О вкусах не спорят Из несказанного-2
Из несказанного Ганнибалом Лектером
Марраны и мориски о вкусе хамона не спорят, а сразу отправляются на костер ... "
Из несказанного Томасом Торквемадой
Несказаницы.Что это? http://www.stihi.ru/2017/04/20/9716
***
О вкусах не спорят
Семантические свойства
Значение
не следует навязывать свои вкусы и пристрастия другому человеку, ведь у каждого есть собственные, отличные от остальных, вкусы, предпочтения, ощущения и т. д.
Синонимы
на вкус и цвет товарищей нет,
у каждого свой вкус — кто любит дыню, а кто — арбуз
Одному нравится арбуз, другому — свиной хрящик
Толкование
Одному нравится арбуз, другому — свиной хрящик
Впервые в русской литературе встречается в очерках «За рубежом» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826— 1889).
Аналог фразы из Талмуда: «Ему нравится тыква, а жене его огурцы», а также стихотворной строчки Г. Р. Державина («Видение мурзы):
И словом: тот хотел арбуза,
А тот соленых огурцов.
Служит аналогом выражения О вкусах не спорят.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.
ХРЯЩИК — ХРЯЩИК, хрящика, муж. уменьш. к хрящ1. «Одному нравится арбуз, другому свиной хрящик.» Салтыков Щедрин. «У всякого свой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз, а кто свиной хрящик.» (посл.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СВИНОЙ — СВИНОЙ, свиная, свиное. 1. прил. к свинья в 1 знач. Свиное сало. «Одному нравится арбуз, другому свиной хрящик.» Салтыков Щедрин (посл.). || Сделанный из шкуры свиньи. Свиная кожа. 2. Приготовленный из свинины. Свиные котлеты. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
Varii son del uomini i capricci… — См. Одному нравится арбуз, другому свиной хрящик … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
на вкус и на цвет мастера нет — Ср. And we see again, what Strange Tastes delight the Taste, as Red Herrings, Caveary, Permisan etc. Bacon. Nat. Hist. Cent. IX (1627) о разных вкусах и неблаговонных кушаньях, услаждающих наш вкус. Ср. Vous savez: sur les go;ts on ne dispute pas … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
На вкус и на цвет мастера нет — На вкусъ и на цв;тъ мастера н;тъ. Ср. And we see againe, what Strange Tastes delight the Taste, as Red Herrings, Caveary, Permisan etc. Bacon. Nat. Hist. Cent. IX (1627) о разныхъ вкусахъ и неблаговонныхъ кушаньяхъ, услаждающихъ нашъ вкусъ. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
кто любит попа, кто попадью, кто попову дочку — Ср. На вкусы нет закона: кто любит попа, а кто попадью, говорит пословица. Гоголь. Мертвые души. 1, 5. См. на вкус и на цвет мастера нет. См. одному нравится арбуз, другому свиной хрящик … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Этимология:
Калька с латинского выражения: de gustibus non est disputandum. Из средневековых схоластических источников. В русский язык выражение пришло, вероятно, из французского: on ne dispute pas de gouts.
***
Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном...
Салтыков-Щедрин.
***
Ueber Geschmack laesst sich nicht streiten
Bedeutung:
Man sollte jedem seinen persoelichen Sinn f;r das Schoene zubilligen; Es ist vergeblich, eine Diskussion ueber Vorlieben / Stilgefuehle / aesthetische Empfindungen zu fuehren, da solche persoenlichen und emotionalen Fragen f;r sachliche Argumente nicht zugaenglich sind
Beispiele:
Ueber Geschmack laesst sich nicht streiten. Das praegt unsere Vorlieben und Abneigungen. Die einen kann man mit Sellerie jagen, die anderen sind ganz wild darauf
"Ueber Geschmack l;sst sich nicht streiten", "de gustibus non est disputandum", heisst es. Doch weichen die Meinungen selten so sehr voneinander ab wie ueber den Geschmack
Sie findet ihn jedenfalls schoener als den Ramsch, der inzwischen seit zwei Wochen das Grundstueck belagert. Aber ueber Geschmack laesst sich ja nicht streiten
Ueber Geschmack kann man nicht streiten - wir finden doch!
Ist es ein Klischee, dass die Deutschen meist keinen Geschmack haben? F;r Peter Heimgartner von Gucci ein klarer Fall: "Sie diskutieren zu viel. Ueber Geschmack laesst sich aber nicht streiten. Die Franzosen haben recht, wenn sie sagen: Entweder man hat ihn, oder man hat ihn nicht"
Ergaenzungen / Herkunft:
Sprichwort;
Oft findet sich auch der gegenteilige Spruch ";ber Geschmack laesst sich streiten", der von der gleichen Praemisse ausgeht, naemlich dass jeder seinen eigenen Geschmack hat. Da Geschmack subjektiv ist, kann man sich so schoen drueber streiten, auch wenn man den anderen nicht ueberzeugen kann, denn schliesslich kann man seinen Geschmack nicht "beweisen". Allerdings kann man sehr wohl Gruende anfuehren und seinen Geschmack durch Kultivierung verbessern.
Der Philosoph Immanuel Kant hat sich zu dem Sprichwort geauessert und unterscheidet dabei zwischen "streiten" und "disputieren" (= durch Beweise entscheiden): "ueber den Geschmack laesst sich nicht disputieren. Das heisst so viel, als: Der Bestimmungsgrund eines Geschmacksurteils mag zwar auch objektiv sein, aber er laesst sich nicht auf bestimmte Begriffe bringen; mithin kann ueber das Urteil selbst durch Beweise nichts entschieden werden, obgleich darueber gar wohl und mit Recht gestritten werden kann. (...) Man sieht leicht, dass (...) ein Satz fehlt, der zwar nicht sprichwoertlich im Umlaufe, aber doch in jedermanns Sinne enthalten ist, naemlich: ueber den Geschmack laesst sich streiten (obgleich nicht disputieren)" Q.
Streng genommen ist der Satz "Ueber Geschmack laesst sich nicht streiten" demnach falsch, das Sprichwort meint nur: Streiten ist wohl moeglich, da aber eine Entscheidung nicht herbeigefuhrt werden kann, wird das Streiten selbst unsinnig. Es wird vor allem dann angefuehrt, wenn man in Diskussionen ueber Geschmacksfragen schlichten oder sie beenden will.
Manchmal wird der Spruch auf Latein angef;hrt: "de gustibus non est disputandum", er stammt aber nicht aus der Antike. Die lateinische Version findet sich zuerst in dem Buch "Gastrosophie" von Friedrich Christian Eugen Baron von Vaerst Q, doch bereits 1825 hatte der franzoesische Philosoph und Gastronomiekritiker Jean Anthelme Brillat-Savarin die spanische Version benutzt Q
***
There is no point in arguing about matters of taste
***
Торквемада: великий и ужасный
Томас де Торквемада был, пожалуй, одним из самых страшных фанатиков в мировой истории. Именно он стоял у истоков печально знаменитой испанской инквизиции.
Великий инквизитор — сын священника и племянник еврея
Томас де Торквемада родился в начале 15 века в семье священника в небольшом испанском городке. Его отец принимал участие в Констанцском соборе, призванном преодолеть раскол католической церкви. Его родной дядя, кардинал Хуан де Торквемада, был потомком крещёных евреев.
Отец дал Томасу хорошее образование. Современники вспоминали о будущем инквизиторе как о смышлёном и общительном ребёнке. Существует легенда, что в молодости Торквемада путешествовал по Пиренейскому полуострову. Наслаждаясь морем, солнцем, окружающими красотами, он переезжал из города в город, пока в Кордове не увлёкся одной девушкой. Однако красавица предпочла ему некоего мавра, потомка ненавистных арабских завоевателей. Влюблённая пара сбежала в Гранаду. Торквемада же возненавидел мавров ещё больше и поклялся навсегда изгнать их из Испании. После этой истории, согласно преданию, он сделался мрачен, суров и аскетичен.
Продолжив своё путешествие по Испании, Торквемада вскоре поступил в доминиканский орден, где поразил всех своими ораторскими способностями и умением ловко трактовать религиозные догмы. Вскоре он стал настоятелем монастыря Санта-Крус ла Реал, одного из главных монастырей Сеговии.
В должности приора он выказывал удивительное рвение и ограничивал себя во всём: носил самую простую одежду и вовсе не носил обуви, не ел мяса, даже самые дальние расстояния преодолевал пешком. К подобного рода аскетизму он приучал и собратьев по монастырю.
Изабелла Кастильская — подопечная Торквемады
Однажды в Санта-Крус ла Реал прибыла с визитом Изабелла Португальская. Три года назад она потеряла мужа и от тоски ударилась в религиозный фанатизм. Познакомившись с Томасом, она попросила монаха стать духовником её дочери Изабеллы. Торквемада согласился и принялся с двойным усердием воспитывать инфанту. Он был не просто духовником, но и учителем, и ментором девочки.
Неокрепший ум ребёнка легко воспринимал фанатические воззрения Торквемады. Однако некоторые историки считают, что его влияние нельзя назвать отрицательным: к моменту замужества Изабелла обладала неплохим багажом знаний и была образованней своего жениха Фердинанда. Брак устроил сам Торквемада. Выдав замуж свою подопечную, он тем самым объединил Испанию.
Инквизиция — дело жизни
Став супругами, и Фердинанд, и Изабелла были готовы сделать для своего покровителя всё, что угодно. Торквемаде предлагали самые высокие должности, самые роскошные подарки, но он отказывался и требовал только одного: начать наконец преследования иноверцев. В 1478 году Фердинанд и Изабелла решились на этот шаг и назначили Торквемаду верховным инквизитором Испании.
Существует предание о том, что дьявол решил некоторое время провести среди людей и в течение долгого времени искал человека, чтобы вселиться в него. В итоге он выбрал Торквемаду и несколько десятков лет сеял зло в своё удовольствие. Вселение произошло именно тогда, когда монаха назначили великим инквизитором.
Своей главной задачей Торквемада считал укрепление положения католической церкви, а других средств, кроме инквизиции, он не видел. В Испании инквизицию учредил ещё папа Григорий IX, но широкого распространения она не получила, а во второй половине 15 века на территории Кастилии и вовсе не было ни одного инквизитора.
Аутодафе.
Аутодафе. Источник: Wikimedia Commons
При Торквемаде начались массовые сожжения еретиков. Великий инквизитор создал инструкции, по которым можно было вычислить еретика. Отдельно он прописал процедуру допроса, количество и длительность пыток. По разным подсчётам, при Торквемаде было сожжено заживо от 2 до 8 тыс. человек. При этом иногда на костёр кидали не самого еретика, а его соломенное чучело, поскольку преступники часто убегали. Более 20 тыс. человек было подвергнуто пыткам.
Инквизиция не щадила никого: еретик должен был принять католичество или умереть. Имущество осуждённых присваивало государство. Все эти зверства сопровождались гонениями на евреев и мавров. По легенде, когда богатые еврейские купцы предложили Изабелле и Фердинанду деньги, чтобы те прекратили гонения на евреев, Торквемада сорвал с себя нательный крест и воскликнул: «Иуда Искариот предал своего учителя за 30 сребреников, а Ваши Величества хотят продать его за 300 тысяч! Вот Он, берите и продавайте!». И даже осуждение папы Сикста IV не остановило великого инквизитора.
Ничего удивительного, что за 78 лет Торквемада нажил себе немало врагов. Он и в молодости был одинок, а в преклонные годы и вовсе отгородился от людей и окружил себя охраной. 250 человек день и ночь следовали за великим инквизитором, который страшно боялся ножа в спину или подсыпанного в напиток яда. Великий инквизитор умер на исходе 15 века, ненавидимый целой страной.
Свидетельство о публикации №124080204470