Совершенно откровенно 139

В русской литературе не слишком много положительных персонажей, и даже те, которые кажутся таковыми – зачастую, ими не являются. Я давал свою интерпретацию отца и сына Дубровских из одноимённого романа, где показывал, что не всё, что кажется – таким окажется.

Но подобное – не зайдёт, поскольку не слегка меняет смысл романа, а полностью заменяет его на противоположный, где конкретное зло, которое уничтожило старика Дубровского, он же сам и породил. А оставшаяся часть этого зла, порождённого отцом, пала на сына, исковеркав, а фактически – уничтожив его судьбу, и, наверняка, его самого тоже.

Понимал ли это сам Пушкин? Думаю, что нет. Но очень многое в мире происходит вне нашего понимания – включая то, что мы сами творим и сотворяем. Однако, не только для происходящего, но и для уже произошедшего, человеческое сознание находит наиболее выгодную для себя интерпретацию, а не ту, что соответствует реальности.

Отрицательных персонажей в русской литературе не просто много, но они настолько ярко, колоритно и притягательно прописаны, что, нередко, начинают восприниматься в положительном ключе.

Исключительно редкостная и невероятно заземлённая тварь, главный персонаж романа «Герой нашего времени», официальной критикой характеризуется как «харизматичный, сдержанный, интеллигентный прапорщик, очень обаятельный и тактичный,  из-за большого жизненного опыта не особо заинтересованный в сентиментальности человек».

Разве не притягательный образ? Да ещё если добавить в него «бури душевные» бушующие в печоринской груди – получается просто идеальный человек, подтверждающий «великую» и так любимую многими «истину»: «Не мы такие – жизнь такая».

Да это ещё ладно – сам «Демон» предстаёт в очень притягательном образе и виде: такой, страдающий, тонко чувствующий индивид, волею судеб оказавшийся на стороне зла исключительно из-за стечения обстоятельств и высокой духовности своей натуры.

А на самом деле – он хороший и очень хочет измениться, и жизнь свою изменить в лучшую сторону. И даже к Тамаре входит не иначе, как: «С душой открытой для добра», хотя, это, безусловно, абсолютно нелепое утверждение по отношению к демонической сущности.

Но, фактически, это «Герой нашего времени» 2, совпадающий с первым даже в том, что оба способствуют преждевременному уходу из жизни молодых девушек. Но это всё подано в таком ракурсе и на таком эмоциональном подъёме, который затмевает и нивелирует все нелицеприятные факты.

На этом ярком, выпуклом, мощном демоническом фоне, ангел Божий – антагонист демона, прописан чрезвычайно неубедительно. Более того – он предстаёт каким-то фееричным недоумком, который явно не понимает, кого он пытается отговорить от совершения нехорошего поступка.

И, в конце концов, так и не отговорив, грустно удаляется, оставив несчастную девушку на растерзание.

И даже его победа над демоном в борьбе за душу девушки – это посмертная победа. А в их первом противостоянии – торжествует демон, из чего подсознательно делается вывод, что в реальной жизни всегда побеждают силы зла.

А почему происходит именно так – и об этом нам расскажет товарищ демон, отвечая на вопрос Тамары: «А Бог?» - весьма убедительно: «На нас не кинет взгляда: Он занят небом, не землёй»

Так что отрицательные персонажи русской литературы не только многочисленны, но ещё созданы с любовью и со знанием предмета. Чего нельзя сказать о персонажах положительных – даже о тех, чья положительность, в принципе, несомненна.


Рецензии