Она тоже Герой войны

Она тоже Герой войны.

Посвящено легендарной советской грузовой
Машине «ГАЗ – АА», той  легендарной - «полуторке».

Первая часть.

История автомобиля,
В нашей стране немыслима
Без Горьковского всё ж завода,
Автомобильного - ГАЗа.

Как все привыкли называть тот.
Отсчёт же выпуска машин,
Пошёл с того автозавода,
В 1932 – м году.

(Когда с главного конвейера сошла героиня 
Этого рассказа, легендарная «полуторка», «ГАЗ – АА»)

Двадцатые, к концу, уж годы,
Двадцатого столетия,
Страна уже восстановилась,
От той «Гражданской», там, войны.

Индустриальный бум начнётся,
Строят заводы новые…
Для экономики растущей
Много нужно было машин.

А на тех гужевых повозках,
Уж было невозможно там,
Въезжать в эру уже прогресса
Технического нового.

Автомобилей не хватало
Катастрофически уже.
Кроме там небольшого парка,
«АМО» - там не было своих.

(Автомобилей собственного производства,
Отечественных грузовиков. Ещё ж были
Зарубежные машины, но их большое разнообразие
Создавали трудности с ремонтом и оборудованием)

Надёжный требовался очень,
Недорогой, и главное –
Массовый грузовик в то время,
Производства собственного.

Советские специалисты,
В то время не имели всё ж,
Достаточного опыта там,
В создании таких машин.

И руководство страны нашей,
В той обстановке приняло,
Правильное всё же решенье:
Просить помощь за рубежом.

Сотрудничать решили с фирмой,
Тогда с американской «Форд»,
Каждый второй автомобиль был,
Этой фирмы на всей земле.

(За надёжность, простоту, высокий технический уровень)

И с радостью Генри Форд сразу ж
Откликнулся на просьбу ту,
На предложение Советской
Республики, СССР.

Кроме лицензий к производству,
У нас легковушки «Ford А»,
Также грузовика «Ford AA»,
Помогать обязались нам.

(Помогать советским коллегам налаживать
поточное производство, и даже соглашались
обучать русских инженеров на СВОИХ заводах)

Нам оставалось выбрать место,
Где нам построить тот завод –
Автогигант. Немало было
Предложено под него мест.

(Ярославль, Москва, Ленинград и другие)
Но правительственная комиссия выбрала –
Нижний Новгород)

Здесь важный путь транспортировки,
Водные и лесные же,
Индустриальные ресурсы –
Заводы по железу там.

(Металлообрабатывающие, которые должны были
стать смежниками будущего производства. И были
все рядом)

1929 год

Строительства, ждать окончанья,
Завода, всё ж не стали там,
Уже в конце этого года
Ближайший привлекли завод.

(Канавинский «Гудок Октября». В 10 км, от Н. Новгорода)

Монтировать линию стали,
Чтоб делать те грузовики,
«Форд АА» из уже готовых,
Узлов и агрегатов там.

Из США уже те поступали,
Через Мурманск морским путём.
1 февраля 1930 года,
Вышло 10 грузовиков!

(С импровизированного конвейера. А к исходу следующего
Года, там начали сборку ТЯЖЁЛЫХ ТРЁХОСНЫХ
Грузовиков «Форд»)

Вторая часть.

Но тем не менее же стройка,
Налаживание того
Главного уже производства,
В Нижнем Новгороде уж шла.

1932 год

Вовсю стройка уже кипела.
К этому года там уже,
Освоено уж производство,
Важных узлов машины той.

(Блока цилиндров, коленчатого вала, а штамповочный
Цех начал производство рам)

Но как всегда при производстве,
Чего – то не хватало там:
Отсутствие листовой стали,
Для элементов кузовных.

Грузовики первые вышли,
С ворот завода этого,
С кабинами там – из ФАНЕРЫ,
Выход из положения.

29 января 1932 года

Под звук торжественного марша,
И громкие крики: «ура!»,
Первый «НАЗ – АА» там вышел,
С автозавода нового!
(НАЗ -  Нижегородский автозавод им. В. М. Молотова)

Но к октябрю этого года,
Нижний Новгород уже стал,
Городом Горьким… И завод же,
Тоже сменил имя своё.

Стал гордо носить своё имя –
«ГАЗ» - тот новый автозавод,
Горьковский! Очень знаменитый,
Автомобиль «Волга» его.

В то время «ГАЗ - АА» являлся,
Автомобилем ко всему,
Конструкцией там ПРОГРЕССИВНОЙ,

Основой рама в ней служила,
Лонжеронная мощная.
А на ней кузов и кабина,
А под капотом двигатель.

(Рядный 4- х цилиндровый рабочим объёмом 3,3литра,
И развивающий - 42 л. с.)

А главным качеством хорошим,
Того мотора, было то,
Что потреблять он мог на деле,
Бензин дешёвый (А – 52).

(Низкооктановый)

Отсутствовал в моторе этом –
Представьте же – БЕНЗОНАСОС.
Выше карбюратора бак был,
Бензин шёл самотёком там.

(В качестве трансмиссии – сухое однодисковое
Сцепление и 4 –х ступенчатая коробка передач)
Подвески – по зависимой схеме. Тормоза - с механическим
Приводом – которым невозможно было пользоваться,
Из – за  малой эффективности. Чтоб остановить машину
Последовательно переключали «вниз»: 3-2 -1)

А своё прозвище машина -
«ПОЛУТОРКА» получит там,
Из – за грузоподъёмности же -
Что 1,5 тонн в ней была.

(При собственной массе -1800 кг)

Несмотря на кажущуюся
Простоту, утилитарность
Конструкции – она была там,
Современна технически.

(Для того времени)

Третья часть.

Машина всё же повторяла,
Прародителя своего,
«Форда АА». Но инженеры,
Наши – усовершенствуют.

(Перед массовым выпуском грузовика из – за дорог
наших – усилили КАРТЕР СЦЕПЛЕНИЯ и
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ, а также установили
ВОЗДУШНЫЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР)

Кроме выпуска её в Горьком,
Сборку вели ещё ж на «КИМ»
«АЗЛК» будущий это,
Также в Ростове - на – Дону.

(Уже скоро машины Горьковского автозавода
Составляли 70% от общей численности авто –
Парка нашей страны)

Из – за  простоты той машины,
ШАССИ  ГАЗ - АА стало там,
Основой также для созданий
Специальных других машин.

(В 1932 году 16 – местный автобус ГАЗ – 03 – 30, а через три года
Вышел трёхосный грузовик ГАЗ – ААА. Накануне войны
Вышла полугусеничная «полуторка» ГАЗ – 60, и также
Газобаллонным ГАЗ – 44 и самосвалом ГАЗ – 410, и др.)

Появилась даже газогенераторная модификация,
Где топливом являлась ОКИСЬ УГЛЕРОДА СО – угарный газ,
Который получался от неполного сгорания древесины
В расположенном за кабиной газовом генераторе)

1938 год

Модернизации подверглась,
Также «донор – полуторка»
50 лошадиных сил уж станет,
Форсированный двигатель.

Крепление рессор изменят,
Также рулевой механизм.
Под маркой ГАЗ – ММ выпуск шёл
В Горьком, в Ростове – на – Дону.

Но наибольшую всё ж славу,
И уважение потом,
«Полуторка» уже получит,
В Отечественной той войне.

На ГАЗ –АА, основу парка,
Что был тогда там до войны,
Ноша легла уж основная,
По снабжению наших войск.

Также обеспеченью тыла,
Тыловых предприятий всех.
В кузове ГАЗ – АА вмещалось,
16 человек тогда.

(И можно было перевезти полковую пушку с расчётом
И боекомплектом. Пригодилась простота конструкции –
Вместо металлических кабин ставили фанерные, а иногда
И с брезентовым верхом. А штампованные крылья
Заменялись сварными г – образными конструкциями.

Порой машина та служила,
Платформой, чтоб установить,
Зенитную пушку, иль также.
Под счетверённый пулемёт.

И за военные те годы,
Выпущен был ГАЗ – 55.
То санитарная машина,
Также штабной автомобиль.

(ГАЗ - 05 -193)

После войны страна входила,
Вновь в русло мирной жизни там,
И началось там производство,
Более современных уж.

(ГАЗ – 51 и ГАЗ – 63)

Очень себя там проявила,
Машина при блокаде той
Города Ленинграда. Она,
Ходила через Ладогу.

(По «Дороге жизни «через Ладожское озеро)

Последний полуторатонный ГАЗ –  ММ вышел
С конвейера Горьковского автозавода  10октября 1949 года.


Рецензии