ВенгерскаЯ РапсодиЯ. От Арпада до Шалаши и Сталина
САМОЙ ПОПУЛЯРНОЙ
КИНОАРТИСТКИ МИРОВОГО КИНО
30-х - 50-ях
ХХ-го СТТОЛЕТИЯ.
Франческа ГААЛЬ,
Известная венгерская
Артистка оперетты
И киноартистка,
Снимавшаяся как
В Германии, Венгрии
Так и в Сондиненых Штатов
В 20-ых-40-ых
ХХ-го столетия, -
Дважды занесена
В книгу Рекордов Гиннеса, -
Как сама популярная
Киноактриса тех 29-ых-50-ых
Прошлого столетия
И как венгерская еврейка,
Лицо которой
Было знакомо каждому ветру
И вегерке, да и немцу
В возрасте от 15 лет
«И далее везде»,
Пережившая в нищете
В заброшенном подвале
В Будапеште,
Благодаря венгерке-домработнице
Ковач да нескольким доузьям
5 лет гитлеровской оккупации.
Она, с большой вероятностью
Погибла бы в том подвале
От холода, голода и истощения,
Когда бы майор оккупационной
Комендатуры Советских войск
Иван Агибалов
Не услыхал случайно*
Ее пения, не изменившимся,
(к счастью!), - голосом
Песенки из кинофильмов «Петер»
И «Маленькая мама».
* - См. приведённое ниже Приложение.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Эдгар-Кирилл Дальберг.
CЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ В БУДАПЕШТЕ.
(Франческа Гааль).
26 марта 1945 года во время зачистки Будапешта от немецкого гарнизона,
советский майор Иван Агибалов среди суеты и хаоса царившего на улицах
Будапешта, - столицы некогда мощнейшей Австро-Венгерской империи, - услыхал
прекрасное пение на немецком языке, доносившееся из подвала большого
дома в самом центре Будапешта.
Песня была майору хорошо знакома и любима. Она звучала в знаменитой
австрийской киноленте "Петер", которую так любили в Советском Союзе.
Он спустился в подвал и увидел двух женщин в лохмотьях. Песню
исполняла на вид старуха лет 60, лицо ее было зеленого цвета, руки ее
были в струпьях, она была немощной, изможденной, но не потерявшей
своего чудесного голоса. Женщина сидевшая с ней рядом, просто
произнесла одно имя - Франческа Гааль.
Майор сразу же понял, что похожая на нищенку женщина - не кто иная,
как звезда экрана, покорившая мир по обе стороны Атлантики -
Франческа Гааль, та самая Гааль, которая сыграла Еву/Петера в
одноименной картине режиссера и продюсера Германа Костерлица, так
полюбившейся в СССР и во всем мире. Судьбе было угодно, что Гааль
вместе со своей преданной домработницей практически единственной
уцелеет из своей огромной и такой дружной семьи будапештских евреев и
спасет ее русский майор - Иван Агибалов.
Урожденная Сидония Зильбершпиц, Франческа расстанется со своим
настоящем имени в самом начале своего творческого пути. Она родилась
в состоятельной еврейской семье, в Будапеште. Последний, 13-ый ребенок
в семье, Франческа с детства обожала читать стихотворения перед
публикой, пела, танцевала и радовала своих домашних.
Еще в юности она сама изучила систему Станиславского, перечитала
русскую классическую литературу, обожала Чехова, это был ее любимый
писатель, брала уроки вокала у русского педагога, как будто
чувствовала, что именно благодаря русскому человеку она останется
жива...
Гааль начала сниматься еще в немом кино и успех ее был оглушительный.
Ее вздернутый носик, карие лучезарные глаза сделали свое дело.
Франческа становится примой театральных подмостков Будапешта. Она
сыграла Ирину в «Трех сестрах», Наташу в «На дне», Аню в «Вишневом
саде», Элизу Дулитл в «Пигмалионе». Последняя роль, прогремевшая на
весь Будапешт, открыла ей путь в оперетту, где она также
главенствовала «Фиалка Монмартра» и «Принцесса цирка», «Графиня
Марица» и «Роза любви» собирали аншлаги независимо от количества
даваемых представлений.
Богом ей был дан исключительный музыкальный талант, помимо этого она
была очень яркой актрисой. Не потерялась Франческа и в звуковом кино.
Немецкий фильм 1931 года "Паприка" сделал ее весьма популярной в
Германии. Гааль снялась еще в двух музыкальных лентах: «Привет и
поцелуй, Вероника!» и «Скандал в Будапеште». Оба фильма, выпущенные в
1933 году, были приняты зрителями на ура. Но политическая обстановка в
Германии изменилась. К власти в стране пришли нацисты во главе с
Адольфом Гитлером, который к слову восхищался талантом Гааль, и
говорил "Не может быть, чтобы такая прелесть не была арийского
происхождения. Это чудовищная ошибка".
Большинство коллег Гааль не арийского происхождения покинули Германию,
но независимая и свободолюбивая мадьярская еврейка отстаивала свои
человеческие права на творчество. Геббельс ее возненавидел. Ему вторил
и Гимлер, сказавший: "Госпоже Гааль придется выбрать между эмиграцией
и лагерем". К счастью, Франческа выбрала первое и отправилась в
Австрию, куда фашизм еще не проник настолько сильно, как в Германии.
На Венской студии ею были сыграны ее лучшие роли. Ее опекал продюсер и
любимый человек - Герман Костерлиц, благодаря которому Франческа
оказалась на Венской киностудии. Связи Костерлица были довольно
обширны. Фильм «Петер» (1934) Германа Костерлица имел громадный успех
и показал, какой огромный творческий потенциал имеет Франческа Гааль.
Она сыграла в этой ленте две ипостаси одного персонажа. И всё потому,
что по сценарию маленькая Ева, облачившись в одежду мальчишки,
работает на бензоколонке под именем Петер.
В 1935 году на I Московском международном кинофестивале фильм «Ева и
Петер» получил почетную грамоту, как «соединяющий занимательный сюжет
четко сконструированного сценария с высоким актерским мастерством».
Сталин лично посмотрел ленту 21 июня 1935 года. А уже через пять
недель она была выпущена в массовый прокат по СССР. Не обошлось без
курьезов. Комитет по делам кино переименовал фильм в «Петьку».
«Новшество» мгновенно проявило себя на улицах городов, где висели
аршинные афиши идущего параллельно «Чапаева». Цензура вернула половину
оригинального названия обратно, и в нашу историю фильм навсегда вошел,
как "Петер"
В этот же период Гааль снялась в Австрии в популярных картинах
Костерлица «Маленькая мама» (1934) и «Катерина» (1936), продюсером
которых выступил Джо Пастернак, возглавлявший в те годы европейский
филиал американской фирмы Universal. Во всем мире появилась мода на
прическу Франчески. Парижанки поголовно носили шляпки «маленькая
мама», брюки «петер», платье «катерина». В чем секрет успеха Гааль?
Она была, искрящейся, наивной, прелестной, хрупкой героиней с большой
душой. Франческа всегда пела в своих лентах и делала это блестяще.
Зрители ее обожали за трогательность, естественность, она была как
глоток свежего воздуха в европейском искусстве накануне большой
беды...
На волне успеха Франческа уезжает в Голливуд, куда по протекции
Костерлица ее пригласил знаменитый голливудский продюсер Джо
Пастернак. В Голливуде Гааль снялась в трех фильмах, которые к
сожалению не умножили ее славу. Ее любимый человек - Герман Костерлиц
бросил ее, предпочтя совсем еще юную, только что начавшую свой
творческий путь- Дину Дурбин. Франческа принимает фатальное для себя
решение - вернуться в родной Будапешт, навестить родных.
Шел 1940 год. Вторая мировая война уже полыхала огнями, а госпожа
Гааль каким то чудом добралась до Будапешта.
Случайно увидев в Будапеште известную актрису Марию Корду, она узнала
что ее ищет гестапо. Гааль искали 4 с половиной года. И так и не
нашли. Она жила в подвале дома своих друзей. Квартал был немецкий, но
никто ее не выдал. Ее боготворили. Она была звездой в самом высоком
смысле этого слова. Ее мать замучили в Будапештском гетто, отец
покончил с собой, сестра погибла в газовой камере в Дахау. Племянника
расстреляли на улице. Двое братьев без вести исчезли. Почему она
выжила? С ней была ее верная служанка Марга - венгерская простая
женщина, а еще Франческа представляла себя в новых ролях.
Она мечтала о Даме с собачкой, об Анне Карениной. Немногие уцелевшие
друзья приносили тайком ей еду. Но она все равно голодала и наверняка
скончалась бы от голода, если бы не советские воины в лице Ивана
Агибалова, спасшего Франческу и верную ей Маргу Ковач.
Нашедшуюся в Будапеште Гааль поначалу опекал сам Климент Ворошилов,
ведавший делами в венгерской зоне оккупации. В его хозяйстве ее
привели в порядок физически и душевно. 9 мая 1945 года она впервые за
долгое время вышла на сцену. Закрывала гала-концерт в венском Оперном
театре для советских солдат и офицеров. Спела по-русски «Полюшко-поле»
и «Катюшу. Солдаты плакали. Плакала и Франческа.
Проклятая война лишила ее родных, друзей, близких.
1 августа 1945 года по линии Всесоюзного общества культурных связей с
заграницей, Франческа прилетела в Москву. Ее принимал в Кремле лично
Сталин. Вождь мирового пролетариата нежно гладил ее руки,
обезображенные чесоткой и сказал, что она может на него во всем
рассчитывать. В СССР Гааль прожила три месяца. Побывала в Ленинграде,
Одессе, Киеве. А затем вернулась в Будапешт. Она никогда не забывала о
помощи, которую ей оказали в СССР. Она мечтала сыграть на мхатовской
сцене и очень хотела встретиться снова с Иваном Агибаловым спасшим ей
жизнь, но, увы - не случилось.
Постаревшая дива мирового кинематографа поняла, что в социалистической
Венгрии, уже другие идеалы, другие типажи .и в 1948 году Франческа
Гааль снова уезжает в США,- теперь уже навсегда. В 1956 году в печати
появились сообщения о ее смерти, на что "покойная" отреагировала
марктвеновской фразой: "Слухи о моей смерти слегка преувеличены".
К сожалению в Америке возвращения Гааль в кино не состоялось.
Франческа поиграла немного на Бродвее, и постепенно исчезла с поля
зрения общественности.
2 января 1973 года Франчески Гааль не стало. Ей было 69 лет. Она
умерла в бедности и забвении. А в России ее помнили всегда. В 2014
году Театральным музеем имени Бахрушина была организована выставка: "Я
здесь! Франческа Гааль. Реликвии, документы, фотографии".
Трагическую жизнь прожила удивительная женщина, прекрасная актриса
Франческа Гааль, которая умела объединять народы, примером своей жизни
учила прощать, пусть и не забывать. Волшебная мелодия из Петера под
дивное сопрано Франчески никогда не устареет, потому что это подлинное
искусство, не имеющее срока давности.
Светлая память лучезарной Франческе Гааль.
Эдгар-Кирилл Дальберг.
30/07/2024
Свидетельство о публикации №124073003376