклицали: «Но работа еще не закончена!» — на что Роден спокойно отвечал: «А готические соборы — разве они завершены?»
Между тем в 1903 году, через 23 года после того, как был сделан заказ, терпение Министерства изящных искусств иссякло. Скульптору было выдано, помимо аванса, 35 тысяч франков на отливку статуй в бронзе. Министерство потребовало представить законченное произведение не позднее 1904 года, о чем не могло быть и речи. У Родена пропало желание продолжать работу: скульптору заказывали входную группу, то есть дверь, незаметно переросшую в фундаментальный монумент. В качестве компромисса с заказчиком Роден вернул аванс и деньги на отливку статуй, а свое незавершенное детище оставил у себя. Министерство изящных искусств было вполне удовлетворено.
Через какое-то время правительство отказалось не только от самой идеи входной группы в музей, но и строительства музея в целом. На предназначенном для него участке в 1900 году открыли железнодорожный вокзал по направлению Париж — Орлеан. Через 40 лет движение поездов с вокзала практически прекратилось, здание в итоге сохранили, и, наконец, в декабре 1986 года в его стенах открылся Музей изобразительных искусств Орсе. В настоящее время гипсовый слепок портала экспонируется в музее Орсе, то есть «Врата ада» находятся сейчас на том самом историческом месте, где и предполагалось построить музей декоративных искусств, входной группой которого они должны были явиться.
Позже «Врата ада» были помещены в часовню при Музее Родена. И только в 1938 году они были, наконец, отлиты в бронзе и установлены у стены при входе в сад Музея Родена. В настоящее время полноразмерные отливки «Врат Ада» и фигуры портала, ставшие отдельными полноценными скульптурами, хранятся в разных музеях и частных коллекциях по всему миру.
Два гипсовых слепка «Врат Ада» хранятся в Париже, в музее Родена и в музее Орсе.
В 1925 — 1945 годах французский литейщик Эжен Рюдье отлил четыре экземпляра «Врат». Ещё четыре экземпляра были созданы после 1977 года плавильней Кубертена. Бронзовые отливки в настоящее время представлены в Музее Родена (Париж), Музее Родена (Филадельфия), Национальном музее западного искусства (Токио), Кунстхаусе (Цюрих), Центре искусств Кантора (Стэнфорд), галерее Родена (Сеул) и Музее Сумайя (Мексика). В 2016 — 2017 годах в Музее Родена в Париже проходила выставка «Ад по мнению Родена», на которой было представлено около 170 работ (включая 60 рисунков), посвящённых созданию портала.
Свидетельство о публикации №124080704510