Красиво и монументально

К Достоевскому также опасно прикасаться, как голой ладонью к раскаленной поверхности утюга, или очертя голову нырять в глубокий омут!
Писатель громадной внутренней сосредоточенности, лихого замаха с вызовом господу относительно понимания и толкования природы человеческого материала и редкой каверзы стиля изложения, он всю свою жизнь терзал свой ум и свою плоть в поисках оптимального симбиоза этих ипостасей и пилатовой истины.

Безусловно Достоевский иррационален, мрачен, мизантропичен и в высшей степени казуистичен в своих литературных фантазиях.

Я не знаю ни у одного из русскх или зарубежных писателей, кроме Достоевского,  такого обилия героев, носителей самых оголтелых и извращённых черт и мизерного числа персоналий , условно говоря , положительных, носителей здоровой психики, нормальной логики и адекватного обстоятельствам человеческого поведения.

Я думаю, что наилучшей живописной интерпретацией художественного мира героев Достоевского, могут служить прежде всего персонажи серии офортов Франсиско Гойи - "Капричос".

На фоне более, чем неординарных типажей, как то: одержимого идеей вседозволенности - Раскольникова, изощрённых сладострастников и педофилов Фёдора Карамазова, Свидригайлова и Ставрогина, бесов разного толка: Шатова, Кариллова, Верховенского, братьев Карамазовых, незаконнорожденного бастарда Смердякова и меннее ярких персоналий второго плана, таких как : Ганя Иволгин, генерал Епанчин,жилец Фердыщенко, алкоголик Мармеладов, негодяй Лужин, следователь Порфирий Петрович, русский "отелло" Парфён Рогожин, подростки Коля Красоткин и Аркаша Долгорукий , длинная вереница разнообразных женских образов, особняком стоит ИДИОТ - князь Лев Николаевич Мышкин!

Ну, совершенно понятно, что речь идёт о некоем собирательном фантоме, рождённом в болезненных фантасмагориях Фёдора Михайлоовича, в поисках "русского Христа", способного примирить и объединить душераздираюшие противоречия в российском общественном сознании в облике душевно больного князя Света (в противовес сатанинскому Князю тьмы, скажем булгаковскому Воланду), с явным намёком на примиренца и непротивленца злу - графа Льва Николаевича...Толстого), пришедшего в мир с малопонятной,эмпирического свойства целью: поиска и установления мировой гармонии.
Но как ни парадоксально, благие намерения князя света вдребезги разбиваются о скалы людских пороков и более того, в отличие от Мефистофеля Гёте, который вечно жаждал зла, но совершал благо, Мышкин , помышляя о Добре, невольно и индуцированно сеял Зло.

И впрямь, все, кто прямо или косвенно соприкасались с князем Мышкиным не только не обрели счастья или хотя бы, как минимум, покоя и света (подобно булгаковскому Мастеру), но, напротив, испили до дна горькую, инфернальную чашу разочарований, мук, горя и даже смерти (Настасья Филипповна, Аглая Епанчина, Парфён Рогожин, Ганя Иволгин), а сам князь, надорвавшись благородной сизифовой ношей милосердия и терпимости к человеческим проискам зла, окончательно сойдя с ума, необратимо по сути своей, уходит в вечное небытие.




 


Рецензии