У пруда

По мотивам произведения Василия Яковлевича Ерошенко (1889 — 1952) «У пруда»

Монастырский колокол печально зазвонил.
С наступленьем сумерек монахи
На распев читали сутры, а один
К берегу пруда принёс остатки пищи,
                спрятав их в рубахе.
Карпы и сазаны ели крошки,
Брошенные им с любовью в пруд,
И слушали одновременно сутры.
Сразу видно, сутры чтут.
Солнце погружалось в море,
Словно то пурпурный был корабль.
В море золотое, вид прекрасный,
Вид прекрасный, показать бы!
Осенняя цикада, видя это,
Заплакала так жалобно, друзья,
Что было непонятно, что случилось?
Неужели горе? Ошибаюсь я?
Две бабочки, рождённые сегодня,
Серебряная и золотая,
Как и цикада, видели иное.
Позиция была у них иная.
«Не можем жить без солнца! – закричали, –
Такое разве можно допускать!
Без солнца станет холодно, замёрзнем,
И света разве можно всех лишать!
Заставить нужно солнце так не делать!
Нельзя добро творить и перестать!
Без света и тепла умрём!
Нельзя такое видеть и молчать!»
В траве сверчок жил старый, их услышав,
Он рассмеялся: «Что за ерунда?
Да будет завтра новое вам солнце,
А с ним рассеется и тьма!»
«Возможно, что и так, – они сказали, –
Но разве солнца этого не жаль?»
Сверчок: «Не жаль, так каждый день
Приходит и уходит, а у вас печаль!»
Они: «Но разве это мудро, уходить?
Не расточительство? Нет пользы, один вред!
Разумнее бы было оставаться,
И был всегда бы свет!»
Сверчок: «Бессмыслица! Зачем?
Напрасно тратите своё вы время!
Смиритесь с этим, я смирился,
И сбросите печали бремя!»
Но бабочки его не понимали.
«Пусть ты, сверчок, и опытнее нас,
Не можем мы смириться с тем,
Что солнце делает сейчас!»
Серебряной сказала золотая: «Возможно, бесполезно,
Всё ж у нас с тобою может получиться
Всё изменить!
Но нужно потрудиться!
Ты на восток лети, скажи светилу,
                чтоб раньше встало,
А я на запад, задержу его!
Да, дело непростое, понимаю,
Но кто другой решиться на него?
Неважно у кого получиться, кто преуспеет,
Ведь цель одна! Свет должен быть всегда!
Так действуя, мы с двух сторон
Достигнем цели, непременно, да!»
Лягушка их услышала одна.
«Кто говорит такую ерунду?
Я съем тебя, ищу как раз я пищу!
Дай время, я тебя найду!
Двух солнц ей захотелось!
Всех убить? Пруд высыхает и от одного!
А если кто решит, что нужно больше?
Четыре, шесть? Погибнет всё!
Коварный замысел! Найду и съем!»
Сверчок сказал ей: «Я тут ни при чём!
Не трожь меня! Ты бабочек ищи!
Я думаю, без солнца лучше заживём!»
Сказали бабочки всем досвидание
И полетели план осуществлять.
Одна на запад, а другая на восток.
«Нельзя нам время ценное терять!»

Монастырский колокол печально зазвонил.
Солнце погрузилось, как корабль в море.
Жалобно заплакали осенние цикады,
Сразу видно, что для них то горе.
На корнях большой сосны сидели
Три лягушки, квакали по делу.
Там была Управа, филин был главой –
Голова нужна не только телу!
Квакают: «Беда, беда, беда!
Поднимайтесь!» Филин им: «Не рано?»
Те: «Не рано, поздно, опоздали!
Скоро будет полное гуано!
Бунтари на голову свалились!»
Филин: «Пчёлы подняли мятеж?»
Те: «Не пчёлы, бабочки бунтарки,
Из-за них стал воздух так несвеж!»
Филин: «А чего хотят?
Не от скуки же они бунтуют?»
«Не от скуки! – квакают лягушки, –
План у них, вот-вот реализуют!
Цель их, чтобы солнце ночью вышло!
Этого хотят! Дневного света мало!»
Филин: «Отменить хотят Управу!
Этого нам только не хватало!
Что за план у бабочек бунтарок,
Как хотят добиться своего?»
Филину лягушки: «План простой,
Сложного в нём нету ничего!
Всё продумали, одна летит на запад
Позаботиться, чтоб солнце не зашло,
А другая на восток летит,
Чтоб пораньше вышло, всё!»
Филин изумился, план был прост.
«Всё продумали бунтарки, отловить!»
Мышь летучую позвал, всё объяснил,
Объяснил, как с ними поступить.
«Бунтарям нет места на земле,
А у пруда тем более! Убей!
Это ведь не трудно для тебя,
Ты же их сильнее и быстрей!»
Мышь филину: «Как их узнать?»
Тот: «Что они бунтарки мало?
Серебряная и золотая!
Чтоб изловить неужто больше надо?»
Добавили лягушки: «Крылья есть
У каждой по четыре, ноги и глаза!»
Мышь: «Что же вы их раньше не поймали?
С приметами такими ерунда!»
Вопросы филину не нравились такие,
Сказал сердито: «Отправляйся в путь!
И не одна, бунтарки разделились!
Чтоб из ловить, возьми кого-нибудь!»
Ловить бунтарок мыши не хотелось,
Но приказали, нужно их поймать.
Подругу позвала, другую мышь,
Приметы рассказала, как узнать.
«Ну, полетели, – говорит одна, –
А то, боюсь, бунтарок не найдём,
След потеряем и ищи-свищи!»
Другая: «Полетели днём!
Их будет много, двух поймаем,
И дело сделано! Кто станет разбирать!
Виновны, не виновны – всё равно!
Попался, значит, будешь отвечать!»
Договорились, полетели в горы.
«Днём дело сделаем, сейчас, кого найдёшь?
Поймаем двух похожих и убьём,
Они иль не они, не разберёшь!»

У моря дети малые гуляли
С учителем, их утром он привёл.
Там бабочка лежала на песке,
Класс золотую бабочку нашёл.
Класс: «Бабочка, наверно, утонула?»
Учитель: «Да, важнее почему!
Чем дальше в море, тем опасней,
Не страшно море только дураку!
А мудрые придумали мосты
И лодки, чтоб по морю плыть!
Не лезьте в море, если жить хотите,
Опасно даже близко подходить!»
Послушник, слыша, что он говорит,
Спросил: «Как плавать научиться?»
Учитель: «Безопасных мест полно,
Есть лодки, плаванье не пригодиться!»
«А если лодка вдруг перевернётся,
Что делать тем, кто плавать не умеет?»
Учитель отвечать ему не стал.
Понятно, что такой не уцелеет.
Вопрос был неудобный для него,
Поэтому решил не отвечать.
Сказал лишь классу: «Дети, нам пора!»
Послушник же остался там стоять.
Пришли постарше дети: «Утонула!»
Учитель их: «Не просто утонула!
Искала жизни лучшей,
Вот итог: самоубийца в море сиганула.
Довольными должны всегда мы быть
Своим достатком, родом, положеньем!
А кто пытается хоть что-то изменить,
Не пользуется в мире уваженьем!
Они кончают жизнь, как бабочка,
Не в силах что-то в жизни изменить.
Каков для нас урок?
Довольными должны мы быть!»
Послушник у учителя спросил:
«А если нечем быть довольным, что тогда?»
Учитель сделал вид, что не услышал,
Такой приём использовал всегда.
Сказал лишь детям: «Будьте всем довольны,
Добейтесь счастья для себя и для страны!
Образование же в этом вам поможет!
Нам граждане довольные нужны!»
Пришли студенты, тоже: «Утонула!»
Профессор им: «Инстинкт, он виноват,
Доверилась инстинкту, вот итог!
Да разве мог иной быть результат?
Кто море путает с ручьём, тот в нём утонет,
Доверившись инстинкту своему.
Кто доверяет опыту, тот мудр.
Политика студентам ни к чему!
Что может знать студент об этом мире?
Мир – это море, можно утонуть!
Стремление к свободе есть у всех,
То наш инстинкт, он может обмануть!»
Послушник у профессора спросил: «А как же опыт?
Где его нам взять?»
Профессор не ответил, улыбнулся.
А что он мог послушнику сказать?
Лишь отмахнулся, как от мухи, и ушёл,
А с ним и все студенты, что пришли.
Послушник же остался там стоять.
«Вопросы всех пугают так мои!»
Учителей, что приходили к морю
Отметили, был каждый награждён.
Послушника, напротив, невзлюбили,
Был к бунтарям причтён.

Две бабочки хотели мир спасти
От темноты, у них не получилось.
Вернуть хотели солнце, не вернули.
И солнце им бы вряд ли подчинилось.
Никто о них бунтарках не узнает,
Об их порыве, что их погубил.
Могли бы жить как все, не захотели.
И люди есть, кто тьму не возлюбил!


Рецензии