Спор Сварога и Стрибога

Спор Сварога и Стрибога

Как во граде да небесном
Дрались два бога меж собой.
Дрались в Ирие чудесном
Над бушующей волной.
Говорит Сварог крылатый:
- Людям надобен огонь! –
Как нужны доспехам латы,
Как всаднику потребен конь!
Хоть глупы они по сути,
Но они, ведь, нам отцы:
Оставлять их в темной мути –
Это же и нам концы!..
А Стрибог пахнул ветрами:
- Нечё людям потрафлять:
Не почтенны они с нами –
Стали идолов свергать!
Того гляди: тысячелетье –
Примут опий христиан,
На природы многоцветье
Набросят серости капкан…
И пойдут чернить да резать,
Что природой им дано;
Прелестью окрестят мерзость,
Станет им добром говно…
Так не лучше ль в прах их тленный
Сейчас негодных обернуть? –
Будет чище во вселенной,
Земли задышит вольно грудь…
- Нет, себя мы уничтожим
Вместе с ними, мой глупец!
Пустоту лишь приумножим –
Так и эдак – нам конец –
Как всему, что во вселенной…
Пусть глупцы уж поживут
На планетушке на бренной…
Да и нам в умах приют.
Будут помнить, пока живы, –
Даже пусть не почитать:
Мы останемся в их жилах
Кровь пламеньем согревать!
Истина всегда, ведь, рядом,
Да нельзя ее постичь.
Так и мы – богами гадам
Будем исподволь служить…

поэт-писатель Светлана Клыга Белоруссия-Россия

-------------------------------------------

Упоминаемый в старинных русских текстах "сварожич", т. е. сын Сварога, - огонь. По сообщению западноевропейского средневекового автора, Сварог был богом солнца; но это мнение могло возникнуть из-за того, что атрибутом Сварога был огонь. Согласно преданиям, Сварог научил людей кузнечному делу; он отождествлялся с Гефестом – богом-кузнецом и владыкой преисподней у древних греков Имя Сварога почти совпадает с санскритским svarga 'небо'; это соответствие следует семантически объяснить тем, что небесная ипостась бога преисподней превратилась в бога неба.
Есть предположение о возможной лингвистической связи имен восточнославянского Сварога и западнославянского Рарога. В сказках говорится, что Рарог родится из яйца, снесенного черной курицей, если это яйцо выходит человек, засевший на печь на девять суток, при условии, что он не будет молиться и мыться…

В древнерусских источниках имеются неясные упоминания о божестве по имени Стрибог. О нем известно лишь, что он связан с ветрами. Но бог преисподней, совершающий грозу, был прообразом позднейших специализированных богов грозы, бури, ветров. Есть разные этимологии имени Стрибога, и все они сомнительны. Но исходя из того, что известно о Стрибоге, а также из того, что значит 'бык', можно считать, что слово Стрибог означает 'бык-бог'. В "Слове о полку Игореве" говорится: "Ветры, Стрибога внуки, встают с моря стрелами”. Представляется очевидным, что слова стрела и Стрибог этимологически родственны. И не только сами слова, но и обозначаемые ими понятия, ибо одним из атрибутов бога преисподней были копье, стрела. Достойно внимания также то, что в цитируемой фразе ветры-стрелы встают ”с моря”: ведь бог земли и преисподней был также богом моря.

Миф и символ. Ариэль Голан


Рецензии