Дольник
ЧТО ТАКОЕ "ДОЛЬНИК"?
*
© Copyright: Антиквар, 2007
http://www.stihi.ru/2007/06/23-2281
*
Дольником называют стихотворный метр, в котором безударные интервалы (слабые места) между ударными слогами (сильными местами или иктами) не являются постоянными, но колеблются по длительности от одного до двух слогов. Представьте себе строку, написанную силлабо-тоническим трехсложным метром, например, дактилем:
Девушка пела в молитвенном хоре
Это чистый четырехстопный дактиль: +— +— +— +-
А что случится, если мы сделаем один из безударных интервалов этой строки короче на один слог?
Девушка пела в церковном хоре (Блок, 1905):
+— +— +- +-
На схеме видно, что третий интервал укорочен. Можно попробовать укоротить еще один из безударных интервалов, вот что получится:
Дева пела в церковном хоре
+- +— +- +-
Укорочены оказались первый и третий интервалы.
Упомянутое стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре» написано так называемым 4-иктным дольником на 3-сложной основе. 4-иктным он называется потому, что в каждой строке есть четыре икта, сильных места, на которые, как правило, приходятся ударения. Почему «на 3-сложной основе»? Мой первый пример, сделанный на основе строки Блока – дактиль, 3-сложник. Дольник блоковского стихотворения воспринимается как метр, образованный на основе 3-сложника и немного отклоняющийся от него, я же для ясности воспроизвел этот путь в обратном порядке.
Наиболее известны дольники 3-иктные – это самый типичный размер данной группы метров. Целиком 3-иктным дольником написана «Поэма без героя» Ахматовой:
Мой редактор был недоволен,
Клялся мне, что занят и болен,
Засекретил свой телефон
Вот схема этих строк:
--+ -+ —+ -
+-+ -+ —+ -
--+ -+ —+
Второй безударный интервал всех строк укорочен на один слог. Вторая строка начинается СВЕРХсхемным ударением: оно стоит не на сильном месте, а в начале первого слабого интервала. Легко увидеть, что данный дольник близок к анапесту. Попробуем переписать анапестом эти строки, «заполнив» укороченные интервалы:
Мой редактор опять недоволен:
Он клянется, что занят и болен,
И грозит отключить телефон
Как видите, вот чистый анапест. На основе анапеста и построен дольник Ахматовой. При внимательном чтении «Поэмы без героя» обнаруживается еще одна интересная особенность: среди преобладающих «дольниковых» строк встречаются отдельные строки «чистого» анапеста:
И, царицей Авдотьей заклятый,
Достоевский и бесноватый,
Город в свой уходил туман
--+ —+ —+ -
--+ -+ —+ -
+-+ —+ -+
Первая строка примера – анапест, вторая – дольник, в котором укорочен второй интервал, третья – дольник с укороченным третьим интервалом и сверхсхемным ударением в начале первого интервала. Т.о., в дольнике допустимо укорочение разных интервалов в пределах разных строк, использование строк без укороченных интервалов (соответствующих силлабо-тоническим 3-сложникам) и использование сверхсхемных ударений на слабых интервалах. Этим обеспечивается высокое ритмическое разнообразие и гибкость дольника, в силу чего данные метры стали в русской поэзии много популярнее родственных им логаэдов (неодинаковых стоп).
Иногда встречаются и дольники на 2-сложной основе – производные от силлабо-тонических 2-сложников, хорея и ямба. Представьте, что в строчках хорея нек-рые безударные интервалы будут увеличены с одного слога до двух. Получится следующее:
В мягко вздрагивающем лифте
с зеркалами отшлифованными
мы неслись, дрожа в предчувствии,
на двенадцатый этаж.
Нам в пролетах небо искрилось,
точно чаша из финифти
с инкрустированными лебедями,
яркий ткущими мираж. (Шенгели, 1915)
Схема этой строфы следующая:
+- +— — +-
— +- — +— -
+- +- +- +—
+- +- — +
+- +- +- +—
+- +- +- +-
— +— — +— -
+- -+ — +
Увеличенные до двух безударных слогов интервалы: второй в первой и седьмой строках, четвертый во второй, третьей, пятой и седьмой. Кроме этого, часть хореических стоп заменена пиррихиями: первая во второй и седьмой строках, третья в первой, второй, четвертой, седьмой и восьмой строках. В результате ритм стихотворения становится особенно зыбким, гибко-плавным, напоминающим волнистую нежность архитектурного стиля «модерн», распространенного в то время.
В русской поэзии преобладающими являются дольники на 3-сложной основе, особенно 3-иктные. Удивительное ритмическое разнообразие их знакомо всем почитателям поэзии Серебряного века и 20-х годов. Дольники используются и ныне, но, увы, значительно реже, чем сто лет назад. Жаль, потому что их применение могло бы существенно обогатить возможности авторов.
© Copyright: Антиквар, 2007
http://www.stihi.ru/2007/06/23-2281
ЧЕТЫРЕХДОЛЬНИК — в русской поэзии самая употребительная из четырех элементных ритмических групп, участвующих в формировании правильного метрического стиха. Будучи простой одноакцентной мерой четного порядка, Ч. практически несет главный метрический акцент на первой доле ;;;;; и побочный акцент на третьей доле ;;;;;. Как элементная ритмическая группа Ч. имеет четыре видовые формы в зависимости от положений в стихе анакрузы и эпикрузы:
Четырехдольник 1-й | ;;;;; |
Четырехдольник 2-й ; | ;;;;
Четырехдольник 3-й ;; | ;;;
Четырехдольник 4-й ;;; | ;;
В рус. поэзии разработаны все четыре вида Ч., образующих собой класс 4-дольников. Общепринятая теория стиха относит первый и третий Ч. к хореическим размерам, а второй и четвертый — к ямбическим. Стихотворений четырехдольного строя — неимоверное количество. Русские поэты выработали множество видовых и типовых моделей Ч. трехкратного, четырехкратного, пятикратного и шестикратного объема. Ниже будут рассмотрены лишь некоторые образцы 3-кратного Ч. всех четырех видов: это самые популярные у нас стиховые размеры. Контрольные ряды видовых тактометрических периодов трехкратного Ч. такие:
1-й | ;;;;; | ;;;;; | ;;;;; |
2-й ; | ;;;;; | ;;;;; | ;;;;
3-й ;; | ;;;;; | ;;;;; | ;;;
4-й ;;; | ;;;;; | ;;;;; | ;;
Трехкратный четырехдольник первый различных форм (сюда входит и пятистопный хорей); контрольный ряд | ;;;;; | ;;;;; | ;;;;; | :
| Дружба насто | ящая не | старится, /\\ |
| За небо вет | вями не цеп | ляется. /\\ |
| Если уж при | ходит срок, так | валится, /\\ |
| С грохотом, как | дубу пола | гается. /\\ |
(К. Симонов)
| Выхожу о | дин я на до | рогу; /\\ /\\ |
| Сквозь туман крем | нистый путь бле | стит; /\\ /\\ /\\ |
| Ночь тиха. Пус | тыня внемлет | богу, /\\ /\\ |
| И звезда с звез | дою гово | рит. /\\ /\\ /\\ |
(М. Лермонтов)
| Во поле бе | резонька сто | яла. /\\ /\\ |
| Во поле куд | рявая сто | яла. /\\ /\\ |
(Народная песня)
| Летом в море | легкая во | да, /\\ /\\ /\\ |
| Белые су | хие пару | са. /\\ /\\ /\\ |
| Иглами сталь | ными в нево | да /\\ /\\ /\\ |
| Сыплется под | баркою хам | са. /\\ /\\ /\\ |
(И. Бунин)
| В этой жизни | я немного | видела, /\\ |
| /\\ /\\ Только | пела и жда | ла. /\\ /\\ /\\ |
| Знаю: брата | я не нена | видела /\\ |
| /\\ /\\ И сест | ры не преда | ла. /\\ /\\ /\\ |
(А. Ахматова)
; | Кучевых ве | сенних туч /\\ |
; | Гребень. /\\ /\\ |
; | Ясный вытя | нулся луч /\\ |
; | В небе. /\\ /\\ |
(С. Кирсанов)
Трехкратный четырехдольник второй (сюда входит и пятистопный ямб);
контрольный ряд ; | ;;;;; | ;;;;; | ;;;;:
Мы | молоды. У | нас чулки со | штопками.
Нам | трудно. Это | молодость ви | ной. /\\ /\\
Но | пляшет за де | шевенькими | шторками
Бес | платный воздух, | пахнущий вес | ной. /\\ /\\
(Р. Казакова)
Тень | Грозного ме | ня усыно | вила, /\\
Ди | митрием из | гроба нарек | ла, /\\ /\\
Во | круг меня на | роды возму | тила /\\
И | в жертву мне Бо | риса обрек | ла. /\\ /\\
(А. Пушкин)
Вот | я один в ве | черний тихий | час, /\\ /\\
Я | буду думать | лишь о вас, о | вас, /\\ /\\
Возь | мусь за книгу, | но прочту «о | на», /\\ /\\
И | вновь душа пья | на и смяте | на. /\\ /\\
(Н. Гумилев)
При | кинулся бло | хою /\\ кры | синой, /\\
Под | прыгнул, как ре | зи-иновый | мяч, /\\ /\\
И | пал /\\ на со | баку, чтобы | псиной /\\
Вте | реться /\\ в ка | зармы, где шу | мят. /\\ /\\
(В. Нарбут)
; Ве | дет шоссе пря | мое /\\
; Ту | да, /\\ /\\
; Где | сторожит При | морье /\\
; Звез | да. /\\ /\\
(В. Урин)
Трехкратный четырехдольник третий (сюда относятся и стихи типа «камаринской»); контрольный ряд ;; | ;;;;; | ;;;;; | ;;;:
Холод, | тело тайно | сковываю | щий, /\\
Холод, | душу оча | ровываю | щий... /\\
От лу | ны лучи про | тягивают | ся, /\\
К сердцу | иглами при | трагивают | ся. /\\
(В. Брюсов)
Вдоль по | улице ме | телица ме | тет, /\\
За ме | телицей мой | миленький и | дет. /\\
(Народная песня)
; Не для | славы,
; Для за | бавы
; Я пи | шу! /\\
; Одо | бренья
; И суж | денья
; Не про | шу! /\\
(А. Полежаев)
; Но в ка | мине дозве | нели
; Уголь | ки. /\\
; За о | кошком дого | рели
; Огонь | ки. /\\
(А. Блок)
; У бур | жуев шумный | пир, /\\
; Ну и | пир! /\\
; Всех по | весить, кто за | мир, /\\
; Кто за | мир. /\\
(Д. Бедный)
; Весь из | сопок и до | лин /\\
; Саха | лин. /\\
; Он ян | варскою по | рой /\\
; Снего | вой. /\\
; Говор | ливою вес | ной /\\
; Штормо | вой. /\\
(В. Кулемин)
Трехкратный 4-дольник четвертый, к к-рому относится и 4-стопный ямб всех моделей, со всевозможными клаузулами; контрольный ряд ;;; | ;;;;; | ;;;;; | ;;:
С губами | сладко улы | бающими | ся,
Она гля | дит глазами | суженными, | /\\
И черны | пряди вкруг че | ла: /\\ /\\ /\\ | /\\
Нить розо | ватыми жем | чужинами | /\\
С коралла | ми переме | жающими | ся
Ей шею | нежно обле | гла. /\\ /\\ /\\ | /\\
(В. Брюсов)
Ракеты | возникают | рыжие, /\\ | /\\
И голу | бые и о | ранжевые. | /\\
Они цве | тут над всеми | крышами, /\\ | /\\
Меня, как в | детстве, заво | раживая. | /\\
(Е. Евтушенко)
Вдали над | пылью пере | улочной, /\\ | /\\
Над скукой | загородных | дач /\\ /\\ /\\ | /\\
Чуть золо | тится крендель | булочной /\\ | /\\
И разда | ется детский | плач. /\\ /\\ /\\ | /\\
(А. Блок)
Еще за | деньги люди | держатся, /\\ | /\\
Как за крес | ты держались | люди /\\ /\\ | /\\
Во време | на глухого | Керженца, /\\ | /\\
Но вечно | этого не | будет. /\\ /\\ | /\\
(Н. Асеев)
Я знал кра | савиц недо | ступных, /\\ /\\ | /\\
Холодных, | чистых как зи | ма, /\\ /\\ /\\ | /\\
Неумо | лимых, непод | купных, /\\ /\\ | /\\
Непости | жимых для у | ма... /\\ /\\ /\\ | /\\
(А. Пушкин)
Сквозь мрак, над | уличными | ранами, /\\ | /\\
Шаги — и | вслед /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ | /\\
За пере | ливами трех | гранными /\\ | /\\
Летящий | свет. /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ | /\\
(К. Панов)
Ритмическую структуру русского 4-стопного ямба первым понял теоретик стиха первой трети 19 в. А. Кубарев, который писал, что этот размер состоит «из двух 4-сложных тактов с 3 отдельными или вводными слогами», например «Чрез непри | ступны пере | правы». То есть, Кубарев указывал на наличие в четырехстопном ямбе трехсложной анакрузы и четырехдольного строя.
См. народный стих, историч. песни, тактовик, 13-сложник, частушка, хорей, ямб.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П.,
науч. ред. И. Роднянская. 1966.
Свидетельство о публикации №124080606132