По травам-ситцам Мини-Мнение Яленка

Все стихи здесь: http://stihi.ru/2024/07/30/7133

Конкурс "ПО ТРАВАМ-СИТЦАМ" http://stihi.ru/2024/07/18/3026 МИНИ-МНЕНИЕ. ЯЛЕНКА.
 
2. ЛУГ
Выложу все строки, чтоб видеть яснее, что автор пытался
с рифмами работать, однако, в ущерб смыслу:
Живописно светотени
вдруг ложатся на траву, - пусть и "вдруг"
а в траве - цветки женьшеня, - это мы удачно попали!
не во сне, а наяву. - не стану спорить
До того они красивы,
что захватывает дух! - согласна, хоть сама не видела.
Сохраняет это диво
для людей прибрежный луг. - растёт ли женьшень на берегу?
Загляденье - травы, травы,
всевозможные цветы... - хорошо, что и другие цветы нашлись!
Эта летняя забава - забава ли это?
луг беспечной красоты! - беспечной может быть красавица.
С красотой как-то сложнее выходит. Я ни разу не была и не
жила на Дальнем Востоке, не знаю точно, в каких краях
произрастает женьшень, но точно не на прибрежных лугах.
А некоторые поэты исследуют вопрос по существу, прежде
чем употребить какое-то слово... Энциклопедии, википедии,
словари и другие источники никогда не откажут в помощи!
 
3. НЕИСКУШЁННЫЙ КАЗАК
"Роем за станицей одуванчики
Вьются на обочинах дорог.
На лугах приречных сарафанчики -
Тянет вверх игривый ветерок.
На буграх и впадинах подсолнухи
Ловят желтизной палящий зной" - здесь тире можно убрать,
потому что для связки имеется глагол. Но картина чётко
прорисовывается, представляю, как читатель предвкушает
развёртывание событий... Автор постарался оправдать все
ожидания!
Не стану расписывать, как отношусь к данному творению:
сама не искушена в казачестве, даже в донском. Но стихи
понравились. Даже предполагаю, кто автор. Спасибо за
ироничность, подстраивание под сюжет рифм и героев!
И если стихи не новые, то могу лишь указать на то, что
к следующему анонимному Алопарусному конкурсу хочу
встретить совершенно экспромтные строки!
"Рвись душа казачья, не доеду я
В прошлое, в колхозных лапотках,
Где милёнков ждут, года не ведая,
Бабки в кашемировых платках..." - было, было, бабки бают!
 
6. ИЮЛЬ
"Заречные луга и знойные цветы,
и запах духоты, прилипчивый, привычный...
А жаворонок мне с небесной высоты
поёт свою любовь – святую каноничность." - знойные цветы?
Лето знойное, женщина знойная ещё, может быть - поверю,
а к цветам применить не получается... Как и это загадочное
любовь в песне жаворонка - "святая каноничность" - не
могу расшифровать. Уж простите.
"Козявка лезет в нос. И тут своя реклама." - к сожалению,
козявка эта прочитывается двояко, как и своеобразная реклама.
"Подтравье подо мной движения полно.
Куда девать теперь мою негабаритность?" - подтравье встречаю
впервые - скорей всего, это почва, земля, дёрн? Сложно тут у
вас, когда под знойные цветы заглядываешь... А вот что по
нраву - так это "негабаритность" - оригинально, иронично.
Удачно смотрится лишь четвёртая строфа, на мой взгляд:
"Луга. Июль. Цветы... Бескрайность летних грёз.
А солнце спину жжёт, горячее, как печка.
Ну что же мне вчера в апреле не жилось?
Мечтала о цветах, о знойных днях, о речке..." - грёзы могут
быть бескрайними, солнце таким, как его описал автор. И дни
знойные - как-то срослось! Я тоже не могу переносить жару:
хочу в апрель, честно! Только у жизни, как и у природы -
свои законы и течение...
Удачи автору в его размышлениях!
 
7. НА ЛУГУ
На первый взгляд очень даже не плохи строки, образные.
И рифмы начинаешь "раскусывать": "высокая - желтоокие" -
понравилось, что рифмующиеся слова употреблены в разном
числе и роду. А "парит - шуршит" мне уже не нравится.
Надо хоть соседние согласные задействовать, иначе вообще
все глаголы можно в одну цепочку выстроить.
"Разнотравье вокруг чудное!" - здесь сбой ударения, ритма.
получается "вОкруг", но подходит любое другое слово с
ударением на первом слоге, "Разнотравье луга чудное!".
Луг, правда, присутствует в этой строфе, но там мне тоже
рифма с глаголом не очень понравилась... А про "Ах" и
сказать нечего. А если бы автор вообще третью строфу...
удалил, на радость читателю? Понравилось более всего, как
вписались рифмы и образность в данной строфе:
"Великан-лопух с колючками,
Приобнимет, щекоча
Колокольчики поющие
Мелодично зазвучат.", а далее у меня лютики с донниками
никак не желают рифмоваться, потому что ударные слоги
у них совершенно не связаны с окончаниями:
"Сладкий клевер, пижма, лютики,
Чистотел и зверобой,
Одуванчики и донники…
Шелестят наперебой." - надо рифмовать ударный слог.
Хотя бы, "лютики - прутики, малюсенький", "донники -
тоненький или тронете". Но авторский взгляд ищет
красивое, особенное, и образы прорисовываются здесь,
например:
"И пройдёшь сквозь травы стройные,
Только небо и видать,
Да с улыбкой солнце знойное
С высоты начнёт кивать." - правда, небо видать, если
травы высокие, или ты лежишь в траве, а не проходишь.
Но суть улавливается, ведь солнце кивает с улыбкой,
хоть и знойное!
Жалею, чтоб вкус к поэзии проявлялся ярче, ведь в этом
конкурсе можно найти чудесные стихи, по которым можно
понять, как жонглируют рифмами. Светлого вдохновения!
 
11. ОТКРОЙ ИЮЛЮ НАСТЕЖЬ СЕРДЦЕ
Не могла не отозваться на стихи под номером 11.
"Позволь Июлю показать, как летний  луг великолепен,
прими с восторгом красок залп и ветерка наивный лепет.
Там шмель колдуя над пыльцой в любви клянётся маку пылко,
а луч в объятьях чабрецов голубит стебли и прожилки." -
такое близкое описание, словно моими глазами эти краски
переданы в словах - не могу оторваться от красоты! И
ароматы словно сочатся с полотна, написанного словами!
Я бы это луг не покидала, тонула в этом великолепии!
Благодарна автору за эту яркую подачу картины, за такое
сочное владение словом, что никакие реальные краски и
не нужно использовать: хочется целиком процитировать
сие творение, чтоб увидеть руку Создателя как в живой
природе, так и в том, чьей рукой он водит! Даже кажется,
что поиск нужных слов не был затруднителен для автора:
душа щедро наполнена восприятием божественного на Земле!
Только одно замечание выскажу по строке:
"Там шмель колдуя над пыльцой в любви клянётся маку пылко".
Здесь деепричастный оборот "колдуя над пыльцой".
 
Искренне благодарю автора за приглашение в свой мир и
за это чудо летнего подарка!
 
19. НЕСКОШЕННЫЙ ЛУГ
"В бескрайности нескошенного луга
шифоны маков, штапель чабреца.
Нечаянно касаются друг друга
ромашки, осыпается пыльца
 
из круглых серединок, ярко-жёлтых,
душистый клевер  в шапках набекрень."
Покорена необычными и, в то же время, будто невероятно
близкими и знакомыми образами в этих стихах! Если только
чуть шире раскрыть глаза, немного ниже склониться... и
вот он, необычайно знакомый с детства мир как на ладонях!
Наслаждайся сочными метафорами или тем жучком из прекрасных
строк, шуршащими ежами, осыпающейся пыльцой...
"душистый клевер  в шапках набекрень", "большой лопушник под
шершавой крышей", "Медовый вереск, пряный жёлтый донник,
пропахший луг,  от пчёл отбоя нет!" - смакую и наслаждаюсь!
 
"Плетутся косы шёлковых колосьев,
мелькают ленты ароматных трав.
Пирует лето, все дела забросив,
и бодрствует с утра и до утра."
 
"На шляпке сбоку пижма и душица..
Украшено батистовым "шитьём"
парео незатейливого ситца..." - ах, как согревает по-летнему!
"Душе вольготно: бабочки, стрекозы,
над ухом шмель назойливо жужжит..." - душе вольготно и близко!!!
 
20. МУЗЫКА ЛУГОВ
Может быть, автор хотел наиграться с глагольными рифмами - да,
бывает, что нас на всякие шалости тянет. Но, к сожалению, те
внутренние рифмы в некоторых строфах утрачены совершенно: или
бы их не было совсем, или, всё же, надо было постараться их
выдержать везде. С рифмой "пчела - стрекоза" согласиться не могу.
Зато улыбаюсь. "привет - ответ", извините, тоже как-то... не
могу подобрать слова)) Это как рифмовать ПРОиграю, ОТыграю,
ОБыграю, НАиграю, ЗАиграю, ПОДыграю, ВЫиграю... Зато понравилось
описание того, как былинки ладят между собой:
"И нежно- пряный аромат прольётся:
Шлёт мята луговая свой привет,
Ей клевер сладко шелестит в ответ,
И мятлик тихо ветерком качнётся.
 
И колокольчик звонко улыбнётся,
Пылает синью неба василёк..." - и другое. Однако, постоянно
рифмовать однородные члены предложения - тоже не есть плюс,
например, василёк - мотылёк, быстрей - веселей. Очень уж
по-детски выходит, хоть и мило звучит. А насчёт образов
скажу, что они вышли довольно симпатичными:
"И лишь последний луч земли коснётся,
Не угасает чудо- жизнь в лугах,
Вершит себя и в травах, и цветах,
И музыкой особой обернётся..."
 
21. ГОРЕЧЬ
Почему-то мне уже название понравилось. И слово это всегда
вызывает трепет. А герой этого произведения уже сам немощен,
и садится-то, бедолага, не на стул, не украшает своим телом
трон - ему лишь пень трухлявый положен, по всему. Вот и
характеристика Зноя с самой первой строфы! До чего необычна
и ярка подача! Автор любовно выписывает этого героя, словно
лобзиком выпиливает все тонкости! А далее какая красота
проявляется, аж дух захватывает:
"Смотрит на реку с тревогой неясной,
Сдвинув, кустистые рыжие брови,
Пульс отзывается стуком в запястье,
Выскочит сердце, смотри, час неровен.
 
С треском сухим, как лесные орехи
Колются в пойме  июльские грозы.
Выцвел сатиновый купол, стал ветхим,
Молния высекла давеча розгой." - живописно, нечего сказать!
 
А останавливаться не хочется, так бы смаковать образы...
"Гладить в волнении клевер душистый,
Видеть, как млеет на солнце очиток,
Пробовать горькие смолы самшита...
Чтобы до дыр  август был перечитан!
 
Душу достать бы из тесного кофра,
Прочь отметая ненужную робость,
Пробовать нежного лютика охру
И  василька несравненного кобальт." - у многих в стихах
и васильки, и клевер, но как они по-разному прописаны,
украшены авторским видением. И здесь хочется присесть,
разглядывать лепесточки, оттенки, краски...
А в заключение вдруг ощущаешь горечь, как и задумано
автором: жаль старика, хоть он и прожарил всё кругом!
 


Рецензии
Елена, благодарю за такой шикарный подарок - Мини - Мнение! Никто лучше тебя не скажет, спасибо тебе за яркость чувств и широту души, ибо каждый может смотреть одинаково а видеть по разному. Деепричастный оборот обязательно выделю, препинаки у меня хромают, признаюсь)))
Добра и вдохновения тебе!

Инна Чернявская   06.08.2024 18:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.