Анализ двух моих стихотворений от Дмитрия Куваева

здесь выпал снег

охотник сам себе и швец и жнец в цене опять естественные шкуры
здесь выпал снег и мечется песец а может лис на белом чернобурый
в пространстве безнадёжно одинок оскал его и злой и непокорный
он мал как золотник но дорог впрок как зверь лесной не по сезону чёрный
и цепь следов вихрящихся и туч напоминает комераж навета
на светлом фоне сумрак так могуч что разрывает зарево рассвета
сочится пар из огненных ноздрей и оседает серебристой пеной
смотри как умирает на земле простое тело в шкуре драгоценной
он, как щенка заботливая мать споткнувшись на бегу упав в развилок
пытаясь встать и падая опять хватает пастью душу за загривок

анализ стихотворения от Дмитрия Куваева http://stihi.ru/avtor/emperortaro

Тексты Марины Русовой довольно не просты для восприятия. Существует мнение, (общественное), что отсутствие знаков препинания в стихотворении нужно рассматривать как стилистический прием, способ выражения или усиления идеи, или формы написанного текста, наравне с намеренной сбивкой ритма, сочетанием разных размеров в одном стихотворении, отсутствием размера, отсутствием рифм. Что ж пусть будет так. Почему нет. Имеющий уши, да услышит. Умеющий читать, прочитает. Тем более у этого автора есть, что почитать. О, да!
Для творчества Марины характерно, как мне показалось такое явление или скорее понятие как ассоциативная поэзия. Нечто напоминающее импрессионизм в живописи. Отсутствие абсолютной конкретики (не всегда, понятное дело). Я думаю, что любому образованному человеку известно, что суть импрессионизма заключается в том, чтобы передать с помощью живописи ощущение реальности окружающего мира в его подвижности, изменчивости, непостоянстве. Вот и поэзия Марины Русовой не пытается запечатлеть миг, застывший в капле янтаря вечности, но хочет передать жизнь в динамике полёта эмоциональных стихов. Не останавливайся мгновение ты прекрасно! Стремится передать настроение. Такое эфемерное тонкое состояние душевной психической организации личности. Возможно ли выразить это словами? Не всегда и не всем это удаётся. Но только не Марине Русовой. Она может говорить не языком рифмованной прозы, а языком сердца, страсти, желаний, стремлений и подлинной высокой поэзии. Но я что-то увлёкся обобщениями, а дело это весьма неблагодарное. И сейчас хочу поговорить, высказать своё мнение читателя конкретно вот об этом стихотворении.

охотник сам себе и швец и жнец, в цене опять естественные шкуры.

На первый взгляд, после беглого прочтения, вроде бы всё предельно ясно. Охотник, человек владеющий ремеслом довольно редким для настоящего времени, идёт добывать зверя. Но коль скоро речь идёт об ассоциативной поэзии возникает, по крайней мере у такого графомана как я, следующая аллюзия. В цене опять натуральное (мыло), естественное (улыбка), не искусственный мех, не пластиковая упаковка!

здесь выпал снег. и мечется песец, а может лис на белом чернобурый.

Где-то здесь в этой местности, стране, на этой планете, в видимой вселенной выпал снег. Более ничего и не надо знать. Песец или чернобурка, а может быть это душа никак не обозначенного ЛГ мечется на белом, ищет покоя и не находит. 'Мы все, любовь моя, лишь состарившиеся дети, которые суетятся перед тем, как обрести покой.'

в пространстве безнадёжно одинок оскал его - и злой, и непокорный,
он мал как золотник, но дорог впрок, как зверь лесной, не по сезону чёрный.

Стихотворение 'здесь выпал снег' примечательно тем, что аллюзии, попадая в поле взаимного притяжения, изменяют друг друга, и образный ряд перестает с определенностью указывать на какой-то источник, выступая 'результирующей' многих сил и влияний.

и цепь следов, вихрящихся и туч, напоминает комераж навета.

Зримо, отчётливо как в документальном кино сочится пар из огненных ноздрей и оседает серебристой пеной. Натуралистично умирает на земле простое тело в шкуре драгоценной. За всем этим виден не произвол, а свобода и безнадежность, которые могут возникать, когда противоречия с бытием принципиально неразрешимы, от того и сумрак так могуч, что способен разорвать зарево рассвета. Именно об этом загадочные, непонятные последние строки.

он, как щенка заботливая мать, споткнувшись на бегу, упав в развилок, пытаясь встать и падая опять, хватает пастью душу за загривок

Кто этот необъяснимый неназванный он? Зверь? Охотник? Судьба? Провидение? Кому из них подвластно схватить душу бессмертную за загривок? Автор предлагает каждому читающему эти строки самостоятельно ответить на поставленные вопросы. Ну или хотя бы задать их самому себе.


мутанты

ты-поэт или рыбёшка жабры дышат хвост чешуйчат
посмотри как за окошком проплывают рыбы-тучи
рыба кит-чернее ночи рыба окунь-семицветик
и ложится на листочек освежёванный скелетик
убегай пока бежится плавниками загребая
за тобой мелькают лица - рыб серебряная стая
приглядишься — это буквы чешуя-лексемы масса
и терзают чьи-то клювы строк трепещущее мясо
говорили ах как мило говорили стих не храбр
и текла моя водица мимо высушенных жабр
 и тогда вперёд летело безнадёжно и сурово
стрекозы прямое тело над поляной васильковой
волны встали солнце село под окном белела липа
и кому какое дело стрекоза ты или рыба
и кому какое дело что скелет твой слаб и хрупок
что стрекозьими глазами смотришь ты на рыбьи трупы

анализ стихотворения от Дмитрия Куваева http://stihi.ru/avtor/emperortaro

 Говорят мол, поэзия должна быть понятна читателю с первого прочтения. Мол, почему читатель должен догадываться о чём стих, угадывать что хотел сказать автор или о чём он умолчал. Напротив, в стихотворении всё должно быть предельно ясно и чётко, как в производственном приказе по сталелитейному цеху. Разночтения не приемлемы. Вариативность восприятия художественного текста – жесткое табу.

и терзают чьи-то клювы
строк трепещущее мясо
говорили ах как мило
говорили стих не храбр
и текла моя водица мимо
высушенных жабр

Да ни черта подобного. Никому и ничего автор, поэт не должен. Так же как не должны ничего и никому его стихи. Не нравится - проходи мимо. Не обладаешь ассоциативным образным абстрактным мышлением – твои проблемы. Не воспринимаешь поэтическое великолепие странного текста – в сад.
Читай. Ходи на выставки. Смотри классиков мирового кино. Развивай вкус. Лови смыслы и ассоциации. Учись ощущать внутреннюю гармонию поэтического слова. На слух. Есть красота, воспринимаемая не осознанно.

за тобой мелькают лица –
рыб серебряная стая
приглядишься — это буквы
чешуя-лексемы масса

Поэтическое творчество – есть продукт интуитивной деятельности человека. Может ли истощится, иметь какие-то границы бессознательное? Могут ли истощиться ассоциации, зарождающиеся в правом полушарии головного мозга. Оно специализируется на обработке информации, выраженной не в словах, а в символах и образах, даёт возможность мечтать и фантазировать, способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Одним словом отвечает за творческое мышление. Оно же, отвечает за наши чувства и эмоции. Особенно ярко творчество проявляется после слез, обиды, гнева, вовремя депрессии, влюблённости, неожиданной радости или других сильных эмоциональных выплесков. Эта деятельность мозга человека носит автоматический, непроизвольный характер. Этим объясняется феномен озарения или вдохновения.

ты-поэт или рыбёшка?

Но у поэта эта деятельность сочетается с изобразительными приемами, с так называемой «символикой». Автор осознаёт, что творить -значит «упорядочивать» нечто уже существующее, проецировать это на восприятие других людей.

жабры дышат хвост чешуйчат

Процесс создания поэтического текста условно представляет собой переход от хаоса к космосу, от недифференцированного, запутанного, неуловимого — к чему-то, обретшему прекрасную, совершенную форму, от индифферентного – к темпераментному, от бессознательного — к сознанию. Слова только что находящиеся в состоянии жужжащего роя пчёл, обретают геометрически правильную форму восковых сот, из которых вот-вот польётся божественным мёдом стихотворение.

посмотри как за окошком
проплывают рыбы-тучи
рыба кит-чернее ночи
рыба окунь-семицветик

В связи с этим состояние творчества как процесса сильнее, чем восприятие его как конечной цели.

и ложится на листочек
освежёванный скелетик
убегай пока бежится
плавниками загребая

Убегай от лени и безысходности пока бежится. Пиши, твори загребая плавниками вдохновение. Стань стрекозой чьё прямое тело безнадёжно и сурово вперёд летело над поляной васильковой! Стань кем только пожелаешь.
Погружаясь в творчество, художник получает и перерождение, и гору эмоций, и счастье быть творцом собственного мира.

и кому какое дело
стрекоза ты или рыба
и кому какое дело
что скелет твой слаб и хрупок

Повторюсь, поэзия - есть продукт интуитивных возможностей человека. Мысль о том, что любое стихотворение вытекает из некоторой интуиции, которую она постоянно развертывает в своих концептах с разной степенью интенсивности, -- эта грандиозная перспектива оказывается обоснованной, если рассматривать интуицию как оболочку бесконечных движений мысли, непрестанно пробегающих некоторый план божественного присутствия. Иными словами, не водит ли рукой одарённого поэта само провидение?

и кому какое дело
что стрекозьими глазами
смотришь ты на рыбьи трупы

Вот обо всём этом, как мне показалось, написано это новое странное стихотворение Марины Русовой. Которое я прочитал с большим удовольствием. Но может я ошибаюсь? И каждый увидит в нём что-то своё. Обнаружит не найденные мной ассоциации. Уловит иные скрытые смыслы. Или лежащие на поверхности прописные истины. И поделится своими мыслями с нами.


Рецензии
И стихи Ваши, Марина, и рецензии Димы - прекрасная возможность убедиться, что не всё прямолинейно и однозначно в этом подлунном.
Читать Вас - эстетическое наслаждение, читать рецензии на Ваши стихи - не меньшее удовольствие. Да и стихи самого рецензента заслуживают отдельного внимания. Лично для меня вы оба философичны и афористичны. Потому как в образах, созданных Вами всегда сушествует некая загадка, подтекст. И, потому их хочется перечитывать, визуализировать прочитанное. Может представлять себе синемакартинку или анимэ. Это увлекательно и нескучно. Что же касается отсутствия знаков препинания, то Вы, конечно, делаете это умышленно, позволяя читателю плыть в потоке Вашего стиха и самому расставлять акценты, это тоже возбуждает интерес к прочитанному. А так ли я прочёл? А если вот так? Действует, как ловушка, которая заставляет читателя приостановить пролистывание стихотворения, если он с первого раза что-то не уловил.
Спасибо ещё раз за поэзию и доброе отношение к рецензенту.
Получила заряд позитива)))

С уважением,
Ю.

Юлия Полякова-Новикова   30.07.2024 06:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Юлия, я специально разместила Димины рецензии, понимая и где-то и иронию, и внутренние течения, ну не дуб же дубом.) Просто мне нравится, как он пишет, у него хорошее чувство юмора, и котобот его симпатичен. А со ссылками придут те, кто поймёт и оценит. Вам отдельное спасибо, за то, что читаете.)

Марина Русова   30.07.2024 07:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.