Под чужим именем

Официальные источники и каталоги салонов утверждали, что Роден был «учеником Бари и Каррье-Беллеза».
Что касается Бари, то как мы увидели выше это утверждение не беспочвенно, но весьма относительно. На Родена это «безмолвное» обучение повлияло в той степени, в которой он выражал восхищение энергетикой скульптуры Бари, особой экспрессией изображения диких животных.
Роден познакомился с Альбером Эрнестом Каррье-Беллезом в том же 1864 году, когда повстречал Розу Бере. Каррье-Беллез — скульптор поразительной виртуозности и утонченности, при этом умело использующий свои способности для извлечения максимальной выгоды. Талантливый ученик Давида д’Анже, которому Оноре де Бальзак посвятил написанную в 1832 году повесть «Турский священник».
Влиянии Каррье-Беллеза на творчество Родене носит совсем другой, можно сказать уточненный характер. 
Каррье создает в классических традициях «Вакханку» — образ прекрасной женщины, удостоенный медали Парижского салона, ставший визитной карточкой скульптора, его путеводной звездой и бессрочным «пропуском» в аристократические круги Франции.  Ловкие и быстрые руки Каррье, которого критики назвали «нашим новым Клодионом» (Кдод Мишель), а главное предпринимательская жилка, помноженная на природную рассудительность, позволили ему успешно руководить своей мастерской на улице Тур д’Овернь. Он рано осознал, что производство скульптур в промышленном масштабе — его подлинное призвание. Наняв рабочих, которые копировали его работы, Каррье-Беллез стал крупным преуспевающим поставщиком статуэток, ваз, канделябров и настенных часов, пользующихся неизменным спросом в среде зажиточной буржуазии, стремившейся окружить себя роскошью. Каррье-Беллез принимает заказы на скульптуры самых разнообразных жанров: религиозные — например «Мессию» для церкви Сен-Венсан-де-Поль в Париже; на мифологические сюжеты — например «Юпитер и Геба», военные сцены — например «Смерть Дезе», скульптурные портреты знаменитых современников — от Жорж Санд и Ренана до Гортензии Шнейдер и Наполеона.
Внешний вид Каррье-Беллеза, жадно хватавшийся за любой заказ, полностью соответствовал выбранному образу аристократа: длинные, вьющиеся волосы, аккуратно зачесанные назад, широкополая фетровая шляпа, туфли с пряжками, черная накидка на серебряной застежке. Финансовое положение Родена стало стабильным, оплата труда — вполне приличной. Ему стали доверять создание наиболее изысканных декоративных мотивов и фигур на дверях богатых домов, барельефов для украшения лестниц в особняках, вызывавших восторги современников.
Чтобы жить поближе к мастерской Каррье-Беллеза, Роден сначала поселился в Клинянкуре, а затем на вершине холма Монмартр на улице Соль. Эта улица изображена на полотнах Сезанна, Ван Гога и Утрилло. Рядом располагалось «Кабаре убийц», где обычно собиралась богема. Десять лет спустя это кабаре станет знаменитым под вывеской «Шустрый кролик». Но Родену, конечно, было не до веселых вечеринок в кабаре — он работал по 12 часов в день, почти не пил и никогда не курил.
Пять лет с 1864 по 1870 год молодой Роден без устали трудился на патрона в его мастерской, не переставая повышать уровень своего начального образования, полученного в пансионе. В эту пору были им прочитаны книги Иосифа Флавия о Иудеях, Данте, Паскаль, Руссо и, конечно, стихи Бодлера, воспевающие зло не в качестве альтернативы добра, но в качестве его неизменного спутника и нравственного катализатора.    
При этом Каррье мгновенно оценил исключительные художественные способности молодого скульптора и тут же начал их использовать на все сто: Роден создавал модели в стиле мэтра, но все они по условиям контракта были подписаны именем Каррье-Беллеза. И как ни печально, ни талант Родена, а магический фирменный штамп с престижным именем Каррье-Беллеза, обеспечивал высокий спрос обеспеченных парижан на небольшие статуэтки его популярной мастерской. 

На фото бюсты «Девушки в соломенной шляпке».

Работа Родена более живая и непосредственная (слева), — Каррье-Беллеза классическая и антично утонченная — справа.   


Рецензии