Веласкес. Игра и достоинство

Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599—1660). Король испанской живописи периода барокко и придворный королевский художник. Его полотна – тонкое удовольствие для знатоков и радость для непосвящённых. Игра и переливы внутри одного цвета, сдержанная озарённость, чувство меры, свободные моделирования форм, знание натуры, пластика жеста и движения, свобода и плавная лёгкость мазка. И при этом – пульсирующая энергия, заражающая нас чувством жизни.

Острый взгляд Веласкеса улавливал самые сложные эмоции, отношение к миру каждого из его героев. Пронзительная точность отличала его и в передаче световоздушной среды. Он, конечно, обладал виртуозным мастерством, этот великий испанец. Волшебник оттенков, один из первых мастеров валёрной живописи, художник использовал технику «тенебризма», чтобы создать ощущение глубины и трёхмерности. И всё это без надрыва, не напоказ и с огромным внутренним достоинством.

Хотя вот Сальвадор Дали, весь устремлённый напоказ и ни движения не сделавший без надрыва, всюду ставил Веласкеса на первое (или одно из первых, точно не помню) место в числе своих учителей, а как художник, если убрать все фиоритуры его "сюр", он очень многое от воспринял именно от Веласкеса: та же свобода движений кисти, та же точность и лёгкость мазка, та же непрерывность линии рисовальщика, та же верность детали. Знал бы Веласкес, что три столетия спустя его уроки будут использованы для изображения скелетов, фекалий, чудовищных монстров и т. п! Впрочем, ведь и не только этого, но и неба, и времени, и красоты (дон Сальвадор был всеяден).

Диего Веласкес родился в Севилье то ли в мае, то ли в июне месяце 1599, взял фамилию своей матери, поскольку его дедушка и бабушка были иммигрантами из Португалии. Талант к искусству проявился в самом раннем детстве, после чего он поступил в ученики к Франсиско Пачеко, а потом женился на одной из его двух дочерей. Как все талантливые люди, он ушёл далеко от своего учителя.

В 1622 году в Мадриде Веласкес был представлен ко двору. Впоследствии, когда получит место придворного живописца короля, он создаст более 30 портретов Филиппа IV. Часто рисовал и молодого принца по имени Бальтазар Карлос Габсбург, принц Астурийский. Тогда это никого не смущало и открывало бескрайние возможности для творчества. И Веласкес сразу вырос как живописец. Видимо, художники умели не терять своего лица даже и при дворе. Это впоследствии у многих и личность, и всё их мастерство деформировалось в сторону угодливости. О чувстве его собственного достоинства можно судить по его автопортрету из галереи Уффици.

С 1647 по 1651 гг Веласкес работал над полотном «Венера перед зеркалом», где, как говорят, изобразил первую обнажённую в испанской живописи. Убеждена, что это не так, просто предшественники не были столь знамениты.

За четыре года до смерти он создаёт бессмертный и ни на что не похожий шедевр – «Менины» (иначе говоря, Фрейлины), 1656 год. Полотно прославилось многомерной композицией, интересными источниками света и тени, прихотливым авторским расположением персоналий, неоднозначно поданной реальностью. Сцена при дворе Филиппа IV. Король и королева отражаются в зеркале на заднем плане. В центре – юная инфанта Маргарита в окружении фрейлин, или «менин». У холста сам Веласкес.

Воспринимать можно как своего рода игру, размышление о природе искусства, о роли художника. «Менины» – безусловный шедевр Золотого века Испании, жемчужина коллекции Прадо в Мадриде.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →