Святая земля - 2 мая 2002 год. Великий Четверг - 6
Из храма мы пошли по Гефсиманскому саду, расположенному у подножия горы Елеонской. По этому саду ходил Спаситель, здесь Он молился…
Вот остатки древней дороги библейских времен, ведшей с вершины Елеона в Иерусалим. По этим камням мостовой проехал Господь на ослике, в день торжественного Своего въезда в Иерусалим, сопровождаемый множеством народа. В Иерусалиме узнали, что Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, идет в Иерусалим. Много народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге, другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. И весь народ, сопровождавший и встречавший Его, радостно восклицал:
- Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Царь Израилев! Осанна в Вышних!
Господь знал, что тот самый народ, который сегодня встретил Его с таким торжеством и ликованием, взывая Ему: "Осанна, Сын Давидов!" через несколько дней будет неистово вопить: "Распни, распни Его".
Он плакал, провидя горькую судьбу этого города:
- О, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя и стеснят отовсюду, и разорят тебя, и побьют тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк.19,42-44).
Именно сегодня, в Великий Четверг, здесь произошло предательство апостола Иуды. После Тайной вечери Иисус с учениками вышли из Сионской горницы и направились через Кедронский поток в Гефсиманский сад (Мф.26,30.36; Ин.18,1,2;Лк.22,39). Усталость охватила учеников, Иисус оставил их отдыхать и, взяв с собою любимейших - Петра, Иакова и Иоанна, пошел с ними в глубину сада. Он хотел, чтобы эти, самые близкие Ему на земле, бодрствовали вместе с Ним в этот тревожный томительный час; бодрствовали, понимая вечный сокровенный смысл совершающегося. Сам Он желал обратиться с молитвой к Отцу.
Он сказал:
- Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте. И отойдя недалеко, преклонив колена, пал на землю лицом и молился:
- Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, пусть будет, не как Я хочу, но как Ты.
Когда Он возвратился к ученикам, то нашел их спящими.
Иисус обратился к Петру:
- Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна.
Отойдя в другой раз, молился, говоря:
- Отче, если бы Ты благоволил пронести чашу эту мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет (Лк.22.42).
Он снова возвращается к ученикам, и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему ответить.
Иисус Христос отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Слова человеческие не в состоянии обнять силы и обширности душевных страданий. Слова «прискорбна есть душа Моя даже до смерти» выражают такую скорбь, какая бывает при разлучении души с телом, скорбь смертельная, скорбь жгучая. Идет на смерть Тот, Кто не на словах, а на деле принял на Себя грехи мира. И перед очами Его - не одна позорная смерть, а страшные грехи всего человечества и грозный суд Правды Божией.
Когда Иисус в третий раз подошел к ученикам, полный сил духовных и божественно спокойный, Он застал их опять спящими и сказал:
- Вы еще спите и почиваете; вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем, вот приблизился предающий Меня.
Между стволами деревьев замелькали огни фонарей; раздалось бряцание оружия. Это Иуда вел толпу слуг первосвященника и воинов, чтобы захватить Иисуса. Иуда шел впереди. Он отделился от толпы и подошел к Иисусу и ученикам Его. Он условился указать посредством поцелуя, кто из этой небольшой группы людей - Сам Учитель. Приблизившись, он поцеловал Иисуса и произнес слова приветствия:
- Радуйся, Равви (Учитель)!
- Иуда, - сказал Христос, - друг, для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?
Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию.
Потом Иисус Христос, зная всё, что с Ним будет, подошел к толпе и сказал:
- Кого ищете?
- Иисуса Назорея, - отвечали они.
- Это Я!
Непоколебимая сила духа звучала в этих словах, произнесенных безоружным человеком. Он стоял, не опуская взора, озаренный светом луны и отблесками фонарей.
И отступили они назад, и пали на землю в смятении.
Снова спросил Иисус: - кого ищете? - вполне спокойно и кротко, как бы ободряя пришедших взять Его.
Ответ был тот же:
- Иисуса Назорея.
- Я сказал вам, что это Я, - отвечал Иисус. - Итак, если меня ищете, оставьте их, пусть идут, - сказал Он, указывая на апостолов.
Воины и слуги, подошедши, обступили Иисуса Христа. Пылкое сердце Петра вскипело негодованием, он забыл всё и, рискуя жизнью, бросился вперед с мечом и отсек правое ухо рабу первосвященника по имени Малх.
Но Христос остановил Его порыв:
- Вложи меч в ножны; ибо все, взявшие меч, мечем погибнут, - сказал Он, - неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более нежели двенадцать легионов Ангелов?
Сказав это, Иисус, прикоснувшись к уху Малха, исцелил его, и добровольно предал Себя в руки Своих врагов.
В толпе слуг были также и начальники иудейские.
Иисус, обращаясь к ним, сказал:
- Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день бывал Я в храме, сидел там с вами и учил, и вы тогда не брали Меня. Но теперь ваше время и власть тьмы.
Воины же, связав Спасителя, повели Иисуса из Гефсиманского сада вдоль Кедронского потока, по направлению к памятнику Авессалома, против которого был мост через поток. На этом месте Христос, даровавший еще недавно зрение слепорожденному, получил по словам предания, первое поругание от ведшей Его стражи. Стертый народом с пути в поток Кедронский и мучимый жаждой, Иисус напился здесь от струй этого потока в исполнение слов пророка от потока на пути пиет, сего ради вознесет главу (Пс.109,7). Тогда апостолы, оставив Спасителя, в страхе разбежались. Только двое из них, Иоанн и Петр, издали следовали за Ним.
В Гефсимании есть множество пещер, где согласно церковному преданию, молился Господь со Своими учениками. И вот стоим мы на том месте, где Господь провел последнюю ночь перед взятием под стражу и обратился через своих учеников и ко всем нам: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна" (Мф.26,41).
Вот пещера, где спали ученики, когда Иисус Христос молился. Пещера была закрыта. Возле пещеры стелла, на которой написано и по-славянски: "Бдите и молитеся, да не внидите в напасть" (Мк.14,38).
Именно сегодня, в этот Великий Четверг скорбел и молился до кровавого пота наш Спаситель не за Себя, а за все грехи человечества.
Грешница, задумайся, за что страдал в Гефсиманском саду Сын Божий! Каких мук, каких казней стоишь ты, пренебрегая муками Спасителя, томившегося за твои беззакония? Как же мне, грешнице надо молиться, которая хуже Иуды.
«Безконечное Милосердие! помилуй, даруй мне страх против грехов, столько ужасавших Тебя».
Здесь, на этом самом месте, возносила Свои теплые молитвы и Его Пречистая
Матерь, также обливая землю слезами.
Пречистая Дева Мария, пребывая в доме Иоанна Богослова на горе Сионской, часто приходила сюда, в Гефсиманский сад, доставшийся Иоанну Богослову по наследству от отца его Зеведея. Здесь так же, как и на Голгофе, все говорило воспоминаниям Ее сердца: и сад Гефсиманский, сохранявший память последней минуты и кровавого пота Божественного Сына Ее; и поток Кедронский, поивший Его своими струями; и пещерный склеп Гефсиманский, где покоился прах Ее родителей, Иоакима и Анны вместе с Иосифом, которому Мария была обручена; и над всем этим гора, с вершины которой вознесся на Небо дражайший Сын Ее. Ублажаемая и прославляемая на земле, Божественная Мария не переставала стремиться к небу и молилась о переселении в небесные обители, чтобы наслаждаться лицезрением Сына и Бога Своего.
Как сеятельница Христова учения по всей вселенной, Она видела, что созревала святая жатва душ человеческих: основание и устроение Церкви совершалось, и христианство распространялось по всему миру, а вместе с тем и слава о величии Богоматери, - теперь Она еще усерднее начала умолять Сына Своего о скорейшем переселении на небо.
Свидетельство о публикации №124080604439