Нагорная проповедь
«Нагорная проповедь» (Матфея 5:1-7:29; Луки 6:12-41)
В ней Господь Иисус Христос высказал всю суть Своего учения. Самое основное это «Заповеди блаженства», но кроме них есть еще много других поучений. Нагорная проповедь начинается Заповедями блаженства, а кончается «Притчей о благоразумном строителе» (Матфея 7:24-27) которая нас учит на каком основании нужно строить нашу жизнь. По сути это инструкция правильной жизни.
Глава V
1-2
Настало утро, и к подножию горы
Народ все продолжал неторопливо течь.
Иисус, увидев то, все медлил до поры
И, наконец, на холм взойдя, он начал речь
3
Блаженны духом нищие
И царство обретут.
Близки они Всевышнему
За их духовный труд.
4
Блаженны слезы льющие
От горечи и бед,
Лишь праведно живущие
Узреют Божий Свет.
5
Блаженны дщери кроткие
В ком замысел Творца,
Кто дни свои короткие
На суд отдал Отца.
По праву неземное
В наследство им дано,
Ведь волею одною
В них все совершенно.
6
Блаженны жаждущие правды
Их голод пищей не унять
Как за руном шли аргонавты
Пустились истину искать
Для них источник явлен чистый,
Способный жажду утолить,
Как дар за долгий путь тернистый
Дано им вечности испить.
7
Блажен, кто милостив к другим
И отворяет дверь стучащим
Помилован он будет Им
И царство Божие обрящет.
8.
Блаженны чистые сердца
В ком мысли светлые текут
Дано таким узреть Отца,
Без страха приняв Его суд.
9
Блаженны те, кто мир творят
Их миротворцами зовут
Лишь у кого сердца горят
Его сынами нарекут.
10
Блаженны, падшие за правду
Изгнанники слепой толпы
Они приемники по праву
Небес и царства красоты
11-12
Блаженны, вы, избравшие
Тернистый путь Христа,
Чужими миру ставшие
И жертвами креста.
Во след вам лишь проклятия
Хула и клевета.
И все ваши приятели
Несчастья и беда.
Вас также как пророков
Встречали у крыльца.
Вы часть простых уроков
Небесного Отца.
За все ваши потери
Воздастся, говорю.
Вы за меня терпели,
Вам царствие дарю.
13
Вы соль земли, но если изменитесь,
То потеряете всю суть свою.
К сердцам людей, как к пище прикоснитесь
И души пресные слезу еще прольют.
14-15
Вы град, стоящий на горе
Любому отовсюду виден,
Зачем кроту свеча в норе
Вы мира свет, что зрячий видит
16
Так будьте светом маяка,
Для терпящих в миру крушенье,
Надежда он для моряка:
Чрез вас же Бог дает спасенье.
17
Пришел не отменить закон
И не отринуть я пророков,
Но чтобы был исполнен он,
Лишившись всех своих пороков.
18
Покуда не прейдет земля
И небо вечное над нею
На йоту смысл не умоля,
Что в каждой букве был посеян,
Закона вечного черта
Свершится в нужное ей время
19
Но кто нарушит хоть одну
Из заповедей сих малейших
И поведет людей ко дну,
Тот в Царстве будет наименьшим.
Кто сотворит и всех научит
В Небесном Царстве станет лучшим.
20
Пусть ваша праведность не станет лицемерьем
Не будьте вы, как книжники и фарисеи
Не путайте вы веру с суеверьем
Путь правильный делами лишь засеян.
Коль не пройдете дальше ритуалов
Вам и на Небе место будет мало.
21-22
Вы слышали, что сказано бесстрастно:
«Не убивай, не то будешь судим».
А я вам говорю, что гнев напрасный
На брата своего недопустим.
23-24
И если вдруг к молитве преступая,
Вы вспомните вину свою пред братом,
То все оставьте, и к нему тотчас ступая,
Там примиритесь с ним, и будет рад Он.
Тогда молитву смело начинайте:
Услышит вас Господь и станет рядом.
25-26
Стремись с соперником скорей мириться,
Пока ты на пути с ним, поспеши,
Чем дольше гнев сей будет длиться,
Тем хуже для больной твоей души.
Обида эта словно яд для сердца,
Для зла любого – настежь дверце.
27-28
Прелюбодействие конечно грех,
Но вожделение предшествует ему,
На женщину смотрящий для утех,
Уже нарушил в мыслях все табу.
Поэтому скажу вам без прикрас:
Преступны даже помыслы измены,
Виновен лишь задумавший украсть,
И вором назовется непременно.
29
Но если соблазняет тебя глаз,
То вырви и отбрось его подальше,
Тем самым ты бы душу свою спас,
И разум оградил от мелкой фальши.
30
Коли рука твоя тебя ввергает в ад
Отрежь ее и сохрани начальство,
Ты сбережешь тогда духовный град,
Хоть и лишишься малой его части.
31
Вы слышали, что сказано:
«Кто хочет развестись
Согласие пусть даст и уж не связан,
И может вновь устроить жизнь».
32
А я вам говорю, что без вины
Не могут развестись между собой
Прелюбодействие, как мужа, так жены
Одна причина, а не повод чей любой.
Когда ж развод проходит по другому,
То стороны все вводятся в соблазн
К прелюбодействию прийти такому:
Тому Отца не радуется глаз.
И без вины подобной, разведенным,
Вновь сочетаться уж никак нельзя,
Не будет брак тот вновь законным:
Прелюбодейства грех тогда уж не изъять.
33-37
Вы слышали, что сказано:
У клятвы нет дверей
Коль наследил ты фразою
Будь верен только ей.
И исполняй пред Богом
Все то, что обещал
Я ж говорю, залогом
Того, что ты вещал
Пусть будет только слово,
Что пред людьми ты дал.
И не клянитесь адом
Ни небом, ни землей
И не священным градом
Не собственной главой.
Ведь не клянутся тем,
Что вовсе не имеешь
Не миновать проблем
Отдать коль не сумеешь
И небо не твое,
Оно престол для Бога.
Земля, ведь суть ее –
Подножие чертога.
И град принадлежит
Великому царю,
А голову сложить
Не волен, говорю.
И даже цвет волос
Не в силах изменить,
Но так уж повелось,
Чужое всем сулить.
38-39
Вы слышали, что сказано:
«За око – око, зуб за зуб»
Я ж говорю: для разума
Гнев, что для гроба труп.
Зло порождает только зло,
Поэтому послушайте совета:
Обиженному крупно повезло
Так проявить добро ответом.
И если бьют вас по щеке,
То не жалейте и другую.
Ваш гнев, что муть в чистой реке,
А месть питает волю злую.
40-42
И кто судиться станет за рубашку
Отдай ему и верхнюю одежду,
Когда душа у человека на распашку,
Важней не потерять ему надежду.
Просящему чего, всегда подай
И от желавшего занять не прячься,
И принуждения совсем не избегай,
За подневольный труд вдвойне воздастся.
43-47
Вам говорили: ближнего люби
И ненавидь врагов своих заклятых,
А я скажу: достоин враг любви,
Благословенны шлющие проклятья.
За обижающих вас и за гонящих
Молитесь словно за родных.
Для Бога нет совсем пропащих,
Восходит солнце и для злых.
И как на праведных дождь льется,
Так и неправедным дается.
Так будьте Божьими сынами
Не за любовь в ответ любите,
Заслуга в том пред небесами
Мала, как мытарь не живите.
И что особенного в том,
Чтобы приветствовать братьев,
Пустив знакомых только в дом,
Язычников не таковы ль понятья?
Так будьте совершены как Отец
И не жалейте жар своих сердец.
Глава VI
1-4
Не совершайте благо напоказ
Подав кому, о том кричать не надо
И благодарности не требуйте тотчас:
За тайное, ждет явная награда.
Когда ж творите милостыню вы
Не будьте словно лицемеры в синагогах
И не трубите на весь мир, как вы добры
Пускай дела ваши останутся пред Богом.
И пусть не знает левая рука
О благе, сотворенном правой,
А кто награды ждет, наверняка
Хлеб подаянья превратит в отраву.
5-13
Молитву же творите только в вере
И не молитесь всуе и прилюдно в храмах,
А в комнату войдя, и затворив все двери,
Свершите в тайне, и без фимиама.
Не говорите лишнего в молитве
Не многословием она ценна
Из сердца слов идет пролитье
И прежде, чем она донесена
Творец уж знает, в чем ваша нужда.
Молитесь так: Отец наш и небесный
Пусть Твое имя будет свято навсегда.
Да будет царствие Твое чудесным
И на земле как и на небе власть Твоя.
Дай хлеб насущный нам в сей день
И наши до;лги все оставь, не утоя,
Как мы оставили иным, разрушив плен.
Не допусти поддаться искушенью,
И нас избавь от дьявольских сетей,
Ведь нет на свете царства совершенней,
Чем создал Ты, для грешных нас людей.
14-15
Коль будете прощать грехи людей,
То грех и вам простит Отец Небесный,
Но обличая всех вместо судей
Ответ получите от Господа не лестный.
16-18
Когда ж поститесь, то не будьте так унылы,
Чтоб показать свой пост для всех наглядно.
Помазав голову свою, умойся с мылом,
И в тайне пред Отцом предстань нарядным
Господь же видя тайное, воздаст тебе и явно,
А рвенье напоказ и лживо и тщеславно.
19-21
Не собирайте вы сокровища земные,
Где моль и ржа их могут погубить,
Где воры украдут и расхитят родные
И на пути вашем ограбить, иль убить.
Но собирайте все сокровища на небе,
Где моль и ржа их не коснется,
Где нет воров, и дух убийцы не был
И капли слез за них там не прольется.
И где сокровищ ваших тайная обитель,
Там ваше сердце вечный злата зритель
22-23
Глаза, как зеркало души
И коль они чисты, светла сама.
Когда же света лишены,
То и внутри сплошная тьма
И если свет тебе как тьма,
То какова ее тюрьма?
24
Двум господам никто служить не может,
Коль одного будет любить
Другого власть низложит.
И если пред одним усердье лить
Ни капли не достанется другому.
Нельзя и с Богом говорить
И наполнять мамону.
25.
И говорю вам, не заботьтесь для души
О том, что есть и пить вкуснее.
Для тела своего одежду не ищи
И разве тело и душа вам не важнее,
Чем красота одежд и изобилье яств?
И потеряв их, кто обратно даст?
26-34.
Взгляните же на птиц, что в небесах летают
Они не сеют и не жнут и не хранят в амбарах.
Отец Небесный из любви дает им пищу даром,
А человек не лучше ль птиц и голод испытает?
И для своей одежды ваш бесцелен труд
На лилии взгляните полевые,
На то, как рост дают, не трудятся, не ткут,
Но одеваются в цвета любые.
И даже Соломон во славе всей
Наряда лучше не имел среди людей.
И если траву полевую, что сегодня есть,
А завтра поглотит как пищу печь,
Так одевает Бог, то не окажет честь
Такую ж вам, чтоб вашу жизнь сберечь?
И кто из вас, так о себе радея,
Прибавить может рост хотя бы в локоть.
Итак, не думайте, лишь на себя надеясь,
Что вам одеть и есть и пить, в том нету прока
Поскольку и язычники того же ищут.
Отец Небесный знает, в чем ваша нужда.
Ищите царствие небесное и духом будьте нищи,
А остальное все приложится тогда.
Итак, не думайте о том, что будет завтра
И не смущайте душу так заботою о том.
Грядущий день лишь будущим оправдан,
Ведь каждый миг хлопот приносит в дом.
Глава VII
1-5.
И не судите, и не будете судимы.
Каким судом осудите кого,
Таким и сами будете казнимы.
И если видишь сук в глазу у брата твоего,
А в собственном бревна не замечаешь
И скажешь брату: дай я выну сук,
То может не с того ты начинаешь?
Иль лицемер ты и к грехам своим так глух?
Вынь прежде то бревно из собственного глаза,
Тогда и брата сук ты сможешь вынуть сразу.
6.
Не раздавали б псам святыни
И жемчуг свой бы свиньям не бросали,
Чтоб те ногами их своими
Его бесстыдно не попрали.
И злобой новой, что впитали
В отместку вас не растерзали.
7-8.
Просите и дано вам точно будет
Ищите и найдете все всегда
Стучите – отворят вам в холод буден
Всяк получает то, в чем есть нужда
9-11.
И если человек средь вас такой,
Который сыну вместо хлеба камень даст,
И вместо рыбы угостит змеей,
И даже зол кто, то детей так не предаст.
И если детям вы даете настоящим,
Не даст ли и Отец Небесный всем просящим.
12.
И как хотите вы, чтоб люди с вами поступали,
Так поступайте вы подобно с ними.
Чтоб боль чужую, как свою вы принимали,
Тогда и вашу, кто-нибудь воспримет.
13-14.
Всегда входите тесными вратами
К погибели ведут широкие врата.
Порой усыпан легкий путь цветами
И устремляются столь многие туда.
Лишь потому, что узок путь к спасенью,
Он не манит людей с духовной ленью.
15-20.
И берегитесь лжепророков, что приходят
В овечьих шкурах, а внутри суть волки злые.
Их по делам всегда, как по плодам находят,
Не собирают винограда гроздья наливные
С терновника или с репейника смоквы;.
Так древо доброе приносит спелые плоды,
Худое ж дерево родит плоды плохие,
Срубают их и подлежат огню такие.
Итак, узнаете лжецов по их плодам,
А также и меня, когда приду Я сам.
21-23.
Не всякий говорящий Мне: «Господь мой!»
Войдет спокойно в Царствие Небесное,
Ведь для Отца слова, что звук пустой,
Лишь волю, исполняющим Его, там место.
В тот день Мне скажут многие тогда:
А не Твоим ли именем мы изгоняли бесов?
И чудеса творили разве сами мы всегда?
Не совершали все, в Твоих же интересах?
И объявлю в тот час всем повсеместно:
«Я никогда не знал вас, отойдите,
Мне все про вас уже давно известно,
За беззаконие – суда лишь ждите.
24-27.
И всякого, кто слушает слова мои и исполняет их
Я уподоблю мужу мудрому, что строит дом на камне
Он праведник уже среди живых
И оттого стократ дороже стал мне.
Пошли дожди, из русла вышли реки
И ветер воды их погнал на дом,
Но устоял он, потому что крепок,
Ведь он поставлен был на камне том.
А всякий, кто слова мои услышал,
Но исполнять их вовсе не спешит
На безрассудного похож, кто к морю вышел
И из песка построить дом спешит.
И дождь пошел, и реки разлились, ветра подули
И налегли всей мощью на тот дом, и он упал,
И волны буйные все стены тотчас захлестнули,
И через миг уже совсем из глаз пропал.
28-29.
Когда Иисус окончил речь свою
Дивился весь народ его ученью,
Поскольку он учил их бытию,
Как власть имеющий, и Божьему веленью.
Свидетельство о публикации №124073105999