У черта на куличках

У черта на куличках
                              Чередниченко Вера.
Предисловие.
                   Приоритеты мест для путешествий у каждого человека свои и зависят они, на мой взгляд во-первых, от присутствия в человеке духа авантюризма, который задаёт  тон его жизни, во-вторых , состояния "замороженности" тела . Мой приятель  пенсионного возраста,  проработавший всю сознательную жизнь на нефтедобыче в районах Крайнего Севера и живущий ныне в южном городе на берегу Азовского моря, с декабря по март ежегодно уезжает в Тайланд. Ему нравится жара, теплое море, полуголый вид. Северяне, приезжающие в отпуск в Сочи, тоже кайфуют от жары. Я же, родившаяся в Сибири, но живущая в Сочи уже более сорока лет, с возрастом всё хуже переношу жаркий морской климат. И мне хочется в летние месяцы уехать в прохладу или даже холод.
                   В этот раз я выбрала  июльский тур Норильск- Дудинка- Плато Путорано-Диксон. Несмотря на свои семьдесят, во мне продолжает жить юношеская романтика. Вспомнилась песня советских времён покорения Севера, песня моей юности на слова Михаила Пляцковского , музыка Марка Фрадкина: 
"Поёт морзянка за стеной весёлым дискантом
Кругом снега, хоть сотни вёрст исколеси
Четвёртый день пурга качается над Диксоном
Но только ты об этом лучше песню расспроси..." 
                    Ну, и уж больно необычное звучание - Плато Путорано. Это название я услышала в молодые годы от друга моего мужа, биолога-охотоведа, любителя путешествий по нашей стране. Название  и его рассказы об этих местах впечатлили меня и "запали"! 
                    Подготовку к туру начала заранее: в феврале купила авиабилеты, подключила в телефоне информацию о погоде в Норильске и на Диксоне. Поняла, что с учётом каждодневного маршрута тура, надо основательно продумать гардероб, а значит и купить необходимые вещи. В таком шопинге для меня есть особая прелесть: подготовка к путешествию - это ещё одно путешествие!
                ...21 июля 2024 года. Как я и предполагала, в Сочи сумасшедше жаркое лето: + 34 в тени! И это при морской то влажности! Настоящая парная баня!  Прелесть жизни - в контрастах! Я улетаю на Таймыр, где ночью температура воздуха +5, днём +15. 

     Глава первая. Дудинка.
                     Перелёт Сочи-Норильск. Трансфер в Дудинку. Холодный северный ветер освежает мозги и тело. Восхищает простор, ровная линия горизонта, обилие низкорослой зелени.   Отдельные гольцы-поляны нерастаявшего снега- напоминают о суровости края. 
                   Чуть меньше часа и я в Дудинке. Заселяюсь в гостиницу. Маленький одноместный номер со всеми удобствами. Голова слегка чумная, сказывается ночной перелёт, очень хочется спать и именно в горизонтальном положении. По программе тура встреча с гидом в 14:50 и я с огромной радостью падаю в  кровать. К назначенному времени с просветленной головой, да ещё и пообедав, состоится моё знакомство с группой и городом. Группа- восемь человек, семь женщин и один мужчина. Все молодые, но уже много где побывавшие. Отправляемся на знакомство с городом.
                      Экскурсия пешеходная. Площадь города – около 10 км;. Дуди;нка — город районного подчинения в Красноярском крае России,  с особым статусом Таймырского Долгано-Ненецкого района. Население около 20 тыс.  Дудинка была основана в 1667 году — в годы царствования Алексея Михайловича Романова, мангазейским стрельцом пятидесятником Иваном Сорокиным. В Дудинском зимовье в XVIII веке останавливались участники Великой Северной экспедиции Харитон Лаптев, Семён Челюскин, Фёдор Минин.
                       Город расположен на правом берегу Енисея, в 1 989 км по реке к северу от Красноярска,  географически выше 69 градуса широты, то есть за полярным кругом. Полярный круг проходит по 66 параллели.  Территория вечной мерзлоты! Из-за этого все городские коммуникации проложены на поверхности: толстые трубы, изгибаясь п-образно, "перешагивают" дороги, улицы.  По-первости это слегка шокирует, поскольку город кажется какой то заводской территорией. Но через короткое время этого уже не замечаешь. Город чистый, мусора на улицах нет. Бордюры проезжей части и тротуаров покрашены белой краской. Дома многоэтажные, почти все девятиэтажки,  панельные, кирпичные. Стоят дома на сваях, но сваи  прикрыты. Почти в каждом доме на первом этаже продовольственные магазины, что удобно в зимние морозы и пургу- недалеко бегать за продуктами.  Нового строительства не ведётся в городе уже более 30 лет. Но то, что построено в предыдущие годы поддерживается в порядке. Фасады домов выкрашены в яркие, но гармонично сочетающиеся цвета. От этого город кажется теплым и  веселым. Не увидела я частного сектора, ветхого жилья. Его здесь просто нет, как и нет понятия "дача". Здесь народ не возделывает свои огороды и участки, а просто работает на производстве.  Зелень представлена разнотравьем , кустарниками и елями.
                       Дудинка - город-порт. Вдоль береговой линии стоят  мощные краны, похожие на огромных журавлей. Дудинка, как и весь Норильский промышленный район, не имеет наземного сообщения (железной дороги или автомобильной трассы) с материковой частью России. В зимний период действуют автозимники в Тухард и Мессояху. Но между аэропортом Алыкель (44 км) и Норильском (96 км)проложена самая северная в мире железная дорога и автомобильное шоссе А382 , которые и связывают Дудинку с Норильском.
                       На высоком берегу Енисея  площадь Ленина и, как в любом городе советского периода, возвышается памятник Ленину. Рядом  красивое здание городского краеведческого музея. Наш путь лежит туда.  
                       Здание выполнено в стиле модерн, вписалось в это место. Внутренняя отделка здания из камня. Сказать, что музей хороший, это не сказать ничего.  Всё заботливо обихожено. Экспозиции музея расположены на трех этажах. информативно наполнены, документы истории города представлены многочисленными оригиналами. В 2012 году в таймырской тундре был найден уникальный скелет мамонтенка. Мамонтенок Женя, названный так в честь мальчика Евгения Салиндера, обнаружевшего его, стал бесценным экспонатом музея. Красочны экспозиции национальных одежд народов Севера , жилища коренных народов Таймыра:  нганасанов, долганов, ненцев, энцев, эвенков. В одном из залов я подошла к высокой витрине, за стеклом которой три человеческих фигуры в национальных одеждах. Какой то холодок пробежал по моей спине! Оказалась, это экспозиция  "Шаман". Жил в этих краях потомственный шаман, сказитель, исполнитель иносказательных песен и других жанров нганасанского фольклора Тубяку Костеркин. 
                       На втором этаже музея нас ждал сюрприз - одетые в яркие почти дедморозовские костюмы "воевода"Таймыра и его помощница. Всем вручили памятные грамоты и значки. Текст грамот умиляет:" Грамота Сия выдана гостье бесстрашной Чередниченко Вере Александровне, каковая в лето 2024 года блага южные теплые презрела, хОлода, ветров и дождей не убоялась, Северный Полярный круг преодолела, дабы побывать в краю Таймырском, Дудинку древнюю, да корабли , бороздящие воды  Студеного моря,  увидеть и поклониться древней крепости Мангазейской, да памяти людей, открывших эту землю.  Мангазейской воевода." Фото на память. Трогательно и приятно! 
                      После музея все пошли гулять по городу, а я вызвала такси( в Дудинке это тоже делается просто!) и попросила прокатить во всему городу. Беседа с местным человеком  часто бывает интересно  информативной на бытовом уровне, то есть узнаешь то, что экскурсоводы и не расскажут. Да, северяне алкоголь пьют и активно. Очень много пьющих женщин. Рожают по 5-6 детей, получают государственную дотацию. Этого хватает на примитивное существование. Водитель раскрыл секреты копчения рыбы, завез  в магазин, где самая вкусная рыба: таймень, налим, муксун, омуль.  Я ,конечно, взяла вяленую корюшку и бутылочку пива. Вечер удался!  
                     Проснулась в 2 часа ночи- это по часам. А за окном день - светло!  Мой телефон потерял ориентир о времени восхода и заката: показывает одно и тоже время - 7:00 ! И это потому, что для города характерны полярная ночь и полярный день. Полярная ночь в городе наступает 30 ноября и продолжается 45 суток до 13 января. В этот период светлое время дня составляет всего 2 часа: с 12 до 14. Солнце даже в этот промежуток времени не появляется над горизонтом. Полярный день начинается 19 мая и длится 68 суток до 25 июля. Я захватила последний полярный день! В это время солнце не опускается ниже линии горизонта. Далее следует период белых ночей (23 дня до 17 августа) и период сумеречных ночей (30 дней до 16 сентября).
                    Зашторив плотнее окна, попыталась опять уснуть. Сложновато!  Провалялась до 5 утра. Через штору стали пробиваться лучи солнца. День предполагал быть ясным и теплым. Завтрак в гостинице и выезд в Норильск.

Глава вторая. Норильск.
                      Норильск расположен в 300 км к северу от Полярного Круга, в 2400 км от Северного Полюса. До столицы Красноярского края – 1500 км. Норильск -  один из пяти самых северных городов мира. В пятерку самых северных входят также российский Мурманск, норвежский Хаммерферст, Анкоридж на Аляске и столица финской Лапландии город  Рованиеми. 
                       Норильск отнесён к территориям с регламентированным посещением для иностранных граждан.
                       На небольшой глубине от поверхности земли располагается вечная мерзлота, уходящая вниз на 300-500 метров. Норильск отличается крайне суровым климатом субарктического типа (по классификации Кёппена — переходный от субарктического (индекс Dfc) к арктическому (индекс ET)). Это один из наиболее холодных и ветреных городов мира, существенно более холодный, чем Мурманск, находящийся почти на той же широте. Зима в городе — долгая и холодная, морозы достигают -56 С.  Особенностью Норильска является частое установление морозной погоды в совокупности с сильными ветрами. Период с отрицательной температурой длится около 240 дней в году, при этом отмечается более 50 дней с метелями.  В Норильске нередко явление, которое местные жители называют «чёрной пургой». Она характеризуется сильным, шквалистым ветром, как правило, одновременно с сильной метелью. Такое явление может появляться не только зимой, но также поздней осенью и ранней весной.
                    Полярный день в Норильске длится с 20 мая по 24 июля, полярная ночь — с 30 ноября по 13 января.
С «материка» сюда можно попасть только самолетом, или, в короткий период летней навигации водным путем через Дудинку. По причине географической изолированности в Норильске отсутствует такое криминальное явление, как угон машин - угнать их некуда: улицы и доpоги есть только в чеpте гоpода, дальше – бескрайняя тундра.
                    В 1939 году Норильск стал рабочим посёлком, а в 1953 году — городом.
Летопись Норильска до 1953 года содержит немало трагических страниц. Норильлаг с десятками лаготделений и лагпунктов, располагался в Норильске, Дудинке, арктических районах и малонаселенных районах Красноярского края. Организация лагеря была для правительства наилучшим средством разработки Норильского месторождения. Более 20 лет (1935-1956 годы), заключенные Норильлага выполняли тяжелые физические работы на горнорудных предприятиях Норильского комбината, земляные работы на строительстве дорог, медного и механического заводов и самого Норильска. Приказом министра МВД СССР от 22 августа 1956 года Норильский лагерь был ликвидирован.
История Норильлага построена на изломанных судьбах более 500 тысяч политзаключенных.  Большинство выживших вернулись в родные места, но многие остались жить и работать в Норильске. Для них этот город стал второй  родиной. Эти люди не только строили Норильский комбинат, но и  сформировали  внешний облик будущего города. В сталинские годы здесь  "сидели" академики архитектуры, профессора, волею судьбы закинутые в Норильск. Умный человек в любых условиях найдет себе применение. Они хоть и называли  город "временным приютом печали", но им не безразлично было, каким станет  город.
                      Большая часть зданий, составляющих лицо города - типовые проекты сталинского времени, толково переработанные для условий Норильска "местными" архитекторами.  Центр Норильска - Ленинский проспект - миниатюрная копия Питерского Невского, близлежащие «замкнутые» дворы-колодцы по замыслу архитекторов защищают дворы от метелей. В России три города похожи друг на друга : Ангарск, Норильск, Санкт- Петербург. Архитектура этих городов осуществлялась ленинградскими архитекторами в 50-60- х годах. Сегодня город представляет собой неповторимый продукт смешения архитектурных стилей. «Сталинки» стоят на скальных породах, более современные дома построены на свайных полях – уникальное северное строительное ноу-хау, при котором тридцатиметровые сваи вмораживаются в вечную мерзлоту. Памятниками лагерного одно-, двухэтажного  Норильска остаются лишь некоторые строения  нежилого теперь «Старого города».
                   Самая северная в мире железная дорога (сегодня она служит только для перевозки грузов) до сих пор «охраняется» полуразрушенными «щитами Потапова» - уникальным изобретением инженера-заключенного, придумавшего лучший, как доказала практика многих десятилетий, способ защиты железнодорожных путей от заносов в снежные зимы. Норильская  железная дорога работает с 1937 года. Широкая колея была построена в 1946 году.  В настоящее время протяженность железнодорожных путей  составляет примерно 420 км. Дорога связывает все крупные предприятия горного, обогатительного и металлургического комплексов.
                   Сегодня в состав Норильска входят города-районы Кайеркан, Талнах, жилое образование Оганер, поселок Снежногорск.
                  Важнейшей отраслью экономики Норильска является промышленность, представленная отраслями: горнодобывающей, цветной металлургией, энергетической, газовой, а также транспорт, связь, стройиндустрия, торговля, пищевая промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство. В Норильске
вырабатывается 1/5 часть мирового никеля. Высокая экономическая и финансовая эффективность «Норильского никеля» обеспечивает освоение минерально-сырьевой базы Енисейского Севера, высокие позиции на мировых рынках металлопродукции, и, как следствие, развитие экономики региона, что очень важно для всей России.
                  Для повышения комфортности проживания норильчан возводятся оснащенные самым современным оборудованием культурные и спортивные сооружения, открываются детские сады. В городе есть свой театр драмы -Норильский Заполярный театр драмы имени Вл. Маяковского — самый северный театр в мире. Основан в 1941 году в Норильлаге, труппа состояла в основном из заключённых.  В 2009 году  Норильский Заполярный театр драмы отнесён к числу особо ценных объектов культурного наследия Красноярского края.
                Более полувека Норильский индустриальный институт готовит высококвалифицированные инженерные кадры для Норильского промышленного района.
                 Больница, расположенная  в  районе Оганер сдана в эксплуатацию в сентябре 1994 года. Она оснащена самым современным оборудованием на 1000 коек. В больнице работают высококлассные врачи самых разных специальностей. Лечебно-диагностический Центр полярной медицины Сибирского отделения Академии медицинских наук РФ,  первоначально представлявший собой  небольшую лабораторию, существует уже более 30 лет. Его научные направления ориентированы на изучение состояния здоровья жителей Норильского региона с точки зрения сроков проживания на Севере.
                   Окраина города  в огромных трубопроводах, сплошные  промышленные пейзажи. Теперь понятно, почему  путешественникам предлагается  промышленный туризм. Нашей группе предстояло посещение шахты "Ангидрид".
                   Моё детство и юность прошли  в Кузбассе - угольном центре страны. После окончания Кемеровского  медицинского института по распределению я была направлена окулистом в Центральную районную больницу  Ленинск-Кузнецкого -шахтерский  городок в 50 тысяч жителей. Угольные шахты немного отличаются от рудных, но суть одна. Спуститься в шахту мне довелось только сейчас.
                    Поскольку посещение предстояло работающей шахты, со своим безостановочным процессом,  то всё было организовано очень ответственно: нам выдана полная шахтерская экипировка: спецодежда от носков и ботинок до перчаток, защитных касок, очков, лобных фонариков и самоспасателя - особый металлический "термос" весом почти 3 кг. Заранее организаторы тура просили прислать размеры одежды, обуви каждого туриста. И вот экипированные с ног до головы , пройдя настоящий инструктаж, расписавшись об ознакомлении с ним, дыхнув в алкотестер на проходной, мы спускаемся в шахту. Высокие куполообразные проходы с узкой каменистой лестницей с одной стороны  ведут нас в "сердце"шахты.  На сегодняшний день  это законченные выработки, приспособленные под учебные классы для молодых рабочих. Единственный в России учебный подземный полигон с площадью 7 тысяч квадратных метров. Освещение в шахте - только выданные налобные фонари . Наши гиды - увлеченнейшие , любящие свое дело молодые мужчины. Они самозабвенно рассказывали об особенностях разработок рудников, о шахтёрской многотонной технике, огромных комбайнах, управляемых движением джойстика, демонстрировали их работу, дали подержать орудия  шахтерского труда, поуправлять процессом бурения отверстий в грунте для последующей работы взрывников. Вот когда приходит понимание этого адского мужского труда! С округленными глазами, полными восторга от причастности к тяжелейшей работе, мы поднимаемся на поверхность. От понимания опасности труда шахтеров белый свет воспринимается с особой радостью!

Глава третья.  Талнах. Водопад "Красные камни". 
                      Тална;х находится  в 25 километрах к северу от центра Норильска, с которым соединён автомобильной и железной дорогами. Талнах расположен на правом берегу реки Норильской (в народе «Норилка"). Основан в 1960 году в ходе экспедиции Маслова Георгия Дмитриевича. С 2004 года - район города Норильска.
                      Ущелье Красные камни расположено в горном массиве Хараелах, который является западным отрогом плато Путорано.  С вершин массива виден  промышленный Норильск, расположенный к западу от хребта, на востоке -  предгорье плато Путорано. Ущелье  находится примерно в 6-7 км к востоку от норильского района Талнах. Максимальная высота отрога — 851,6 метра над уровнем моря (гора Еловая), в районе водопада — 500–600м. На автобусе подъезжаем к месту стоянки. Выгружаемся, усиленно сбрызгиваемся  репеллентами от комаров и по каменистой тропе выдвигаемся  к водопаду.  Хорошо, что я взяла скандинавские палки! Они и моя настырность позволили мне преодолеть этот подъем. Комары, витавшие над группой, надо мной сжалились и я шла даже без накомарника и с оголенными руками. Поросшие лишайниками и тундровым мхом камни требовали предельной осторожности, особенно для моего оперированного колена. Я шла медленно и потому оказалось последней на тропе. 
                      Свое название Красные Камни получили благодаря цвету породы, из которой сложены склоны ущелья.  Водопад невелик, но красив.  Вода шумным каскадом спускается по нескольким скалистым уступам и впадает в чистое озеро глубиной до 9 м. Сделав красивые фото, я вернулась к автобусу, довольная, что осилила этот маршрут. 
                       После обеда -  посещение Талнахского филиала  Музея истории освоения и развития Норильского промышленного района. Экскурсовод увлеченно рассказывала о Таймыре, истории открытия месторождений и строительства рудников, о  Талнахе - " рудной столице" Таймыра. Общая протяженность  подземных горных выработок Талнахских рудников - около трех тысяч километров. Первые экспонаты подарили музею геологи и строители – ветераны Талнаха: фотографии из семейных альбомов, образцы руд и минералов, макет буровой вышки КЗ-21, личные вещи геологов и т.д. Они и легли в основу главной экспозиции музея.
                      Многочисленными кусочками камней представлена экспозиция  минералов. Их можно подержать в руках.   Красивы экспонаты животных: белые и бурые медведи, олени, овцебыки. 
                      Живущие здесь люди искренне любят свой край! 

Глава четвертая. Плато Путорано.
                       Утро четвертого дня. Группа отправляется на плато Путорано, которое мы наблюдали из окон трансферного микроавтобуса из Дудинки в Норильск. Издалека  плато Путорано выглядит, как горный хребет с усеченными вершинами, на самом деле  труднопроходимый горный массив с высотами до 1701 метра (гора Камень) над уровнем моря, с территорией в 250 тыс. кв. км  , край многочисленных озёр и водопадов. Плато образовалось после извержения супервулкана 252 млн лет назад, вызвавшего великое пермское вымирание. Застывшая лава сформировала базальтовые породы, которые часто именуют сибирскими траппами. Это второе в мире по величине трапповое плато после плато Декан в Индии.С 1988 года здесь действует Путоранский заповедник – особый природный объект, охраняемый ЮНЕСКО. Богатая растительностью тайга и скупая на краски горная тундра покрывают различные области плато. Здесь обитают дикий северный олень, редчайший путоранский баран, рысь, соболь и хищные птицы. Огромное количество озёр служат местом отдыха для перелётных пернатых. В водах озёр учёные насчитали 36 видов рыб.
                     Наш путь на плато проходит на небольшом катере по реке Норилка, реке Талая( Таловая) с выходом на озеро Мелкое( глубина его 4 м),реку Лама и в одно из самых красивых озёр плато - озеро Лама( его глубина 340м). Сегодня озеро спокойное, просто - водная гладь. Но так бывает не всегда. Нашей группе повезло, потому что когда озеро штормит, то укачивает капитально. Нам  ничто не мешало любоваться  сибирскими  просторами - береговыми пейзажами, меняющейся картиной неба и его отражения в воде озера. Полный релакс! А прохладный ветер и брызги в лицо дополняли романтику поездки. Через 5 часов пути мы подошли к месту нашей высадки. Мимо строящегося туристического комплекса по каменистой тропе группа идет на водопад Южный Наралах ,где река, срываясь со скал, образует  мощный  водопад. 
                     На второй водопад я уже корячиться не стала, а группа наших "сайгаков" ушла к  водопадам на реке  Витаминка. Пока народ ходил на реку Витаминка, я помочила ноги в студёной воде озера Лама, позагорала, потому, что  даже здесь меня преследовала жара. Группа вернулась часа через полтора, довольные. Путь назад - опять почти 4,5 часа  по воде. 
                    Спустя минут пять после отчаливания,  мы увидели несущегося за нами на моторной лодке полуголого мужика, размахивающего руками и  отчаянно что-то нам кричащего. Мы уже решили, что вдруг кого-то или что-то оставили на берегу. Притормозив ,мы услышали: "Сигареты, сигареты есть? Дайте!". В нашей группе курящих не было. Разочарование мужика вылилось в трехэтажный мат!  Мы поняли, что если русская баба коня на скаку остановит, то хотящий курить мужик догонит, перегонит и остановит любое движущее средство!   
                     На обратном пути лица туристов были слегка уставшие, но их блаженное выражение говорило о полученном удовольствии.  Я поняла: энергия воды, гор и неба даёт особую силу! 

Глава пятая. Диксон.
                    Утро пятого дня. Сегодня вылетаем на Диксон. Вылет из аэропорта "Алыкель". Лишних вещей велено не брать и лучше бы чемоданы оставить в камере хранения отеля. Я умудрилась упаковать минимально необходимые вещи в два небольших рюкзачка и, надев их на себя, превратилась в двугорбого верблюда. На Диксон летают АН 24 и АН 26.
                 ...Я вспомнила 1973 год. Третий курс медицинского института, зимняя сессия. Накануне Рождества мне приходит письмо, в котором моя знакомая девчонка, недавно вышедшая замуж, сообщает, что летит из Москвы в Хабаровск к мужу, он военный. В Новосибирске у неё будет посадка в аэропорту Толмачёво и пассажиры на полчаса выходят из самолёта. Я размечталась с ней встретиться. Рождественский вечер. Еду в аэропорт. Билетов на Новосибирск нет. А мне очень хочется в Новосибирск! Огорченная стою у служебного прохода. Идёт экипаж этого рейса. То ли у меня лицо было особенное, то ли у командира настроение было особенное?! Спрашивает меня:
-Почему такая огорченная?
-Билетов нет.
- Вставай между нами и иди молча.
                  Я встала между стюардессой и ещё одним летчиком . И прошла вместе с ними контроль. Вот были времена! В те далёкие времена между Кемерово и Новосибирском было регулярное авиасообщение и летал АН24.  Полет 45 минут. Летела я в кабине пилотов: два пилота, радист и я. Перед моими глазами множеством мелких зелёных огоньков сверкала панель приборов управления. При посадке мне казалось, что самолёт  садится непосредственно на зелёные лампы посадочной полосы. Ощущения этого полета сохранились в моей памяти до мелочей. И с тех пор знаю, что в Рождественскую ночь случаются чудеса! ...
                 28 июля 2024 года. Я в  АН 26. И лечу я из Норильска на Диксон - в северную точку моей необъятной страны. Полет на высоте 5200 м.  Небольшой самолет на 42 посадочных места. Смотрю - много свободных мест. Полной пассажирской  загрузки на Диксон никогда не делают, максимум 35 человек, остальной вес добавляется продуктами, спецоборудованием, топливом.  Диксон - особое место, туда порожняком самолёты не летают! 1 час 45 мин полета. Стюардесса - женщина лет 43 , плотного телосложения, проводит привычный инструктаж для пассажиров., Гудит мотор, работает многолетний трудяга.
                  Аэропорт Диксона  находится на острове Диксон. На материковую часть поселения  Диксона мы должны переправляться с мыса Лемберова через проливы Превен и Лена на пассажирском теплоходе "Станислав Гуменюк".
Как оказалось, теплоход в порт ещё не пришёл. В этом году поздняя навигация. Всего за 4 дня до приезда нашей группы прошел лёд по Енисею. Неожиданный бонус к нашему путешествию - перелёт на вертолёте -  дополнил ощущения от Крайнего Севера.
10 минут в воздухе.  Нас уже ждёт ТРЭКОЛ - особая машина тундры, российский плавающий шестиколёсный вездеход. Название «ТРЭКОЛ» происходит от слов «ТРанспорт ЭКОЛогический», так как благодаря шинам сверхнизкого давления вездеход может двигаться по моховому покрову тундры, не повреждая его. Внедорожное транспортное средство предназначается для круглогодичной транспортировки людей и грузов.
Перезагружаем в него вещи, пять минут и мы около одного из подьездов пятиэтажного дома. Встречает группу  миловидная энергичная  женщина невысокого роста.
Знакомимся. Наталья Григорьевна - наш гид на Диксоне и хозяйка трёхкомнатной квартиры, куда мы и заселяемся. Вкуснейший обед, приготовленный ею. После обеда жестко- требовательный инструктаж о правилах поведения туриста на Диксоне. Группа в лёгком смятении! Мы уже немножко знакомы друг с  другом - все весьма самодостаточные люди и беспрекословное подчинение многим претит.  Но после слов  Натальи Григорьевны о том, что она много лет проработала воспитателем в детском саду, все облегчённо выдохнули, как бы сделав снисхождение! И поняли: будем подчиняться!
    Выходим из теплого подъезда. Дует умеренно сильный северный ветер, температура +4. Я в горнолыжном костюме, шапка закрывает уши. Наталья Григорьевна особо обратила наше внимание на шапки! Вся группа тоже упакована тепленько. Начинается обзорная экскурсия по поселку. Наталья Григорьевна ведёт нас по юго-восточной стороне поселка.
      Впервые открыли остров  русские поморы в начале XVII века, в 1610 году сюда ходил на кочах по Енисею купец Кондратий Курочкин. Остров в то время называли «Долгий» или «Кузькин».  В 1875 году  началось систематическое изучение берегов Северного ледовитого океана. Поселок стал отправной точкой для гидрографических экспедиций, спонсируемых шведским меценатом - Оскаром Диксоном, в честь которого он и был назван. С момента открытия удобная гавань Диксона стала часто посещаться судами. В 1901 году на берегу появилось первое строение. Это был деревянный угольный амбар, построенный полярным исследователем Э. В. Толлем.  Сюда по Енисею с Судженских копей пришла баржа с 106 тоннами каменного угля. Диксон стал рассматриваться как удобная угольная база для арктических экспедиций. На острове организуются запасы угля, провизии, строится база для личного состава (на случай зимовки судов в 1915—1916 гг.) и 15-киловаттная радиостанция. 7 сентября (25 августа) 1915 года радиостанция Диксон впервые вышла в эфир. Эта дата считается основанием посёлка Диксон. Осенью 1915 года на острове воздвигаются два жилых дома, баня и угольный сарай, привезённые в разобранном виде из Красноярска. В таком виде Диксон просуществовал около 20 лет. Он играл важную роль в обеспечении безопасного плавания, будучи единственным гидрометеорологическим пунктом на громадной территории Крайнего Севера.
                  В ХХ веке большевики с вольницей для иностранных путешественников быстро покончили. Ещё в начале 20-х годов Советское правительство объявило своей территорию Арктики  аж до Северного полюса! Умные люди, не знавшие модного ныне слова «логистика», ещё на рубеже XIX-XX веков просчитали выгоду для России от организации Северного морского пути. Помимо собственных транспортных нужд гигантской страны он стал уникальным коммерческим предложением: путь судов от Атлантики до Тихого океана сокращался в разы!
                  В 1929 году Диксон был уже не крошечным поселением, а базой авиаотряда, обслуживавшего походы судов в Карском море.  В 1932 году в Советском Союзе запущена программа планомерного освоения Севера, было организовано Главное Управление Северного морского пути и посёлок Диксон стал расти "на глазах".
Порт Диксона — самый северный в России. С этим портом связана история Северного Морского пути. Моряки называют порт Диксона «Ворота Арктики». Строители начали возводить причалы и угольную базу в 1934 году, а на материке — ещё один посёлок. Параллельно строили самый мощный в Арктике радиоцентр. В 1935 году начались первые сквозные отправления по Севморпути, через Диксон прошло около 70 судов — и порт стал важным узловым пунктом.  
                   Но до ближайших крупных городов, Дудинки и Норильска, отсюда больше пятисот километров необжитой тундры. Добраться до Диксона, закрытого поселка,  можно только по специальному пропуску и только на стареньком АН-26, который летает из аэропорта «Алыкель» всего 2 раза в неделю, и то, когда нет пурги или тумана.    Письма сюда приходят по двум адресам: Диксон — остров и Диксон — материк. Зимой машины и автобусы ездят по ледовой дороге, летом курсируют катера. Весной и осенью из одной части посёлка в другую можно попасть лишь на вертолёте. Вертолет на Диксоне, как такси, переправляет прилетающих из аэропорта с острова на материковую  часть Диксона.  Между островом и береговым посёлком расстояние 2 км.  
                   Сегодня на берегу залива  полуразвалившиеся, заброшенные досчатые амбары, производственные помещения, площадки перед ними с полусгнившим деревянным настилом. Постройки 1945 года. На некоторых стеновых досках можно прочесть фамилии тогдашних рабочих - жителей поселка. Дорога, ведущая в порт, утрамбована колесами большегрузного транспорта, пылит от  проходящих машин.  По сторонам дороги кучи ржавого металла, носовая часть сгнивающего корабля. На площадке порта одиноко возвышается стрела  высоченного портового крана. Он в ожидании прихода груженых барж, идущих по Енисею. 
                   От порта поднимаемся к самой высокой точке поселка. Там на каменном постаменте обелиск защитникам Диксона – морякам-североморцам и бойцам народного ополчения:  три взметнувшихся к небу бетонных штыка, символизирующих три рода войск – флот, авиацию и пехоту, – прикрывают выступающее снизу Северное полушарие.  Памятник открыт 27 августа 1982 года в день сорокалетия обороны арктического посёлка. Чуть ниже от обелиска так же на каменной плите стоит пушка, из которой велась оборона Диксона в Великую Отечественную войну. Рядом  могила Н.М. Корнякова, командира диксонской батареи, захороненного здесь в мае 1985 года, согласно его последней воли. На вершине берегового обрыва гранитный камень с надписью "Тессем. Норвежский моряк, член экспедиции м/ ш "МОД". Погиб в 1920 году." Ниже на этой же табличке "TESSEM, 1920, м/s MAUD NORGE". "героям-североморцам от полярников Диксона 1941-1945 г.г. 
                   Спускаемся на берег. На берегу стоит несколько деревянных лачуг, рядом мангалы. Это диксонские дачи, куда люди, переждав полярную ночь и радуясь первому солнцу,приходят в хорошую погоду пожарить шашлык, приготовить рыбку,  да и просто отдохнуть.
                   Возвращаемся в нашу трёхкомнатную обитель. Ужин: салат из свежей капусты, отварной картофель и малосольный омуль. Вкуснятина необыкновенная!
                    22:00. Хоть день и насыщенный, но сна ни в одном глазу. За окном  светло-светло - белые ночи продолжаются, солнце гуляет по кругу высоко над линией горизонта. Прогуляться бы опять! Вдруг СМС-оповещение:" Будьте осторожны, в поселке замечен белый медведь!" Прильнули к окнам - а вдруг пройдет мимо!?
                ...Назавтра ранний подъем, выезд в тундру. Надо поспать!
На окраине поселка нас ждёт вездеход - ржавая металлическая коробка на "гусеницах" вместо колёс. Внутри коробки пристеночные скамейки, позволяющие сидеть восьми человекам, и три места на крыше. Загружаемся и отправляемся в тундру-  проваливающаяся вязкая поверхность, покрытая желтовато-зеленой травянистостью, местами пересекающаяся ручьями. Вездеход с рёвом, но без тряски, движется вперед, брызгая грязью во все стороны. Скорость его 3 километра в час.  Через 40 минут мы подъезжаем к месту нашей стоянки на берегу Карского моря. Место называется -  залив Лоцботов. Дует холодный ветер.  В 20 метрах от берега  на деревянных настилах на мягкой тундровой почве стоят три бытовки. Это рыбачкий балОк - место нашего ночлега. В бытовках деревянные нары, стол, печка-буржуйка. Растапливаем печи и идём знакомиться с округой. Песчано-каменистая кромка берега залива с полянами нерастаявшего снега. Залив забит белыми  плавающими льдинами, похожими на плоские тарелки.  Под водой же находится почти двухметровая толща льда. На самом деле это небольшие айсберги. На линии входа в залив они то поднимаются, то опускаются под действием морской волны и  кажется , что это играют белые медведи. За заливом - синяя гладь Карского моря. Линия горизонта  поблескивает белой блестящей полосой. Это ещё неоторвавшийся лёд Северного Ледовитого океана.  Отсюда до Северного Полюса 1100км, на вертолёте 2 часа лёта.
                       На берегу собираем дрова- отполированные деревяшки разного размера и причудливых форм. Бытовки прогрелись быстро. Наш гид уже приготовила обед. Полчаса передышки , обязательный инструктаж, как себя вести в тундре, так как свободно гуляющие здесь белые медведи совсем не редкость! И выход на прогулку. Маршрут : по берегам заливов Карского моря направо от рыбацкого балка с  возвращением через тундру. Ведёт группу Наташа- женщина 63 лет, плотного телосложения, простого вида, мало разговорчивая.  С собой у неё ружье охотничье - двустволка, дудка, хлопушки. Живёт она на Диксоне с 18 лет, выезжая периодически к дочери в Норильск. Наташа- охотница.  Есть у неё помощник - собачка Ричард  породы джек-рассел-терьер.
                     По берегу оказалось идти легче, чем по тундре, где ноги постоянно увязают в мягкой почве, к тому же она ещё и в маленьких дырочках. Это норки лемминга. Лемминги или северные пеструшки — род грызунов из подсемейства полёвковых. Обитают по всей Голарктике, в частности, в Палеарктике. Длина тела с головой 10—13,5 см, а длина хвоста 18—26 мм.
                    Переходя очередной ручей, мы заметили уносимого течением  выпавшего из гнезда птенца. Одна из наших туристок была в высоченные рыбацких сапогах ( чеверсах) и спасла птенца, выловив его.  По пути видели уток.
                   Усталые, но массой необыкновенных впечатлений, группа вернулась в рыбацкий балОк. На ночь подтопили буржуйку, в вагончике даже жарко. Проветрили. Окно закрывается деревянной ставней. Были случаи, что белый медведь разбивал стекло.
                   К утру в вагончике было комфортно прохладно, а за " бортом" +3. Но холодный ветер, дующий постоянно, иногда порывами, уменьшал температурный градус до впечатления небольшого минуса. Туалет, точнее деревянная будка 1 м х 1 м - уборная, с "очком" в деревянном настиле,  в 50 метрах от жилья по мягкой тундровой почве. Удобнее было просто завернуть за угол вагончика. Но в условиях тундры очень важно при этом учесть направление ветра!  Теперь мне понятно выражение "сходить до ветру"!
                     Новый день - новый маршрут. Сегодня группа идет в сторону бухты Дровяной. Сопровождает группу человек тундры Наташа. Также ружье, дудки и  пёс Ричард. Берег каменистый, с огромными валунами, поросшими мхом. Растительность отличается от той, которую мы видели вчера. Но это берег  Енисейского залива.  Север, но какой же он разный! Хорошо, что не было дождя, а то бы перелазить через такие каменюки  было бы и опасно. Я решила не рисковать и далеко не пошла. Вернулась по узкой песчаной полоске берега залива в рыбацкий балОк. Наталья Григорьевна готовила обед. Я получила урок разделки омуля. В этот раз омуль был с икрой. Теперь я  знаю, как приготовить и икру. Я сходила с бутылями за водой к ручью. Вода в ручьях тундры абсолютно чистая, питьевая.
                    В ожидании группы мы разговорились. Много познавательного, неожиданного узнала я о Крайнем Севере, о людях живущих и работающих здесь , порою всю жизнь. С долей откровения был рассказ  о  сложностях и радостях жизни самой Натальи Григорьевны. Воспитателем в детском саду она никогда не работала, специальный "прикол"! Два высших образования. После перестройки, когда многие "потеряли" себя, она волею обстоятельств попала в туристический бизнес, теперь знает всю его "кухню".  Привыкла делать всё ответственно, понимающая , что лучше её самой никто это не осилит. Человек с колоссальными знаниями. Она уже много лет разрабатывает сибирские туристические маршруты. Разрабатывает до мельчайших нюансов . О таких людях говорят "энтузиаст своего дела", "сильная женщина".  Случайно она проговорилась о своем завтрашнем дне рождения, да ещё и юбилейном. Здесь же спохватилась и строго-настрого приказала молчать. Эх,Штирлиц из меня не получится! Я- отмечающая юбилейные дни рождения  интересными событиями, со сценариями, с песнями и стихами, выдержала часа три, а потом открыла "тайну" двум девочкам нашей группы. Они оказались тоже "заводными" и процесс подготовки юбилея тихо начался. Решили заказать торт, а я должна  сочинить поздравление. В условиях маленького поселка Диксон заказать торт - это особый квест!  Для начала выяснили, что женщины-кулинарки есть и здесь. Правда, одна не сможет, так как всю ночь будет разгружать пришедший с грузом теплоход.  У второй  - нет нужных для её фирменного торта продуктов: старые закончились, новые ещё не пришли. Навигация то только началась, выбор продуктов невелик! Еле уговорили!
                   29 июля 2024 года. Последний день нашего пребывания на Диксоне. С  раннего утра поселок  укутан плотным туманом. Веселенькая мысль закралась : а вдруг туман надолго?! Ветер тоже сильный! Это может вызвать горизонтальный дождь, когда  очень мелкая и холодная  водяная пыль направляется ветром параллельно земле.  Будем сидеть на Диксоне!
                Утром девочки втихушку сходили за тортом. Наталья Григорьевна , как обычно, пригласила всех к завтраку. В ответ девочки вынесли торт, посыпанный кокосовой стружкой , украшенный косточками  миндаля и с  горящими свечами. Я прочла поздравление, подписанное всеми членами нашей группы.
70 лет  красивая дата,
Но к себе применить
страшновато.
Хуже гнутся колени
И ноет спина,
Но в душе то нет лени
И жизнь событий полна.
Взрослеют внуки,
Совсем нет места скуке.
Мир обьезжен почти весь,
ТрОпами исхожена Россия,
А в сердце Диксон есть
И он источник силы.
Храни Господь Вас много лет,
Давая радость и здоровье
И излучайте яркий  свет!
А мы Вас будем помнить!
                   И переделанную мною песню  на музыку В.Шаинского, песня советских БАМОвских времен:
Ты немало на свете успела,
Жизнь твоя протекает не зря.
Все невзгоды трудом одолела,
И ведь это заслуга твоя!
       Припев:
Сердце твое стучать не устанет
Беспокойное сердце в груди...
Старость тебя дома не застанет
Ты в дороге, ты в пути!

Никогда ты хандре не сдавайся,
В путь- дорогу иди же опять...
Пусть не станут преградой седины,
Чтоб неведомый мир познавать.
       Припев.
Постарайся запомнить ,подруга,
Эту песню простую мою.
Вместе с солнцем гуляй ты по кругу,
До ста лет оставаясь в строю.
       Припев.
                        От неожиданности Наталья Григорьевна растрогалась. Впервые в жизни она задувала свечи на торте.
   А торт оказался необыкновенно вкусным. Есть женщины в наших селеньях!
                        После праздничного завтрака - рабочие будни. Продолжение знакомства с поселком Диксон в его северо-западной части. Четыре  улицы: Водопьянова, Воронина, Таяна и Кольцевая. Когда то жилые пятиэтажки  сегодня в большинстве пустуют. Старые деревянные жилые постройки зияют пустыми покосившимися окнами, болтающимися  дверями, полупровалившимися деревянными ступеньками.  Бывшее здание управления Морпорта — одно из самых эффектных строений в Диксоне. Сейчас здание законсервировано, в архитектуре угадывается сталинский ампир. Подошли мы к памятнику русскому моряку и полярному путешественнику Н. А. Бегичеву. Бегичев постоянно участвовал в поисковых и спасательных операциях, открыл два острова (их назвали его именем), а однажды даже спас Колчака, который провалился под лёд.
                       В период расцвета Диксон считался самым интеллигентным посёлком страны — у половины населения было высшее образование, а у трети — два высших и учёные степени. Сюда приезжали видные метеорологи, строители, учителя, полярники. В былые времена Диксон объединял сеть полярных станций, здесь работал штаб морских операций. Работала геофизическая обсерватория, клубы полярников, охотничьи зимовки. Свою продукцию производил  рыбзавод. Была даже своя художественная галерея. Покорители севера приезжали сюда со всего СССР и становились героями труда, героями страны. Ежемесячно здесь добывалось 36 тонн рыбы, не менее 700 песцов, 3 000 нерп. В крупнейшем в Союзе диксонском управлении гидрометеослужбы трудились около 2000 человек, работали 32 метеостанции. В конце 80-х здесь жило около 5000 человек. Затем предприятия стали закрываться и жители начали уезжать.
                     Все, что осталось сегодня - это погранзастава,  гидрометеостанция, котельная, дизельная, школа,  православный храм, администрация, библиотека и несколько магазинов. В настоящее время в поселке 289 жителей, из них 33 ученика и  16 учителей. В школе сохранился великолепный музей, где собрана вся история Диксона. В Великую Отечественную войну Красноярский край — единственный сибирский регион, на территории которого в ходе Великой Отечественной войны шли бои. И было это именно в Диксоне — 27 августа 1942 года немецкий крейсер «Адмирал Шеер» попытался захватить порт. Своим нападением немецкий линкор должен был прекратить доставку грузов по Северному Морскому пути и изолировать предприятия Норильска, который выпускал тогда никель для военных нужд. На пути немецкого линкора «Адмирал Шеер» первым встал старый грузовой пароход «А. Сибиряков» — и был за считанные минуты расстрелян и потоплен. Но перед гибелью капитан успел оповестить по радио о немецком корабле. Именно это помогло подготовиться другим судам и наземным войскам к встрече с врагом. После этого «Адмирала Шеера» атаковал сторожевой корабль «Дежнёв» и пароход «Революционер». При поддержке береговой артиллерии ( всего то две пушки!) защитники Диксона смогли повредить и отогнать корабль врага от берега. За это время по Диксону было выпущено до 400 снарядов.
                     Есть в Диксоне детский сад. На детской площадке нет деревьев и кустарника, зато с ледяной горки можно кататься большую часть года. В мае здесь лежит ещё 2-х метровый снег.
                     По окончании нашей экскурсии я зашла в местный магазин и купила магнитик "Диксон"- моя коллекция пополнилась !
                    После обеда в нашей трёхкомнатной "гавани" беседа- лекция о Крайнем Севере, просмотр фильма " Счастливые люди".
                    Утром сборы. Неожиданный звонок от участкового Наталье Григорьевне: "Ваши туристы хотят посмотреть белого медведя? Сидит в доме-заброшке. Пусть подходят ко мне. В бинокль  его хорошо видно." Наши туристы оделись  молниеносно. В 100 метрах от того места, где стоял участковый с биноклем , хорошо был виден белый медведь. Было впечатление, что он видел толпу зевак и позировал нам: зевал, выкладывал лапы на порог, потом вразвалочку вышел из своего укрытия. Участковый посмеялся:" накануне он был чище, уже успел замараться!". Сделав эффектные снимки, мы вернулись к своим чемоданам. Надо переправляться на остров, на самолёт. Думали, в этот раз будет теплоход, стоящий у причала. Оказывается , пришедшему теплоходу для курсирования между островом и материком  нужно прохождение речного регистра, разрешение на выход. Эти же документы оформляются аж в Мурманске. История не одного дня! И мы опять летим на вертолёте!  Регистрация, досмотр и уже АН 26 держит курс на Норильск.

Эпилог.
                      Авторский тур Норильск-Дудинка-плато Путорано-Диксон, предлагаемый туристической фирмой "Полония",  я обнаружила в интернете на сайте "Большой страны" в феврале 2024 года. Через эту турфирму  я  уже путешествовала несколько раз. Сегодня понимаю - я не ошиблась! Выверенно составленный маршрут, четко организованный  по времени и разнообразию  транспорта,  с привлечением  гидов, экскурсоводов - настоящих профессионалов своего дела, с продуманной информацией, превзошли мои ожидания!
                     Правда, в туре мне все равно постоянно было жарко. Норильск подарил местному народу счастье снять теплые одежды, температура была ночью +16, днём до +27.  На Диксоне  чуть прохладнее: ночью +3-5, днём 6-9 градусов. Похоже, сочинские люди возят тепло и солнце с собой. Охлаждал только сильный постоянно дующий арктический ветер со скоростью от 12 до 28 км/ сек. Накануне отъезда на Диксоне почти сутки стоял сильный туман. Закралось сомнение в возможности вылета на Большую Землю. Погода  на Севере малопредсказуема, а все  передвижения человека зависят от неё. Но у нас всё сложилось по плану!
                     Прохладу я четко ощутила  только по возвращении в Москву. Там было +15 и моросил мелкий дождик.  Но мне предстояло вернуться домой в Сочи. А там опять + 29 и высокая  влажность, когда выстиранное белье сохнет трое суток!
                     Появился дополнительный стимул осваивать необъятные просторы Крайнего Севера моей большой страны!


Рецензии