Мейерхольд

Всеволод Эмильевич Мейерхольд - российский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог.
   Отец Мейерхольда, был немец, и не только по национальности, он был подданным Германии, Эмиль Мейерхольд, владелец винного завода. И сам Карл Теодор Казимир Мейерхольд только в 21 год стал Всеволодом, приняв православие, он взял имя своего любимого русского писателя, Всеволода Гаршина. Он учился в филармоническом училище Владимира Ивановича Немировича-Данченко, он был первым исполнителем Треплева в знаменитой Чеховской «Чайке» на сцене МХАТа, его очень любил Станиславский.
    Мейерхольд очень рано женился, на Ольге Михайловне Мунт, очень интеллигентной женщине. Сестра её, Екатерина Михайловна была актрисой Художественного театра, да и сама Ольга Михайловна работала библиотекарем в Художественном театре. Она прожила с ним четверть века и родила ему троих детей, трех дочерей. Отношения у него с детьми были очень сложными, он очень любил Марию (Марусю). Она умерла в 29 году. Татьяна не принимала Зинаиду Николаевну, Ирина относилась к этому спокойно. Ирина Всеволодовна вышла впоследствии замуж за замечательного артиста Александринки, известного по всей стране, Меркурьева.
   Когда Мейерхольд ушёл из МХАТа, он уехал в Херсон, создал свою труппу, потом оказался в Петербурге, возглавил театр Комиссаржевской, которая была им увлечена как человеком и восхищалась его огромным талантом. Потом он со скандалом ушел из театра Комиссаржевской и работал в Александринке. В 1917 году в Александринке была премьера Лермонтовского «Маскарада», считают, что это гениальное создание Мейерхольда, и видимо последнее великое театральное произведение дореволюционной эпохи.
    Мейерхольд с радостью принял революцию и в 1918 году вступил в РКП(б).
Поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» Маяковского (1918 год), ставит «Зори» Верхарна. В марте 1918 года в кафе «Красный петух», открытом в бывшем Пассаже Сан-Галли, поставил пьесу Блока «Незнакомка».
   В 1920 году начал активно вводить в театр программу «Театральный Октябрь». Вводит на Курсах мастерства сценических постановок преподавание биомеханики как теории движений, и в 1921 году использует этот термин для занятий сцендвижением.  И он не хотел ничего знать о расстрелах, арестах и ссылках, он отбрасывал это. Он ходил в кепке набекрень и носил такую красноармейскую солдатскую шинель. Его выразительное лицо выражало бунт и согласие с необходимостью переворота.
    Осенью 1921 года он встретился с Зинаидой Райх. Она была тогда студенткой Высших режиссёрских мастерских в Москве, где училась вместе с С. М. Эйзенштейном и С. И. Юткевичем. Мейерхольд руководил этой мастерской. Когда он увидел Зинаиду Райх (я писал о ней, см. http://stihi.ru/2024/01/06/7262), он влюбился сразу (об этом есть несколько свидетельств). В 1922 году они поженились, Зинаида Райх была ещё студенткой курсов. Он был безумно влюблён в Зинаиду Райх, которая была моложе его на 20 лет (ему было 47, ей - 27). 
   А Мейерхольд бросил свою жену и трех дочерей, и начал новую жизнь. Целью было – сделать из Зинаиды Райх театральную звезду, и это была трудная, некоторые считали, невыполнимая задача. Многие, в том числе друг Есенина Мариенгоф, считали, что Райх абсолютно бездарна. Так же думала критика, так считали и артисты театра Мейерхольда. Виктор Шкловский назвал свою рецензию на мейерхольдовского "Ревизора" "Пятнадцать порций городничихи" ("Городничиху" играла Райх). Мейерхольд печатно окрестил Шкловского фашистом. Так вели дискуссии в 1926 году: слово "фашист", впрочем, еще не наполнилось сегодняшним содержанием. Из-за Райх Театр имени Мейерхольда оставили и Эраст Гарин, и Бабанова (Бабанову Мейерхольд вытурил), и она стала его первой актрисой. А со временем и хорошей актрисой: любовь и режиссерский гений Мастера совершили чудо. Но это имеет отношение к истории театра, а не к малой, частной истории, шедшей своим чередом. Она была ему нужна, занятно, что после интеллигентнейшей Ольги Михайловны ему как спутница в новой революционной эпохе нужна была Зинаида Райх. Он реально верил в будущее советской власти, и ему была нужна женщина новой формации. И этой женщиной оказалась Райх. Мейерхольд усыновил Татьяну и Константина, детей Райх и Есенина, их фамилия теперь была Есенины-Мейерхольд. Он их очень любил, потому что это были дети Зинаиды Николаевны. Вскоре и родители Зинаиды переехали из Орла к дочери в Москву.
   Зинаида Райх дебютировала 19 января 1924 года на сцене Театра имени Мейерхольда в роли Аксюши в спектакле «Лес» по пьесе А. Н. Островского. Райх была одной из самых известных московских актрис, в 1930-е годы она стала ведущей актрисой театра Мейерхольда (за тринадцать лет работы в ГОСТиМе она сыграла немногим более десяти ролей). Мейерхольд, искренне любя супругу, делал всё, чтобы она стала театральной звездой. Огромный успех постановки театра имели в Грузии (1928 год), и особенно в Германии. В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в эстетстве. Зинаида Райх написала письмо Сталину, заявив, что он не разбирается в искусстве (возможно, это было одной из причин дальнейших действий Сталина, во всяком случае так сказал следователь, занимавшийся реабилитацией Мейерхольда, его внучке Марии Валентей в 1956 году).
    Когда Сергей Есенин (о Есенине и его отношениях с Райх см. http://stihi.ru/2024/03/09/4281 и http://stihi.ru/2024/03/09/4381) вернулся из Америки и расстался с Айседорой Дункан, он напишет:

«Но ты детей по свету растерял,
Свою жену легко отдал другому,
И без семьи, без дружбы, без причал
Ты с головой ушел в кабацкий омут…»

Но он жил в душе Зинаиды Райх. В 1924 году, когда он вернулся в Москву, он пьяный иногда приходил в квартиру Мейерхольдов, стучал, ему выносили детей, он смотрел на них и уходил. А потом они начали снова встречаться, в квартире Зинаиды Гейман, близкой подруги Райх. Но Гейман не сказала Райх, что Мейерхольду все известно, что однажды вечером он сказал ей: «Я знаю, что Вы помогаете Зинаиде встречаться с Есениным. Прошу, прекратите это: если они снова сойдутся, то она будет несчастна...». Но вообще-то, судить точно тут невозможно, поскольку Сергей Есенин познакомился Зинаидой (Зельдой) Гейман после революции в редакции левоэсеровской газеты «Знамя труда», где она работала техническим секретарём. Её лучшей подругой была секретарь газеты «Дело народа» Зинаида Райх. Гейман была замужем за поэтом, активистом имажинизма, членом левоэсеровского ЦК Вениамином Левиным, Райх и Есенин часто бывали у них в гостях. Зинаида Гейман хорошо разбиралась в литературной жизни и была великолепным собеседником. После переезда в Москву их встречи продолжились. Сергей Есенин, между прочим, записал в альбом Зинаиде Гейман свое стихотворение «Даль подернулась туманом…».
     Пережить смерть Сергея Есенина Зинаида Райх не могла, когда ночью позвонили и сообщила, что Есенина больше нет, она начала страшно кричать, казалось, что к ней вернулось безумие. Вместе с Мейерхольдом она уехала на похороны, на похоронах собрались все его женщины. Анна Изряднова, его первая гражданская жена, которая родила ему сына Юрия, который прожил недолго, его в 37-м году арестовали, и он погиб. Айсидоры Дункан не было, но была Софья Толстая, Надежда Вольпина (которая тоже родила ему сына), собрались все, кто любили Есенина, была и Галина Бениславская, застрелившая себя на могиле Есенина в 1926 году, и которую Есенин не любил. На похоронах Зинаида Райх была почти без памяти, она кричала: «Куда ты ушёл, моя сказка?» А Мейерхольд шептал ей: «Зиночка, успокойся, ты же обещала, ты же обещала.»  Она и похоронена рядом с Есениным, там же стоит и памятник Мейерхольду, на Ваганьковском кладбище. Его тела конечно нет, а памятник есть, но об этом более подробно ниже.
   8 января 1938 году ГОСТиМ был закрыт, а вскоре арестован Мейерхольд. Вне этого театра артистическая деятельность Зинаиды Райх прервалась. Константин Станиславский, в то время больной, был директором оперного театра (ныне - Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). Он пригласил Мейерхольда возглавить свою труппу. Станиславский умер в августе 1938 года, защищать Мейерхольда больше было некому. Страна была в страхе. Мейерхольд руководил его театром почти год, пока его не арестовали в Ленинграде 20 июня 1939 года. Причины были ясны, Сталин ничего не забывал и не прощал. Так что это был конец. В 1923 году Мейерхольд поставил в своём театре «Земля дыбом», спектакль был посвящён пятилетию создания Красной Армии. Причём Мейерхольд торжественно посвятил своё творение "Первому Красноармейцу РСФСР Льву Троцкому". В 1923 году такое посвящение никого не удивляло, а в 30-е страшно было о таком подумать. Расплата последовала в 1939 году.
      Мейерхольд был арестован в Ленинграде, его посадили в спецвагон, и под усиленным конвоем отправили в Москву. В постановлении на арест, подписанном Берией, говорилось: «...изобличается как троцкист и подозрителен по шпионажу в пользу японской разведки». Одновременно вместе с арестом в его квартире в Москве был произведён обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД. После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. В январе 1940 года Мейерхольд писал Молотову:
«…Меня здесь били - больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…
    В ночь с 14 на 15 июля 1939 года Зинаида Райх была зверски убита неизвестными, проникшими ночью в её московскую квартиру в Брюсовском (ныне Брюсовом) переулке. Актриса скончалась по дороге в больницу. Это случилось спустя 24 дня после ареста Мейерхольда. Райх похоронена на 17-м участке Ваганьковского кладбища в Москве (позже в этой же могиле был похоронен ее сын Константин Есенин). В 1987 году стало известно место захоронения Мейерхольда - «Общая могила № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930 г. - 1942 г. включ.» на кладбище московского крематория у Донского монастыря. (По решению Политбюро от 17 января 1940 года № II 11/208, подписанному лично Сталиным, было расстреляно 346 человек. Их тела были кремированы, и прах, ссыпанный в общую могилу, смешан с прахом других убитых).
   Несколько фактов о Мейерхольде и его театре:
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (при рождении Карл Казимир Теодор Майерхольд; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold, впоследствии Мейерхольд-Райх; 28 января 1874, Пенза - 2 февраля 1940, Москва) - советский театральный режиссёр, актёр и педагог.
     Карл Казимир Теодор Мейерхольд был восьмым ребёнком в лютеранской семье винозаводчика Эмилия Фёдоровича Мейерхольда (ум. 1892) из рода Мейерхольд фон Риттерхольм, и его жены, балтийской немки Альвины Даниловны (урождённой Неезе).
В 1895 году окончил Пензенскую 2-ю мужскую гимназию (здание гимназии по ул. Володарского, 5 сохранилось, сейчас в памятнике истории и культуры федерального значения располагается управление образования Пензы).
    Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМ) создали в Москве в 1920. Первоначальное название - Театр РСФСР-I, с 1922 - Театр Актёра и Театр ГИТИСа, с 1923 -  Театр им. Мейерхольда (ТиМ); в 1926 театру присвоили статус государственного.
Параллельно Мейерхольд руководит Театром Революции (1922—1924).
     В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом. Михаил Чехов встречался с Мейерхольдом в Берлине, вспоминал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, об его страшном конце, если он вернётся в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так (точных слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? - он ответил: из честности».
В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Зинаида Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда, его обвиняли в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо, где упрекнула его, что он не разбирается в искусстве.
8 января 1938 года театр закрыли. Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра имени Вс. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года.
    В мае 1938 года Константин Станиславский предложил безработному Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им оперном театре. После смерти Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой «Риголетто».
20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде. Одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД. Вскоре (15 июля) она была убита неустановленными лицами.
     После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. В январе 1940 года Мейерхольд писал Молотову:
«…Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…»
    Предписание В. В. Ульриха о расстреле осуждённых. В списке Я. О. Боярский, М. Е. Кольцов, В. Э. Мейерхольд и другие.
Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года. Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение.
    Внучка Мейерхольда Мария Валентей в 1956 году добилась его политической реабилитации. Но не зная тогда, как и когда погиб её дед, установила на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник. Ей, актрисе и возлюбленной жене, и ему. На памятнике выгравирован портрет Мейерхольда и надпись: „Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду и Зинаиде Николаевне Райх“».
     В 1987 году ей стало известно и подлинное место захоронения Мейерхольда: «Общая могила № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930—1942» на Новом Донском кладбище. По решению Политбюро от 17 января 1940 года № II 11/208, подписанному лично Сталиным, тогда расстреляли 346 человек. Их тела кремировали, и прах, ссыпанный в общую могилу, смешан с прахом других убитых.
     В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.
О Марии Валентей (Мария Алексеевна Воробьёва-Мейерхольд) (1924—2003). Она была учителем русского языка и литературы. Благодаря настойчивости Марии Алексеевны была создана комиссия по творческому наследию В. Э. Мейерхольда, изданы его сочинения и воспоминания. С её помощью открылся первый музей Мейерхольда на его родине— в Пензе. В 1991 году она добилась того, чтобы музеем стала и его московская квартира В. Э. Мейерхольда в доме № 12 по Брюсову переулку. С этого времени Мария Алексеевна работала там заведующей.
Как мне жаль, что различные упыри пытают и убивают гениев.
Кому интересно, посмотрите передачу Виталия Вулфа (п. 1 в приложениях)
Приложения:
1. Мой серебряный шар
https://www.youtube.com/watch?v=P3xYxq5EDGQ
2. Культура
https://www.youtube.com/watch?v=9Xvm4DgNJaM

Фото: Юрий Анненков. Портрет Мейерхольда

1.8.2024


Рецензии