Переходный период?
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД?
(Субъективные заметки о парадоксах политики современной российской властной социальной группы* )
«Социально-экономические проблемы человечества обострились до степени, при которой в минувшие времена случались потрясения всемирного масштаба…»
[ Выступление Владимира Путина на заседании клуба "Валдай". Полный текст - ТАСС (tass.ru)
Социум – не муравейник. В социуме каждый здравомыслящий индивид стремится в той или иной степени к признанию в процессе управления миллионами и даже миллиардами индивидов и его интерес. В микро социумах реализация самоуправления проще. В макро социумах – реализация интересов всех индивидов в управлении сложней. Образовавшаяся масса макро социумов предстаёт уже в виде мега системы, неуправляемость которой в любой момент может привести к глобальной катастрофе. Таким образом современный мир стоит перед дилеммой: либо более или менее устойчивый, а значит управляемый, мир, либо мировая катастрофа.
Поскольку история представляет собой совокупность процессов, то значит любой её фрагмент, который бы мы не выделили, представляет собой процесс. Выделение границ исторического перехода всегда условно, зависит от глубины, нашего проникновения в то или иное историческое событие или социальное явление.
Историю коммунизма (реального или практического гуманизма) можно начинать с создания научных основ теории этого учения и опытов применения его теории на практике: примерно с середины Х1Х века и до наших дней. А можно начинать с практики первобытного коммунизма и её отражения в мифолого-религиозном знании, а эта практика началась, по крайней мере, с формирования Человека разумного. В этом случае историю коммунизма/реального или практического гуманизма надо переносить примерно на 200 тысяч лет назад. Первобытный коммунизм в условиях простого общества предоставил людям навыки в «управлении» зоологическим индивидуализмом. Этот навык был необходим для дальнейшего совершенствования социальных отношений и развития, совершенствования личностных качеств самого человека.
С конца IV – го тыс. до н. э. содержанием истории сложного (классового) общества стали «опыты» по «управлению» социальным или классовым индивидуализмом. История цивилизаций, мифолого-религиозных учений, восстаний, гражданских войн – отражение этих опытов. В сложном (классовом) обществе элементы и фрагменты коммунистических отношений сохраняются или возникают в большей или меньшей степени: в общинах различных типов, семьях различных типов, артелях и тому подобных социальных образованиях. Эти элементы и фрагменты играют определённую корригирующую роль, но не определяют облика общественно-экономической формации в целом (рабовладения, феодализма, капитализма). В мифолого-религиозной форме объективно эта корригирующая роль элементов и фрагментов реального или практического гуманизма находит отражение в учении Августина Аврелия о Граде Божием и Граде земном.
Иногда для того, что бы сохранить себя от гибели, государство вынуждено объявить себя на какое-то время своеобразной общиной (артелью) и коллективистскими методами вытащить себя из грозящего небытия. Так Россия спасла себя в Смутное время, бросив клич о добровольном сборе средств на поддержание ополчения.
Драмой Советского Союза и социалистических стран в Восточной Европе история коммунизма не заканчивается. Эта драма требует глубочайшего познания. Очевидно, что во всех странах, где якобы социализм/коммунизм потерпиел фиаско, ни зрелого социализма, ни тем более зрелого коммунизма не было, а был и есть переходный период. Отказ от социализма стабильности этим странам не принёс: они приблизились к эпицентру социальных потрясений.
Один из парадоксальных выводов, который уже подсказывает эта драма состоит в том, что оставшись без корригирующего воздействия коммунизма/реального или практического гуманизма, капитализм становится опасен самому себе – человеческой цивилизации в целом.
И вот уже буржуазные учёные с удовлетворением, констатировавшие предсказанный ими распад СССР, вынуждены писать: «…Глубокий кризис капитализма может стать возможностью найти такой способ ведения дел в глобальном масштабе, который бы способствовал установлению большей социальной справедливости и созданию более пригодной для обитания среды….» [ ]
Странам, продолжающим себя считать социалистическими необходимо совершенствовать искусство обуздания капитализма (искусство управления капитализмом). И это будет соответствовать основному направлению движения современного переходного периода.
P.S. То, что мы живём в эпоху перемен уже никто не сомневается. Кризис, которым он вызван многоаспектен, и каждый аспект имеет свой масштаб. И каждый выбирает тот аспект, который ему нравится. Нам нравится предсказание учёных, которое мы поместили чуть выше. Мы переходим к эпохе "большей социальной справедливости" и совешенствованию среды обитания. Другой вопрос: сколько времени он будет длиться?
Свидетельство о публикации №124080405480