Она тоже Герой войны
Посвящено легендарной советской грузовой
Машине «ГАЗ – АА», той легендарной - «полуторке».
Первая часть.
История автомобиля,
В нашей стране немыслима
Без Горьковского всё ж завода,
Автомобильного - ГАЗа.
Как все привыкли называть тот.
Отсчёт же выпуска машин,
Пошёл с того автозавода,
В 1932 – м году.
(Когда с главного конвейера сошла героиня
Этого рассказа, легендарная «полуторка», «ГАЗ – АА»)
Двадцатые, к концу, уж годы,
Двадцатого столетия,
Страна уже восстановилась,
От той «Гражданской», там, войны.
Индустриальный бум начнётся,
Строят заводы новые…
Для экономики растущей
Много нужно было машин.
А на тех гужевых повозках,
Уж было невозможно там,
Въезжать в эру уже прогресса
Технического нового.
Автомобилей не хватало
Катастрофически уже.
Кроме там небольшого парка,
«АМО» - там не было своих.
(Автомобилей собственного производства,
Отечественных грузовиков. Ещё ж были
Зарубежные машины, но их большое разнообразие
Создавали трудности с ремонтом и оборудованием)
Надёжный требовался очень,
Недорогой, и главное –
Массовый грузовик в то время,
Производства собственного.
Советские специалисты,
В то время не имели всё ж,
Достаточного опыта там,
В создании таких машин.
И руководство страны нашей,
В той обстановке приняло,
Правильное всё же решенье:
Просить помощь за рубежом.
Сотрудничать решили с фирмой,
Тогда с американской «Форд»,
Каждый второй автомобиль был,
Этой фирмы на всей земле.
(За надёжность, простоту, высокий технический уровень)
И с радостью Генри Форд сразу ж
Откликнулся на просьбу ту,
На предложение Советской
Республики, СССР.
Кроме лицензий к производству,
У нас легковушки «Ford А»,
Также грузовика «Ford AA»,
Помогать обязались нам.
(Помогать советским коллегам налаживать
поточное производство, и даже соглашались
обучать русских инженеров на СВОИХ заводах)
Нам оставалось выбрать место,
Где нам построить тот завод –
Автогигант. Немало было
Предложено под него мест.
(Ярославль, Москва, Ленинград и другие)
Но правительственная комиссия выбрала –
Нижний Новгород)
Здесь важный путь транспортировки,
Водные и лесные же,
Индустриальные ресурсы –
Заводы по железу там.
(Металлообрабатывающие, которые должны были
стать смежниками будущего производства. И были
все рядом)
1929 год
Строительства, ждать окончанья,
Завода, всё ж не стали там,
Уже в конце этого года
Ближайший привлекли завод.
(Канавинский «Гудок Октября». В 10 км, от Н. Новгорода)
Монтировать линию стали,
Чтоб делать те грузовики,
«Форд АА» из уже готовых,
Узлов и агрегатов там.
Из США уже те поступали,
Через Мурманск морским путём.
1 февраля 1930 года,
Вышло 10 грузовиков!
(С импровизированного конвейера. А к исходу следующего
Года, там начали сборку ТЯЖЁЛЫХ ТРЁХОСНЫХ
Грузовиков «Форд»)
Вторая часть.
Но тем не менее же стройка,
Налаживание того
Главного уже производства,
В Нижнем Новгороде уж шла.
1932 год
Вовсю стройка уже кипела.
К этому года там уже,
Освоено уж производство,
Важных узлов машины той.
(Блока цилиндров, коленчатого вала, а штамповочный
Цех начал производство рам)
Но как всегда при производстве,
Чего – то не хватало там:
Отсутствие листовой стали,
Для элементов кузовных.
Грузовики первые вышли,
С ворот завода этого,
С кабинами там – из ФАНЕРЫ,
Выход из положения.
29 января 1932 года
Под звук торжественного марша,
И громкие крики: «ура!»,
Первый «НАЗ – АА» там вышел,
С автозавода нового!
(НАЗ - Нижегородский автозавод им. В. М. Молотова)
Но к октябрю этого года,
Нижний Новгород уже стал,
Городом Горьким… И завод же,
Тоже сменил имя своё.
Стал гордо носить своё имя –
«ГАЗ» - тот новый автозавод,
Горьковский! Очень знаменитый,
Автомобиль «Волга» его.
В то время «ГАЗ - АА» являлся,
Автомобилем ко всему,
Конструкцией там ПРОГРЕССИВНОЙ,
Основой рама в ней служила,
Лонжеронная мощная.
А на ней кузов и кабина,
А под капотом двигатель.
(Рядный 4- х цилиндровый рабочим объёмом 3,3литра,
И развивающий - 42 л. с.)
А главным качеством хорошим,
Того мотора, было то,
Что потреблять он мог на деле,
Бензин дешёвый (А – 52).
(Низкооктановый)
Отсутствовал в моторе этом –
Представьте же – БЕНЗОНАСОС.
Выше карбюратора бак был,
Бензин шёл самотёком там.
(В качестве трансмиссии – сухое однодисковое
Сцепление и 4 –х ступенчатая коробка передач)
Подвески – по зависимой схеме. Тормоза - с механическим
Приводом – которым невозможно было пользоваться,
Из – за малой эффективности. Чтоб остановить машину
Последовательно переключали «вниз»: 3-2 -1)
А своё прозвище машина -
«ПОЛУТОРКА» получит там,
Из – за грузоподъёмности же -
Что 1,5 тонн в ней была.
(При собственной массе -1800 кг)
Несмотря на кажущуюся
Простоту, утилитарность
Конструкции – она была там,
Современна технически.
(Для того времени)
Третья часть.
Машина всё же повторяла,
Прародителя своего,
«Форда АА». Но инженеры,
Наши – усовершенствуют.
(Перед массовым выпуском грузовика из – за дорог
наших – усилили КАРТЕР СЦЕПЛЕНИЯ и
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ, а также установили
ВОЗДУШНЫЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР)
Кроме выпуска её в Горьком,
Сборку вели ещё ж на «КИМ»
«АЗЛК» будущий это,
Также в Ростове - на – Дону.
(Уже скоро машины Горьковского автозавода
Составляли 70% от общей численности авто –
Парка нашей страны)
Из – за простоты той машины,
ШАССИ ГАЗ - АА стало там,
Основой также для созданий
Специальных других машин.
(В 1932 году 16 – местный автобус ГАЗ – 03 – 30, а через три года
Вышел трёхосный грузовик ГАЗ – ААА. Накануне войны
Вышла полугусеничная «полуторка» ГАЗ – 60, и также
Газобаллонным ГАЗ – 44 и самосвалом ГАЗ – 410, и др.)
Появилась даже газогенераторная модификация,
Где топливом являлась ОКИСЬ УГЛЕРОДА СО – угарный газ,
Который получался от неполного сгорания древесины
В расположенном за кабиной газовом генераторе)
1938 год
Модернизации подверглась,
Также «донор – полуторка»
50 лошадиных сил уж станет,
Форсированный двигатель.
Крепление рессор изменят,
Также рулевой механизм.
Под маркой ГАЗ – ММ выпуск шёл
В Горьком, в Ростове – на – Дону.
Но наибольшую всё ж славу,
И уважение потом,
«Полуторка» уже получит,
В Отечественной той войне.
На ГАЗ –АА, основу парка,
Что был тогда там до войны,
Ноша легла уж основная,
По снабжению наших войск.
Также обеспеченью тыла,
Тыловых предприятий всех.
В кузове ГАЗ – АА вмещалось,
16 человек тогда.
(И можно было перевезти полковую пушку с расчётом
И боекомплектом. Пригодилась простота конструкции –
Вместо металлических кабин ставили фанерные, а иногда
И с брезентовым верхом. А штампованные крылья
Заменялись сварными г – образными конструкциями.
Порой машина та служила,
Платформой, чтоб установить,
Зенитную пушку, иль также.
Под счетверённый пулемёт.
И за военные те годы,
Выпущен был ГАЗ – 55.
То санитарная машина,
Также штабной автомобиль.
(ГАЗ - 05 -193)
После войны страна входила,
Вновь в русло мирной жизни там,
И началось там производство,
Более современных уж.
(ГАЗ – 51 и ГАЗ – 63)
Очень себя там проявила,
Машина при блокаде той
Города Ленинграда. Она,
Ходила через Ладогу.
(По «Дороге жизни «через Ладожское озеро)
Последний полуторатонный ГАЗ – ММ вышел
С конвейера Горьковского автозавода 10октября 1949 года.
Свидетельство о публикации №124080101057