Реинкарнация

Реинкарнацией Веспуччи Симонетты
Через века вернувшейся в мир яви,
Она ему казалась как поэту,
Чьё вдохновенье краски выражали.

Но муза только странно улыбалась,
Скользя вишнёво карими глазами
По репродукциям шедевров Боттичелли,
Что мастерскую живописца украшали.

Подобно грустной деве Ренессанса
Её звезда угасла слишком рано,
И в вечное за гробом Царство
Художника она с собой забрала.

К картине Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова Портрет Н.Ю. Станюкович 1903.


В три года Виктор упал со скамейки и повредил позвоночник, у него начал расти горб. Повзрослев, художник констатировал: "В жизни я буду, конечно, всегда только безнадежно влюбленным".
Кроме сестры и будущей жены, ему позировала жена его друга - литератора Станюковича. Ее образ казался Борисову-Мусатову удивительно знакомым. Бабушка Надежды была урожденная Палеолог - романская кровь и тонкая асимметрия лица делали Надежду Юрьевну похожей на Симонетту Веспуччи, легендарную музу Боттичелли.
Виктора вдохновляла идея Мережсковского о зарождающемся Ренессансе в русском искусстве. В романе «Смерть богов» Мережковский высказал мысль, что мир богов Эллады закономерно появляется в эпоху Возрождения, как будто «странники идут по одному пути, к одной цели, через все исторические перевалы». Мусатов хотел быть одним из таких странников и, несомненно, видел в Надежде таковую.
Надежда скончалась, вернувшись с маньчжурского фронта, куда последовала за мужем, и  работала там сестрой милосердия. Перед смертью она лежала в психиатрической клинике Усольцева одновременно с Врубелем. У Надежды была мания отравления, она ничего не ела, никого не узнавала, кроме Виктора.
Художник пережил свою Симонетту на несколько месяцев и умер от сердечного приступа в 35 лет.
«Ее смерть примирила меня со смертью вообще... В мою душу, я чувствую, вливается какое-то спокойствие».
Прежде чем закончить свой земной путь он создаст «Реквием». Среди женских фигур трижды возникнет образ незабвенной музы.


Рецензии