Вера, однажды переданная святым
на кресте дело спасения, но как оно касается лично вас? Что
даёт вам – или может дать – уверенность в том, что вы
спасены: ваша вера или ваши добродетели? А может, что-то
другое?
Такие вопросы очень многих удивляют (если не сказать
больше) и даже отталкивают от того, кто его задаёт. И тому
есть веские основания: можем ли мы вторгаться в область,
являющуюся исключительно Божьей прерогативой? Как
можем мы своим ограниченным «умишком» проникнуть за
пределы этого мира и простирать свой взгляд на сферы
нечеловеческие? И всё же давайте не спешить с выводами.
Вопрос веры, спасения – фундаментальный вопрос
христианского бытия. Великий богослов и пламенный
христианин Мартин Лютер во многих своих трудах пишет о
вере и делах, об их месте в вопросе спасения. На протяжении
всего существования христианства, пожалуй, главным
заблуждением людей, даже вполне достойных с моральной
точки зрения и очень набожных, было то, что они думали о
спасении как о воздаянии за добрые дела. Мы сейчас говорим
не о том, нужны ли добрые дела (конечно, нужны, и вера без
них, как мы знаем, мертва), но о том, ЧТО СПАСАЕТ.
«Многие считают христианскую веру простой вещью и
немало людей относят ее к добродетелям», - так начинает
Мартин Лютер свой трактат «О свободе христианина»,
написанный почти 500 лет назад. Действительно, в чём
отличие веры от таких плодов духа, как любовь, радость, мир,
долготерпение, милосердие, кротость (см. Гал. 5:22-23)?
Ответ прост: вера – это необходимое - и единственное -
условие спасения, ибо только она, как пишет Лютер,
«оправдывает, освобождает и спасает». Давайте проверим это
утверждение Библией и сравним две истории из Евангелий.
Первая – это разговор Иисуса Христа с человеком,
который обратился к Нему с вопросом: «Что мне делать,
чтобы наследовать жизнь вечную?». Об этом рассказано в
трёх Евангелиях: Мф.19:16-30, Мк.10:17-31 и Лк.18:18-30.
Возьмём эпизод из Евангелия от Матфея, глава 19, и затем
сравним его с рассказом о Закхее из Евангелия от Луки,
глава 19.
Сама постановка вопроса «Что мне делать, чтобы
наследовать жизнь вечную?» неверная, ибо человек ничего не
может сделать, чтобы иметь вечную жизнь. Труд этот
совершает (уже совершил) Мессия, Спаситель Иисус
Христос, мы же только «входим в радость» нашего
Господина. Богатый юноша полагает, что добродетели и
старательное исполнение Божьих заповедей приведут его на
небо. Зная его мысли (которые, собственно, читаются в его
вопросе) и желая показать ошибочность его подхода, Иисус
говорит (ст.17): «Если… хочешь войти в жизнь вечную,
соблюди заповеди».
Интересна ответная реплика юноши: «Какие?» (ст.18) То
есть он как бы говорит: «Перечисли всё, что я должен
соблюсти и сделать, чтобы иметь вечную жизнь; я их
исполню, и всё будет в порядке. Я уже владею многими
добродетелями (“всё это сохранил я от юности моей” –
ст.20), но вдруг я чего-то не учёл, а ты умный человек,
учитель, - подскажи, “чего ещё недостаёт мне”» (там же).
Он, конечно, искренне хочет обрести Небесное Царство, но
идёт по ложному пути достижения его своими силами,
считая, что количество и качество дел и добродетелей
приносит спасение.
Но Иисус говорит о качестве, которое недоступно для
человека, – о совершенстве: «если хочешь быть
совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай
нищим…и приходи и следуй за Мною» (ст.21). На этих
словах Христа «способность» богатого юноши быть
совершенным кончилась. Он «отошёл с печалью» (ст.22),
потому что не готов был ни продавать имение, ни следовать
за Господом; он опечалился, потому что слишком высокие,
невыполнимые требования поставил перед ним Иисус – быть
совершенным. Его великая цель, которая казалась так близка,
стала вдруг недостижимой (таким именно путём). И
неудивительно! Для человека стремление достичь Небесного
Царства своими добродетелями, «улучшением себя» – путь
тупиковый, и наша история это хорошо показывает. Потому
что человек, как бы он ни старался, не может соблюдать ВСЕ
заповеди, то есть быть совершенным.
Однако сильно был озадачен не только наш герой, но и
ученики Христа, ставшие свидетелями этого разговора. Они
спрашивали в изумлении: «так кто же может спастись?» (ст.
25). Беседа Иисуса с богатым юношей совершенно ломала и
их представление о достижении вечной жизни, о которой они
тоже думали как о воздаянии. Пётр, видимо, настолько
удивился, что решил уточнить ещё один вопрос, который,
возможно, мучил его давно: «вот, мы оставили всё и
последовали за Тобою; что же будет нам?» (ст.27). Он,
наверное, подумал про себя: «Вдруг и здесь какой-то
«подвох», надо с этим разобраться. Мы столько времени
ходим с Учителем, оставили дома, семьи, уют, ночуем
неизвестно где, вокруг постоянно толпы людей,
неустройство… Может, всё это зря, раз даже такой человек
не может спастись?»
«Невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18:27), –
в этих словах Иисуса Христа заключён главный смысл этой
истории. И она позволяет нам сделать несколько важных
выводов:
1. Чтобы иметь вечную жизнь, нужно быть совершенным.
2. Дела человека не могут сделать его совершенным.
Всегда будет такое дело или заповедь, которую он не
сможет исполнить, и тогда он будет несовершен.
3. Следовательно, человек сам спастись не может.
4. Есть один путь спасения: милость Божья к нам,
грешникам, благодаря искупительной, заместительной
жертве Иисуса Христа на кресте, надежда на Его
совершенные дела, а не на свои действия и
положительные качества.
Именно поэтому совсем другой исход мы видим во встрече
Иисуса с Закхеем. Этот человек во многом уступает герою
первой истории: он начальник мытарей (по-современному –
руководитель налоговой полиции), его не уважают в народе;
многие даже не общаются с ним и практически считают
предателем и врагом народа.
Эта история занимает гораздо меньше места, здесь
практически нет диалога между Иисусом и Закхеем. Закхей
здесь вообще ещё ничего не сказал, а сделал всего лишь
несколько попыток увидеть Иисуса, но Христос уже
собирается лично посетить его дом. Да и дома хозяин говорит
лишь одну фразу: « Господи! половину имения моего я
отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо»
(Лк.18:8). И вдруг Иисус объявляет: «ныне пришло
спасение дому сему…» (Лк.19:9)
Что же случилось? В чём причина кардинально другого
поведения Господа? На Него роптали за то, что Он вошёл к
человеку грешному (который не чета им, безгрешным!), не
заслуживающему даже того, чтобы с ним общались. Но при
этом Иисус провозглашает, что к Закхею пришло спасение.
(Вспомните одного из распятых с Христом, который на крест
поднялся разбойником, а с креста был взят небожителем. За
какие заслуги Христос безоговорочно объявил ему: «ныне же
будешь со Мною в раю»?) (Лк.23:43).
А причина вот какая: и солидный человек Закхей, и
«конченый» (простите за такое слово) преступник понимают,
что они грешники и ничего доброго от Бога не заслужили. Они
не надеются ни на свои добродетели, ни на «правильные»
слова или поведение. Разбойник даже на милость Божью не
надеется! И всё же он получает прощение и вечную жизнь,
потому что сердце его – пусть даже в последний момент –
изменилось и полностью смирилось перед Спасителем.
Закхей свободен от своего богатства. Оно его «не
удерживает», а, скорее, тяготит. Он понял, что нашёл
сокровище, ради которого есть смысл отдать всё остальное. Он
не отдаёт своё богатство для того, чтобы угодить Богу и
заслужить прощение, а, наоборот, найдя небесное, истинное
богатство любви, милости и прощения Божьего и радости
пребывания с Ним, расстаётся со своим земным богатством в
знак своей благодарности Господу и покаяния перед Ним. Так
вера кардинально изменила его сознание, сердце, ценности и
дела и угодила Богу.
Обратите внимание, что в этом эпизоде Христос вообще не
говорит о необходимости исполнять заповеди, не предлагает
Закхею сделать то или другое. Господь видит сердце мытаря
и знает, что в нём произошло обращение: родился новый
человек. Произошло то рождение свыше, о котором Мессия
говорил в беседе с Никодимом (см. Ин. 3:3): «истинно,
истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не
может увидеть Царствия Божия». Потому и звучат для
Закхея слова Иисуса о том, что пришло к нему спасение (а не
придёт когда-нибудь, если…)
Мартин Лютер пишет так: «В тот момент, когда в вас
зарождается вера, вы познаёте, что всё, существующее в вас,
целиком и полностью грешно, достойно порицания и
проклятия. Поняв это, вы узнаёте, что вы нуждаетесь в
Христе, Который пострадал и снова воскрес для вас, так что,
если вы веруете в Него, вы можете этой верой стать новым
человеком, поскольку ваши грехи прощены и вы оправданы
заслугами Другого, – а именно только лишь добродетелями
Христовыми... Поскольку эта вера может править только во
внутреннем человеке, ясно, что внутренний человек не
может быть оправдан, освобождён или спасён какими-либо
внешними делами» (везде курсив наш - В. Тухикян). Именно
это и произошло с мытарем Закхеем. И должно произойти с
каждым из нас, если мы хотим быть детьми Божьими.
Царство Небесное не от мира сего, поэтому Божьи дети
рождаются «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от
хотения мужа», не от земных дел, «но от Бога», по вере (см.
Ин.1:13).
Каков наш внутренний человек? Стал ли он новым
творением? Приносит ли он «добрый плод покаяния»? Чем
мы хотим угодить Богу? Вообще: стараемся ли мы угодить
Ему в своей повседневной жизни? Насколько надеемся на
себя в деле спасения? Насколько на Бога? Основаны ли наши
дела на совершенстве и добродетелях Иисуса Христа или они
хороши «сами по себе»?
Кто из нас достаточно сделал, чтобы быть уверенным в
своём спасении? Может быть, мы думаем, что нам осталось
пожить ещё какое-то количество лет «достойной жизнью»,
сделать ещё кое-какие хорошие дела – и место на небесах
обеспечено? Если сравнить нас, христиан, с героем истории о
богатом юноше из Евангелия от Матфея, то могу сказать
наверняка, что в моральном, нравственном плане многие из
нас, к сожалению, ему уступают, и я в том числе. И всё же мы
спасены, ЕСЛИ ТОЛЬКО уповаем не на себя, не на свои дела,
но на милость Божью к нам, грешникам; если родились от
Бога и строим свою жизнь на твёрдом основании – Иисусе
Христе.
Ещё раз подчеркнём: чтобы наследовать вечную жизнь,
нужно заново родиться, стать дочерью или сыном Божьим.
Рождение происходит, как мы уже сказали, через веру. Нет
веры – нет рождения, нет усыновления, нет спасения. Дети
Божьи уже здесь, на земле, получают доступ в Небесное
Царство, которое не от мира сего. Новые дети Божьи, став
согражданами нового Царства, тоже должны быть не от мира
сего. У них должны быть отличные от мира интересы,
привычки, речь, поведение, дела, ценности, Руководитель –
всё новое.
Проверь себя, родился ли ты свыше, стал ли ты Божьим
дитём. Изменилось ли коренным образом твоё отношение к
жизни? Что вызывает у тебя радость? Что огорчает? К чему
влечёт тебя твоё сердце? Как ты относишься к людям? К
себе? Что для тебя главное в жизни? Вера, Дух Святой даёт
силы освящаться, изменяться в образ Христов и угождать
Богу.
Святой апостол Иуда написал одно только короткое
послание, и в нём он призывает нас, христиан, сохранить
веру, потому что в ней – спасение и ключ ко всем
добродетелям, а без неё, как говорит апостол Павел,
невозможно угодить Богу.
Как сохранить «веру, однажды преданную святым»?
(Иуда 3). Можно ли «видоизменять» эту веру? Слово Божье
говорит, что она однажды была передана Иисусовым
последователям. Какую веру передали, такую и нужно
хранить. И эта вера, её смысл и значение изложены в Божьем
Слове, и никто не может изменить суть Евангелия Христа,
несмотря ни на какие древние истории, традиции, чудеса и
великолепие церковных действ.
Иисус нас спас. Он и даёт силы и всё необходимое, чтобы
нам не ослабеть и выйти победителями в жизненной борьбе.
Святой апостол Иуда увещевает «подвизаться за веру,
однажды преданную святым», потому что без веры может
быть всё, но нет спасения. Какой любовью и заботой
проникнуты его слова, обращенные ко всем истинным детям
Божьим, которые духовно погибнут, если не будут питаться
Христовой верой! Я хочу присоединиться к апостолу Иуде и
закончить этим чудным отрывком из его послания:
«А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере
вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви
Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса
Христа, для вечной жизни… Могущему же соблюсти вас
от падения и поставить пред славою Своею непорочными
в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему
чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие,
сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки.
Аминь» (Иуд. 20-21, 24-25).
Свидетельство о публикации №124080501109