О первых началах

Какие умы  за столетья когда-то!
Рискнёт кто читать-
не рехнувшись,
однако...
......................

"Дамаский Диадох

О первых началах"

СПБ 2000 7 1071стр.

Апории,
относящиеся к первым началам,
и их разрешение
издание подготовили
Л.Ю. ЛУКОМСКИЙ И Р.В. СВЕТЛОВ

перевод с древнегреческого и указатель
Л.Ю. ЛУКОМСКОГО

Раздел I: НЕИЗРЕЧЕННОЕ И ЕДИНОЕ
I НЕИЗРЕЧЕННОЕ: АПОРЕТИЧЕСКОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ПЕРВОНАЧАЛА
1. Формулировка апорий, относящихся к началу всего
2. Формы всего и потребность в наличии первоначала
3. Необходимость в первоначале и его неизреченность
4. Невыразимое и выразимое единое
5. Непознаваемость неизреченного
6. Неизреченное не является предметом мнения
7. Наше собственное неведение, относящееся к неизреченному
8. Полное отвержение возможности умозрительного постижения неизреченного
9. Три вопроса и ответа
II СПОСОБЫ ВОСХОЖДЕНИЯ К ПЕРВОНАЧАЛУ
1. Восхождение на основании критерия независимости
1.1. Качественно определенное тело
1.2. Природа и растительная жизнь
1.3. Неразумная душа
1.4. Разумная душа
1.5. Ум
1.6. Единое сущее
1.7. Единое
1.8. Неизреченное
2. Восхождение по цепочке зависящего от лучшего. Проблема самодвижности и неподвижности
2.1. Качественно определенное тело
2.2. Природа
2.3. Растительная жизнь
2.4. Жизнь, связанная с ощущением, и феноменальное самодвижное
2.4.1. Проблема самодвижности неразумного
2.4.2. Три гипотезы
2.4.3. Предлагаемое решение
2.4.4. Два вида движения
2.4.5. Степени самодвижности
2.5. Подлинно самодвижно лишь разумное
2.6. Неподвижная причина
2.7. Восхождение от ума к подлинному объединенному
2.8. Восхождение от подлинного объединенного к единому
2.9. Восхождение от единого к неизреченному
3. Восхождение на основании критерия совершенства
3.1. Восхождение от самодвижного к неподвижному и к объединенному
3.2. Восхождение от объединенного к единому
3.3. Восхождение от единого к неизреченному
III АПОРЕТИЧЕСКОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ЕДИНОГО
1. Познаваемо ли единое?
2. Доводы в пользу познаваемости единого
2.1. Аналогия и апофатика как методы постижения единого
2.2. Единичное знание
2.3. Соединение в единичном знании многих знаний
2.4. Определенное единое
2.5. Всеединое
3. Доводы в пользу непознаваемости единого
3.1. Всеединое
3.2. Определенное единое
3.3. Аналогия и апофатика
3.4. Соединение в единичном знании многих знаний
4. Еще один подход к непознаваемости единого
4.1. Простое единое
4.2. Всеединое
4.3. Единство не есть познавательное обращение
4.4. Невозможность выхода за свои пределы и возвращения для единого
4.5. Единое не может быть разделено
5. Заключение: умозрительным путем единое непостижимо
6. Разрешение апории, касающейся происхождения от единого сущих предметов
6.1. Первый пример: Солнце
6.2. Второй пример: материя и эйдос
6.3. Возможность обращения к единому
6.4. Сведение делимого к неделимому, а раздельного знания — к единичному
6.5. Пробуждение в человеческой душе следа единого при его постижении
6.6. Приближение к единому в единении с ним
6.7. Единое таинственно благодаря неизреченному
7. Апоретический статус единого
7.1. Переход от познаваемости единого к непознаваемости
7.2. Родовая мука ума, связанная с единым
8. Три вопроса, относящихся к бытию единого всем
8.1. Ответ на третий вопрос
8.2. Ответ на второй вопрос
8.3. Ответ на первый вопрос
9. Неопределенное и определенное единое
IV ЭМАНАЦИЯ ЕДИНОГО
1. Участвует ли в эманации какая-либо часть единого?
2. Доводы в пользу эманации
3. Доводы против эманации
4. Гипотеза относительно общего участия в едином
5. Разбор утверждения о том, что единое является причиной разделения. Разделяющая причина
6. Апория, касающаяся отделения причинствующего для раздельности от единого
7. Эманация единого как полная неопределенность
8. Неопределенность эманации и причинствование единого
9. Апория, связанная со взаимной определенностью единого и всего
10. Сила единого
11. Определенные предметы и единое
12. Единичная эманация, порождение и сопричастность
13. Безучастное единое и его производные
14. Заключение: неопределенность единого
Раздел II: ПЕРВАЯ УМОПОСТИГАЕМАЯ ТРИАДА И ОБЪЕДИНЕННОЕ
I ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ПЕРВОНАЧАЛА И ПЕРВОЙ УМОПОСТИГАЕМОЙ ТРИАДЫ
1. Тезисы Ямвлиха, Прокла и Порфирия
2. Аргументация в пользу мнения Ямвлиха
2.1. Первый аргумент
2.2. Второй аргумент
2.3. Третий аргумент
2.4. Четвертый аргумент
3. Анализ предшествующих аргументов
3.1. Критика четвертого аргумента
3.2. Критика третьего аргумента
3.3. Критика первого аргумента
3.4. Критика второго аргумента
4. Дамаский высказывает собственное отношение к мнению Ямвлиха
5. Формулировка собственного подхода Дамаския, соответствующего представлениям Сириана и Прокла
5.1. Триада и единое начало
5.2, Противопоставление первоначал
5.3. Противоречие и анализ
6. Символический статус первоначала
II ОБЪЕДИНЕННОЕ КАК СМЕШАННОЕ
1. Постановка проблемы и формулировка обсуждаемых вопросов
2. Статус объединенного
3. Природа стихий смешанного
4. Гипотезы относительно причин смешения
5. Смешанное в представлении Платона, пифагорейцев и самого Дамаския
III ОБЪЕДИНЕННОЕ КАК СУЩЕЕ
1. Объединенное и общепринятые представления о сущем
2. Как следует воспринимать объединенное?
3. Эманация объединенного в качестве сущего
4. Объединенное и халдейские триады
5. Определение сущего
6. Опровержения и уточнения
7. Соотношение объединенного и единого сущего
8. Устройство объединенного
IV ОБЪЕДИНЕННОЕ КАК УМОПОСТИГАЕМОЕ
1. Проблема познаваемости объединенного
1.1. Познаваемо ли объединенное?
1.2. Аргументы против познаваемости объединенного@
1.3. Аргументы в пользу познаваемости единого
1.4. Обсуждение аргументов против познаваемости объединенного
2. Моменты эманации: пребывание, выход за свои пределы, возвращение
2.1. Проблема разделения объединенного
2.2. Апории, относящиеся к выходу за свои пределы
2.3. Апории, связанные с возвращением
2.4. Проблема соотношения пребывания, выхода за свои пределы и возвращения
2.5. Эманация и умопостигаемые объекты
2.6. Десять вопросов по поводу эманации умопостигаемого
2.7. Ответ на десятый вопрос
2.8. Ответ на девятый вопрос
2.9. Ответ на восьмой вопрос
2.10. Ответ на седьмой вопрос
2.11. Ответ на шестой вопрос
2.12. Ответ на пятый вопрос
2.13. Ответ на четвертый вопрос
2.14. Ответ на третий вопрос
2.15. Ответ на второй вопрос
2.16. Ответ на первый вопрос
3. Умопостигаемое и множественное
3.1. Стихии, части и виды
3.2. Простота стихий
3.3. Части и виды в качестве стихий
3.4. Соотношение стихий и состоящего из них
3.5. Эманация стихий, частей и видов
3.6. Многое как таковое и единое
Раздел III: ЭМАНАЦИЯ
I АПОРЕТИЧЕСКОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ ЭМАНАЦИИ
1. Первая апория: эманирует ли объединенное в самом себе или за пределы самого себя?
1.1. Внутренняя эманация
1.2. Внешняя эманация
2. Вторая апория: единовидная и неединовидная эманация
3. Третья апория: эманация оказывается одновременно и единовидной, и неединовидной
4. Четвертая апория: три случая невозможности эманации
5. Пятая апория: эманация эйдоса в материю
6. Шестая апория: разделенное не может эманировать вместе с объединенным
7. Седьмая апория: объединенное не может быть причиной разделения
8. Разрешение седьмой апории
9. Разрешение шестой апории
10. Разрешение пятой апории
11. Разрешение четвертой апории
12. Разрешение третьей апории
12.1. Предварительные замечания по поводу данной апории
12.2. Расчленение апории
12.3. Философское истолкование апории
12.4. Наличное бытие и предшествующая причина
12.5. Зевсова последовательность
12.6. Выводы
13. Разрешение второй апории
14. Разрешение первой апории первым способом
14.1. Закон эманации множества
14.2. Множество умов
14.3. Множество жизней
14.4. Множество сущностей
14.5. Проблема внешнего множества умопостигаемого
14.6. Эманация всего за пределы объединенного
14.7. Неразличимость и троичность в применении к объединенному
15. Разрешение первой апории вторым способом
15.1. Являются ли внешние множества сияниями или сущностями?
15.2. Общие определения, относящиеся к сияниям
15.3. Применение изложенных определений к душам
15.4. Распространение приведенных определений на неподвижное в виде объединенного и единого
16. Разрешение первой апории третий способом
16.1. Теория движимого иным, самодвижного и неподвижного
16.2. Феноменальное и подлинное самодвижное
16.3. Феноменальное и подлинное неподвижное
16.4. Множественность независимого ума
16.5. Умы, выступающие в качестве предмета сопричастности
16.6. Принцип сопричастности
16.7. Переход к безучастному уму
16.8. Переход на основании принципа аналогии к жизни, сущности и объединенному
16.9. Эманация единого
16.10. Переход к правильному рассмотрению эманации объединенного
16.11. Триадическое деление объединенного
16.12. Очищение наших собственных представлений об объединенном
16.13. Простое многое в умопостигаемом
16.14. Умопостигаемое как изначальная единичность всего
16.15. Безучастное множество и противоположность единого и сущности
16.16. Простая сущность и простое единое
II РАССМОТРЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ТЕОЛОГИЙ
1. Халдейская триадическая теология
1.1. Интерпретация Прокла
1.2. Первая интерпретация Дамаския
1.3. Вторая интерпретация Дамаския
1.4. Пять апорий, вытекающих из этой интерпретации
1.5. Разрешение пятой, апории
1.5.1. «Подлинная сущность» и чистое умопостигаемое
1.5.2. Нерасторжимое, разделяющееся и разделенное
1.5.3. Простая жизнь и простой ум
1.5.4. Соотнесение с единым сущим
1.5.5. Имеет ли смысл говорить о простой ипостаси?
1.6. Разрешение четвертой, апории
1.6.1. Применение понятия числа к умопостигаемому
1.6.2. Триада не есть ни одно, ни три
1.6.3. Единое триады
1.7. Разрешение третьей, и второй апорий
1.8. Разрешение первой апории
1.8.1. Тройственность единого, многого и простого объединенного
1.8.2. Необходимость и недостаточность словесного выражения в применении к первым началам
1.8.3. Представление о девяти триадических чинах
1.8.4. Свертывание триады в единое
1.9. Триадические свойства и три начала
1.9.1. Аналогия со структурой
1.9.2. Тождество наличного бытия и сущности
1.9.3. Различие наличного бытия и сущности
1.9.4. Заключение относительно начал и чинов
2. Теологии эллинов
2.1. Орфические «Эпические песни»
2.2. Орфическая теология в изложении Гиеронима и Гелланика
2.3. Теологии Орфея, Гомера, Гесиода, Акусилая, Эпименида и Ферекида Сиросского в изложении Евдема
3. Восточные теологии
3.1. Теологии вавилонян, магов и сидонцев в изложении Евдема
3.2. Теология египтян в изложении Асклепиада и Гераиска
III СОПРИЧАСТНОСТЬ
1. Введение
2. Определение понятия «сопричастность»
3. Аргументы против существования сопричастности
4. Аргументы в пользу существования сопричастности0


Рецензии