Программирование музыки в программе Пианола М

   Программа «Пианола_М» является развитием программы «Пианола». Главное её отличие состоит в том, что голоса музыкального произведения можно записывать, располагая их по отдельным слоям. Всего таких слоёв в программе восемь (с номерами 0-7).
   Для проверки возможности новой программы я взял то же самое музыкальное произведение – пьесу Октябрь П.И.Чайковского. Как оно озвучивалось в программе Пианола рассказывается тут https://youtu.be/ysmPJ-aTc40
   
   Озвучивание в новой программе имеет ряд существенных преимуществ. Первое, это то, что ноты одного голоса четырёх тактов свободно помещаются в строке, оставляя много места для знаков, могущих придать музыке выразительность. В этом плане место в строке экономить не надо.
  Второе преимущество, это простота – нет заморочек по разделению музыки на голоса, которое в прежней программе обязательно нужно было уместить в строке целиком, и в результате получалось так, что даже два такта в строке помещались с трудом.
  Третье преимущество – лёгкость отладки, совмещение звуков по голосам и проверка правильности совмещения делается теми же средствами (знак ! выводит информацию о состоянии буфера накопления), но делается гораздо проще.
   И наконец, число строк с записью музыки в новой программе меньше. Осенняя Песнь в старой программе занимала 57 строк, в новой – только 23, правда с записью в три слоя. Умножая 23 на 3 получаем 69, и становится понятным, что строки в новой программе заполнены менее плотно. Потому и возможностей по части достижения выразительности у многослойной программы «Пианола_М» оказывается побольше.

   Интересно сравнить результат, то есть фактическое звучание звуковых записей одного и того же музыкального произведения, сделанных разными способами. Вот это https://disk.yandex.ru/d/5HWAg0V-33LWiw достаточно старая запись, она была сделана в связке двух программ – «Пианолы» и «Трио». Но в Трио и звук фортепьяно в то время был похуже, да и в отношении удобств она нехороша тем, что получаемый результат удаётся прослушивать не сразу, а у программ «Пианола» и «Пианола_М» таких проблем нет – исправили строку, и тут же слушаем, хотим – её одну, а хотим и в связке с предыдущей строкой, и это очень удобно.
   Вот ещё одна запись той же пьесы в программе «Пианола», но по другому сценарию развития звука https://disk.yandex.ru/d/j5wv-NZNumdU8Q для этого звука характерна звонкость на верхних октавах в сочетании с укороченным и скромным звучанием аккордов нижних октав. Переключение сценариев делается указаниями o1 и o0 в нотной строке.

   Результат работы «Пианолы» по штатному сценарию вы можете услышать по предыдущей ссылке на Ютуб, а результат работы «Пианолы_М», с другим звуком (не штатный звук, который мы слышим при отладке, а специфично фортепьянный, создаваемый по специальному сценарию) это исполнение можно прослушать тут https://disk.yandex.ru/d/7EgiTBe1NybhJQ
Или вот клип, в котором тоже можно прослушать это её исполнение https://youtu.be/aXAa0e8Q0Xo

   Звуки отдельных инструментов в программах «Пианола» и «Пианола_М» можно создать, назначив для них музыкантов, или, если инструмент для разных голосов один, то можно указать этот инструмент в верхнем углу окна, на месте рисунка с иконкой. На иллюстрации можно видеть, что выбран инструмент «piano», исполняется музыка первой строки, записанная в три слоя (номер верхнего слоя 2), и исполняется она в режиме совмещения слоёв – звуки, получаемые со слоёв 0,1 и 2 складываются между собой в буфере накопления. Буфер имеет большой размер (буква Б на жёлтой кнопке) – 1267200 семплов. Семплы в буфере следуют парами (звук для левого динамика и звук для правого), но в данном случае они одинаковы. Для получения стереофонического эффекта можно в начале строки для конкретного слоя ставить буквы I или J.

   Те ноты, которые вы видите на нотоносце иллюстрации, помещаются в следующих строках, с тремя слоями каждая –

1 {05420-1|@7H<5KM~<f7> +3e7>dG#A<d7>c<BB^F#7>Ged<+dc#^!   z z}
1 {15420-1|H3<5M<<F:A>+3G:+A>F:A ^\<A:d7:a:->g ^<c:d>B:dB:e:g<+A6:+e7:+g7!}
1  {25420-1|H3<5M<<\D:A:d>+3D:+A: +c#>D:A:d ^FF#G ^<\A:dB:d+A7:+e7!}
2  {05420-1|H4<9M>z^AB0c#dez <<a5.167>>zAB0c#dez<a7>d!}
2  {15420-1|H3<9M\^A:c#:e ^A:d:f ^A:c#:g ^A:c:f#!}
2  {25420-1|H3<9M<\GFED!}
3  {05420-1|H3M<9>zgfez(de)zdc#dz <f6.333>zed^c#c^B0B^A<F7>z(EF)zEz!}
3  {15420-1|M<9^>`<D:G ^D:F ^D:F ^C#>`<!}
3  {25420-1|M<9\\G>`<g:bG#g#:b0AaAg:a>`<!}

   В окне Пианолы пользователь видит только вторую часть этих строк, а их префиксы – левые части, отделённые от основной записи вертикальной чёрточкой, пользователю не видны, однако они задают параметры старта каждой строки – тональность, общий темп, длительность нот, начальную октаву и характер исполнения (стаккато, легато и проч.)
   Вы можете рассмотреть эти строки, и увидеть. что они полностью соответствуют нотам. Для записи нот используются общепринятые обозначения, двоеточия связывают ноты в аккорды, слежи указывают повышения и понижения звука на октаву, значки больше-меньше меняют вдвое длительности звучания нот, а эти же значки с цифрой после них регулируют темп исполнения. Знаки H указывают громкость, а знаки плюс локально и избирательно удлиняют звучание нот. Есть и другие средства, делающие исполнение музыкального произведения выразительным.

   Полный текст этого файла находится тут https://disk.yandex.ru/d/RJVdCLDOgX5pBA

   В заключение скажу, что когда люди знакомятся с этим проектом, то у них возникает два сакраментальных вопроса – зачем это надо? И зачем автор так старается, поскольку всё подобное уже давно сделано профессионалами и на высшем уровне.
   С первым соглашусь. Если речь идёт о живом звуке, то концертное исполнение, разумеется, лучше. Этого никто не отменял, и вряд ли кто с этим поспорит. Однако, когда речь идёт о записи, то простите меня, она давно уже исключительно компьютерная, и даже композиторы давно уже творят на синтезаторах, а о звуке в кино и говорить нечего. Там компьютер всемогущ.
   А насчёт того, что «всё уже сделано» - отнюдь. На сегодняшний момент в мире существует только две разновидности языка для текстовой записи музыки, это язык МИДИ протокола, и язык редактора LilyPond. Ни тот, ни другой не позволяют сделать музыкальную запись настолько выразительной, чтобы она могла бы соперничать с записью, сделанною от исполнения вживую. Кроме того, указанные языки, это языки «внутреннего пользования», их понимает компьютер и программисты, но для обычного пользователя они необычайно трудны, и поэтому пользователь работает с ними не непосредственно, а через оболочку, через нотоносец, или наблюдая горизонтальные полоски, изображающие звуки различных нот. И эти оболочки, в свою очередь, очень бедны на те средства выразительности, которые отличают живую концертную музыку. Только ритмичные стукатушки такими средствами хорошо получаются.

   Поэтому проблема создания выразительной музыки компьютерными методами как была, так и по прежнему остаётся весьма актуальной.
   Пианола_М обладает такими возможностями, её язык достаточно прост, понятен и хорошо развит. Он позволяет создавать звуковые записи музыкальных произведений любой сложности и, потенциально, на вполне достойном уровне. Всё зависит только от Вас. Как пианист, старательно потрудившись над разучиванием новой пьесы, исполняет её с артистическим блеском, так и Вы, создавая звуковую запись, сперва начерно, но постепенно шлифуя её, можете достичь прекрасных результатов. Этот труд вполне творческий, и, по себе скажу, он интересен, и он радует.

__________
31.07.2024

программу "Пианола_М" скачиваем здесь https://disk.yandex.ru/d/5v4Bd5b3et_u5g
работает в среде Виндос 7.


Рецензии