Врата Ада. Три тени

Весной 1880 года в салонах и гостиных Парижа только и разговоров было о том, что Огюст Роден вот-вот получит свой первый государственный заказ — изготовить оригинальные двери главного входа Музея декоративного искусства, который планировали возвести на месте сгоревшего дворца Орсе.
Но судьба Родена, в который раз, преподносит ему неожиданный сюрприз: аванс за работу и мастерская от Департамента изящных искусств аванс на Университетской улице, будут ему предоставлены только в том случае, если Министерство одобрит творческую концепцию будущей скульптуры. И несмотря на то, что тема могла быть выбрана скульптором самостоятельно, вопрос оставался открытым: ворота в «Рай» или в «Ад»? Если в ад — то, конечно, земной, роденовский. Да, он должен создать адский реальный мир людей, осужденных на вечные муки здесь на земле. 
Роден писал: «В Париже, несмотря на борьбу, которую я веду против канонов академической школы в скульптуре, я свободен в своей работе над «Вратами ада». Я был бы счастлив, если бы мне позволили взять всю ответственность при работе на себя».
Роден решил построить композицию портала опираясь на сюжет «Божественной комедии» Данте Алигьери, купленной им в дешевом издании и зачитанной до дыр, и изысканным иллюстрациям к ее печатным средневековым изданиям.
Другим источником вдохновения для скульптора послужили так называемые Восточные бронзовые двери «Врата Рая» — созданные в XV веке Лоренцо Гиберти для баптистерия Сан-Джованни во Флоренции.
В Песне третьей Данте Роден прочел: «Оставьте всякую надежду все, входящие сюда. Эти слова я увидел написанными черными буквами над вратами... И поэтому я сказал: «учитель, смысл этих слов ужасен». И он отвечал мне, как истинный мудрец: «здесь следует побороть в себе всякий страх; здесь должна умереть всякая трусость».
И Роден поборол в себе всякую трусость, а его работа над «Вратами» стала вызывать самые оживленные дискуссии среди артистических кругов Парижа, заинтригованных ею.
Все те образы, которые неотступно будоражили воображение Родена в течение многих лет, требовали воплощения, и они, по мнению скульптора, должны были занять свое место во «Вратах ада».
17 июля 1880 года после шумного праздника Дня Бастилии Турке сообщил Родену, что его эскизы приняты и он получит за всю работу восемь тысяч франков, включая две тысячи семьсот франков авансом после заключения договора.      
На одной из средневековых гравюр, выполненных с немецкой копии итальянского издания «Божественной комедии» 1460-1470 годов по рисункам Боттичелли, Данте и Вергилий входят во врата Ада. Фигурки Вергилия (с бородой) и Данте несколько раз повторяются, показывая справа налево последовательность их пути. Вход в ад предстает в качестве огромной пещеры, в которой тесно сгрудились обнаженные тела грешников, на фоне которых выделяются покрытые шерстью, с крыльями бабочек, когтями, рогами, свиными ушами гротескные бесы.
Первые наброски карандашом общего вида «Врат ада», выполненные Роденом, очевидно были навеяны фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти. Но эта мимолетная идея вскоре отошла на второй план, и Роден стал создавать свою композицию совершенно в ином ритме, полную экспрессии и движения.
Известны три модели портала. Первая была выполнена около 1880 года в воске, напоминающая «Врата» Гиберти, в которых каждая створка разделена на 5 квадратных панелей. Основное внимание во второй модели, выполненной между 1880 — 1881 годами, уделено тимпану и антаблементу с дополнением несколькими группами фигур, выполненных без детализации. Створки ворот третьей модели 1881 года, выполненной из глины, уже не содержат разделений на панели. На модели четко просматривается фигура «Мыслителя» (ее расположение не поменялось в финальной версии) и ряд других фигур, не вошедших в финальную версию, в том числе знаменитый «Поцелуй».
Фигуры грешников, которые Роден создавал, одержимый своей идеей, возрастало, причем они переделывались или уничтожались без всякой жалости, и тем не менее вскоре переполнили поверхность двери и даже стали выходить за пределы заданных габаритов: 6,3 метра в высоту, 4 метра в ширину при глубине 85 сантиметров.
Постепенно под рукой мастера зарождался его адский мир: хаотичный, чувственный и ужасающий.
Каждую субботу скульптор принимал посетителей в своей мастерской. И они обнаруживали у основания макета «Врат ада» в натуральную величину нагромождение этюдов, порой похожих на бесформенную массу, и их отдельные фрагменты, поражавшие воображение то непривычным жестом, то порывистым движением.
На боковых стойках портала движение скульптур направлено вверх, все фигуры устремляются ввысь, словно они уже преодолели силу тяжести земли. На створках дверей, наоборот, изображено падение обреченных грешников в бушующее пространство. Хаотическое нагромождение обнаженных тел, сладострастные женщины, сплетающиеся тела любовников, фавны, сатиры и кентавры — настоящий ад телесных вожделений и неудовлетворенных страстей.
Роден то приближался, то бесконечно отдалялся от своей великой мечты, превратившейся в кошмар и адское испытание его творческих возможностей.
Сотни рисунков и гипсовых фигурок складывались приносились на алтарь этого сооружения, состоящего из двух панно высотой более пяти метров, окаймленных пилястрами и увенчанных плитой перекрытия, складываясь у его основания. Идея заполнить врата фигурами, символизирующими все человеческие страсти и пороки, настолько захватила и постоянно преследовала Родена, что порой ему самому казалось, что он близок к помешательству.
В середине 1880-х годов Роден нашел спасительное решение: некоторые элементы портала он стал перерабатывать в самостоятельные произведения. В итоге шестиметровые «Врата ада» Родена вместили 186 фигур, многие из которых стали самостоятельными скульптурами и выдающимися шедеврами в мраморе или бронзе. Они начали независимое существование и получили имена: «Мыслитель», «Поцелуй», «Мимолетная любовь», «Три тени», «Адам», «Ева» и другие.
Перекрытие над дверью — возможно, наиболее сложная часть портала. Позади «Мыслителя», сидящего на камне, Роден создает глубокую перспективу, в которой мечутся в тесноте, прижимаясь друг к другу, обезумевшие грешники. Они выходят за границы плиты, неспособные удержать это смятение. Плита над дверью похожа на вход в пещеру, где хаотично нагромождены обнаженные тела.
Группе, известная под названием «Три тени» и размещенной на вершине врат, в этом грандиозном проекте отводится привилегированное положение. Эта группа состоит из трех копий одной и той же фигуры Адама, поставленных под различными углами, что придает каждой из них собственную индивидуальность, при этом неискушенный зритель видит трех различных мужчин.
Возвышаясь над лавиной обнаженных падающих, парящих, висящих гроздьями грешников, эти тени, как гимн скорби привносят упорядоченность в общую композицию. Ноги мужчин сгибаются под непоправимой тяжестью судьбы, но они поддерживают друг друга, их склоненные головы соприкасаются, объединяя в единое целое возникающее ощущение безысходности и уныние. Эти тени уже покинули землю, и их молчаливое отчаяние угнетает еще больше, чем крики ужаса и стенания всех, застигнутых на пороге адских врат.


Рецензии