Обзор конкурса Дольник 2024
1. Ида Лабен «Город»
http://stihi.ru/2018/12/11/9333
А какого мне счастья, какой мне еще любви,
Если вижу твои берега я, закрыв глаза,
Если путь мой полынью холмов твоих перевит,
Если так и живу я, главного не сказав,
Ибо главная суть – изгиб твоих берегов.
Горизонт не пуст – сторожит его равелин.
Город, в тебя спешу я лестницами веков
В своих снах и яви. Ты, город, всегда один.
Для того и разлука, наверно, с тобой дана,
Чтобы лучше видеть с годами, издалека,
Как в ночи над руиной собора стоит луна,
Светит в море точка сигнального огонька.
Да и я понимаю теперь, для чего нужна:
Я певец твой, во сне идущий на твой призыв,
Я птенец твой певчий, я голос, зурна, струна,
Я поющий стебель, отвод от твоей лозы,
Я пунктир и память, провал, цезура небытия,
Я тоска по дому, я боль надлома, семит, номад,
Я пылинка раскопа, былинка полыни – я.
И когда я иду вперед, то иду назад.
В целом довольно технично. Основная претензия – на каком-нибудь семитском языке этот текст смотрелся бы гораздо более естественно. Всё-таки русский язык – это русский язык, несмотря на то, что данный конкурс и пытается запретить использовать его для стихов о Российской политике и Российской СВО. Кроме того, мне кажется, что для такого щемящего душу иноземного пафоса должна быть какая-то очень серьёзная причина разлуки с Родиной. Но, насколько я понимаю, сейчас в России никаких объективных препятствий для выезда нет. Если Родина там – зачем жить и работать поэтом-иноагентом здесь? А если Родина здесь – то что значит: «Ты, город, всегда один»? Или это просто перевод?
Остальное – мелочи: то, что главная суть [счастья?] – форма изгиба берегов – неочевидно и не очень убедительно. «Цезура небытия» - очень красиво и выразительно, но что именно это словосочетание выражает – всё же непонятно.
2. Ирина Полюшко «Прометей»
http://stihi.ru/2024/07/21/5328
Незаметно как-то пошёл вразнос,
Словно кровля, лишившаяся стропил…
Раньше искры доверчивым людям нёс,
В трудный час оборону страны крепил.
Кто-то разноязычно кричал: «Огонь!» —
И летели изделия точно в цель.
А орёл, называвшийся «Оболонь»,
В безымянный раз предлагал дуэль.
Оболоня резко сменил Вискарь.
Памятуя, что печень всего одна,
Наш герой-оптимист полюбил рассказ,
Что к утру отрастает опять она.
«Нам, великим, положено пить до дна!" —
Просвещала его муравьёва тля.
В прометейство верила лишь жена
И держала в дому обогрева для.
А орёл прилетал и смотрел в глаза,
Не пытаясь главный открыть секрет:
Если всё на века отмотать назад,
Человечеству нужен огонь иль нет?
Тоже технично. Но здесь вообще крыша вразнос. После длительных размышлений я пришёл к выводу, что это про спившегося Прометея. Видимо, основная идея: принесённый Прометеем огонь только вредит людям, т.к. каким-то таинственным образом приводит к развитию у человечества алкоголизма. Очень похоже на бред.
3. Михаил Эндин «У кого-то...»
http://stihi.ru/2024/05/01/4040
...а шарик летит
Булат Окуджава
У кого-то — Арбат,
у кого-то — Невский.
Часовые стоят на своём посту.
Я иду не спеша, чтобы строчкой веской
попытаться понять эту красоту.
На Арбате — Булат,
а на Невском — Гоголь.
Часовые стоят, застолбив места.
Гоголь, впрочем, стоит Невского поодаль —
то ли случай такой, то ли неспроста.
У Булата — Арбат,
тихая гитара.
Часовые стоят — это их пора.
Гоголь смотрит, грустя, как за парой пара
белой ночью опять бродят до утра.
Не Арбат виноват
и не Невский тоже.
Часовые стоят — каждый в землю влит.
Не гитара звучит — колокол, похоже.
И не шарик уже, а шинель летит.
Тоже долго вникал в смысл, но, по-видимому, он и не планировался. Планировался ритм (мотив) – и он удался. А в чём смысл сравнения именно шинели Гоголя в Питере и шарика Окуджавы в Москве – неважно. Прочитав про «пору часовых» и звучащий колокол, я попробовал даже провести какие-то ассоциации с современным русско-украинским противостоянием, но и здесь намёки не стыкуются. Да и не пропустили бы принимающие редакторы намёки на СВО! Скорее всего: автор и сам не объяснит своих недомолвок, только у виска покрутит, оскорблённую невинность изобразит – и всё. Собственно, и пипл схавает в том виде, который получился. Значит – это просто не мой вкус.
4. Арнаутова Мария «Молитва Великому Духу племени сиу»
http://stihi.ru/2024/07/22/3964
Песни наши про реку, про море большой воды,
Про потоки из чёрных тел ядовитых змей,
Про Великих Вождей, восставших из темноты,
Про крылатого Зверя - наш родовой тотем.
Подними же над нами бубен, вакан! Танцуй!
Пусть покинет сердца этот подлый, холодный страх,
Сила новая в жилах и будущей жизни пульс
Пусть сметут все преграды, как бурный поток в горах.
Мы добавим огня, снизойди, о, Вакан Танка!
Мы закружимся искрами в вихре твоих огней!
О, Великий, услышь и дай нам проводника!
Из долины бессилья, где смерть идёт по пятам,
К Белой Деве, в ней новая жизнь и спасенье в ней!
* вакАн - шаман у сиу
** ВакАн ТанкА - безликое божество, вечный дух природы, дарующий народу силу жизни.
Как и №1 – какая-то стилизация, ознакомление русскоязычного читателя с чуждыми ему культурными ценностями. Впрочем, здесь – довольно познавательно. Возможно, потому, что индейцы Сиу пока составляют у нас незначительную часть населения, да и в этой молитве нет возвеличивания собственной культуры ЛГ, как культуры избранных, единственно достойной уважения. И тоже дольник удался. Небольшая накладка – «море большой воды». Смахивает на тавтологию.
5. Лёля Строптивая «Валентинка на снегу»
http://stihi.ru/2024/02/13/5903
Где ты мой дорогой, единственный мой фантазёр?
Может, фанту пьёшь у каких-то чужих озёр,
а твоя рука лежит на каком-то чужом плече…
И зачем мне об этом знать? Да понятно, что ни зачем.
Я стою, губы сжаты в немой бесконечный знак.
До тебя дотянуться неужто совсем никак?
Ты мне очень нужен в мире снегурок и снегирей,
а иначе могу растаять – так ты приезжай скорей.
Люблю. Скучаю по тебе. Жду. Твоя Снежная баба.
«Низачем» в данном контексте следует писать слитно. Ритм – то ли дольник, то ли сбойный анапест. Особенно сбоит 7-я строка. В конце – 4 безударных слога подряд. А если при прочтении сделать дополнительное ударение «СнЕгирЕй», то появляется лишний 6-й икт. Думаю, слово «очень» в этой строке – лишнее.
6. Владимир Евангулов «Исповедь гильзы»
http://stihi.ru/2020/12/14/5128
Время брызнуло ржавчиной,
Замедлив обманчиво ход.
"Увяданья золотом охваченный" -
Звучал последний аккорд.
Походя кто-то вышвырнул
На выжженную траву,
Подумалось: нет, не выживу,
А вот поди ж ты, живу!
Только душа надорвана
Прощальным взглядом зрачка,
Как могу - оживляю доброе
Пристанище для сверчка.
Осень печальноликая,
Шепни обо мне кузнецу:
Чтоб розам весной он выковал
Невесомо живую пыльцу.
Внедрение в трёхиктовый дольник В. Евангулова сроки пятистопного хорея С. Есенина – дело авторское – но ритм ломает конкретно. «Взгляд» – это выражение глаз. В зрачке выражения нет, поэтому выражение «взгляд зрачка» – неуместный оксюморон. Финальный заворот идей про кузнеца, кующего пыльцу из гильз – не впечатлил.
7. Татьяна Комарницкая «судьба»
http://stihi.ru/2024/07/22/5051
"Что такое судьба? Это только миф.
Отговорка тех, кто не верит в себя! -
Неведомо что себе возомнив,
Скажет скептик, зевнув, - Что такое судьба?!"
Другой, обленившийся мыслить и ждать,
Говорит: "Мы пешки на чьей-то доске.
Мечты о свободе оставь навсегда!
Молчи, покорись всевластной руке".
Что такое судьба? Поводырь земной:
Сквозь вьюгу и зной, суету и покой,
Меж злом и добром, светом и тьмой
Направляет меня незримой рукой.
Развилка. Судьба отпускает плечо:
"Выбирать, куда повернуть, - тебе".
Это время призвать, чтобы сдать зачёт,
Одну из тех сил в извечной борьбе.
То ли Богу, кто верит в Его любовь,
То ли силам иным несутся мольбы.
Я делаю шаг - опускается вновь
На моё плечо ладонь судьбы.
Сюжет хорош! Композиция тоже неплохая, но введение, на мой взгляд, затянуто. Если первые 8 строк уместились бы в 4 – было бы красивее. Исполнение послабее. В некоторых местах кажется, что из анапеста слог выкинули прямо по живому только ради попадания в дольник. Да и образы не очень выразительны. Выбор отождествляется со сдачей зачёта, что не вполне корректно. Собственно, и трактовка каждого выбора своей судьбы, как выбора между добром и злом – тоже упрощение, которое бросается в глаза.
8. Марина Быстрова-Докс «Шторм»
http://stihi.ru/2009/03/21/359
Разлохматившись шерстью пенною,
Мимоходом высадив дверь,
На свободу прорвался пленный -
Необузданный, дикий зверь.
С оглушительным ревом врезался
В беззащитный тыл берегов,
Упиваясь собственной дерзостью,
Наступление начал вновь.
Обратил боевое скопище
На затихший от страха пирс,
И рыча, будто он - чудовище,
Оголтело ринулся вниз.
Побезумствовал – успокоился,
Виновато у ног обмяк,
То ль опять напасть изготовился,
То ли буйствовал просто так.
И в объятия волн серебряных -
Снова в плен. Приутих пока…
Не иначе, из пены слеплены,
Высоко плывут облака.
Здесь дольник абсолютно естественный, именно такой, каким должен быть дольник. А вот сюжет подкачал. Скорее всего, описан какой-то погодный катаклизм. Но образы, несмотря на банальность, неубедительны. Что символизирует высаженная дверь? Где находится тыл берегов? Скопище чего «зверь» обратил на пирс? Картинка не складывается.
9. Николай Юрьевич Юрьев «Межсезонье»
http://stihi.ru/2024/07/28/1445
Здесь и сейчас я жив, а если точнее –
Словом нельзя убить, это просто звук.
Да, это больно, но было и побольнее.
Я прихожу в себя и смотрю вокруг.
Перебегают дорогу рыжие листья.
Смачно ворона каркнула на стекло.
Дворник включаю, стираю скользкую слизь я.
Липнет, как злость, но всё-таки всё стекло.
Акселератор запел, усмиряя нервы,
Адреналин рассеивает туман.
Самообман раскрылся, и морок прерван,
Это – твоя свобода и мой стоп-кран.
Где-то нужны добровольцы правого дела,
Я умираю и возрождаюсь вновь.
Что ты сейчас сняла, а потом надела –
Не будоражит больше надеждой кровь.
Это – другая судьба и другие люди,
Старых знакомых я не увижу впредь.
Если ты так решила, то так и будет.
Я не хочу того, что нельзя хотеть.
Это мои стихи, написанные специально для конкурса. Я стремился к естественному звучанию дольника, как в №8. А сюжет решил не конкретизировать, оставив лишь настроение перехода от одного жизненного цикла к другому. Именно описание переходного психологического периода и явилось целью написания стихотворения. Своих ошибок, как обычно и бывает, не вижу, поэтому с удовольствием послушаю всех критиков.
10. Саша Сикирина «выхино»
http://stihi.ru/2023/09/30/1970
в синеве над платформой выхино
и над маленькой жизнью моей
кувыркался и гас и вспыхивал
белоснежный отряд голубей
словно смерть и боль и страдания
это просто кошмарный сон
и желтели деревья дальние
и торговец зайдя в вагон
закричал про пломбир и 'лакомку'
и на миг позабылось вдруг
что на кладбище еду в малаховку
навестить тебя милый друг
Мне не нравятся эксперименты с русским языком. С любым другим – ради Бога – а в мой родной – не лезьте! Не вы его создавали, не вам его и разрушать! Оставьте культуру отмены на её родине, а на мою – не тащите, пожалуйста! Такие стихи ни читать, ни анализировать не стану.
Думаю, пока хватит. Если кому-то хочется, чтобы я прокомментировал и его стихи – пишите, я постараюсь вчитаться и дополнить эту статью. Остальные стихи конкурса пока помещаю без комментариев.
11. Бонгард Друидов Чайкин Андрей «Лестница»
http://stihi.ru/2004/02/04-268
Какие-то клоуны на нашей помолвке
Заставляют гостей бегать по кругу.
Пролетая над нами на боеголовке,
Ты направляешься к бывшему другу.
Какие-то зеки на твоём дне рожденья
Надувают щёки, дуя на свечи.
Пролетая над нами, ты ищешь спасенья
В этот гадкий, омерзительный вечер.
Какие-то черви на твоей панихиде
Съедают гроб, не дождавшись банкета.
Пролетая над нами в растрёпанном виде,
Ты оставляешь нас жить без ответа.
12. Алексей Пчельников «Желание»
http://stihi.ru/2024/07/24/1479
Пусть весь мир летит в тар-тарары,
Останься бесценнось которая- ты
И ещё она.. Да ещё одна..
И та, что просто любила меня.
Вас будет четверо в разных концах,
Концах одинокой, пустой земли
И звёзды будут смотреть на вас,
Мерцая в холодной, холодной любви
13. Васина Валентина «Без моря...»
http://stihi.ru/2024/07/31/1777
В жизни пустынной, вдали от моря,
Среди великанш, волнистых дюн,
Пейзажей зыбких из гор аморфных
Всегда казалось, как прежде юн...
Силён и свеж перелётный ветер,
Преград не знает в любом краю.
Грусти нет, никаких запретов,
Любви заветной везде приют.
Купол небесный подобен морю,
Познать не в силах той глубины,
Помпезным тучам на нём просторно,
Добычу приносят из вод иных...
Летят подарки на берег песчаный -
Одни бриллианты! Иди лови!
И ливень званый уймёт печали,
Как слёзы счастья большой любви...
14. Галиаскарова Елена «Полночь пробили часы на старой башне...»
http://stihi.ru/2024/07/31/6292
Полночь пробили часы на старой башне,
Зноем запомнился ветреный день вчерашний;
Крики болотной совы в полумраке смолкли,
Дождь серебристый стучал по оконным стеклам.
Вышла из замка гулять на озёрный берег
Девица-лето, к ней ластиться стали звери.
Взгляд безмятежно-ясный хранил секреты,
Ярко пестрели на тонких руках браслеты,
Мальвы цветы вплетались в златые косы,
На сарафане блестели стальные росы…
Девица-лето взметнулась к небу птицей
И улетела над пустошами кружиться...
15. Екатерина Чаусова «Имя»
http://stihi.ru/2024/08/01/4645
(или Бесконечно сур/к/овое)
— Кто ты, девочка в платье бумажном?
Впрочем, без разницы, имя не важно.
— Напротив! Алёнушкой я у запруды
братца зову. Каждый день. Трудно.
И Элизой пыталась – не помогает.
То ли груз тяжелей, то ль крапива – другая.
Назвалась Гретель – замкнулся круг.
Игра?! Не хватает ни сил, ни рук!
Снова – дыра. Устала играть!
Теряю братьев – опять и опять!
Шарманщик ты? Сказочник? Нет – не в упрёк.
Я не дева нежная – книжный сурок.
Понедельник лишний – лживее будней.
Шелестенье страниц…
— Алисой буду!
16. Сергей Мотылев «Эскиз»
http://stihi.ru/2024/07/29/5549
Дерево сохло на странном поле;
Кривые ветки без листьев давно;
Ствол змеиным грехом распороли;
Тело небесным огнём сожжено;
Куском вылезли ржавые корни;
Земля предаёт, сбегает от них,
Но старая плоть живёт упорно
И ждёт, чтобы новый росток возник,
Росу вбирает по каждой капле,
Танцует с ветром в проклятой жаре,
Верит надежде, ветки оскаля,
Утром внимает пернатую трель.
С древа познаний крошится злоба;
Отдаётся опыт в обмен на жизнь;
В даль уходит запретная зона.
Адам и Ева глядят на эскиз.
17. Олег Соглобов «Переборы гармошки»
http://stihi.ru/2024/08/02/5156
Переборы гармошки ладные
Растяну на "калашный ряд".
Раскраснелись щёчки пятнами,
Приодетых в шелка девчат.
Разудалые парни хОхрятся,
И у каждого выпляс свой,
Отбивают коленца и с хохотом,
Зазывают девчат за собой.
Вечеринка выдалась жаркая,
Наигрался на восемь потов.
Угостите-ка лучше сигаркою,
И продолжить я буду готов.
Не жалей каблучков родимая,
Улыбайся, пляши, кружи.
Заметались взгляды взаимные,
И сразила ты светом души.
18. Елена Шипина «Гадкие лебеди»
http://stihi.ru/2024/08/03/4101
(по мотивам одноимённой повести А. и Б. Стругацких)
Это не сон: то в унисон
стоны с шести сторон.
Дикие лебеди,
гадкие лебеди
пересекли небосклон.
Крыльями плещут,
каверзно хлещут,
хлещут по лицам нам.
Дикие лебеди,
гадкие лебеди!
Где же полиция?!
Мы будто пленные!
Что же военные?
Что же молчит президент?
Совести поиски?
Ротшильдов происки?
Истины страшный момент?
Что пишут медиа? –
Трагикомедия!
Дождь...
Не прервать...
Не объять...
Это конец!..
О, не-ет, интермедия.
Дрожь...
И могу предать...
Это не сон: то в унисон
стоны с шести сторон.
Дикие лебеди перечеркнут,
выпотрошат небосклон
и пресекут наших времён
ход!..
Не лебези –
лебеди впереди.
19. Маруса «И. Бродскому»
http://stihi.ru/2024/05/22/3921
Стук молотка
вечным ритмом станет...
И. Бродский
Он, безусловно, - гений. Из-под его пера
Падает рваный ритм как молоток на шляпку
Ярко блестящего гво;здя. Он, несомненно, раб
И господин словесных конструкций. Снимаю шляпу.
В наш стремительный век, век больших скоростей,
Когда глотают стихи, как "кофе с собой", - поспешно,
Паузы ритмов его встречаю я, как друзей,
И замедляю бег, споткнувшись о них, конечно.
Я ежедневно, как он, не читаю (Увы!) словарей.
Может и зря, ведь мозг мой скрипит, как дверные петли,
В момент прочтения "Позднего". Сложность мыслей, идей,
Понятий и рифм ассонансных, бесспорно, внушает трепет.
Злюсь и бессильно бросаю книгу на стол опять,
Не просидев десяти минут за прочтением оной.
Знания? О поэзии? Забыть, зачеркнуть, изгнать...
Нельзя применить к нему. Он - гений. Что, - безусловно.
20. Потеряшечка «Дольник»
http://stihi.ru/2024/08/04/4564
В жизни скромный дольник,
Сыплю золой трут.
Низмен мой треугольник:
Сытость, любовь, труд.
Хочется доли славы -
Душу встряхни навывес,
Молодость с опытом сплавлю -
Гляжу - стихи зародились.
В слове найдусь избитом,
Надкушу яблоко спелое,
Долей упьюсь с избытком!
К шуту облако целое.
Караваями сочности мчатся
В хрусте заезженных слов -
Урываю кусочек счастья,
Пусть не совсем любовь.
Чертит баркас доле
Мелкой юдоли ник...
К черту просторы, раздолье,
Мне б возделать дольник.
----
дОльник - участник дележа, участия в чем-то
дольнИк - узкий вытянутый надел
(словарь Даля)
Ставить оценки никому не буду, благо – условия конкурса позволяют. Чётких критериев оценки всё равно в условиях не задано. А «понравилось» - «не понравилось» - плохой критерий. Ну, не понравилось. И что? А люди ведь старались! И у многих многое получилось. Без меня оценки разделят. А если мне достанется что-то из стихиробаллов (после опубликования обзора по любому конкурсу с народным голосованием мне в этом конкурсе ещё никогда и ничего не доставалось), я завещаю эти баллы Е.Чалиевой.
Свидетельство о публикации №124080606395