1938... 1984... Имена, имена...

Поскольку с ТББ Германа (или – как-то около) у меня возникает предвиденная пауза, помянем из своего прошлогоднего-киношного. Но – в строку к «заторможенному»
---------------------------------------------------
Увы! Без картинок всё это выглядит занадта скучно...

Серия Первая

Капитан Волконогов бежал
Из «конторы». В одних шароварах.
Над кварталом висел Дирижабль.
Саламандрой над сонной Державой.
Не пойму, где лажаю, где вру,
По кускам собирая граффити
На холодном октябрьском ветру –
Рядовой герменевт-оформитель.

Сколько раз он там (по фильму) проплывал, маячил, обозначался?!
Не единожды. Во всяком случае.
В этом «окошке» – на кадре – на горизонте виднеется золотой купол Исакия (Исаакиевского собора).
Ну, да.
Идея Петра (как и вся Империя). Проект Монферрана. Завизирован Александром Первым. Реализован при Николае Первом. Принят Александром Вторым (в 1858-м).
Впрочем, мы – не о соборе. А только о хитросплетении времён. Об их переплавке-перелицовке.
И бежал тот капитан – не в одних шароварах. Но – в красных.
То ли тех – «революционных», доставшихся курсанту Трофимову (в фильме «Офицеры») в награду за пресечение грабительской акции, то ли таких, в которых шныряли по Питеру бандитские группировки в девяностых.
Напяленными создателями «Волконогова» на опричную гебню, эти штанцы, в сочетании с чёрными куртками, передниками, рубашками по разным эпизодам, выглядели не просто выразительно, но весьма символично.
Как выглядели опричники при Иване Грозном, расписано много. Притом, что художественного (и прочего) вымысла здесь гораздо больше, чем более или менее достоверного.
Типа...
Сочетание красного и чёрного?!
С красным там (в «басманной гвардии» Жахливого) – не всё ясно. В какой степени. А было и золочёное.
Как представил, допустим, Михаил Авилов (век назад, в «Опричнках в Новгороде»).
История с «красным», подобная той, что представлена чуть ниже, вероятна, но, опять-таки – не более того

[Опричнина – это специальная политическая система, созданная Иваном Грозным на Руси в конце XVI века. Опричниками назывались специальные отряды, полностью подчиненные великому князю. Одежда опричника имела свою особую символику, отражавшую лояльность и преданность опричника Ивану.
Одежда опричника состояла из различных элементов. Цвета, используемые в костюме, были основаны на геральдических цветах семьи Рюриковичей. Главной особенностью костюма был красный цвет, который символизировал силу, власть и бесстрашие опричника.
Особенности костюма опричника
Костюм опричника состоял из нескольких элементов:
Красный плащ с капюшоном
Белая рубаха с высоким воротником
Золотые или серебряные накладки на одежде
Кожаные перчатки
Высокие сапоги
Одежда опричника была создана из дорогих и качественных материалов. Костюм имел впечатляющий вид и подчеркивал статус опричника. Капюшон на плаще служил для скрытия лица опричника, добавляя загадочности и изощренности их образу.
Костюм опричника имел глубокую символическую нагрузку:
«Красное страшно славное»
– так гласили слова на судьбоносных событиях и Предание свидетельствовало, что Опричнина – торжество праведности и признак состояния.
Красный цвет в костюме опричника символизировал ярость, страх, решимость и бесстрашие опричника в борьбе с еретиками и противниками великого князя. Белая рубашка и высокий воротник отражали преданность опричника православию и великому князю. Золотые или серебряные накладки на одежде символизировали богатство и благополучие во время служения опричников.
Костюм опричника времен Ивана Грозного был не только олицетворением статуса и власти опричников, но и символизировал их лояльность и преданность великому князю. Красный цвет, высокий воротник и золотые накладки на одежде создавали узнаваемый и запоминающийся образ опричника, который до сих пор привлекает внимание и вызывает интерес. Глубокая символика костюма опричника отражала ценности и идеалы, которые великим князем были признаны важными для Руси того времени].

Касаемо самого царя Ивана…
Предлагаю «картинки» из фильма-сериала («Иван Грозный», 2009, Андрея Эшпая).
………………………………………….   
Молодой Иван Васильевич. По фильму – Иван Макаревич (актёр).
Смахивает (особенно – слева) на женщину.
Мне сразу увиделась Ю. А. В её блажь.
Кстати. По событиям вчерашнего дня (7.10). К началу фактической войны в Израиле (начавшейся с акции ХАМАС).
То, что «добрейшая» бешеная сука (уж извини, альтистска!) обязательно на это откликнется (довольно потирая свои «праведные» ручонки) для меня было очевидно.

Ну что же... Мы сделали всё, что могли, чтобы избежать лишней крови,
Лишней боли Земли, слёз матерей и детей...
Земля, давай. Пришло время тебе сказать слово.
Держитесь, ребята. Трясти будет везде.
Она будет страхивать пыль, что осела в столетиях.
Будут нещадно хлестать молнии. За потопом будет потоп.
Мы старались мягко. Вы решили причиной стать. Получайте следствие.
Земля откашляет вас. Для того, чтоб
Начать рисовать заново. Это очень печально.
Можно было всего избежать. Вы захотели так.
За этим концом будет новое начало.
Гори, гори, высокая звезда...

Сразу после полуночи. В 0.03.
И буквально 18 минут спустя – «Две матери». С обличением в адрес главного злодея

Как вы можете, что одни, что другие, делить святыню?
Вы как дети малые, что мамку рвут пополам!
Что жители Иерусалима,
Что ХАМАС – что есть храм,
Мечеть, святое место, источник?
Дом Бога! И что делаете вы?
Израиль, ты хочешь ставить храм Соломона?
А притчу о двух матерях забыл, увы?
Своих матерей положишь. Вот и вся притча.
И Иран положит своих. А почему?
Потому, что в начале идёт не любовь, а вычет,
Делёжка – что и кому.
Дураки. Нет среди вас Соломона.
И место – вместо святого окрасится в кровь.
Кому тогда бьёте вы поклоны?
Что для вас Бог? Что вам любовь?
Нет, зачем! За океаном сидит маразматик,
К нему за советом, ему с поклоном – и что?
Чем за советы его род Адама заплатит?
Кровью и болью. Сколько уже её пролито?
Что не поделили? Храмы!
А потому, что по кесарю, а не по Богу, вот и всё.
Сами спровоцировали. Потому, что златые лямы
Дороже вам Бога. Вот вам и правда в лицо!
Кто из вас свят? Кто способен решить эту дилемму?
Кто вспомнит притчу? Кто вспомнит, что значит служить
Богу, а не мамоне? Вот и все ваши перегоревшие клеммы.
Вы забыли, как Иисус учил жить...

А на поклон надо бы идти (согласно «праведнице» и истовой то ли христианке, то ли «рерихианке») к Великому «Вчера Рождённому», к самому Наместнику Бога на Земле, Святому уже при жизни…
Тьфу!

Красное и чёрное…
К сталинистам нацболам и национал-социалистам. Примерно…
…………………………………….
Красные штанцы у самого ВВП?!
Дворовый Песков отметился. А сам Великий – разве, на лыжах. Зато в знаковом окружении
Аки космонавт (в шлеме). А то – управляющий Дирижаблем. За всем (сверху) смотрящий.
Вот о том (по фильму) Цеппелине зараз и пофантазируем. А «красные штаны»… Дабы им не было обидно, что так легко их оставляю, – несколько картинок оттуда (из фильма).
Так о чём тот Цеппелин-Дирижабль-Аэростат?!
В якобы 1938-м – над Питером-Ленинградом. Над бегущим капитаном Волконоговым.
С «шароварами» – куда проще! А тут…
Хоть – о Смотрящем («мне сверху видно всё…»). Большой брат? Всевидящее око? Хоть…
Просто (?!) Гости из будущего.
А что было в том 1938-м с просто дирижаблями?! Или – около него (38-го).
6 мая 1937-го, при посадке на американской базе Лейкхерст, полыхнул комфортабельный «Гинденбург».
Что фактически поставило крест на эре дирижаблей.
А как всё заманчиво продвигалось!
В 1929-м легендарный (опять-таки – немецкий) счастливчик «Граф Цеппелин» (LZ 127) совершил первый кругосветный перелёт.
Наладилось производство и использование летающих гигантов в СССР.
Соединённые Штаты увлеклись совершенствованием военных модификаций. Их не остановило ни крушение, развалившегося в грозу на несколько частей, ZR 1 «Шенандоа»
Ни судьба того же «Гинденбурга» (свершившаяся на глазах американцев).
Сами немцы (уже – нацисты) подсуетились сразу.

[«Deutsche Zeppelin Reederei» отменила все запланированные рейсы в США и Бразилию. Правительство Германии запретило пассажирские перевозки на воздушных судах, разрешения выдавались только для перевозки почты и посещения авиашоу на территории Германии. Заграничные полёты с любыми целями были запрещены.
18 июня 1937 года LZ 127 «Граф Цеппелин» был переведён во Франкфурт, где был размещён в качестве огромного музейного экспоната на выставке, посвящённой графу фон Цеппелину и его работам. Следующий дирижабль в серии хотя и был достроен, однако использовался только в военных и пропагандистских целях. 6 мая 1940 года, в день третьей годовщины крушения «Гинденбурга», по приказу министра авиации Германа Геринга оба дирижабля были отданы на слом].

А янки (их ВМС) долго упирались-кобызились (так у них гелия было – завались). Всю Вторую мировую. Вплоть до начала 60-х.
Ну, а мы?! То бишь – Советы.
Именно в 1938-м случилось два фатальных плюха.
5 февраля, под Кандалакшей, столкнулся с неотмеченной на карте горушкой «Осоавиахим» (СССР-В6), установивший (пусть и неофициально) в сентябре 37-го мировой рекорд продолжительности беспосадочного полёта (принадлежавший «Графу Цеппелину»).
6 августа, под Москвой, лопнула (от перегревшегося водорода) оболочка у СССР-В10. Погибла вся команда (7 человек).
Это – по касательной.
В итоге и в Союзе весь проект с аэростатами постепенно свернули. Возрождение его уже в наши времена – тема, «капитана Волконогова» не касающаяся. Правда, времена эти, по фильму, ещё как переплетаются.
Однако.
Почему именно 38-й?! «Нумерованный» тем «птеродактилем», за которым виднеется купол собора.
38-й, а не, скажем 37-й – если, допустим, о Большом терроре. Притом, что фильм, не столько о нём, сколько о нас. Вернее, о современной России.
Через какие-то переклики с творчеством Балабанова, а, возможно, и Звягинцева.
Оставив современность (и всю «альтернативную историю») за скобками, сугубо по факту можно напомнить, что в 1938 году (25 ноября) на пост наркома внутренних дел был назначен Лаврентий Берия.
По фильму…
Когда пребывающего в бегах Волконогова случайно (вкупе с кучкой бомжей) прихватывают (для выполнения функции могильщиков) «службисты», то последние, как мне показалось (мельком), здорово смахивали на лиц кавказской национальности. И акцентом, и внешностью. Это я – к генерации именно Берии, только вступающей в свои опричные права.
Чистка в штатах самих «опричников» проходила ещё при Ягоде. Слегка.
Николай Иванович (Ежов) постарался уже на славу. С лета 37-го – на полную катушку. Выпалывая всю «ягоду» под корень.
Ну, а по наиболее шустрым «ежатам» прошла коса уже Лаврентия Павловича.
А сколько «внутренних чисток» было при царе Иване?! Впрочем, это – так. К слову.
Да и фильм наш (снова вспомним) – не исторический, а… Сюрреалистический? Метареалистский (мета-метафорический)?
Но если к тому, какая Планида ждёт самую ретивую «гебню» – 1938-й весьма символичен. А назойливо нависающий Дирижабль в это свою щепотку подсыпает. Даже без тех двух особей его вида, кои сами (по факту) упокоились на необъятных просторах человечнейшей Державы.
Да. Если кому-то в слове дирижабль чуется дери-жаб, или (даже) – дери-ежат, я – ни при чём.
По правде, эта субстанция (dirigeable) есть нечто «управляемое», а отнюдь не Управляющий. Не Дирижёр. Тут-то (в этих отношениях) и возможны разные заморочки. Как между творцом (тем же – композитором) и демиургом (строителем, интерпретатором). Заморочки и превращения. Вплоть до гностицизма. А то – в Даню Андреева, с его «эгрегорами» и «агрегатами».

[Эгрегор (от др.-греч. ;;;;;;;;; «бодрствующий») – понятие, термин и концепция в оккультизме и эзотерике, означающее нефизическую сущность, групповое биополе. В научной среде считается маргинальной антинаучной теорией.
Сторонники этих теорий предполагают, что более или менее крупные человеческие сообщества способны вырабатывать собственное энергетическое поле под влиянием устремления к одной цели (эгрегор творческой школы, эгрегор государства, эгрегор религии и пр.). Участники сообщества могут испытывать чувства сопричастности («подключение» к объединяющему их эгрегору) и повышать личный энергетический потенциал.
Исторически это понятие использовалось в енохианских религиозных традициях и относилось к ангелоподобным существам (или наблюдателям].

Ну, это – если уже совсем в «задвиг».
Отчего я обозвал (в зачиночном вирше) дирижабль Саламандрой?!
Предлагаю каждому, кого это занимает, поупражняться в духе «герменевтического перепляса».
На этом свои инсинуации по части «летающего (нависающего) объекта» с указующей годиной я прерву. Дабы не занесло ещё на какую-то обочину.
Что мне увиделось-послышалось в «Волконогове» окромя «драных ежат»?!
Да многое. И, к тому же – в самых разных позициях-комбинациях.
Но об этом (краешком) – в следующей «серии».

8.10.2023

«1938 – 1984 –… Серия Вторая: deja vu»

Дежавю.
Ага! Опять – ёрничаю. К тому Дирижаблю. Да и к Державе. В аллитерацию.
А и не только.
Красные штаны (в сочетании с чёрным верхом), бритые головы (не у всех…)…
Это – понятно.
Можно и с «именами» (прозвищами) поиграть. Где в авторскую (режиссёра-сценариста) задумь, где в «заумь» герменевта.
Фёдор Никодимович Волконогов.
Если – к питерским браткам из 90-х… Так – элементарно.
Самой крутой ОПГ в Санкт-Петербурге в те годы была Тамбовская, оформившаяся ещё в конце 80-х.
А пригнули Питер под себя тамбовцы в 94-м, переломив хребет великолукским.
Тамбовский волк тебе товарищ… Помните?! Хотя бы по фильму «Дело Румянцева» (с Баталовым). А уж откуда пошло…
Откуда (изначально) – дело тёмное. Вплоть до поклонения финно-угорских племён идолу волка. А по двадцатому веку – хоть к антоновскому восстанию.
Брянские волки – тоже продвинутыми были. Да и рязанские…
Я ить сам – того: шкуру эту на себя примерил! Под Сергея Александровича («О, привет тебе, зверь мой любимый!»).
Но тамбовские – на особом счету оказались.
Лидером тамбовцев в Питере был Владимир Кумарин. Из его запечатлений заслуживает внимания такая (привет Глебычу!).
Сам Володя (Кум) – нынче-таки не в бегах. Зато – и не на погосте.
По итогам суда, в 2009-м он получил (и это – несмотря на капитальные подвязки!) свои 14, к коим присовокупили ещё 9. Итого – 23.
Сидит. Пока…
Ну, это – к слову. То есть – к прозвищу. Слегка.
А и – к хитросплетению времён и событий.
Волконогов…
Заметьте! – Не Волкогонов. Волкогоновы – волков гоняют. Волконоговы – делают ноги. Убегают, значит.
Но… Как в «Берегись автомобиля»:
– А чего это ты от меня удирал?
– Привычка: ты догоняешь – я удираю.
– И у меня привычка: ты удираешь, а я догоняю.
А случится – и наоборот. Роли-то могут и поменяться…
Кто у нас, кстати, из Волкогоновых (по истории) отметился?!
Пожалуй, Дмитрий Антонович (1928-1995). Доктор философских и исторических. А главное – генерал-полковник. Подвизался (с 1971-го) в системе Главного политического управления СА и ВМВ. Вплоть до заместителя (1984-1988). А до того – начальник управления спецпропаганды (1979-1984).
В общем – крепко идеологически подкованный.
Но…

[Только в конце жизни, после долгой и мучительной внутренней борьбы, я смог освободиться от химеры большевистской идеологии, испытал огромное облегчение и в то же время чувство глубокого сожаления, что потратил впустую столько лет в утопическом плену. Пожалуй, единственное, чего я добился в этой жизни, – это порвать с верой, которую я так долго хранил… Разочарование пришло ко мне сначала как идея, скорее, как тоска духовного похмелья, пришло как интеллектуальное замешательство, наконец, как решимость противостоять истине и понять её… –; Дмитрий Волкогонов, «Вскрытие для империи», Введение]

Это – из книги-завещания. «Семь вождей» (1995).
Бывает… Я – об обращении. А то – о перевёртывании. И даже – не в укор.
Да. Если по нашему фильму, то там и фамилия дружбана главного героя – слегка подыгрывает: Веретенников. То ли – к оборачиванию, то ли к «сколько верёвочка не вейся», то ли…
А и по фильму – настоящее прозрение к Волконогову приходит слишком поздно. На самом краю. А до него – просто в рай захотелось. Как той же Юстине, а где-то (если вдруг ему поверить) – и Великому, а и всему «русскому миру». В рай – так толком и не покаявшись-не раскаявшись (и ни хрена не поняв – как в христианстве, так и в своей истории).
А до Волконогова – дошло. Но… Поздно! Потому очнувшаяся вдруг совесть (и эмпатия) в рай его не пустила. Дала самоотвод. Мы – про самогуб.
Хотя…
А и имя-отчество у капитана – о чём-то. Фёдор – дар Божий. Никодим… Якобы – как и Николай (победитель народа). Но это – по-гречански. А ежели завернуть к ивриту, то… Так – переосмысление.
Забавная «самокрутка» атрымлiваецца! От победителя (а то – бича-гонителя) народа, к переосмылению. Привет тому же генерал-полковнику (Дмитрию Антоновичу).
По фильму (если к прозвищам) – но, разве, боком – сюда же и персонаж второго плана притыкается. Я – о вдове Штайнер.
И даже (я) – не столько о несчастной (лишившейся ума) немке, сколько об исполнившей её роль Виктории Толстогановой.
Если, всё-таки, о немке… Steiner. Типа – каменщик (от Steine)?! Но там (в нем.) есть (для каменщика) Maurer. По-любому, как-то – от камня. Мабыть, к «каменности». А мабыть, и к деланью самого камня (а не из него).
Из исторических персонажей… Да хоть гёттеанец-антропософ-мистик Рудольф Штайнер (Штейнер).
А в кино… Был такой (англо-немецкий). Американского режиссёра Сэма Пекинпа. «Штайнер: Железный крест» (1977). По роману Вилли Хайнриха «Терпеливая плоть». О фельдфебеле Рольфе Штайнере, отказавшемся лжесвидетельствовать.
Но меня больше Виктория привлекла. Тут и фамилия аукнула (главному герою). Слегка. И… Своей ролью в телесериале «Палач» (2014) В. Никифорова. «Тонька-пулемётчица» (исторический прототип главной героини).
Тема (в «Палаче») – палач и жертва. О том же оборачивании. И – не в одном измерении.
Последний раз эту «палачку» я поминал совсем недавно…

[Ольга Юрьевна уволена. Александр висит на волоске. Хор (капелла) – под ударом.
Зацепили Миненкову (именно её) бдительные органы якобы по какой-то реплике (в Инстаграме, Вайбере или «что ещё там» типа «Одноклассников» и «В контакте»). Это – по «первой весточке».
Таскали в милицию (задерживали!), копали глубже, жутко запугивали. Оля (поделилась с коллективом) боялась, что станут бить. Значит, были и такие угрозы…
Затем её «прорабатывала» проректор БГУ по воспиталке.
Кто там нынче у них по этой части?!
Ага… Бакун Анна Станиславовна.
По виду – кошёлка кошёлкой. Или – лахудра. 1985 г. р. Как бы – совсем не стара. Из «молодых волков» (или – сук).
Что-то лохматая фотка с ректорского сайта не копируется (поищем другую). Зато справка о карьере, если не исчерпывающая, то вполне изобличающая.
С молодых ногтей, так сказать… По «разные стороны».
Это мы – про «чемберленины» баррикады].
Эти (фотА) – с сайта юрфака, где она доцентствовала на кафедре конституционного права под мудрым руководством скользкого заслуженного Григория Василевича, 5-го Генерального предшественника Конюка, а через оного – пламенного борца с нацистскими преступниками Шведа.
Готовая Анька-пулемётчица. А то – Тонька. Я – про Антонину Макаровну Панфилову-Гинзбург. «Палача в юбке», знакомую многим по киносериалу (Антонина Малышкина в исполнении Виктории Толстогановой).
Ууух! Глазища горят. Зубки скалятся].

Тема палачества-оборотничества сходилась у меня и с «тамбовскими волками». Напрямую

«Жила-была одна баба… Россия Андрея Смирнова»

И с честной поссоритесь Вы стариной,
И, предкам великим на сором,
Не слушая голоса крови родной,
Вы скажете: станем к варягам спиной,
Лицом повернёмся к обдорам!
(А. К. Толстой)
У берёзок были слёзы по очам
белых баб, святых колодцев и хибарок.
Русь стояла на китах да на Иванах,
а в историю плыла – на палачах.
(Л. Губанов)
------------------------------------

Кислая антоновка. Охромевший волк.
За холмами всполохи багровые.
Баба – не мадонна.
Сволочью «совок».
Не взрасти Инонии Европою.
Не расстаться с гульбищем.
Китежем не стать.
На китах с Иванами не выстоять.
Откипела звёздами, сгинула в «Крестах».
Отзвенела серьгами-монистами.
Эпос опостылел. В топку эпатаж.
Варвары-обдоры. Образ Бунина.
Чёрту не распутать:
кто чужой, кто наш.
Как Эраст Фандорин у Акунина.
Батюшка-писатель – всё не либерал.
Укатилось яблоко от яблони.
Родину-уродину сам не выбирал.
Был изгой, а так хотелось – в баловни.
Гельдрихом-Истоминым трём мирам служил
В чине не иначе штурмбанн-ангельском.
В армиях Антонова не читал мужик
Переписок Каутского с Энгельсом.
А жива ль та баба
– кто теперь поймёт?!
Эка! Поматросили да бросили.
Чипсы от Чубайса, от Гайдара – мёд.
Да огрызком Крым от Малороссии.
(2-5.07.2016)

С оборотками (палач-жертва) – тоже хватало.
Выборочно…

«Терцины Робеспьера»

Земная жизнь исчерпана до дна.
Я на краю, чуть вздрагивая, медлю.
Горгоной ухмыляется Луна,

Чей узкий серп похож скорей на петлю.
Себя не жаль, но жутко покидать.
Париж и эту сумрачную Землю.

Ни дерева, ни дома, ни следа…
Ещё? – Ах, да! Не вырастил я сына.
И казней бесконечных череда.

И розами увита гильотина.
И голос жертвы или палача,
Что произносит вялые терцины,

Как будто оправдание ища.
(20.03.2015)

И такое…

«Основной инстинкт (по Лимонову)»

Во все века палачества хватало.
Опричники, кромешники, гэбня…
Достойные наследники вандалов
И варваров духовная родня.
Одной лишь местью зло необъяснимо.
А разум будто вспыхнул и померк.
Под зонтиком атомным Хиросимы
Уже не так бесспорен Niamberg.
Хатыни пепел падает на Катынь.
Не «слаще» Орадура Вуковар.
Мы все с клеймом и в сущности рогаты.
И запах серы, и подбой кровав.
В оправе права, в капищах традиций
Живёт неиссякаемый инстинкт
Вампира и тотального убийцы.
Сентиментален и неукротим.
(1.04.2015)

«Гой ты, Русь моя изначальная – Эхо»

Русь исконная, изначальная.
Заордынская. Тьма веков.
Обесточена, опечалена.
А и было ли там легко?!
И кто ворог нам, а кто друг еси,
Кто защитник, а кто палач –
Не понять того на чудной Руси,
Не поднять, хоть пляши, хоть плачь.
Кто кого терзал, глаз выклёвывал,
Пуще ворона насмерть бил –
Всё давно уже обнулёвано,
Хоть кляни Её, хоть люби.
(27.04.2015)

«В 37-й»

Комиссары госбезопасности.
Камикадзе далёких лет.
Я не буду мудрить с диагнозом
и вываривать вас в котле.
Выгрызали друг друга кланами,
выполняя команду «фас».
Главарей воспевал горланами
очумевший рабочий класс.
Заслужили! Воздалось дыбою.
С мясом содраны ордена.
Палачам убиенным глыбою
в пору памятник ледяной.
(22-23.04.2017)

А и по тому («Палач») фильму

«После просмотра сериала «Палач» и материалов по творчеству Олега Прусова»

Палач и жертва. «Сладкой парочкой».
Кому сегодня претерпеть?
Один – хромой, другой – припадочный.
А на кону маячит смерть.
В косынке Тоньки-пулемётчицы.
С косою в кожанке ЧеКа.
А жить… Оно –
                понятно:
хочется.
И голытьбе, и барчукам.
Волчицу травят волкодавами.
Кто суть страшней – решает Бог.
Взамен «побоища ледового» –
ордынский стёганый сапог.
Подложных правд хитросплетения.
К венцам куются бубенцы.
Растёт в полях не злак, а терние.
Во власти, знамо – подлецы.
Опять в начальниках «берёзкины».
Опять «лосякины» в цене.
И псы заходятся с подпёсками.
И только «ни», и только «не».
Доходный дом. Колпак с подвесками.
Христа забанивший двойник.
Читает Геббельс Достоевского.
И только «не», и только «ни»...
(11-12.02.2018)

А в нашем (бегущем Волконогове) главным сугубо палачом подан «дядя Миша». Игорь Савочкин (актёр) – хорош! А самого уже нет… 1963-2021. На 59-м. Рак печени…
А главный сталинский палач (непосредственный исполнитель) Василий Блохин пик репрессий проскочил. В 1945-м заслужил чин генерал-майора.

[Выдвинувшись на должность начальника комендантского отдела при Г. Г. Ягоде, Блохин продолжал работать и при Н. И. Ежове, и при Л. П. Берии. Из раскрытых протоколов допросов последнего известно, что в начале 1939 года Берия подготовил запрос на арест Блохина, но получил отказ Сталина с обоснованием «таких людей сажать не надо, они выполняют черновую работу». Далее, по его словам, Сталин вызвал начальника охраны Власика и уточнил, участвует ли Блохин в исполнении приговоров и нужно ли его арестовывать. Власик ответил, что участвует, и положительно отозвался о Блохине. После этого вопрос о Блохине более не поднимался. Однако сразу после смерти Сталина Блохин был отправлен в отставку, официально «по болезни» – в реальности же, как пояснил Берия, потому что «засиделся на этом месте».
Из свидетельских показаний Д. С. Токарева, данных им в 1991 году, следует, что среди прочих расстрелов Блохин принимал участие в расстрелах польских граждан в Осташковском лагере весной 1940 года.
23 ноября 1954 года, уже находясь в отставке, был лишён звания генерал-майора «как дискредитировавший себя за время работы в органах <…> и недостойный в связи с этим высокого звания генерала».
Умер 3 февраля 1955 года].

Однако – к «именам». По фильму. В «говорящее».
Чуть вернёмся к дружбану Веретенникову («Мальку»). Что ещё можно «метнуть» (от имени), кроме изворотливости?!
Во-первых, вяртаецца (возвращается) к другу с того света. Трижды!
С наущением (завещанием) по тому, как спасти душу и попасть в рай. Укоряя при этом в фактическом предательстве (в непредупреждении об угрозе).
Друг-то (Малёк) верным оказался! «Явочный» адресок Раи не сдал. Ну, это – при желании услышать «верность» и его фамилии (повернув ту к «верить»).
Второй раз (явился) – наглядно показав, как им (тем, кто в аду) кишки выворачивают.
Третий – с объявой о прощении. А и опять – с каким-то укором!
Хотя… Умирающую на чердаке женщину Волконогов приголубил совершенно искренне. Просто в сострадание. Безо всякой корысти с тем заманчивым раем.
Майор Головня. Прибывший взамен убившемуся «скакуну» – обречённому Гвоздеву.
Головня – как-то антагонист Волкогонова. Смертельно больной, но продолжающий гнать-гнать-гнать. Из «чувства долга» (а то – из-за подключки к тому «эгрегору-дирижаблю»?!)? Из зависти («*** тебе, а не рай!» – после вертушки на гимнастическом коне)?
К чему (если…) – именно Головня. От болезни, поражающей злаки, можно отмахнуться. А вот обгоревшее (обугленное) полено (головешка), или – бревно, очень даже недурно.
К чему?! По-простому, к чахотке. К смертной хворобе.
К тому, что майор возглавил (стал головным) какое-то подразделение – занадта банально. Типа: вожак в гончей стае. Подходяще и к вору в законе.
Вопрос: А где так можно было обгореть?! В уголь!
Не в аду ли?!
«Засланный казачок»?! – Откель он вообще явился (знакомец полковника Жихарева)? Не с того ли… Не воплощённый ли бес!?
Ну, или – аки Веретенников, но со своим заданием. И именно – по душу Волконогова.
Как – вам?! Такая версия. Мне – вполне. Так они (Волконогов и Головня) ещё и «созвучны». Поиграв-повертев буковками, можно кое-что и вылущить.
Голов – Волог. А из «волога» – розное выволакивается. Какой-нибудь забавник и вовсе прочитает голов-ня, как не-волк. Или: волкодав.
А ишчо… Да к «вологодскому». То ли конвою, то ли вертухаю (прости, Веретенников!).
А хотя бы – к «Верному Руслану» (Георгия Владимова).

[Иногда видишь, как бежит в надвигающейся темноте по середине улицы собачонка, подвывая судорожно и глухо, будто сквозь сомкнутые челюсти, и будто от кого-то спасаясь, хотя никто за ней не гонится. И покажется, что спасается она от себя самой – за край такой бездны она заглянула неосторожно или по любопытству, куда не надо заглядывать живому, и такой тайны коснулась, от которой зазнобит ее в самом теплом логове.
Георгий Владимов]

[В самом начале истории хозяин Руслана, вологодский вертухай, намеревается своего – ставшего ему уже ненужным – пса пристрелить. Но не делает этого. Потому как передумал. Если бы пристрелил – на четвертой, например, странице, – не понадобились бы последующие сто семьдесят. Потому как не было бы самой истории. Был бы только двулапый зверь, убивший зверя четырехлапого. Который ему, двулапому и говорящему, стал более не нужен. Потому как кончилась Служба. И не осталось ему больше места в том аду, который он привык считать жизнью, поскольку никакой иной жизни не знал и не представлял, что какая-то иная бывает. И тем, кто окружал его в этом живом аду, места не осталось тоже.
Павел Матвеев. К сорокалетию выхода «Верного Руслана» Георгия Владимова].

Ну, и справочка от Фимы Жиганца (А. А. Сидорова), с отсылом к Варламу Шаламову

[Варлам Тихонович пишет: «Царское правительство вербовало из вологодских рекрутов самую надежную тюремную стражу, конвойные полки и часовых на тюремные башни. Подобно тому, как профессия дворника закреплена в Москве за татарами, подобно тому, как калужане – землекопы, а ярославцы – торгаши, конвойная служба от века и века в руках вологжан»].

В общем, с Головнёй – всё в порядке. Даже более, чем. Кому мало, может порыскать по историческим фамильцам (там и из литовских князей имеются).
Жихарев («полкан»). Если допустить его знакомство с Головнёй в мою версию по делам потусторонним…
Гммм…
Если по «историческим»…
Знаю земляка. Поэта – Евгена Жихаря. Погиб недалеко от Постав в перестрелке с опергруппой КГБ в январе 1955-го. Антисоветское подполье.
А так, Жихаревых было много. Всяких.
Но мы – больше к «имени».
Гммм…

ЖИХАРЬ
1. мифол. в славянской мифологии злой дух, крадущий младенцев, если мать отлучилась от колыбели.

Так к нему ещё м шишигу (шашка) подтягивают

ШишиИга, шишоОк (муж. шиш, шишиган, шишимора-кикимора) – в мифологии русских крестьян нечистая сила, живущая за печкой, в лесу (лешачиха, леший) и на болоте (болотник), в бане (банник), в овине (овинный домовой); бес.

Продолжать дальше?!
Или достаточно этого? К Жихареву, кажущему себя в кадрах нечасто. Ибо – нечисть ужо нерядовая.
На выбор.
Есть-таки у меня нюх на этих нечистиков! Так, герменевт-ить.
Ниии… Я и по другим могу пройтись (где с метлой, а где с иконкой… – ну, со свечкой). Хотя бы о семье Елизаровых.
Убиенному сволочью отцу и дочери, отправленной жить-работать в морг. Это она диагноз Головне поставила. С интересной интонацией, кстати.
Но – хватит. Надеюсь, скакун (из окна) Гвоздев на меня не обидится.
Просто – сапиенти сат. Ежели – по «именам».
А в бесогоны я не ряжусь! Ни с какого края. Токмо «спортивный интерес». Ну, разве, чуточку больше.

9.10.2023
PS:
По ходу моей забавы с именами, всё время маячило-мигало одно – в переклик с Головнёй.
Что-то из детства. Какой-то литературный герой. Отрицательный.
То ли – полицай, то ли…
Завершил.
И тут – звездануло: Гайдар! «Р. В. С.».
Ася-сяй! Все мы – оттуда. Я – про детство.
К Гайдару (Голикову) я своё «пионерское» давно поменял. И – не через внука Егора (записанного кем-то в «плохиши»). Поменял пусть и не так радикально, как предлагал В. Солоухин («Солёное озеро»), однако.
Головня…
Головень! Дезертир. А потом – бандит и вражина.
По книжке – дядька главного героя, Димки. Димка и Жиган. Два пацана, противостоящих вражьей силой.
И – чё?!
Так… Насколько автобиографично?! Скорее всего, не очень.
Но. Голиков – Головень. Как бы – в масть. Слегка.
С моими перестуками, что – «в долю»?!
По ходу (к «вологодскому конвою») я помянул Фиму Жиганца.
Имя «Жиган» не раз меняло своё значение, пока не «добежало» до «вор в законе».

[Изначально слово «жиган» появилось в региональных говорах и образовалось от глагола «жечь». Корни «жиг» и «жег» в них означали «палить» и «гореть». Вначале слово «жиган» ассоциировалось с огнём. Им называли кочегаров, винокуров – людей, запачканных сажей. Позднее, по одной из версий, на основе переносного значения в говорах этим словом начали называть дерзких преступников].

Допустим, Фима к нашему – с боку припёка. Но…
Во-первых, головня – тоже что-то опалённое (да и вовсе обугленное).
Во-вторых, жиган явно перекликается с жихарем.
Как-то оно… Одно к одному собирается.
Мабыть, и у авторов фильма (Наталья Меркулова и Алексей Чупров), также захвативших советские-пионерские, творения бывшего чоновца (карателя), ставшего замечательным детским писателем, какой-то след в памяти оставили. А с учётом афишированных уже позднее некоторых подробностей из его биографии… Могло и переплестись-обернуться.
Кстати, Аркадий Голиков принимал активное участие в подавлении тамбовского восстания. Ну, и в Енисейской губернии поусердствовал. В 1922-м.
Убиенные (и просто побитые безо всякого суда-разбора) снились ему потом всю оставшуюся жизнь.

[Биограф писателя Б. Н. Камов приводит фразу из дневника Гайдара «Снились люди, убитые мною в детстве». Сны были записаны А. П. Гайдаром по просьбе лечащего врача А. О. Эдельштейна в клинике имени С. С. Корсакова в декабре 1930 года. История болезни была найдена в 1987 году А. Г. Выгоном и «любезно предоставлена автору книги».
В ноябре 1924 года Голиков был уволен из РККА по болезни с диагнозом «травматический невроз», который развился вследствие повреждения спинного и головного мозга после ранения осколком шрапнели и неудачного падения с лошади в 1919 году].

Как-то оно… Аукается, короче.
И «мальчики кровавые в глазах», и явление персонажей из потустороннего мира (а в «Судьбе барабанщика», 1938-й).
Среди тех, кто оказал наибольшее влияние на его творчество, Аркадий Петрович выделил Гоголя, Гофмана, Диккенса и Марка Твена. Именно в таком порядке. «Весь и всем обязан» (им).
Ряд интересный. Особенно – двое первых.
Да замечательные писатели! Классики.
Но… Мы ведь слегка и о бесовщине.
Между прочим, кто из вас слышал об «Архиве Головни»?!
Предлагаю глянуть хотя бы Назаревского А. А. («Из архива Головни»).

[«Архивом Головни» мы называем остатки семейного, «предковского» архива Гоголей-Яновских, который был довольно обширен, собирался и сберегался прадедом, дедом и родителями Н. В. Гоголя, затем в течение ряда лет сохранялся в семье его младшей сестры Ольги Васильевны, в замужестве – Головни].

Ниии… Там ничего такого. А и фамилия «Головня» – туточки привходящая.
Однако…
А с Гайдаром – я бы мимо не прошёл. Если уже – на всю катушку. По жертвам и палачам. По «Бежавшему капитану». С его запоздавшим покаянием.
Ну, и по всем этим переплясам времени: …– 1938 –…– 90-е – нынешние. Особенно – с «русским миром».
А тему Гайдара я цеплял и в августе 2017-го. К «Старику Хоттабычу». Ссылаясь на Диму Быкова:

[1938 год, как вы понимаете, не самое благоприятное время для фиксации того, что происходит вокруг. Странные книги... И главное – детские. Две – из четырёх. Это «Старик Хоттабыч» Лагина и «Судьба барабанщика» Гайдара. Они образуют, вообще все эти книги 1938 года, такую своеобразную тетралогию. «Судьба барабанщика», «Хоттабыч», «Пирамида» Леонова, начатая тогда, и, естественно, «Мастер и Маргарита». У трех книг были проблемы с публикацией, только «Хоттабыч» был опубликован легко и сразу. А повествуют они о вторжении в Москву потусторонних сил. В повести Лагина находят джинна, в романе Леонова прилетает ангел, или ангелоид, как он там назван. В романе Булгакова Москву посещает сатана, а в повести Гайдара в Москву приезжает такой инфернальный, тоже со свитой, дядя, шпион западный, как выясняется впоследствии].

А альтернативная история – жанр, конечно, интересный.

Серия Третья. «От забавного до…»

От забавного до убойного – один шаг. «Убойного» – не в смысле серьёзного, глубокого, сильного или типа: сногсшибательного юмора, но буквально – убийственного. А то и – адского.
От драматических событий в Израиле (забавного там, разумеется, мало, если не исключать разного рода тайн и загадок) меня снова вынесло к «бегущему Волконогову». К «говорящим» именам.
Я, вполне осознанно – дабы не увязнуть – оборвал свой герменевтический эксурс, прочитав список кораблей до середины.
Не тронув ни заметного Гвоздева, ни третьестепенного Воздвиженского. Последний – тот тип (сосед Волконогова по коммуналке), коему главный герой воздвигает на голову полуторапудовую гирю. Какую-то параллель с воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня здесь обнаружить трудно.
Как и искать что-то общее с Воздвиженкой (улицей) в Москве. Улица та, конечно, приметная. С 1935 по 1946 ей довелось превратиться в Коминтерна. Потом – до 1962-го – в Калинина и даже в часть одноименного проспекта. Но в начале 90-х Воздвиженка обрела своё исконное имя.
Улица (место), конечно, интересная, но не в Питере же, в коем развёртываются события по фильму.
Но – интересная. Не в Уссурийский же край нас «отсылают» (есть там такое село)?!

[C середины 1560-х годов территория близ Крестовоздвиженского монастыря оказалась в опричной части Москвы. В документах этого времени уже фигурировало название «Воздвиженская улица». В 1565-м Иван Грозный переехал «жити за Неглину на Воздвиженскую улицу на князь Михайловский двор Темрюковича». На месте княжеского имения был устроен Опричный двор, сгоревший при набеге крымских татар в 1571 году. Три года спустя он был восстановлен, но просуществовал недолго…]

Или

[В XIII–XIV веках на месте современной Воздвиженки проходила «волоцкая дорога» – торговый путь из Великого Новгорода через Волоколамск в Москву. Предположительно, в 1367 году на дороге был выстроен каменный мост через реку Неглинную…]

Ну, это, если её-таки притянуть как-то к нашему. Но мне такое – не очень.
А завернул я в свои забавы не через того соседа, а снова к дружбану бегущего капитана. К Жигану. В смысле – не к полковнику Жихареву, а к верному Веретенникову. К «Мальку».
Ежели пускаться во все тяжкие (да ещё в гульбу с «красными дьяволятами» да с персонажами Гайдара-Голикова), то, по части «вёрткости», Малёк (червяк-головастик) к Жигану (а то – к Жиголо) потянется. Но мне (под дела «хамсинские») кольнуло другое.
Перечитывая кое-какие материалы о реакции тутэйшых (беларуских) СМИ на происходящее, наткнулся на одного американиста. Вряд ли пропутинского (скорее, протрамповского), но притянутого.

[«Неминуемый крах»
Утвердив читательскую аудиторию во мнении, что война не обошлась без руки Вашингтона, пропаганда начала работу над следующим тезисом. И вновь он не является новаторским для внешнеполитической концепции Беларуси. Идеологи бросились уверять, что Запад станет главным пострадавшим от развязанной им же войны на Ближнем Востоке. Такой месседж является частью нарратива о «неминуемом крахе Запада».
Например, «SB – Беларусь Сегодня» перепечатала комментарий «политолога-американиста» Малека Дудакова программе Соловьёв Live.
«Мы наблюдаем очередной раскол на Западе на фоне этих драматичных событий с началом военных действий на территории Израиля. Понятно, что раскол существовал все последние годы и никуда не девался. С одной стороны, есть правые партии…, которые традиционно поддерживают Израиль, а с другой стороны – левые, которые, наоборот, традиционно выступают в поддержку Палестины».
О том, что Дудаков представляет собой раскрученную с определённой целью фигуру «эксперта» мы писали ранее. Посему его комментарии, всегда однотипные в своей апокалиптичности в отношении США, должны восприниматься со скепсисом. То, что Дудаков назвал «расколом», во всём цивилизованном мире называется плюрализмом мнений.
Идея о неминуемом крахе была продолжена Дудаковым (а вместе с ним и «SB – Беларусь Сегодня») и на экономическом уровне:
«Есть высокие риски для администрации [президента США Джо] Байдена. Могут вырасти цены на топливо. Это будет означать практически гарантированное поражение демократов на выборах в следующем году»].

Шут с ним (с Дудаковым). Американист, как американист.
Так – Малек! Пусть и не малЁк, однако…
Меня всего лишь и задело это различие. На чуйку, имя МалЕк – арабское. И вряд ли к малькам да головастикам что-то имеет.
Но раз кольнуло, посмотрел. Поскрёб.

Малек (чеш. M;lek, нем. Malek, араб. ;;;;;) – имя собственное; распространено в виде фамилий и названий.

С чешским – понятно. Малец. Пацан.
С немецким и арабским…
Малёк-то у немцев Jungfisch. А что есть, если в русь, их Malek?!
Не «гологоловый» же гад Готфрида Бенна, зачем-то примкнутый мною к добрейшему головастику Аллы Л.!?

«Ассоциации»

Головастик, он – «гологолов».
Но не «гад»! «Помягче» даже ужика.
Лязг зубов. Набат колоколов.
Трепет тел, мятущихся от ужаса.
Это – мы: «цари-венцы-творцы…».
А у «них»… Хотя бы без претензии.
Вяжет разум жалкие концы.
Вязнет совесть в сумерках суспензии.
(15.07.2017)

Как-то – в латынь?! От немецкого…

[Молекула (новолат. molecula, уменьшительное от лат. moles – масса) – электрически нейтральная частица, образованная из двух или более связанных атомов]

Молекула… Нейтральная (ни плюс, ни минус – ни добро, ни зло). К Веретенникову – можно. Ещё не Волк, но только щеночек. Molek;l (если уже совсем «под немца»).
А зло?! По латыни (знает всякий) – malum.
Ну, это – к слову.
Веретенников ведь и в палачи не годится. Как «дядя Миша» определил.
А немецкое… Male – разы (к счёту). Mal – раз…
Шут его…
А арабское – неслабо! В смысле – заходит.

[Имя Малек имеет арабское происхождение и означает «владыка» или «король». В исламской культуре это имя ассоциируется с Аллахом, который также называется «Малик аль-Мулк» – Владыкой царства].

Но это – всё-таки слишком.
Зато на одном из сайтов (об именах) вылущивается такое

[Что значит имя Минг Малек Маарек? С давних пор людей интересует значение этого имени. Что будет если назвать ребёнка именем Минг Малек Маарек? Ведь каждому из нас при рождении дают имя, которое сопровождает нас всю жизнь. Да и после смерти принято указывать данные о человеке на мемориале. И то, что постоянно с нами, не может не отражаться на характере и поведении. Итак, вернёмся к тайне имени Минг Малек Маарек
Ученые, философы, астрологи – все они бились веками, пытаясь расшифровать мужские и женские имена. В наше время издано множество книг со значениями и тайнами имени Минг Малек Маарек, причем список постоянно пополняется, так как с годами появляются новые имена собственные, а старые уходят, забываются. К слову, в древние времена младенцам давали имена, которые даже было страшно произносить. Делалось это специально, чтобы отгонять злых духов. Позже на Руси детей называли двумя именами, одно произносили только в церкви и скрывали от всех. Считалось, что Минг Малек Маарек – это имя ангела-хранителя, который всю жизнь будет оберегать человека].

Чухня, конечно. Да ещё – в «комбинацию» (МММ).
Зато – забавно. Ангел-хранитель. Если Малёк-Веретенников – к дружку Волконогову, то – удачно.
Понятно, что авторы фильма ничего такого… Хотя…
В любом случае, такая «подвязка» куда симпатичнее, чем, например…

[Бывший нападающий Олег Веретенников заявил, что не станет поздравлять форварда «Зенита» Малкома, если бразильский футболист побьет его рекорд по голам за сезон в РПЛ.
«Забьет и забьет. Лично Малкома не поздравлю, я его даже не знаю и телефона у меня его нет. У него хорошие шансы, стабильно играет. Рекорды рано или поздно обновляются, я не переживаю по этому поводу. Поздравлю ли я Семака? Мы хорошо общаемся, но не друзья. Возможно, как-то поздравлю», – цитирует Веретенникова Legalbet.
В текущем сезоне (1922-1923) чемпионата России Малком принял участие в 25 матчах, в которых отметился 22 голами. До рекорда Веретенникова ему остается забить 3 мяча].

Как некогда большой любитель футбола (во всех его измерениях), Веретенникова и Семака я знаю достаточно. Малкома – несколько меньше.
Верю легендарному волгоградцу (не волоколамцу!) – Олегу – что с Малкомом (не Мальком) он не знаком. И общего у них мало. А с Сергеем Богдановичем (Семаком) вполне пересекался. Но и Семак – совсем не Малёк (и не МАлЕк).
И к нашему фильму все они – никаким боком. Ну, разве, чуть именами.

11.10.2023


Рецензии