О цифровом лохотроне

    Комментарий профессора, доктора юрид. наук  В.Е. Лукьяненко
  Эссе о цифровом лохотроне для Евразес, СНГ и Таможенного Союза..

   Постоянно зондируют почву начсет цифровых рублей.(см.;  Законы 259 от 31. 07.2020, 45, 115 и другие).
           Вроде бы в законах все прописано правильно, но желательно, например: 1) опубликовать, в частности,  договоры между ЦБ, или его цифровым оператором и банками агентами для всеобщего сведения (пока все в тайне?) 2) посмотрим , какой субъект (ЦБ, его Оператор, или?) отвечает за ошибки или стирание кода владельца цифрового кода, который подразумевает владельца и сумму его денег на цифровом счете; 3) мне почему-то больше нравится , когда у меня две  формы рублей: а) наличные, под подушкой; б) безналичные на расчетном или бюджетном счете (по ним я знаю, что отвечать по всем нарушениям будет мой любимый банк, где у меня открыт вклад, депозит или зачислены бабки на банковских картах; 4) я смогу судебно-арбитражном порядке за все нарушения согласно ГК РФ взыскать с обслуживающего меня банка-нарушителя пени, убытки; а что такое цифровые рубли, с чем мне их "кушать", с маслом или икрой, об этом в ГК РФ всего только определение; а кто ответчик по претензиям, искам (это , видимо, написано в письмах и инструкциях ЦБ); 5) А Я предпочитаю работать с банками по письменным договорам и по детальным , правильным, недвусмысленным  законам, а не по письмам ЦБ, списанным с Лиссабонских или иных протоколов. Например, как быть, если скажем собственник карты или владелец счета в баке умер (от инсульта, ковида, сердечный приступ и т.п.).
             А наследники не знали, что у деда, есть миллионы на цифровом счете или коде(цифровые рублики?). Может быть такое , довольно часто, что дед карту потерял, запрятал в какой старый пиджак или шкафчик, книжку и т.п. (а внуки, по неписанному , но устоявшемуся обычаю, все "описянные" матрацы, диваны, одежду умерших родственников выкидывают на свалку ("ребятки"-не выкидывайте все вещи умерших родственников  без тщательной проверки); 6) вот все банки нашей Налоговой полиции (так называемый Росфинмониторингу) надо бы прошерстить; проверить сколько денег банки утаили от наследников; уверяю , что не одно уголовное дело можно возбудить; 7) Что взять с этих бывших экономистов, они, кроме волатильности и "перегретой экономики", для народа ничего путного, понятного, вразумительного, убедительного сказать не могут.
                8).Если раньше, например,  доллары, как то еще были обеспечены  золотом или товарами (а сейчас у США госдолг -триллионы, вместо золота) , то теперь, пожалуй,  МВФ надеется, что еще раз доверчивые граждане ЕВРАЗЭС, СНГ, Таможенного союза будут поставлять им нефть, металлы, газ, золото, а рассчитываться страны "золотого миллиарда", их баки, компании-покупатели будут нашими же цифровыми рублями?
          Хотя в 115 Законе есть и позитивные моменты, например, согласно 115 Закона: Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 22.07.2024) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" согласно
Статье 7.2.( Права и обязанности кредитных организаций и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств (введена Федеральным законом от 03.06.2009 N 121-ФЗ))...

          1. Кредитная организация, в которой открыт банковский счет плательщика, при осуществлении безналичных расчетов по поручению плательщика на всех этапах их проведения обязана обеспечить контроль за наличием, полноту, передачу в составе расчетных документов или иным способом, соответствие сведениям, имеющимся в распоряжении кредитной организации, а также хранение в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона следующей информации:

      1) о плательщике - физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся  частной практикой: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), номера банковского счета, идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания;

         2) о плательщике - юридическом лице: наименования, номера банковского счета, идентификационного номера налогоплательщика или кода иностранной организации.

               1.1. В случае, если банк, в котором открыт банковский счет получателя, либо банк, который обслуживает получателя при осуществлении в его пользу перевода денежных средств без открытия банковского счета, либо банк, который участвует в осуществлении перевода денежных средств, является иностранным банком, информация о плательщике - ... должна включать фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая) и адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, а информация о плательщике - юридическом лице должна включать его наименование и адрес места нахождения.(п. 1.1 введен Федеральным законом от 23.07.2010 N 176-ФЗ)

2. При отсутствии в расчетном или ином документе, содержащем поручение плательщика, или неполучении иным способом информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, кредитная организация, в которой открыт банковский счет плательщика, обязана отказать в выполнении поручения плательщика, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

         3. При осуществлении операций с денежными средствами, в том числе с использованием программно-технических средств, кредитные организации вправе в целях выполнения требований, установленных настоящей статьей, самостоятельно осуществлять заполнение расчетных документов плательщиков с использованием информации, полученной от плательщиков, в том числе при осуществлении процедуры идентификации.

4. Банк-корреспондент, участвующий в осуществлении безналичных расчетов, обязан обеспечить неизменность информации, содержащейся в полученном расчетном документе, и ее хранение в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона.

5. Кредитная организация, в которой открыт банковский счет получателя денежных средств, обязана иметь процедуры, необходимые для выявления поступающих расчетных документов, не содержащих информацию, указанную в пункте 1 настоящей статьи.

6. При отсутствии в поступившем расчетном документе информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, если у работников кредитной организации, в которой открыт банковский счет получателя денежных средств, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, такая кредитная организация обязана не позднее рабочего дня, следующего за днем признания данной операции подозрительной, направить в уполномоченный орган сведения о данной операции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

             7. Кредитная организация, обслуживающая плательщика, при осуществлении переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов и организация федеральной почтовой связи при осуществлении почтовых переводов денежных средств на всех этапах их проведения обязаны обеспечить контроль за наличием, полноту, передачу в составе расчетных документов, почтовых отправлениях или иным способом, соответствие сведениям, имеющимся в распоряжении кредитной организации или организации федеральной почтовой связи, а также хранение в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона следующей информации:

            1) о плательщике - физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся ...частной практикой: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), уникального присваиваемого номера операции (при его наличии), идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания;

              2) о плательщике - юридическом лице: наименования, уникального присваиваемого номера (кода, пароля) операции, идентификационного номера налогоплательщика или кода иностранной организации.

               8. При отсутствии в расчетном или ином документе или почтовом сообщении, содержащем поручение плательщика, информации, указанной в пункте 7 настоящей статьи, или неполучении ее иным способом кредитная организация или организация федеральной почтовой связи, обслуживающая плательщика, обязана отказать в выполнении поручения плательщика.

Профессор по банковскому праву, доктор юрид. наук, работник МВД СССР (1978-1990 гг) и прочая, прочая...
В.Е. Лукьяненко (Владимир Лукьяненко 54).
31.07.2024 г.


Рецензии