Николаевский Малицкий монастырь
Не всегда и не все святыни удавалось сохранить во времена войн и гонений на Церковь, но иногда лишь память о намоленном месте, где когда-то стоял храм или монастырь, воскрешала там духовную жизнь.
Так, на месте, где стоял Никольский Малицкий монастырь, был построен новый монастырь в византийском стиле. Когда возникла возможность возрождения обители, его будущий игумен побывал в греческих монастырях и, потрясённый византийской традицией, решил перенести её на нашу землю. Так на ней появился храм в честь Покрова Божией Матери, построенный в святогорском неовизантисйском стиле. Он находится на историческом месте ранее разрушенного Покровского храма и повторяет его границы. На этом сходство этих храмов заканчивается. Нынешний храм являет собой копию церкви Честного пояса Богородицы монастыря Ватопед на Афоне.
Сам монастырь был основан в период между 1584-1595 годами на излучине реки Малицы. Точная дата основания монастыря неизвестна. В 1675 году монастырь полностью сгорел. На пепелище осталась икона святителя Николая, немного обгоревшая сзади. На иконе был изображён святитель Николай с предстоящими ему князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом. Эта чудотворная икона хранится в монастыре и в настоящее время. Такое чудо явилось своего рода знамением, побуждающим верующих к повторному восстановлению обители.
В 1742 году в монастыре оказалась умирающая непраздная графиня Мавра Шувалова, вынужденная прервать своё путешествие из-за внезапной болезни. Прогноз пытавшихся излечить её медиков был неутешительный, после чего в надежде на чудо сохранения жизни был отслужен водосвятный молебен перед иконой святителя Николая и, испив святой воды, графиня почувствовала облегчение. Здесь же она дала обет о постройке шести церквей в монастыре, который с удовольствием исполнила после полного выздоровления и благополучных родов. Впоследствии влиятельная и близкая ко двору семья Шуваловых оказывала монастырю всяческое попечение. Здесь же позднее появилось семейное захоронение семьи Шуваловых.
На этом чудеса от знаменитой иконы не закончились. В 1863 году в Твери свирепствовала холера, и семьи, приходившие со слёзной молитвой к иконе, она обходила стороной. Духовенство, видя столь очевидную помощь от этой святыни, организовало крестный ход с иконой вокруг Твери. Эпидемия прекратилась, а крестный ход стал ежегодной традицией. Об этом событии напоминает одна из современных настенных фресок в росписи храма.
В начале XX-го века монастырь восхищал паломников своей благоустроенностью и величием, но в советское время был совсем разрушен. Последняя служба в нём прошла в 1939 году. Интересна судьба чудотворной иконы святителя Николая. После революции в одном из храмов монастыря безбожная власть устроила музей атеизма, и икона была выставлена в качестве экспоната. Одна из местных жительниц, боясь поругания иконы, тайно забрала её из музея. Во время войны в монастыре находился штаб Калининского фронта, и немцы били из тяжёлых орудий по монастырю и окрестностям. Были разрушены все монастырские строения, а в селе Николо-Малица уцелело всего два дома, в одном из которых и была спрятана икона.
Вернувшиеся после войны в родные места местные жители вынуждены были брать монастырский кирпич для восстановления своих домов. Позднее председатель колхоза решил взорвать остатки храма для строительства своего дома, но после взрыва всё превратилось в пыль и щебёнку, которую потом использовали при строительстве старого Ленинградского шоссе.
Из исторических зданий уцелели лишь стены каменного братского корпуса построенного ещё Шуваловыми. В 2005 году по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора начались восстановительные работы. К настоящему времени восстановлен братский корпус и построены: Покровский храм, колокольня, подсобные помещения, трапезная, домовой храм, благоустроена территория. С 2008 года в монастыре возобновлена монашеская жизнь и регулярно совершаются богослужения по монастырскому чину. Наместником монастыря назначен иеромонах Борис (Тулупов).
Экскурсию по храму проводит монах из этого монастыря. На вид ему лет 35-40, хотя я не раз обманывался в определении возраста монахов. Молитва может делать человека моложе своих лет. У меня появилась возможность узнать о современной жизни обители из уст очевидца событий и задать ему заинтересовавшие меня вопросы.
Наш экскурсовод рассказал о том, что для росписи храма приглашали иконописца из Румынии, и он один в течение 7 лет расписывал храм в поствизантийском стиле Феофана Критского. Многие фрески являются копиями фресок из Афонских монастырей Ставроникиты и Дионисиат. Фрески сделаны по новой технологии - сначала писались на холсте, а потом наклеивались на стены и потолки храма. Это сильно облегчило задачу. Роспись храма не требовала долго стоящих на одном месте лесов и не стесняла молящихся. Я сам пробовал рисовать на стенах картины и знаю, насколько бывает это занятие неудобным для художника.
Когда я рассматривал роспись, моё внимание привлекли фигуры без нимбов. Рядом с ними подписи : Гиппократ, Аристотель, Платон, всего 10-12 философов древнего мира хорошо известных нам из школьных учебников. На мой вопрос, почему они здесь изображены, батюшка отвечает, что их философия подготовила почву для развития догматического богословия христиан. Кто-то из них прозревал бытие единого Бога, а кто-то хорошо чувствовал существование и бессмертие человеческой души.
Службы здесь идут по Афонским уставам. Устав составлен из устава русского Пантелеимонова монастыря и сербского монастыря Хиландар. Вся акустика в храме направлена в его центр, который символизирует собой центр всего мироздания. В это же место выносятся Святые Дары.
Проект храма осуществил трагически погибший тверской архитектор Михаил Будкин. Покровский храм является главным детищем этого архитектора.
Над центром храма находятся паникадило и хорос со свечами. Служба идёт без использования электричества, а хорос и паникадило висят достаточно низко. В особо торжественные моменты их раскачивают специальным шестом. Это действие имеет своё глубокое символическое значение. Одно из объяснений заключается в том, что один из Афонских старцев увидел ангелов, задевающих своими крыльями светильники во время богослужения. Другое объяснение, что горящие свечи подобны звёздам во вселенной, которые славят своего Создателя – это толкование святителя Николая Кавасилы.
Батюшка берёт шест и раскачивает им хорос, паникадило и низко висящие лампады на солее. Свечи не горят, но ощущение такое словно ты оказался невольным свидетелем сотворения мира. Всё пространство в храме меняется на время этого движения…
Я представляю, насколько это ощущение усиливается, когда в храме поёт византийский хор. Все его певчие из России, но обучались пению в Греции и на Афоне. В девяностые годы, когда проходило второе крещение Руси, многие неофиты просто влюбились в Афон. Этому сильно поспособствовала книга архимандрита Софрония Сахарова «Старец Силуан». По своей чистоте и наивности эти люди, едва ощутив благодать крещения, замахивались сразу на подвиги непрестанной молитвы и созерцания нетварного света. Многие из них потом разобрались в своих реальных возможностях и способностях. Кто-то ушёл в монастырь, кто-то стал священником или сотрудником храма. Были и такие, кто покинул церковь, не выдержав искушений, которые приходят вслед за полученной благодатью.
Сейчас поездки на Афон из нашей страны мало кому доступны, но безусловно радует, что многие его традиции теперь бережно сохраняются и на нашей земле.
Чудеса от иконы святителя Николая, находящейся в монастыре, продолжают происходить даже с иноверцами, если они просят о помощи от чистого сердца. Благодарные просители оставляют в знак признательности святителю Николаю памятные подарки. В основном это серебряные и золотые украшения. Их очень много, и все они на икону не помещаются. Монахи оставляют в основном дары, свидетельствующие о самых удивительных чудесах.
Среди подарков есть женское украшение с арабской вязью. Подарено оно было мусульманином, в детстве потерявшим обоняние после автомобильной аварии. Когда он обратился с просьбой об исцелении, то через какое-то время почувствовал тонкий аромат мёда. Обоняние вернулось к нему, и он в порыве переполнявших его чувств принёс семейную реликвию - украшение матери.
Ещё одной важной и почитаемой святыней Малицкого монастыря являются мощи святителя Арсения Тверского. Он является покровителем города Твери и всех монашествующих Тверской земли. В своё время он основал многие окрестные монастыри, самый значимый из которых Желтиков монастырь.
Адрес Николаевского Малицкого монастыря: деревня Николо-Малица,
улица Школьная, дом 17.
Свидетельство о публикации №124080404081