Русский Святой

Русский Святой.

Посвящено заступнику земли русской,
Русскому святому – преподобному Сергию
Радонежскому.

Первая часть.

Связано с именем святого,
Что почитали на Руси,
Троице – Сергиевой лавры,
Создание. И старца - дар.

(В Сергиевом Посаде)

Роль ключевую там сыграет,
Его пророческий же дар,
В известной битве Куликовской,
Что русским вышло победить.

Духовный путь этого старца,
Сергия Радонежского,
С самого раннего уж детства,
Знамениями полон был.

В православной литературе постоянно упоминается, что
«Никто, как Сергий, не принимал столь живого участия
В делах России непрестанным знамением своего
Покровительства после своей смерти»

3 мая 1314 года

В тот день Варфоломей родился,
В селе небольшом Варницы.
Неподалёку от Ростова,
В знатном боярском там роду.

(Кирилла и Марии Иванчиных)

Первое чудо там свершится,
Ещё ж там до рождения,
Того младенца -  То, в утробе,
Ещё ж там матери его.

Во время там церковной службы,
Мальчик в животе прокричал
Трижды… Неслыханное дело!?
По городу молва пошла ж.

Но вскоре те там прекратились.
Младенец не переставал,
Когда на свет там появился,
Удивлять - поведением.

(Причём, необычным)

Так, наотрез там отказался,
От молока грудного он,
В постные дни. Коль до кормленья,
Мать ела много мяса там.

(Видно он уже ПОСТИЛСЯ!)

Но настоящим первым чудом,
В 10 лет мальчика того,
Будет, когда с братьями вместе,
Грамоту съездит изучать.

Но несмотря на все старанья,
Искренние – мальчику всё ж,
Учёба тогда не давалась,
Из – за того упрёки шли.

(Сначала от учителей, потом дома от огорчённых родителей)

Варфоломей молился страстно
Ночами, всё Бога прося,
Способности к грамоте дал чтоб,
И к той учёбе всей тогда ж.

Услышана была молитва!
Отец его как – то послал,
На поиск лошадей ушедших,
Часами тот в лесу бродил.

Вдруг на поляне оказался,
И в центре её увидал,
Благообразного там старца,
Монаха - старика тогда.

Тот старик в чёрном одеянье,
Страстно молился. Увидав,
Варфоломея на поляне,
Его спросил, вопрос задав:

«…ЧТО ТЫ ИЩЕШЬ, И ЧЕГО ХОЧЕШЬ, ЧАДО?»

Мальчик сам того не желая,
Забыв об тех там лошадях,
Поведал этому монаху,
Про свою главную печаль:

«Неспособность постичь грамоту»

А монах вновь там помолился,
И вынул из – за пазухи,
Небольшой там ковчег с просфорой,
Варфоломею же сказав:

«… ТО ТЕБЕ ДАЁТСЯ В ЗНАМЕНИЕ БЛАГОСТИ
БОЖИЕЙ И ПОНИМАНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ…
О ГРАМОТЕ, ЧАДО, НЕ СКОРБИ: ЗНАЙ, ЧТО ОТ НЫНЕ
ГОСПОДЬ ДАРУЕТ ТЕБЕ ХОРОШЕЕ ЗНАНИЕ ГРАМОТЫ,
БОЛЬШЕЕ ЧЕМ У ТВОИХ БРАТЬЕВ И СВЕРСТНИКОВ»

Вторая часть.

Действительно, Варфоломей тот,
Грамотой легко овладел.
Шли годы…  И родители там,
Решат, что дети выросли.

К выбору невест те приступят.
С старшим Степаном и с Петром
Младшим сыночком – Не возникло,
Там никаких тогда проблем.

Только Варфоломей упорно,
Родителей своих просил,
Чтоб в монастырь те отпустили,
Его – жениться не хотел.

Оно, может бы так и вышло,
Но тут постигло ту семью,
Несчастье – семья РАЗОРИЛАСЬ…
И, они переехали.

(Семья боярина Кирилла отправилась в
современный Радонеж)

Лишь после смерти папы с мамой,
Варфоломей исполнить смог,
Свою мечту. И стал монахом,
Хотьково - Покровского монастыря.

(Он присоединился к рано овдовевшему старшему
Брату)

Но монастырская жизнь эта,
Слишком лёгкой покажется,
Братья покинули обитель,
Оба в пустынь направились.

К уединённой своей жизни,
Выбрали Маковецкий холм
Братья. На небольшой там речке,
Кончуры, поселившись там.

И посреди глухого леса,
Церковь сделали с дерева.
На том холме. Возвели её,
Во имя Святой Троицы.

Но тот крайне уединённый
Тяжёлый образ жизни там,
Требовавший самоотдачи
Большой -  Стефана отпугнул.

Ушёл он от Варфоломея,
В Богоявленский монастырь.
И в одиночестве оставшись,
Варфоломей принял постриг.

Под именем Сергия принял.
Но жизни не оставил той,
Пустынной…  Преодолевая
Жару и холод, дождь и снег.

(А также половодье и соседство диких зверей)

Юный пустынник оказался,
Настолько чист душой, что там,
Не трогали дикие звери,
Медведя он, аж «приручил».

(Он общался с большим медведем и подкармливал
его всю зиму. Сегодня на Ярославском шоссе, в том
месте где преподобный Сергий общался с медведем,
животному установлен памятник)

Спустя уже несколько лет там,
Одиночества Сергия,
Нарушено людьми всё ж было,
Те с ним хотели также жить.

(Умолявшими разрешить им навсегда остаться
Жить рядом с отшельником)

С тех дней лесная та обитель,
Росла там прямо на глазах.
Слава о том монастыре и
Основателе шла кругом.

(Троице – Сергиевом монастыре и преподобном Сергии)

До самого дошла Царьграда.
Вселенский Патриарх тогда,
Филофей там в знак уваженья,
И дружбы – крест ему прислал.

А также параман и схиму,
И грамоту, в которой он,
Высоко оценил заслуги
Старца перед Церковью всей.

(ПАРАМАН – монашеский плат)

(Символичен и тот факт, что долгое время
Число учеников Сергия составляло ровно
ДВЕНАДЦАТЬ, как и апостолов у Христа)

Третья часть.

Сергий Радонежский известен,
Как основатель церкви той.
На самом деле ж основал он,
Обителей крупных там ряд.

(Благовещенский монастырь в Киржаче, Старо –
Голутвин монастырь, недалеко от Коломны,
Высоцкий монастырь в Серпухове и Георгиевский
Монастырь на Клязьме)

В церковной всей литературе,
Много упоминаний есть,
О ЧУДЕСАХ всех, совершённых,
При жизни старцем Сергием.

Чаще других в нём появлялся,
ЯСНОВИДЕНИЯ талант.
Духовными очами видел,
Сергий – мысли других людей.

(И стремления тех, кто посещал его)

Предвидя будущее, часто
Поступками своими он,
Предопределял, изменял иль,
Сложившийся, событий, ход.

Обители, коль угрожала,
Беда какая, Сергий же,
В молитву погружался сразу ж
И неприятность мимо шла.

И в тоже время обладая,
Природной скромностью своей,
Сергий старался чтобы слава,
О нём не покидала храм.
(Слава, как о чудотворце не покидала стен монастыря)

Напрасно то! И год от года,
Количество этих людей,
Спешащих к Сергию росло там,
В геометрической прогрессии.

И тем не менее всё ж каждый,
Проситель его получал,
Долгожданное исцеленье,
Либо отеческий совет.

Позже авторитет духовный,
Радонежского Сергия,
Настолько там уже поднялся,
Что мог мирить разных князей.

(Что ссорились между собой)

Дошло до того, что пред битвой,
Там Куликовской, сей святой
Неоднократно лично ездил –
По всем удельным там князьям.

Он уговаривал пойти их,
Под руку Москвы. Многие
Прислушивались к Сергию всё ж,
Молвит история о том.

И дело Куликовской битвы,
Как и пророческое то
Благословенье на победу,
Князя Москвы – известно всем.

За той историей, однако ж,
Осталось как – то в стороне,
Знамений несколько, что было,
Предречённых Сергием там.

То – князю Дмитрию Донскому.
На поле битвы по пути:
Первое – даже отмечали,
Церковные книги тогда ж.

С прямым родственником Донского (Д),
Связано же с прапрадедом,
Его – то, с Александром Невским,
Незадолго до битвы той.

(Куликовской)

Монах монастыря Рождества
Богородицы, в городе
Владимире, очнувшись ночью,
Явление увидел вдруг.

Как в собор там вошли два старца,
С гробом Александра Невского,
В центре собора они встали
И воззвали к князю – чтоб встал.

Из гроба встал. Чтоб защитил он,
Своего праправнука, что
На битву шёл с неверными там,
А достоверно ль то – вопрос?

(Но действительно, когда после рассказа монаха
Вскрыли могилу А. Невского, то там были обнаружены
Его НЕТЛЕННЫЕ МОЩИ… Сочтя это событие
Знамением, патриарх распорядился установить
ПОЧИТАНИЕ мощей великого князя)

Несмотря на благословенье,
И уверенье в скорой же,
Победе, Сергием там данных,
Дмитрий Донской в сомненьях был.

Но их там полностью развеял,
Случай, случившийся в лесу,
На месте, где расположился,
Современный Дзержинск теперь.

Четвёртая часть.

В житиях Дмитрия Донского,
Сказано, как после того,
Длинного его перехода,
С войском -  остались на ночлег.

(В сосновом бору)

И неожиданно средь ночи,
Проснулся князь. Перед собой,
Икону на сосне увидел,
И поразился очень он.

Сияющая икона - Николая Чудотворца)

Князь до того там поразился,
Увиденному, что вскричал:
«Сия вся угреша сердце моё!».  И,
Пред войском утром даст обет.

«Что в случае своей победы,
На том месте поставит он,
В честь Николая Чудотворца,
И слово выполнит своё.

(Сегодня здесь действительно находится
Николо – Угрешский монастырь, а на месте
Легендарной сосны стоит красивая часовня)

Очередное же посланье,
Князь Дмитрий Донской получил,
От Сергия, святого старца,
За несколько дней битвы той.

Донской Раздумывал в то время:
«Форсировать Дон или нет?»
С одной стороны, понимал князь:
«Битвы ему не избежать».

«Войско на том берегу Дона,
Ожесточеннее, сильней,
Будут сражаться, понимая –
За ними Дон. Как отступать?

(Попросту некуда)

Но всё ж сомнения большие,
Там вызывало у него,
Соотношение сил русских,
По отношению к врагу.

(150 тысяч русского воинства против около 300 тысяч
Татаро – монголов.)

Там под знамёнами Донского,
Князя московского тогда,
Стояли князья и другие,
Кто внял заветам Сергия.

(Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород,
Белозерск, Муром, Псков и Брянск)

 Почувствовав, что Донской Дмитрий,
Был в замешательстве в тот миг,
Сергий Радонежский послал там,
К нему посольство с иноком.

(Вот главе с иноком Нектарием)

Буквально на передовой тот,
Торжественно инок вручил,
Донскому грамоту с просфорой,
От Сергия Радонежского.

Вкусив от неё князь московский,
Переправляться приказал,
Через Дон войску, и тем самым,
Сомнения отбросил он.

(История сохранила последние строки той
Грамоты от Сергия:
«…НЕПРЕМЕННО, ГОСПОДИНЕ, СТУПАЙ,
И ПОМОЖЕТ ТЕБЕ БОГ И СВЯТАЯ ТРОИЦА!»

Дальнейшее известно нам всем,
С учебников истории
Был поединок Пересвета,
Богатыря русского там.

Там с печенегом Челубеем.
Смертью обоих витязей,
Закончился тот. Вслед за этим -
И начался великий бой.

По словам тех, кто тогда выжил,
Лежали в несколько рядов,
Трупы воинов…  Был момент там:
Что русским отступать пришлось.

(Под натиском тяжёлой конницы Мамая)

И в тот момент там в бой вступает,
Засадный полк. Его вели:
Тогда Владимир Серпуховский
Также Боброка Дмитрий там.

Враг ПОБЕЖАЛ! Победа русских,
Безоговорочной была ж.
Но полегло в кровавой сече,
Более ста тысяч у нас.

(Русских воинов)

В Троице – Сергиевой церкви –
В монастыре в этот момент,
Сергий Радонежский молился,
Со своей братией за всех.

За русских воинов, что пали,
В неравной битве той с врагом.
И дар предвиденья имея,
Молебен порой прерывал.

Рассказывая братии той,
О ситуации в тот миг, 
На поле битвы Куликовском,
Как будто видел это всё.

И святой старец поимённо,
Погибших всех там называл.
И тут же по ним он читал там,
Заупокойные псалмы.

Пятая часть.

Торжественно он в конце службы,
Объявил о победе войск,
Донского Дмитрия! Факт этот
В церковных книгах занесён.

В них утверждалось, что в том храме,
В обители – ЧЕТЫРЕ ДНЯ,
ПОБЕДУ УЖЕ отмечали –
Когда с битвы прибыл гонец.

«Сообщивший радостную весть!»

После победы в битве этой,
На Куликовском поле том,
Ещё ж не раз помогал Сергий,
Донскому Дмитрию в делах.

В сложных взаимоотношеньях,
С соседними княжествами.
И он помог князю Донскому,
Составить завещание.

Благодаря этому старцу,
Сергию Радонежскому,
Престол впервые перешёл там,
К СТАРШЕМУ СЫНУ от ОТЦА.

После ж смерти ж князя Донского,
Глубоким старцем уже став,
Сергий ещё ж целых три года,
Бремя нёс настоятеля.

(Троице – Сергиева монастыря)

25 сентября 1392 года

Сергий Радонежский скончался,
Там от болезни в этот год.
Через 30 лет с его смерти,
Мощи нетленные нашли.

(Преподобного старца Сергия. При строительстве
Нового собора)

И к удивлению монахов,
Нетленным оказалось там,
Не только тело, но и также,
Его ОДЕЖДА там к тому ж.

(Несмотря на то, что гроб тот находился в грунтовых водах!?)

С большим почётом эти мощи,
Перенесли в Троицкую,
Церковь. Оттуда уже после,
Поместят в Троицкий собор.

(В 1426 году)
 
Сергий один там был с немногих,
Святых, кому явилась раз,
Там - Богородица Святая,
Сказавшая ему слова:

«Чтоб не печалился тот старец,
Там об обители своей!
Матерь Божия не оставит,
Ту без покрова своего.

«Будет хранить монастырь и его обитателей»

На Руси ещё ж продолжали,
Хозяйничать те же враги.
В 1408 году вновь совершили,
Нашествие своё опять.

Во время него те сжигают,
Троице – Сергиев монастырь.
Но перед тем новому уже,
Настоятелю сон «пришёл».

Во сне Никону там явился,
Сергий Радонежский, сказав:
«Что разорение их будет
Недолгим. Возродится храм.

«И обитель расцветёт ещё ж пышнее»

И получив предупрежденье,
Братия вся та разошлась,
Там кто куда. Ценное взявши,
Книги, иконы, вещи все.

(Вещи Сергия Радонежского в том числе)

Несколько лет была в руинах,
Обитель та. Затем уже,
На пепелище возвратились
Монахи, чтоб всё возродить.

Монастырь стал не только духовным, но
 и культурным центром Руси. Князья, знатные
 бояре жертвовали монастырю свои обширные
земли, дарили уникальные книги, «одаривали
серебром и златом». Но главными сокровищами
монастыря являлись мощи Сергия Радонежского.


Рецензии