Две войны близорукого капрала
1870 год — оказался для Франции и Родена годом поражений и бесчисленных испытаний. В Европе разразилась война Франции и Пруссии за власть и влияние. Прекрасно вооруженная, обладающая численным перевесом, хорошо мотивированная немецкая армия наносила французским войскам одно поражение за другим. Как известно, в итоге война, начатая императором Франции Наполеоном III, закончилась поражением и крахом Франции, в результате чего Пруссия сумела преобразовать Северогерманский союз в единое Германское государство.
К 1870 году военная реформа в Пруссии была в основном завершена. Полностью отмобилизованная прусская армия могла собрать под свои знамена более 1 миллиона солдат. Французы со своей стороны могли противопоставить пруссакам армией, едва достигавшей 400 000 солдат. Причиной такого неравенства был разный способ формирования армий Пруссии и Франции. В то время как пруссаки полагались на всеобщую воинскую повинность — призывали каждого физически способного мужчину 20 лет в армию на 3 года, затем отпускали его в резерв еще на 4 года, а ландвер (национальную гвардию) на еще 5 лет. Французы предпочитали профессиональную военную службу по контракту со сроком службы 7 лет, не нанимая новых резервистов, набирая меньше людей, но удерживая их дольше установленного срока службы льготами за повторные зачисления. Половина личного состава французской армии к 1870 году уже прослужила на действительной службе от 7 до 21 года.
В декабре 1866 года был опубликован доклад французской военной комиссии, в котором отмечалось, что для сохранения главенствующей роли в Европе стране необходима 800 тысячная кадровая армия, в то время как фактически под ружьем находилось менее 400 тысяч солдат при 200 тысячах резервистов. Для реализации запланированной военной реформы требовалось ввести всеобщую воинскую повинность с шестилетним сроком военной службы в действующей армии и последующим трёхлетним пребыванием в рядах мобильной гвардии. Император поддерживал такие изменения, понимая все преимущества прусской системы и недостатки французской, но такой проект вызвал резкое недовольство почти всех слоёв населения — буржуа теряли бы привилегию выставлять вместо себя заместителей, а вся тяжесть воинской повинности легла бы на народные массы, которые по окончании службы не имели гарантий пенсий и трудоустройства. В итоге реформа по первоначальному проекту маршала Ньеля провалилась.
В 1870 году Огюсту Родену исполнилось 30 лет. В условиях тотальной мобилизации и нехватки личного состава в регулярной французской армии Роден был мобилизован в полк Национальной гвардии — род милиции французского народного ополчения, на которую по французскому закону 1868 года в военное время возлагалась обязанность обороны укреплённых мест, берегов и границ государства.
Родену было присвоено звание капрала, однако проведенная вскоре повторная медицинская комиссия обнаружила у Родена настолько слабое зрение, что он был демобилизован. Художник не обрадовался этому обстоятельству по двум причинам. Во-первых, Родену не был чужд дух настоящего патриотизма, а во-вторых, он оказался без средств к существованию: война для скульптора-декоратора — время безработицы и нищеты. Наступила необычайно суровая зима 1870-1871 годов, Париж был осажден неприятелем, население голодало. Роза Бере сумела устроиться на фабрику по пошиву военного обмундирования, а отец Родена, практически ослепнув, влачил жалкое существование на скромную пенсию бывшего государственного служащего.
Предприимчивый и знаменитый патрон Родена Каррье-Беллез перебрался подальше от тягот войны в относительно спокойную Бельгию, где получил заказ на декорирование здания брюссельской Товарной биржи, а Роден с замиранием сердца сообщил ему, что освобожден от службы в армии и находится в бедственном положении. И вот из бельгийской столицы пришло долгожданное спасительное письмо: Каррье-Беллез для выполнения порученного заказа нанимал бригаду скульпторов и приглашал Родена присоединиться к ним.
Расставание с семьей было тягостным, а сборы — недолгими. Роден, отправляясь в Бельгию на заработки (да и одним ртом в голодном Париже становилось меньше), предполагал вернуться через несколько недель, в крайнем случае — месяцев, но возвращение во Францию смогло состояться только через долгих восемь лет. Вместе с Роденом к Каррье-Беллезу отправился работать Ван Расбург, который впоследствии сыграет заметную роль в судьбе скульптора.
Столица Бельгии встретила Родена энергичным духом преображения, ведь на строительство Товарной биржи по проекту архитектора Леона Сьюса, задуманной в качестве символом процветания страны, были отпущены огромные средства. Однако жизнь Родена в Брюсселе была лишена приятной праздности и сводилась к бесконечному напряженному труду. Брюссель - дурная копия Парижа - пришелся Родену не по душе. Весь день он проводил в мастерской или на стройке, а по вечерам в своей комнате лепил статуэтки, которые затем подписывались патроном и успешно продавались. Роден стремился экономить на всём, скромно питался в кабачке на старой улице квартала Биржи, тратился только на самое необходимое, чтобы отправить хоть немного денег семье.
1 марта 1871 года германские войска вошли в Париж, а после получения известия о ратификации Национальным собранием Франции предварительного мирного договора 3 марта они были выведены из города. Окончательно мирный договор был подписан 10 мая во Франкфурте. Франция потеряла Эльзас и Лотарингию, а также обязалась выплатить контрибуцию в размере 5 млрд. франков. До выплаты контрибуции на территории Франции оставались немецкие войска, при этом расходы на их содержание также была обязана нести Франция.
Какова судьба Розы и сына? Что стало с родителями? Какие новые напасти обрушились на Париж? Такие вопросы ежедневно терзали Родена в Брюсселе. Удивительно точно описано состояние Парижа и парижан Ги де Мопассаном в сборнике «Новеллы о франко-прусской войне»: «Париж был в осаде, голодал и гибнул. Воробьев на крышах становилось все меньше, и желоба опустели. Ели что попало. «Пруссаки»! Они ни разу еще не встретили, но уже несколько месяцев ощущали их там, вокруг Парижа, — невидимых и всемогущих, разорявших Францию, грабивших, убивавших, моривших людей голодом.
А в Париже росло недовольство новым правительством, заключившим позорный мирный договор с Пруссией, причем население, добровольно вступившее в ряды Национальной гвардии, отказывалось сдавать оружие.
Диалог двух приятелей-французов на рыбалке, подслушанный Мопассаном:
— Надо быть дураками, чтобы так убивать друг друга!
— Подумать только, что так будет всегда, пока существуют правительства! Республика не объявила бы войны...
— При королях войну ведут с внешним врагом, а при республике война происходит внутри страны.
В марте 1871 года была провозглашена Парижская коммуна, но к концу мая правительственные войска жестоко расправились с коммунарами: в братоубийственной войне защитников Коммуны с правительственными войсками погибло около тридцати тысяч человек. Город не снабжался продуктами, население голодало, почтовая связь с Парижем прервана.
И в это тяжелое время Роден поссорился с патроном. Каждый вечер после работы он изготавливал небольшие статуэтки для Каррье-Беллеза, который бесстыдно подписывал своим именем модели, сделанные его руками; причем они были настолько искусной имитацией работ мэтра, что тот не вносил никаких, даже мелких поправок. Близорукий в жизни Роден не хотел оставаться близоруким в творчестве: проиграв войну вместе с Францией Роден не хотел проигрывать ее в творчестве, поступаясь собственным именем.
В литературе существует две версии описания конфликта между Роденом и Каррье-Беллезом. По одной у Родена возникла идея поставить на очередной изготовленной им статуэтке собственную подпись и предложить ее скупщику, за полцены (25 франков вместо 50). По другой версии, которая представляется наиболее вероятной, Роден напротив поставил на своей весьма оригинальной работе имя Каррье-Беллеза и продал ее литейщику, самостоятельно получив деньги за патрона.
Затем произошло то, чего в любом случае и следовало ожидать: литейщик проявил сомнение в соответствии представленной модели стилю Каррье-Беллеза и подлинности подписи, предупредив об этом Каррье-Беллеза, как своего постоянного и выгодного поставщика. Тот, разумеется пришел в ярость и немедленно уволил Родена.
К счастью для Родена после разгрома Коммуны в Париже устанавливается относительное спокойствие, а Каррье-Беллез решает вернуться к семье и многочисленным французским клиентам и поклонникам. Он разрывает контракт с бельгийскими работодателями и уезжает во Францию, оставляя завершение работ по декорированию биржи Ван Расбургу, который решает организовать собственное дело и предлагает Родену стать его партнером.
Скульпторы снимают мастерскую в Икселе и заключают контракт, по которому они работают совместно, но Ван Расбург подписывает своим именем работы, продаваемые в Бельгии, а Роден — отправляемые на продажу в Париж, доход от продаж компаньоны будут делить поровну. Теоретически это были партнерские условия, но Ван Расбург находил заказчиков на месте, а Роден, пребывая в Бельгии, с трудом мог найти покупателей в разоренной Франции. В итоге Роден, который успевал изготовить значительно больше работ, чем Ван Расбург, с горечью осознавал, что Ван Расбург зарабатывает себе имя в Бельгии на произведениях, автором которых является он сам.
Тем временем строительство биржи по проекту архитектора Леона-Пьера Сейса, начатое в 1869 году и ее декоративное оформление подходило к концу. Открытие биржи, состоявшееся 27 декабря 1873 года, было ознаменовано грандиозным балом, на котором присутствовали король Леопольд II с супругой Марией-Генриеттой. Фасад великолепного неоренессансного здания биржи украшен величественными коринфскими колоннами, а треугольный фронтон – прекрасными барельефами и скульптурами. По обеим сторонам парадной лестницы посетителей встречали статуи двух огромных львов, символизирующих взлеты и падения фондового рынка, являющихся бельгийским эквивалентом знаменитых «медведей и быков».
Сегодня трудно определить, какие именно работы этого периода принадлежат Родену: полагают, что он создал скульптурные группы на фасаде биржи — «Африку» и «Азию», кариатид и барельефы для интерьера здания. Позже Роден заявлял, что является также автором декоративных фигур во Дворце академий и кариатид на фасадах нескольких домов на бульваре Анспах, но все работы оказались подписанными именами его компаньонов.
Свидетельство о публикации №124073103756