Святая земля - 2 мая 2002 год. Великий Четверг -10
Мы снова в Гефсимании. Спустились к Кедронской долине, это глубокий овраг, усеянный могилами: плиты, плиты — это еврейское кладбище, ему более 3000 лет. Здесь могилы Иосафата, Авессалома, Захарии, пророков. Слово Иосафат на еврейском языке значит "Иегова судит", и потому имя этой долины и означает Страшный суд. Христиане, евреи и даже магометане глядят на эту долину, как на торжественное место будущего великого события. А в глубине долины изрытое безводное русло потока Кедрона. Прах несметных человеческих поколений и столько раз разрушенного Иерусалима, засыпая ее с крутых высот, иссушил стремившийся по ней поток Кедронский.
Вот церковь первомученика Стефана на месте, где его побили камнями. Он был первым среди избранных апостолами семи дьяконов в Церкви Христовой и именем Христовым совершал много чудес. За проповедование слова Божия по клевете иудеев осужден был на смерть. И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: "Господи Иисусе! Приими дух мой". И преклонив колена, воскликнул громким голосом: "Господи! Не вмени им греха сего". И сказав сие, почил (Деян.7,59-60). Он был первым христианским мучеником около 34 года по Р.Х, А в это время, когда побивали камнями св. Стефана, Пречистая Дева с апостолом Иоанном Богословом стояла по ту сторону Кедронского потока и молилась Господу, чтобы укрепил Он первомученика в терпении и принял душу его в руки Свои. Мы же помолились перед закрытой железной дверью. Первомученик Стефане, моли Бога о нас.
Далее через Стефановы ворота вошли в старый Иерусалим. За воротами находится греческий монастырь с подземной церковью святой Анны. Эта подземная церковь устроена в пещере, в которой, по преданию, жили родители Святой Девы Марии - Иоаким и Анна. Смотритель ведет нас вниз под лестницу, в древние комнаты, сохранившиеся после двух тысячелетий разрушений, набегов и пожаров. В первой комнате у праведных Иоакима и Анны родилась Дочь, Которую нарекли Марией. Комнатка эта совсем маленькая, без окон, ибо она находится под землей. Однако величие и святость происшедшего здесь превращает ее в сияющий чертог. Древние стены украшены иконами, в песочном подсвечнике горят несколько свечей. На полу - остатки византийской мозаики. В глубочайшей тишине с замиранием пытаюсь представить то далекое время. «Пресвятая Богородице, спаси нас». Далее лестница ведет еще ниже, в горницу Иоакима и Анны, где они и преставились. Какое скромное жилище... «Святые Богоотцы Иоаким и Анна, молите Бога о нас».
Рядом с домом Иоакима и Анны находится купальня Вифезда, что в переводе с древнееврейского означает "дом милосердия". Сюда в известное время сходил Ангел Господень и возмущал воду, а кто первый по возмущении воды входил в купель, тот получал совершенное исцеление от всех болезней, какими бы недугами одержим он не был. Здесь Спаситель совершил знаменитое чудо исцеления расслабленного, тридцать восемь лет страдавшего от своего недуга (Иоан.5,2-9). Место это называлось также "Овчая купель", ибо здесь, вблизи от храма, омывали и приготовляли к закланию жертвенных агнцев. Сейчас сама купель загрязненная и там моется все, что необходимо городу.
В Овчей купели иудеи нашли самое тяжелое мокнующее триединое дерево для распятия Спасителя. Предание этого древа таково. Авраам дал три росточка деревьев Лоту и тот посадил их и растил за послушание. Воду для деревьев он носил издалека. По дороге бес выливал воду и часто Лот привозил пустые кувшины и снова отправлялся по жаре за водой. Произросло дерево, имеющее один ствол и три кроны - певка, кедра и кипариса. Когда строили Соломонов храм, хотели это большое дерево пустить в строительство. Но, как его ни резали, ни строгали оно все не подходило по размеру - то больше, то меньше станет. Наконец, так и не приладив его к строительству, дерево бросили в Овчую купель. Сюда-то раз в год потому и спускался ангел, чтобы обмыть это древо, тогда первый по возмущении воды исцелялся. После, как был сделан Крест из дерева и Спаситель распят, ангел уже не опускался в Овчую купель. Место, где выросло это дерево, находится в Крестном монастыре недалеко от Горненского женского монастыря.
Далее улица ведет, поднимаясь вверх. Слева видны остатки крепости Антония. Вдоль этой самой святой дороги расположены часовни для размышлений, монастыри и мемориальная священная базилика. Выйдя из монастыря святой Анны обратно на улицу и следуя по ней в сторону города, мы скоро увидели над дорогой арку, бросающуюся в глаза своей неправильной формой, так как высшая точка окружности ее не соответствует центру улицы, над которой сооружена эта арка. Эта арка называется "Ecce Homo" ("Се Человек"). Небольшая арка соединяет поверх улицы дворец Пилата с другими зданиями по ту сторону.
Свидетельство о публикации №124080604549