Гуслицы

    Гуслицы - анклав староверческой традиции на востоке Московской области по Егорьвскому шоссе. Среди населения этой зоны активно сохраняются традиционные обычаи, местность называют по имени реки Гуслицы.
          
                Найдёнышева Г.Е.       
             Забытые, но живые традиции.


Так уж повелось на Руси, что только в особо трудную годину мы, её дети, льнём к её груди, ищем поддержки и её тёплого слова. Ведь недаром она - Матушка  - Русь.
    Таких примеров  обращения  к самому ценному  кладу  русской культуры, к фольклору,  в нашей истории немало. Так, после  войны с Наполеоном, в которой русский народ показал своё величие и красоту, все с удивлением и с радостью обнаружили гражданственность русского мужика. И если до этого страшного испытания в  высоко - образованных кругах считалось неприличным  говорить по - русски или учиться у русских  учителей, а не у французских, то после блестящей победы русских в войне 1812 года, проявления  их храбрости, самоотверженности, непобедимого духа русского солдата и партизана все повернулись  к русскому языку,  к русскому фольклору.
 Во всех социальных кругах, на балах и праздниках и в повседневной жизни стал преобладать   русский стиль одежды.   Стать русским стало модно. Праздничный северный костюм, а также костюм центральных губерний  теперь дополняют традиционными русским украшениями: серёжками, низанными из русского речного жемчуга, украшения в косу, расшитые золото - серебряной нитью и т.д. Все эти народные приметы быта, общения
 (самовар, чай,  расстегаи, бублики) становятся русскими во всех проявлениях.
«Отечественная война 1812 г. взорвала жизнь всех сословий русского общества» /Лотман/ и повернула ко всему русскому, национальному. В то время нового  самосознания начинается «великий» поход за фольклором, в народ с разными целями, но с  одним желанием побольше  узнать о  нём и полюбить его.
 Так, князья, богатые помещики, видные деятели русской  культуры  -
Львов Н.А и его племянник Львов  Ф.П.  много сил  отдали собиранию народных песен в том виде, в каком они звучали  на самом деле в русских деревнях, созданию стихов и поэм в духе и складе народной песенности, развитию русской хоровой культуры.
 Удивляет и восхищает деятельность графини Евдокии Ростопчиной, которая в своём творчестве  русской романтической поэтессы Х1Х века черпала образы, стиль и   литературный  язык, обороты, сравнения  в русском фольклоре. Кроме того, в своём музыкально - литературном салоне в Москве она собирала лучших служителей  русской культуры,  опирающихся  в своём творчестве  на русский фольклор - М. Глинка,  П. Булахов,   Н. Островский и др.
  Поворот ко всему народному увлёк даже придворного композитора того времени, немца Карла Кавоса, который решил, видимо, не отставать от общего движения и  написал  музыку и либретто своей, как ему казалось, национальной русской  оперы «Иван Сусанин».  Мало кому известно, что такая опера существовала до Глинки, но это так.  А разве можно сравнить эти  две оперы  Кавоса и Глинки, написанные  на один и тот же  исторический  сюжет?  Оказывается недостаточно следовать моде или быть в «струе». При всём своём искреннем желании  передать «русский дух» Карл Кавос не смог это сделать, так как не был пропитан с детства интонациями и образами того народа, о котором решил написать оперу на старости лет. Одна поэтическая строфа из его сочинения достаточно ярко рисует такую псевдонародность языка . - «Цветёт Антонида в народе, как Розан в огороде» - пишет восхищённый героиней оперы Карл Кавос! Вот, что значит опоздать с проникновением в культуру незнакомого с детских лет народа.
       Другой пример  обращения к  традициям  относится к началу ХХ века. Идеи народности  тогда будоражили умы многих музыкантов, писателей, которые, предвидя неумолимо надвигающиеся перемены, опять-таки припадают к груди  России - Матушки.
 Так, утончённый аристократ, уже известный  в то время поэт и писатель  Иван Бунин пишет в 191О г своё лучшее произведение «Деревня», где с большой болью звучат социальные темы об  умирающем как класс крестьянстве. И действительно, изучая архивные документы начала ХХ века, можно заметить как падает численность людей  крестьянского сословия. Если  по переписи населения в 1893г она составляла 7О % от общего числа, то в 1914 всего ЗО %. А ведь именно крестьянство и Деревня издревле сохраняли всю особенность первозданной культуры русского народа.
   И вот опять национальный отклик на происходящее лучших людей культуры России. В 19О6 году открывается Московская Народная Консерватория. Её руководители: Танеев С.И. , Яворский Б.Л., Е.Э.Линёва,  Брюсова Н.Я., Гречанинов А.Т.. Охват педагогической деятельности МНК огромен. Но нам важно отметить то, что во всей  многоаспектности учебного процесса, значительное место отведено фольклорным экспедициям студентов и педагогов под руководством Е Э Линёвой.
    Глубокое  изучение особенностей крестьянского пения в  деревнях разных губерний России отражено в научно- теоретических выводах  и неожиданных заключениях Е.Э. Линёвой.
   Так например, перечисляя  черты  русского народного многоголосия, Линёва  подчёркивает, что пение в унисон, когда неумелые исполнители  «водят голосом», совершенно чуждо народному пению. «Мне никогда не приходилось слышать певцов из народа, поющих чистым  унисоном, только плохие «водят голосом» за другими. Старики же и старухи всегда выводят интересные  подголоски или варианты основной мелодии, нередко передающие своеобразный  контрапункт»
 Благодаря  фольклорным экспедициям МНК  и их теоретическому  осмыслению рождается обоснование особого вида русского многоголосия, получившего название  «крестьянской  подголосочности».
 А ведь совсем недавно, до этих поездок, считалось, что  многоголосию надо учиться у  мастеров западно - европейской школы полифонистов . Об этом писал и Н.А. Римский-Корсаков и С.И. Танеев.
    Фольклорные  экспедиции совершенно изменили отношение к русскому пению теперь как к кладезю музыкальных образов и технических приёмов.
   Может быть  поэтому творчество современных композиторов, базирующихся на основах крестьянской подголосочности, создаёт удивительно колоритные, воистину русские  музыкальные полотна . Такие, как   «Русский концерт» В  Калистратова, «Перезвоны» В. Гаврилина,   
 «Свадебные песни» Ю. Буцко, « Деревянная Русь» Г. Свиридова и др.
  Наше сегодняшнее время - время  войны культур. Кто победит? Западная  и в большей степени  американская или  всё - таки  мы найдем в себе силы и вдохновение противопоставить  красоту и неповторимость нашей  Русской культуры! Это большой вопрос и острая проблема, так как почти все СМИ
«согласны»  с таким засилием  американизма.
   Но вот  радость! опять организуется фольклорная экспедиция  совершенно на небывалом до сих пор уровне!
   В июне 2ОО5 года на базе  Центрального Дома детского творчества на Ленинских горах под  руководством Е.Г. Борониной  в  удивительном составе  из москвичей - детей дошкольного, школьного возраста, учащихся  колледжа, студентов Педагогического университета им М. Шолохова, педагогов, воспитателей, преподавателей  университета (проживая  2О дней в в Ильинской школе) отправляемся в фольклорную экспедицию  по деревням Гуслиц с целью  изучить обряды, историю, песни  танцы, деревянное зодчество старообрядческого края Центральной России.
 В таком необычном возрастном охвате - новизна фольклорного движения, и не только новизна,  но и великий воспитательный смысл. В этом можно было убедиться на ежедневных «Больших Советах» всех участников экспедиции, когда  вечером  после  трудового дня  за большим  столом они  рассказывали обо всём увиденном, замеченном, услышанном  за день.  Кто - как мог - но все сообщения выслушивались с большим уважением, интересом не только к личности  выступающего, но и к тому ЧТО ему запомнилось. Будь то воспоминание  о своей свадьбе  86-летней  Авдотьи  Петровны  или  рассказ 9О летнего Кузьмы Сидоровича  об особенностях  кулачного русского боя, или о правилах игры в тряпочный мячик-   да всех впечатлений  больших и маленьких участников экспедиции, а  в тот момент - семьи увлечённых - не перечесть!
    В  посещениях деревенских домов, чаще заброшенных и одиноких с одним хозяином или с одной хозяйкой   проявлялась  не только культурологическая, но и человеческая необходимость и радость.  По глазам  и настроению  бабушек и дедушек было видно как они просто счастливы тем, что  ими интересуются дети и их учителя!
   Каскад восклицательных знаков, всё чаще появляющихся в  статье говорит о том заряде  жизненных  эмоциональных  сил, которые дарит такой  поход «в народ». Ведь как и в седые, затерявшиеся в позабытом прошлом  времена, современная Россия готова  воскликнуть своими новыми   молодыми голосами, задорными кадрилями,  тряпочными куклами, бисироплетением , крестьянским  голосоведением  сказать: «Мы с тобой,  Матушка Русь»! И это прозвучало  21 октября на 2-ой научно- методической конференции краеведов в г. Куравское  Московской области, куда были  приглашены и мы - участники фольклорной экспедиции от Дома детского тв-ва на Воробьёвых горах  города Москвы.
  Нашу встречу иначе нельзя и назвать,  как только обмен радостью!
 На сцене все участники нашей фольклорной экспедиции - от мала до велика -  члены кружка «Оберег»,  выступали  с подготовленной программой, составленной по мотивам впечатлений всего того, что они увидели , услышали в походе за «гуслицким» фольклором.
 Первым вышел наш Федя и рассказал Гуслицкую народную сказку о бабе Яге и девочке Маньке, которую спасли от злой Яги добрые силы природы. Сколько характерных интонаций, сколько  народных оборотов, какие яркие характеристики - всё это услышал в экспедиции, а потом и передал нам с большой сцены самый «бывалый» участник «Оберега»- Федя.
  После такого смелого «зачина» вожака Феди, вышел весь хоровод Оберега от мала, до велика. Всё, что звучало и плясало - подсмотрено, подслушано и запомнено было в экспедиции.
  Кадрили одна за другой кружили в замысловатых и бесконечных «верёвочках» всех ребятишек.  С задорным посвистом и подстукиванием сапог ребят неслась и пела «Метелица», «Коробочка» и др. В своём  умении ребята наверняка  использовали те  движения, которые им  показала Устинья Григорьевна Андрианова, когда она с огоньком и статью  русской красавицы в свои   хорошие  …….годы  исполняла основные  движения  кадрили.


   Затем  лирическую  песню с особой манерой звука, с неповторимой мелодией и её распевами гуслицкого песенного фольклора  «зачинала» мама Оля - такой же увлечённый и влюблённый в русскую народную песню участник Оберега.
  И всё это, вся радость ребят передалась залу. Надо было видеть разглаженные, без  озабоченных морщинок, осветлённые лица, лучистые  от радости глаза всех   кто смотрел на  выступление. Но такую же радость нам дарили и жители гуслицких деревень, куда мы направлялись то пешком, то на свеем «Жигулёнке» ежедневно в течении 2О дней  июня 2ОО5 г.
  Очень хотелось убедить всех фольклористов, что и сейчас, в ХХ1 веке в Гуслицах и только здесь, сохранились троицкие колядки детей, которые звучали 19 июня (перед Троицей). Их игры, поздравления, одежды, украшения, песни, заклички, пелись  и в глубокой русской древности, И мы это увидели, и услышали, записали, и засняли для пущей достоверности.
  Кроме этого «фольклорного»  удовольствия мы ежедневно изумлялись многообразию рисунка и техники выполнения наличников для окон в  избах  разных деревень района. По предложенной схеме знатоков деревянного зодчества ребята их  классифицировали в своих  «научных» отчётах по вечерам на «Большом Совете».
 Сколько радости открытия при этом испытывали  мы - трудно передать!
Сколько сделано фотографий, сколько записано интереснейших  рассказов, например о том, что стоимость сруба избы равнялась стоимости изготовления наличников. Были и сейчас  сохранились имена столь дорогостоящих умельцев  русского деревянного зодчества. Нашей радости от рассматривания наличников  бесконечного разнообразия не было конца!
 Однажды, когда мы в изумлении остановились у одной из покосившихся избушек с редкой красотой деревянного ручного украшения, к нам  вышла не менее удивлённая бабуля-хозяйка, которая всю жизнь  там прожила и не знала, что её изба будет так привлекательна для московских ребятишек и  их учителей. Заразившись их радостью, и  посмотрев совсем другими глазами на свои окошечки, она воскликнула «А и правда, как красиво! Жила здесь всю жизнь, а про это и не знала!»
 Всего того, что приводило в радостное состояние ребят с одной стороны и тех, кто рассказывал о своём предалёком детстве, юности, о правилах поведения, о любимых занятиях и играх, песнях   и плясках - с другой стороны не перечесть!
  Но мы   щедро обменивались  радостью! Может быть это самое драгоценное, что есть в общении людей вне зависимости от возраста, культур и времени. Поэтому  и при выступлении «Оберега»  на конференции  состоялся обмен Радостью. Были счастливы выступающие ребята и присутствующие в зале.

              ГУСЛИЦЫ!    СПАСИБО!
    Чеченина - Найдёнышева Галина Евлампиевна
               

                ГУСЛИЦЫ

       В июне 2005 года реализовалась моя давняя мечта – я принял участие в этнографической экспедиции. Мечта эта зрела долго и подспудно и материализовалась она самым замечательным образом – меня пригласили  в качестве водителя в этноэкспедицию детской фольклорной студии «Оберег»,
что в доме детского творчества на Воробьёвых горах.
  Что могло быть  для меня более привлекательным ? – ни-че-го.
Моя Гала разделила со мной эти радости – слава Богу, у нас совпадают вкусы, особенно когда нужно куда-то поехать.
      Руководитель студии - Елена Германовна Боронина – несомненный лидер и душа предприятия. Она старается загружать ребят как можно больше и это им только в радость. Одновременно с руководством студией  она преподаёт в педуниверситете, является президентом культурной ассоциации России или чего-то в этом роде и прочая, прочая, прочая.

      Вечером, накануне отъезда, был устроен костёр, где были различные викторины на тему экспедиции, причём за каждый верный ответ командам  выдавали сосновую шишку. В конце игр у обеих команд образовалось по мешку шишек. Мешки взвесили на руках авторитетных членов экспедиции 
( в том числе и на наших с Галой )  и по их единодушному мнению мешки весили абсолютно одинаково – победила  ДРУЖБА. 
  Помощники Е.Г. - Вадим Николаевич с Аней нарядились в крестьянскую одежду представителей противоположного пола и изображали пожилых аборигенов, которым ребята наперебой задавали вопросы в ключе обычной схемы опросов местного населения. Те отвечали нарочито невпопад – было очень тепло и замечательно весело.   
 Татаринов Н.В.          


Рецензии
Удивительно приятно было читать про этноэкспедицию. Я сама очень люблю и ценю такое. Выросла в большой семье, где, србираясь за столом, любили петь народные песни. Отец мой увлекается резьбой по дереву. А уж резные наличники - это обязательное украшение хорошего дома.
Вспомнился смешной случай. Нас 14-летних отправили в школе записывать старинные песни бабушек. Наша старушка спела "Шумел камыш' в таком варианте, что растерялись все от ее необыкновенной откровенности)) Бабулечка счастливо выводила мелодию и улыбалась. Шалунья!)))
Спасибо, Николай Васильевич!
С благодарностью, Тина

Тина Валентайн   10.09.2024 23:00     Заявить о нарушении
Да, спасибо за отзыв!
Недавно я был там на празднике типа День города, который называется Гуслицкий хмель. На базе музея был развёрнут огромная ярмарка , выступления местных артистов и этнографической группы из Москквы под руковолством Борониной Е.Г.
Было очень весело и тепло! Массовичка была в ударе! (Меня даже затащили в хоровод:)

Татаринов Николай Владимирович   11.09.2024 10:41   Заявить о нарушении