5. 9 Семь дней Творения

5.9 День пятый – оправдание грешников (освящение духа)

Я ИИСУС НАЗОРЕЙ, КОТОРОГО ТЫ ГОНИШЬ

Мы рассмотрели стихи, в которых говорится о пятом дне Творения:

БЫТ.1:20 И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА ВОСКИШИТ ВОДА КИШЕНИЕМ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ И ПТИЦЫ ДА ЛЕТАЮТ НАД ЗЕМЛЕЮ ПО ПРОСТРАНСТВУ НЕБЕСНОМУ".
21 И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ БОЛЬШИХ МОРСКИХ ЖИВОТНЫХ И ВСЕ СУЩЕСТВА ЖИВЫЕ, ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, КОТОРЫМИ ВОСКИШЕЛА ВОДА, ПО РОДУ ИХ, И ВСЕХ ПТИЦ КРЫЛАТЫХ ПО РОДУ ИХ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО.
22 И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ, СКАЗАВ: "ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ, И НАПОЛНЯЙТЕ ВОДУ В МОРЯХ, И ПТИЦЫ ДА РАЗМНОЖАЮТСЯ НА ЗЕМЛЕ".
23 И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ПЯТЫЙ.

В этих стихах написано о животных, но на самом деле речь в них идет об освящении человеческого духа. Духовные рыбы, обозначающие ветхого человека в Адаме, в пятый день Творения становятся духовными птицами, которые обозначают нового человека во Христе:
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6); (Кол.3:9,10);
"как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:49).

Пятый день Творения говорит об освящении человеческого духа, шестой – об освящении души, седьмой – об освящении тела. Дух и душа в библейской символике обозначают Адама и Еву, мужа и жену, веру и жизнь, разум и чувства…

(?) В чем состоит смысл освящения человеческого духа?

Библия говорит, что первый человек Адам был создан из праха земного:
"создал Господь Бог человека из праха земного" (Быт.2:7);
"[Адаму сказал Бог] прах ты и в прах возвратишься" (Быт.3:19).

Но земной прах или глина (ха-адама), из которой был создан Адам, не годится для построения вечного Божьего дома:
"плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления" (1Кор.15:50).

Поэтому в пятый день Творения происходит преобразование верующего из глины в камень:
"ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою" (Мф.16:18);
"и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный" (1Пет.2:5);
"как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:49).

Когда грешник принимает верой Евангелие (Божье дыхание жизни), его дух оживает, а сам он рождается свыше. Но рождение свыше является только началом освящения духа. В это время человек, подобно первому Адаму, становится в глазах Бога душой живой (нэфэш хая). Ему даруется по благодати прощение грехов, оправдание, примирение и дар Святого Духа (Деян.2:38). Верующий в это время испытывает райское блаженство:
"Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь" (Деян.8:39);
"Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь" (Фил.4:4).

Но на начальном этапе вера у христианина плотская и подзаконная. Фактически он в это время является духовным младенцем - ветхим творением в Адаме (плотью от плоти Адама):
"Рожденное от плоти есть плоть" (Ин.3:6);
"И ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПРАХА ЗЕМНОГО И ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ [НЭФЭШ ХАЯ]". И НАСАДИЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ САД В ЭДЕНЕ С ВОСТОКА, И ПОМЕСТИЛ ТАМ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО ОБРАЗОВАЛ" (БЫТ.2:7).

Такими же, как Адам, верующими людьми (ЖИВЫМИ СУЩЕСТВАМИ) воскишела вода в пятый день Творения:
"И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА ВОСКИШИТ ВОДА КИШЕНИЕМ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ [НЭФЭШ ХАЯ]" (БЫТ.1:20).

Но цель пятого дня Творения, цель освящения духа, заключается не в том, чтобы только оживить грешника, сделав его душой живой, а в том, чтобы извлечь его из вод Божьего осуждения и сделать новым Творением во Христе Иисусе! Но для этого человеку надо после рождения свыше пройти через пустыню испытаний и родиться от Духа. Тогда духовная рыба станет духовной птицей, то есть новым Творением во Христе Иисусе:
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5);
"кто во Христе, [тот] новая тварь" (2Кор.5:17);
"рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6б);
"Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу" (Рим.8:1).

***

Грешник рождается свыше тогда, когда принимает верой Евангелие и заключает с Богом Завет посредством водного крещения. Но чтобы рожденному свыше христианину родиться от Духа и получить вечную жизнь, ему надо вкусить от дерева жизни:
"как бы не простер он [Адам] руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" (Быт.3:22).

(?) Что значит вкусить от дерева жизни?

Для сотворенного человека, то есть для Адама и его потомков, деревом жизни является крест:
"кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мар.8:34).

Тех верующих, которые взяли свой крест, Святой Дух ведет в пустыню испытаний, где им необходимо распять своего ветхого человека:
"те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24);
"Я сораспялся Христу" (Гал.2:19).

Кто сораспялся Христу, тот должен и воскреснуть с Ним:
"Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей" (2Кор.4:10,11);
"И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лук.23:43).

На начальном этапе деревом жизни для верующего является крест, но после рождения от Духа деревом жизни для него становится истинная виноградная лоза, а он сам в это время становится веткой на виноградной лозе:
"Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь… Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин.15:1-5);
"Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов" (Откр.22:2).

Таким образом, чтобы человеку покинуть воды Божьего осуждения и стать духовной птицей, ему надо пережить два духовных рождения: рождение свыше и рождение от воды и Духа:
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5);
"А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Ин.1:12,13).

***

Для грешника освящение начинается с принятия верой Евангелия и вступления с Богом в Завет посредством крещения. В это время Бог незримо переносит его из Адама во Христа:
"От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением" (1Кор.1:30).

Но чтобы царствовать в жизни посредством Иисуса Христа, верующему нужно еще одно перемещение – из плоти в дух:
"если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете" Рим.8:13);
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5);
"Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин.4:24).

Перемещение верующего из плоти в дух зависит уже не столько от Бога, сколько от самого верующего – готов ли он идти за Христом, распиная плоть со страстями:
"Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1Пет.4:12,13);
"я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира" (Гал.6:14).

При уверовании в Евангелие верующие символически выходят из земли Египетской (из мира), переходят через море (крестятся во Христа) и входят в пустыню испытаний. В пустыне народу Израиля Бог дал закон, поэтому брат Уитнесс Ли сравнил пустыню с овечьим загоном, где Божий народ содержится под стражей закона:

=============
«…Христос является дверью в овечьем дворе Ветхого Завета. Овечий двор обозначает закон или иудаизм как религию закона, в котором до прихода Христа содержались овцы – Божий избранный народ. Зимой или ночью, когда пастбище недоступно, овец нужно держать в загоне. До прихода Господа Иисуса Божий народ находился в ночи. Поэтому Бог использовал закон для того, чтобы хранить Свой избранный народ и содержать его под защитой и опекой до прихода Христа. Такие ветхозаветные святые, как Моисей, Давид и Даниил, содержались в загоне под опекой. Поэтому Ветхий Завет, центром которого был закон, представлял собой овечий двор, и в этом овечьем дворе содержался Божий избранный народ в ожидании того времени, когда можно будет выйти из загона на пастбище.
Все ветхозаветные святые вошли в овечий двор через Христа. Иначе говоря, Христос был дверью ветхозаветного овечьего двора, которой Божий избранный народ мог войти в загон и находиться там в безопасности. Но теперь Христос является дверью, которой овцы выходят из загона. Вот почему в стихе 9 говорится: "И войдёт, и выйдет". Сначала Божий народ в Ветхом Завете вошёл в загон. Но когда пришёл Господь Иисус, им пора было выйти из загона. Таким образом, Христос – это дверь и для входа в овечий двор, и для выхода из него…»
(Уитнесс Ли, "Заключительные сообщения по Новому Завету"; https://mybible.ws)
=============

Тот приход Христа к верующим, о котором говорит брат Ли, обозначает их рождение от Духа. В то время в сердцах верующих рождается Христос как новая вера, новый дух и новый человек:
"кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь" (Мф.12:50);
"дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное" (Иез.36:26);
"Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое" (Мф.9:17).

Родившись от Духа, верующие переходят из религиозного загона (из пустыни испытаний) на злачную пажить (в обетованную землю), переходят, можно сказать, из плоти в дух и из Ветхого Завета в Новый:
"Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу" (Евр.7:18,19);
"вот завет, который Я заключу с домом Израилевым… вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом" (Иер.31:33);
"Моисей верен во всем доме Его, как служитель… Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца" (Евр.3:5,6);
"как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится" (1Пет.2:5,6);
"Для чего же закон? Он дан после [обетования] по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование" (Гал.3:19).

Служение Богу в пустыне осуществляется главным образом по букве, а чтобы жить по духу и служить Богу духом, верующим надо родиться от Духа и пребывать во Христе:
"Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне" (Ин.15:4);
"Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин.4:24);
"умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве" (Рим.7:6);
"Христос искупил нас от клятвы закона… дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою" (Гал.3:13,14).

Через рождение от Духа духовные рыбы, жившие в водах Божьего осуждения, становятся духовными птицами, то есть новым Творением во Христе Иисусе. Это и есть освящение духа:
"нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе" (Рим.8:1);
"вы не под законом, но под благодатью" Рим.6:14);
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6).

***
 
Христос заповедовал Своим ученикам искать Божье Царство и молиться о его пришествии:
"Ищите же прежде Царства Божия" (Мф.6:33);
"Молитесь же так: Отче наш… да приидет Царствие Твое" (Мф.6:9,10).

Чтобы увидеть Божье Царство, надо родиться свыше, а чтобы войти в него, надо родиться от воды и Духа:
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:3-5).

Рожденные от Духа верующие могут царствовать с Христом уже в этой земной жизни:
"приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа" (Рим.5:17);
"вы – род избранный, царственное священство" (1Пет.2:9);
"Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом… они будут… царствовать с Ним тысячу лет" (Откр.20:6);
"мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать" (Евр.12:28);
"соделавшему нас царями и священниками Богу" (Откр.1:6);
"Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии" (Откр.1:9);
"И во дни тех [земных] царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится" (Дан.2:44);
"избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего" (Кол.1:13).

Царство Христа отличается от всех земных царств тем, что находится оно … в сердцах верующих:
"не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук.17:20,21);
"Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни" (Прит.4:23);
"да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши" (Еф.3:16,17);
"если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности" (Рим.8:10).

***

В пятый день Творения решается вопрос оправдания грешников. Рождение свыше и рождение от воды и Духа – это этапы освящения человеческого духа.

А в шестой день Творения происходит освящение души верующего. В этот день рожденные от Духа верующие, живя по духу, царствуют в жизни посредством Иисуса Христа. Царствуя в жизни, они наполняют свои сосуды (сердца) духовным маслом (Святым Духом) и становятся мудрыми девами:
"Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих" (Мф.25:4);
"Вы - свет мира" (Мф.5:14);
"Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии" (Откр.1:9);
"любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим.5:5);
"исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами… благодаря всегда за все Бога… повинуясь друг другу в страхе Божием" (Еф.5:18-21).

(?) Как верующий может знать, что он рожден от Духа?

Дерево, – говорит Христос, – познается по плоду:
"Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые… Итак, по плодам их узнаете их" (Мф.7:18-20);
"ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная" (Рим.6:22).

Поэтому верующий может сравнить свою жизнь до уверования в Евангелие с жизнью после уверования:
"Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть" (2Кор.13:5);
"Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе" (Еф.5:8);
"ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались" (1Кор.6:9-11);
"Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним… А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам" (1Ин.3:21-24);
"Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии" (Рим.8:16).

После крещения Святой Дух выводит верующих из мира и приводит в духовную пустыню. Но рождение в пустыне новой веры (нового человека) происходит не быстро, потому что на первых порах душа верующего не способна рождать добрые духовные плоды:
"Сара была неплодна" (Быт.11:30);
"она [Ревека] была неплодна" (Быт.25:21);
"Рахиль была неплодна" (Быт.29:31);
"Елисавета была неплодна" (Лук.1:7);
"у Анны же не было детей" (1Цар.1:2);
"был человек… именем Маной; жена его была неплодна" (Суд.13:2);
"А это были образы для нас" (1Кор.10:6).

Поэтому, чтобы иметь добрые духовные плоды, верующим надо прилагать усилия:
"И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его" (Быт.25:21);
"Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн" (Лук.1:13).

Время пребывания народа Божьего в пустыне является временем не только духовной борьбы и испытаний, но также и временем обучения:
"Сорок лет водил вас по пустыне" Втор.29:5);
"помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя… И знай… БОГ ТВОЙ, УЧИТ ТЕБЯ, КАК ЧЕЛОВЕК УЧИТ СЫНА СВОЕГО" (Втор.8:2-5)…

***

Когда учителю Израиля Никодиму стало понятно, что ему в жизни чего-то не достает, он пришел к Иисусу:
"Между фарисеями был некто, именем Никодим… Он пришел к Иисусу ночью" (Ин.3:1,2).

Когда богатого юношу стали одолевать сомнения насчет того, достаточно ли он делает доброго, чтобы получить от Бога жизнь вечную, он тоже пришел к Иисусу:
"Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?" (Мф.19:16).

И христианам сегодня, когда в их жизни наступает ночь или появляются сомнения, надо приходить к Иисусу:
"Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф.11:28).

Христос, когда жил на земле, проводил ночи на Елеонской (Масличной) горе в общении с Отцом. Этим Он показал верующим пример правильной христианской жизни:
"Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его" (Лук.21:37,38).

=============
«…Елеонская гора – это не отдельная вершина, а короткий горный кряж – цепочка из нескольких поросших деревьями пологих гор, облегающая Иерусалим с востока и ограждающая город от разрушительного соседства пустыни.
Вершины Елеонского кряжа отделяются от города долиной реки Кедрон. Эту часть Кедрона называют также долиной Иосафата – по находящейся здесь гробнице Иосафата, правителя Иудейского царства, который жил за несколько сотен лет до Рождества Христова. На прилегающих к Кедрону склонах горы расположено огромное кладбище, самым древним могилам которого около трех тысяч лет. Многие люди из разных концов земли приезжали в Иерусалим незадолго до своей смерти специально для того, чтобы быть похороненными здесь, на склоне Елеонской горы. Дело в том, что именно отсюда, из долины Иосафата, по предсказаниям пророков, начнется воскресение мертвых. Потому что именно здесь, на Елеонской горе в конце времен будет Второе Пришествие Иисуса Христа. Господь снова придет на землю там же, где простился со Своими учениками и вознесся на небо. В книге Деяния святых апостолов это описано так:
"Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути" (Деян 1:9–12)…»
(https://foma.ru/goryi-v-evangelii.html)
=============

***

Крещение верующего в Новом Завете можно сравнить с … обетом назорейства в Ветхом Завете:

=============
ОБЕТ НАЗОРЕЙСТВА
Любовь Фёдоровна Васенина
"…если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться…" (Числа, 6:2-3)
Дайте Богу обет назорейства:
Послужите всей жизнью Творцу!
Дать обет против тьмы и злодейства –
Это каждому будет к лицу.
     Дайте Богу обет, не жалея
     Ни секунд, ни минут, ни часов…
     О, вы станете снега белее,
     И дверь сердца – от зла на засов.
Дайте Богу обет, будьте смелы:
Вы увидите Господа трон…
Быть в обете – великое дело!
Дать обет – благодать, не закон.
     Дайте Богу обет, чтоб услышать
     Голос Господа прямо с небес!
     Он в душе вашей Слово запишет:
     Божьи речи – дорога чудес.
Дайте Богу обет назорейства,
Послужите всем сердцем Творцу.
Вы восстанете против злодейства,
Дайте Богу обет: вам – к лицу!
(http://stihi.ru/2019/02/27/5502)
=============

В 6 главе Книги Чисел содержится закон о назорействе (Чис.6:1-21). А в Новом Завете есть 14 стихов, в которых Иисус Христос назван Назореем (3480, Назорайос).

1. Мф.2:23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем (3480, Назорайос) наречется.
2. Мф.26:71 Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем (3480, Назорайос).
3. Мар.10:47 Услышав, что это Иисус Назорей (3480, Назорайос), он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
4. Лук.18:37 Ему сказали, что Иисус Назорей (3480, Назорайос) идет.
5. Лук.24:19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином (3480, Назорайос\Назорей), Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
6. Ин.18:5 Ему отвечали: Иисуса Назорея (3480, Назорайос). Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.
7. Ин.18:7 Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея (3480, Назорайос).
8. Ин.19:19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей (3480, Назорайос), Царь Иудейский.
9. Деян.2:22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея (3480, Назорайос), Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,
10. Деян.3:6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея (3480, Назорайос) встань и ходи.
11. Деян.4:10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея (3480, Назорайос), Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
12. Деян.6:14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей (3480, Назорайос) разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
13. Деян.22:8 Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей (3480, Назорайос), Которого ты гонишь.
14. Деян.26:9 Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея (3480, Назорайос).

(?) Имеет ли ветхозаветный закон о назорействе отношение к христианам?..

=============
«Закон Моисеев предусматривал для верного израильтянина возможность посвятить себя Господу на определённое время по собственной воле. Эта возможность получила название обета назорейства.
Условия обета назорейства включали:
Абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушёных виноградных ягод и от всего, "что делается из винограда".
Отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства.
Запрещение приближаться к мёртвому телу даже в случае смерти ближайших родственников.
По исполнении обета назорей должен был принести различные жертвы, сбрить свои волосы перед входом в скинию (позднее – в храм) и положить их на огонь, который горел под мирной жертвой.
Обет назорейства мог быть пожизненным и временным».
(https://borisov-spas.by/pravoslavny-e-stat-i…)
***   ***   ***
"…Назорейство особенно процветало во времена судей (так, Назореи были Самсон и Самуил). В Новом Завете Назореи были Иоанн Креститель и Сам Христос. Ап. Павел принимал временно обет назорейства. Вообще этот обет имел большое религиозно-нравственное значение; в нем можно видеть прототип позднейшего иночества…
По мнению библейских критиков, в древнем Израиле существовал институт назореев по образцу Самсона и Самуила, т. е. пожизненных. Обет давался с целью смилостивить Бога и иметь потомство…
Согласно Талмуду, обет назореев принимался из благочестия или чтобы снискать у Бога удовлетворение желания (например, рождения сына; Наз. 2:7–10)…
В целом же Талмуд не одобряет практики назорейства, так как аскетизм противоречит духу иудаизма (Нед. 77б; Наз. 19а и др.).
Постепенно практика назорейства вышла из употребления, и в средние века не встречается упоминаний о назореях (а слово назир стало обозначать монаха в применении к другим религиям)…"
(https://vk.com/wall-221060364_338)
***   ***   ***
«…Ирод побивает младенцев. Иосиф и Мария возвращаются в Назарет.
Мф.2:12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
Назарет или Ноцерат, на староеврейском обозначает "посвященный", "отделенный", "отрасль", отросток от основного ствола. Вот о чем идет речь: есть основной ствол, и от него идет отросток, побег. В стране существует номинальная, погрязшая в фарисействе церковь, продолжается религиозная жизнь, но какой-то человек, номинально оставаясь членом этой церкви, всё больше и больше становится в стороне от этой "жизни": отстраняется от нечестия, присущего этому традиционно-религиозному миру. Вот в каком понимании – назорей (точнее: в одном из понятий, потому что каждое слово имеет очень много значений. И это тоже побег – ветка на виноградной лозе Господней, если рассматривать как позитив, и т.д.)…
Итак, Назарет, само слово означает "побег", "отросток", который отошел в сторону от общей широкой дороги. Сказано: Широка та дорога, и широко открыты ворота те, что ведут к погибели, и многие ими идут…
Целый ствол фарисейский вырос, но мало кто находит узкие врата. Вот в этот Назарет идет Святое Семейство, в эту "отрасль". Этот город называется Назарет, это и есть церковь Остатка, это "мужи с открытым оком", это верующие и верные, это те, кто видит. Видят состояние религиозное на сегодняшний день и оценивают его осознанно, а не с закрытыми глазами бегут, куда бы их ни погнали "слепые вожди слепых" (Мф.15:14).
Мф.2:23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Опять же, Назарет (Ноцерат – на древнеевр. языке). Это слово означает "посвященный", "отделенный", "побег". Оно одно и то же для двух понятий: для города Назарет и для слова, которое означает назорейство, назир. В отношении назорейства.
Итак, Назарет – это город тех, которые являются побегом, которые не идут в общем русле, но отделены и видят как бы со стороны. "Поднял я свои глаза – и увидел", – говорит пророк Захария. Это город тех, кто поднял глаза свои к Богу, а также тех, кто находится и в так называемом буквальном "назорействе".
Что же такое назорейство? Открываем Книгу Чисел, 6-ю главу. Она нам рассказывает о законе назира. Назарет и назорейство, повторяю, от того самого слова (корень тот же самый) – Ноцерат. И город Назарет, и подвиг назорейства обозначают отделенность. Слово "назорей" обозначает "отделенный", "посвященный", тот, кто воздерживается. "Назорей" – отделенный от "общего ствола", и мы видим, что Христос – Назорей, а соответственно, и мы, христиане, тоже должны быть назореями!
Для кого же этот закон о назире?
Давайте прочтем. Назорей – это человек, который воздерживается от женщин, от вина, от плода виноградного, и не бреет своей головы, не стрижется.
Чис.6:1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу,
3 то он должен воздержаться от вина и [крепкого] напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод;
4 во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи.
Вот первое условие: не есть виноград и все, что из винограда.
Чис.6:5а Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу;
Как видим, период назира обусловлен временем! Приходит момент, когда человек на определенный период стает Назореем. Вот откуда православные посты! И мы видим: апостол Павел на определенный период ушел в назорейство. Мы видим, Самсон был назореем, пока не вышел на труд. И мы видим, Самуил также был назореем. Вспомним рехавитов – они тоже были назореями – сыны Ионадава, сына Рехавова.
Чис.6:5б …свят он: должен растить волосы на голове своей.
Вот, между прочим, откуда и традиция в церкви носить длинные волосы.
Чис.6:6 Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу:
7 [прикосновением] к отцу своему, и матери своей, и брату своему, и сестре своей, не должен он оскверняться, когда они умрут, потому что посвящение Богу его на главе его;
8 во все дни назорейства своего свят он Господу.
Еще:
Чис.6:9 Если же умрет при нем кто-нибудь вдруг, нечаянно, и он осквернит тем голову назорейства своего: то он должен остричь голову свою в день очищения его, в седьмой день должен остричь ее.
Остричь, остригание – было символом окончания назорейства и началом нового этапа.
Чис.6:10 и в восьмой день должен принести двух горлиц, или двух молодых голубей, к священнику, ко входу скинии собрания;
11 священник одну [из птиц] принесет в жертву за грех, а другую во всесожжение, и очистит его от осквернения мертвым телом, и освятит голову его в тот день;
12 и должен он снова начать посвященные Господу дни назорейства своего и принести однолетнего агнца в жертву повинности; прежние же дни пропали, потому что назорейство его осквернено.
13 И вот закон о назорее, когда исполнятся дни назорейства его: должно привести его ко входу скинии собрания,
14 и он принесет в жертву Господу одного однолетнего агнца без порока во всесожжение, и одну однолетнюю агницу без порока в жертву за грех, и одного овна без порока в жертву мирную,
15 и корзину опресноков из пшеничной муки, хлебов, испеченных с елеем, и пресных лепешек, помазанных елеем, и при них хлебное приношение и возлияние;
16 и представит [сие] священник пред Господа, и принесет жертву его за грех и всесожжение его;
17 овна принесет в жертву мирную Господу с корзиною опресноков, также совершит священник хлебное приношение его и возлияние его;
18 и острижет назорей у входа скинии собрания голову назорейства своего, и возьмет волосы головы назорейства своего, и положит на огонь, который под мирною жертвою;
19 и возьмет священник сваренное плечо овна и один пресный пирог из корзины и одну пресную лепешку, и положит на руки назорею, после того, как острижет он голову назорейства своего;
Когда владыка совершает таинство хиротезии, то состригается и сжигается на огне волос. Когда происходит таинство крещения – у ребенка остригаются волосы на голове и сжигаются. Вы сегодня спросите священника: для чего он это делает? Ответа не будет. Потому что это – духовные вещи. Знания утрачены теми, кто зациклился на букве… А для чего – рассмотрим в следующий раз.
Чис.6:19а и возьмет священник сваренное плечо овна
Это обязательно надо истолковать… Богу надо, чтобы сварили плечо овна и священник его еще и потрясет, а потом сели и съели?! Это все духовные вещи, и мы должны четко это понимать.
Чис.6:19б и один пресный пирог из корзины и одну пресную лепешку, и положит на руки назорею, после того, как острижет он голову назорейства своего;
Положит на руки, а руки – дела.
Чис.6:20 и вознесет сие священник, потрясая пред Господом: эта святыня - для священника, сверх груди потрясания и сверх плеча возношения. После сего назорей может пить вино.
21 Вот закон о назорее, который дал обет, и жертва его Господу за назорейство свое, кроме того, что позволит ему достаток его…
Назир – жертва, двойная жертва, жертва выше жертвы, которую приносят все. Это – подвиг. Тут раскрывается суть подвижнического пути, "пути царского". И этот путь – путь христианина. Это путь, о котором говорит Господь юноше, который приходит к Нему и спрашивает:
"Господи. Что сделать мне доброго, чтобы войти в Царство Божье?"
Господь отвечает:
"Разве не знаешь? Соблюди заповеди".
Юноша говорит:
"Все это сохранил я от юности моей, чего еще недостает мне?"
На что Господь отвечает:
"Если ты хочешь быть совершенным и войти в этой жизни в Царство Божие, принадлежать к когорте, о которой сказано: истинно, истинно говорю вам, некоторые из вас смерти не изведают, пока не увидят Царства Божьего, которое пришло в силе, – если ты хочешь быть совершенным, Я покажу тебе путь: бери крест свой на плечо своё и иди".
Об этом мы будем говорить подробнее в следующий раз. Ибо истинно, истинно говорю вам: это такая манна, что, уже насытившись, сегодня просто "лизнуть" её и пойти домой?.. Нет. Оставим её до следующего раза. Хлеб нужен голодным. Я думаю, мы сегодня уже насытились хлебом Господним, Слава Богу!»
(Священник Олег Ведмеденко. Евангелие от Матвея. Мф. 2.17-23. Лекция № 6)
=============

***

В Послании к Римлянам Апостол Павел сказал Римским христианам, что они умерли для закона телом Христовым (Рим.7:4), поэтому разговоры о назорействе сегодня могут показаться неуместными. Однако Сам Христос, когда явился идущему в Дамаск Савлу, назвал Себя Назореем:
"Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я ИИСУС НАЗОРЕЙ (3480, НАЗОРАЙОС), КОТОРОГО ТЫ ГОНИШЬ. Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали" (Деян.22:7-9).

В Новом Завете нет ни одного стиха, в котором Христос, живя на земле, назвал бы Себя Назореем…

(?) Тогда почему после Своего воскресения, отвечая на вопрос фарисея Савла, Он называет Себя Назореем?
 
Действительно странно. Ведь по закону быть назореями могут только люди, живущие на земле:
"И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и [крепкого] напитка…" (Чис.6:1-3).

Можно предположить, что, назвав Себя Назореем, Христос этим отождествил Себя со Своими учениками, которых в те дни активно преследовал неумеренный ревнитель Иудейских преданий Савл:
"Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий" (Гал.1:13,14).

На вопрос будущего Апостола Павла: "Кто ты, Господи?" – Христос ответил:
"Я Иисус НАЗОРЕЙ, которого ты гонишь" (Деян.22:8).

Савл не знал, что в сердцах христиан обитает тот самый Бог, Которому он пытался угодить своим ревностным "служением". Иисусу пришлось объяснить Савлу, что гонит-то он на самом деле не людей, а Бога. Ибо гонимые им христиане были членами Тела Христового, а, преследуя христиан, Савл преследовал самого Главу.

В то время ученики Христа, вступившие в Завет с Богом посредством крещения, считали своим долгом исполнять заповеди своего Учителя. Разумеется, читать каждый день Новый Завет у них не было возможности, но они могли иметь желание своей жизнью подражать своему Учителю, Которого почитали истинным Назореем:
"умоляю вас: подражайте мне, как я Христу" (1Кор.4:16)…

В то время многие христиане могли не знать, что христианское крещение является "обещанием Богу доброй совести" (1Пет.3:21), но они могли воспринимать свое крещение во имя Иисуса Христа как "обет назорейства", о котором им было известно из закона Моисея (Чис.6:1-21).

Возможно, в то время истинными назореями – назореями не по букве, а по духу – были преследуемые Иудеями христиане, с которыми и отождествил Себя Христос, когда явился Савлу на пути в Дамаск…
 
***

В законе о назорействе написано:
"И сказал Господь Моисею… если МУЖЧИНА или ЖЕНЩИНА решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен…" (Чис.6:1-3).

Следовательно, решение о том, чтобы стать назореем, принимает как МУЖЧИНА, так и ЖЕНЩИНА.

Для христиан это может означать следующее.

1. Принимая крещение во Христа, обет назорейства дает дух человека (МУЖ). Целью этого обета является освящение духа. Рождение от Духа будет означать, что верующий прошел через пустыню испытаний и получил от Бога одежды праведности. Сам рожденный в пустыне Младенец мужеского пола будет для верующего этой праведностью – праведностью от Бога по вере:
"все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере" (Фил.3:8,9);
"От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением" (1Кор.1:30).

2. Принимая крещение во Христа, обет назорейства дает также и душа человека (ЖЕНА). Целью этого обета является освящение души и ее преобразование в образ Христа. Когда человек живет по духу и пребывает в мире со своей совестью, тогда он царствует в жизни посредством Иисуса Христа, и его душа в это время наполняет свой сосуд маслом и становится "мудрой девой" (Мф.25:1-14)…

Освящение души человека заключается в том, что животные в шестой день Творения изменяют свой нрав, о чем написано в Книге пророка Исайи:
"Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи" (Ис.11:6-8);
"приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа" (Рим.5:17).

***

Домостроительство Церкви завершится тогда, когда будет создан человек по образу Божьему (Быт.1:27). Этот человек, возможно, будет подобен не только небесному городу Иерусалиму (Отк.21:9), но также и колеснице Иезекииля (Иез.1:1-28), ибо видение пророком Иезекиилем небесной колесницы Библия называет "видением подобия славы Господней":
"Такое было видение подобия славы Господней" (Иез.2:1).

А согласно Апостолу Павлу, сегодня ОБРАЗОМ И СЛАВОЙ БОГА является Церковь:
"муж не должен покрывать голову, потому что ОН ЕСТЬ ОБРАЗ И СЛАВА БОЖИЯ; а жена есть слава мужа" (1Кор.11:7).

Следовательно, в Ветхом Завете в виде Небесной колесницы пророку Иезекиилю была показана новозаветная Церковь Иисуса Христа, которая в вечности будет видимым образом невидимого Бога, то есть будет отображать Его СЛАВУ:
"Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе СЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф.5:25-27);
"Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18).

Христианам, чтобы быть победителями в духовной брани, надо прилагать усилия:
"бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить" (1Кор.9:24);
"сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17:21);
"женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет… услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни… Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей" (Мар.5:25-34).

В Библии нет заповеди, требующей от верующих становиться назореями. Но ведь Христос же был Назореем! В вопросе освящения законничество совершенно неуместно:
"закон ничего не довел до совершенства" (Евр.7:19).
 
Истинное назорейство – это жизнь по духу! Законник делает то, что написано буквами в Книге Закона, но Бог желает, чтобы верующие жили по духу, делая то, что Он напишет Святым Духом на скрижалях сердца:
"истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин.4:23,24);
"не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2:20);
"вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности" (Рим.8:9,10).

Богатый юноша, исполняя заповеди закона, жил все-таки по плоти. Христос сказал, ему, что он должен отказаться от земного имения и последовать за Ним (Мф.19:21). Учителю Израиля Никодиму Христос открыл тайну двух духовных рождений: рождения свыше и рождения от воды и Духа. Великому русскому святому Серафиму Саровскому Бог сказал молиться за людей. Один только Бог знает, что, когда и кому надо делать, чтобы идти путем освящения:
"Ты, Господи, Сердцеведец всех" (Деян.1:24);
"Сердцеведец Бог дал им свидетельство" (Деян.15:8).

Когда верующие слышат голос своего доброго Пастыря и следуют за Ним, их души освящаются:
"Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною" (Ин.10:27);
"Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне" (Лук.6:47,48).


Рецензии