Писательские семинары лета 2024 Черновик 030624
Зера Черкесова Новеллы
Писательские семинары лета 2024 Читая Каверина Письменный стол.
29 июля2024
В это лето, как никогда прежде, я много внимания уделяла писательскому мастерстту, сами собой крисстализовались эти заметки, пишущиеся спонтанно все текущее лето. Ниже с 1 июня 2024, началось, пожалуй, с Каверина, и ранее, с странички алтайского писателя на Проза ру с обращением к авторам заполнить пистельскую анкету.
Анкета литераторам от...
Зера Черкесова 2
https://proza.ru/2024/05/18/1331
Рецензия на «Кратко о себе» (Владимир Дмитриевич Соколов)
http://proza.ru/2022/11/02/761
Ниже следующее я вчерне пока выправила, для начала удалив тех. детали с минутами коментов.
Но требуется основательная вычитка и структурирование внешней хаотичности метода свободных ассоциаций, коим пишутся эти заметки. Блоки тематически для удобочитаемости. И не помешает, как обычно, подходщая иллюстрация.
Поскольку уже 10 публикаций цикла, сложившегося сам собой, то нумеровать и обозначать даты. Так, эти заметки относятся к началу июня 2024, а формально я публикую их в конце июля, а впереди выложены июльские. Посему и то, что выложено, подвергнуть более тщательной вычитке и нумерации по датам и - повторным публикациям.
А именно эта публикация пока черновик, чтоб не пропали записи или не забылись, выкладываю из лент себе.
29/07/2024
14ч.55м.
Рецензия на «В. Каверин. Письменный стол. Мои комментарии 4» (Зера Черкесова Новеллы)
Итак, продолжу.
Вчера до позднего вечера, а правильнее сказать. ночи, сидела во дворе и читала за столиком планшет,благо, сам экран светится, вернулась в дом в 12 часу ночи, а потом ещё читала том И.Шагинян, и ко сну, слава богу, отошла хотя бы в час ночи.
Зера Черкесова Новеллы 03.06.2024 13:00 • Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить
+ добавить замечания
http://stihi.ru/2024/05/29/6146
Из В. Каверина. О переводчике Шадрине
http://stihi.ru/2024/05/27/5207
Памятки. Лит. дневники. Каверин, Зощенко
Зера Черкесова Новеллы
Памятки.Лит. дневники. Каверин, Зощенко
Весь день провела на улице.
Фотка.
Серапионовы братья.
Слева направо: К. А. Федин, М. Л. Слонимский, Н. С. Тихонов, Е. Г. Полонская, М. М. Зощенко, Н. Н. Никитин, И. А. Груздев, В. А. Каверин.
http://stihi.ru/2024/06/02/3651
Напоминание себе. Психогигиена.
В рецензии себе длинная лента дальнейших комментариев к книге Каверина Письменный стол.
Но только часть самой ленты, там многотомье.
Ещё одна лента исчезла, Я писала ее несколько часов ночью, там были мои комментарии к главе о Твардовском в книге Каверина Рабочий стол.
Частично по Твардовскому см в этой ленте ссылку выше, вчерашнее и ещё добавить интереснейший материал, Твардовский много лет возглавлял журнал Новый мир и через него прошла сов. Лит.тех лет.
По серпаионовыммбратьям и др литераторам первой величины той эпохи в Томе Мариэтты Шагинян Статьи о литературе и искусстве.
Это были не сверстники и современники, ее поколение Октября. Для нас это история, но во многом прлузабытая, отошедшая в тень. Писать об этом тоже нужно,пусть это будут заодно черновые материалы и мои комментарии на полях. Жанр комментариев, как акад,Лосев тем и прославился, что писал свои комментарии к своду античных текстов, заново освежая интерес к ним угасающий у потомков. Государственная премия за 8 книжие Истории античной эстетики.
Или скажем акад Лихачёв писал свои размышления к древнерусским летописям и истории древней Руси, это тоже род литературы и научного писательства, как и эссе и ТД.
О жанре эссе у Каверина вчера интересно, вообще каждая страница и каждый абзац книги Письменный стол читается с неослабеваемым интересом. Чита, на горчично-желтом приятном для глаз поле библиотеки Рояллиб. Там чаще онлайн читаю.
Неослабевающим.
Как вообще Каверина люблю.
И давно, с детства, по сути, в весь Каверин на этом сайте библиотеки, считала также его статью о Вильгельме Гауфе статья Он не потерял ни часа.
Сказки Гауфа.
Романы и ТД все до 25:лет, даже меньше прожил чем наш Лермонтов.но успел также много.
И подумать только. Что все написал менее чем за три года, немецкий писатель В.Гауф.
Лермонтов, по сути, примерно также.
Можно и по другому взглянуть.
Этель-ДтлианиВойнич была долгожителем, чуть не дотянула до столетия.
Однако все что она создала в литературе, не касаясь музыки, которой тоже отдала дань внимания, написано ей как раз до 30.
В 25 она написала своего Овода, вдохновлённая средой русских революционеров и поездкой в Россию накануне революции. Хотя роман ее не о России и Овод итальянец, а тем не менее Овод Вошёл наверное в первые пять книг обязательных и любимых целой эпохой. Молодость СССР в др странах Овода не издавали и не читали и феноменальная слава осталась Ей из Америки незнаемой до ее старости.
Поэтому, пришла эта параллель, Этель Войнич можно поставить в ряд и с Лермонтовым,и с Гауфом, и ...Шолоховым, если бы было окончательно доказано, что в 20 с небольшим он написал Тихий Дон. И Эмили Бронте с ее романом Грозовой перевал, отнесенных к десятке лучших романов мира по оценке Моэма.
И с Пушкиным, к 29 тоже преспевшим немало.
Гениальные произведения, изданные очень молодыми людьми, которые потом не повторили своего успеха, и не только по причине ранней смерти, но и таинственном исчезновении таланта и шедевров новых. Как Этель. Войнич ещё три романа написала, из них два об Оводе, но это всё уже не то, хотя интересно по своему, я прочитала все ее четыре небольших романа в купленном ПСС на отвратительно газетной бумаге в мягкой обложке. Хочу снова но нормальное издание.
,
Сказки писал и Каверин. По ним даже мульты есть, Немухинские музыканты и др.
Вообще освежить советскую литературную сказку.
Лучшие образцы.
Сказки Гауфа мы тоже смотрели но не запомнили имени автора.
Это Карлик нос и др.
В Письменном столе Каверин писал и от И.Грековой пару стр., прокомментировать.
Она известный математик,но прославилась и как писатель беллетрист, и Каверин ставит ее высоко, но сетует на то, что лишь раз встретившись на писательской конференции ,потом не встречались много лет, хотя обменялись координатами. Отчего так?времени нет? Но серапионовы братья литераторы тоже были заняты однако встречались регулярно, а с акад Лихачевым, познакомившись в Болгарии, мы переписываемся 15 лет и прилежно читаем друг друга, пишет Каверин. И измышляет версию о некоем духе разлуки.
Мечтая ещё встретиться с И.Грековой,то есть Еленой Сергеевной.
Я кстати заметила в интернете отзывы по книгам и экранизациям потповестям И.Грековой ее называют то Ирина, то Инна.
Так вот ни то ни другое, ни ещё иное.
И.это не имя, а такой заковыриствц псевдоним.
Грекова не от греки.
И.Грекова означает на самом деле Игрекова, от математического символа. y
Игрек.
Существует ли дух разлуки по гипотезе Каверина?
Да, на стихи ру он есть. На прозе ру.
И вообще в интернетах.
Люди боятся личных встреч.
Я читала в позапрошлом году мемуары Елены Вентцель, И.Грековой, лит,талант ей был дан, живо и ярко писала, хочу теперь изучить ее учебник теории вероятностей, после прочтения знаменитой ее повести Кафедра.
В беседе с Кавкриным они коснулись того почему писатели прошлого писали лучше нас,и Елена Сергеевна сказала что потому что был совсем другой читатель.
У нее есть и др повести как Дамский мастер и юр, тоже бы ПСС...
Да но если в 60х70х го читатель не удовлетворял маститых писателей и они переложили на него ответ тверность за снижение качества лит. продукции, то что сейчас?!риторический вопрос.
Каверин Сетунь и на то что в 70е 20в когда он п саласвои автобиографические книги о писателях Письменный стол и Освещенные окна, с также Эпилог, много написал о литературном процессе, через который лично прошел с 20х годов 20в.
Что наша литература 20 и 30 лучше выше по качеству позднейшей. Хотя количественно и писателей в разы меньше. было и п стали не так толсто
Сейчас мы многословны, наша ли ератвра, пишет он.
Пернстали оттачивать, мереписывать
О чтобы он сказал о литературе интернетной?!
Сейчас даже понятия уже нет переписывать по много раз, выкидывая измятые листы в корзину.
Сразу онлайн как я сейчас.
Притом сейчас пальцем по планшетный клаве, привыкла.казадлсь невозможно, но пристроила и физическую Клаву, по разному
Главу Как я пишу приведу пожалуй с цитатами.
Сообщу лишь по свежим следам прочтения, что Каверин признается что пишет медленно, примерно по 1п.л.в месяц и всю жизнь завидует тем кто пишет быстро, за два три.месяца по книге.
Сколько один печатный лист?в переводе на наши Клавы.
Каверин:переписывал все свои книги возвращаясь через десятилетия, по три редакции,исключение только самая известная книга Два капитана, которую не стал переписывать, ибо ее много читают,переиздают, и я не хочу спорить с читателями, которым она нравится такой, как создана.
Истори, появления сюжета Двух капитанов я напишу отдельно, это чрезвычайно интересно, как рождается замысел удачной книги.
Поистине, все содержится уже в зернышке замысла...
Замысел сам раскроет свое содержание.
Каверин мастер сюжета,интриги.
Мы с И.Грековой коснулись моей любимой темы, а именно сюжета.
Вот по этой теме, лучшим мастером которой считаю Каверина, сделаю тематические выписки и напишу статью.
И разобраться в разнице между фабулой и сюжетом.
У Мариэтты Шагинян о чрезвычайной бедности фабулы в русской прозе, которая искупается богатством содержания.
Но все таки остросюжетность в наше век тем более необходима, что при вале интернета, читать бедную фабулой и сюжетом беллетристику мало кто станет.
Хотя литература для избранных важна и я пишу не для всех, но хочу научиться и развлечь своего читателя мастерски разработанной сюжетной канвой, это школа, ей надо учиться у мастеров, поэтому обратила ь снова к Каверину, интуитивно, почему нам нравиться перечитывать и пересматривать, ведь все уже знаем, но,..таинственно.
А интересно, почитатели Д.Донцовой перечитывают ее книги?
У. Ариэтты Шагинян вчера прочла статью Агата Кристи, с анализом профи о секрете успеха английской писательницы
Между прочим я порадовалась тому, что Мариэтта Сергеевна, разрушала русские переводы, и призналась что так же ужасны Франц. Переводы и Агату Кристи надо читать в оригинале, прелесть ее англ.прозы.
Лично я не раз читая Агату Кристи удивляла ь успеху не как писателя при таком северном языке, а оказывается это скверные переводы.
Продам переводчикам идею заработка:предложить новые переводы на русский королевы детектива. Но не тяп ляп как до сих пор лишь бы на волне интереса клепали плохие переделки и на плохой бумаге и называли это Агатой Кристи.
Так читая роман Агаты Кристи Разбилось зеркало, я насчитала несколько десятков раз уплтребленное переводчиком редкое русское слово "наподобие".
Да, наподобие этого.
Это уже выглядело как скрип двери, котору, ждёшь, что сейчас снова заскрипит,
Или протекающий кран, сейчас капля опять ритмически пролеться
Наподобие...
И весь ост текст такого же пошиба.
А ещё в 1981когда у нас мало издавали ещё Агату Кристи обо всем этом сказала Мариэтта Шагинян в статье о ней.
Потом был вал плохих переводов.уже пост СССР.
Может зря продала идею.сама б перевела и предложила издательствам, но я слабо владею английским. Хотя...
Мария та Шагинчн призналась, что за границей она покупала Франц переводы Агаты Кристи, но они оказались ужасны и читать надо на англ.
Очарование ее англ.прозы.
Потом что не помнит как звали мисс Марпль или Мепл
Мисс Марпл, в 90 с лишним лет она лишь раз зареклась в англ.фамилии, я и то сейчас забыла ее второй вариант,см.
Надо писать.
Не все она писала в столь почтенные лета, но писала всю жизни и даже когда работала над своей возможно лучшей а на мой взгляд лучшей книгой Человек и время. История человеческого становления, мемуары над которыми работала последние 20 лет жизни, то щедро черпала из запасников, дневников ещё 10 и 20 гг.
Чему приучила ее Зинаида Гиппиус, требуя слать ей в Париж где она проводила зимние месяцы, залечивач старую чахотку, длинные письма, условно названные регламентации.
Лина Шагинян,старшая сестра Мариэтты придумала это название для подробного жизнеописания каждого дня.
Биохроника Ленина потом такое было ИМЛ изучался и по часу восстанавливали жизнь Ленина, в чем и Мариэтта приняла посильное участие.
Но вот ещё до революции Зина да Гиппиус нежно корит милую Мариэтта за лень и нежелание писать подробные регламентации ей заграницу, м описанием всех деталей каждого дня.
Лишь раз запнулась в англ фамилии, не вспомнила а точнее вспомнила но не уверена была так ли. А было М.Ш..
Так вот регламентации.
Работая над книгой мемуаров, она щедро использовала свои многочисленные тетради дневников всей жизни, и не это ли сообщило такую силу ее книге мемуаров Человек и время? Ведь к старости все равно слабеет перо у большинства. И истираются детали воспоминаний, почти все уже забывается, и воспоминания больше уже перевраны, так что нет особого доверия мемуарам людей. Но Мариэтта писала по свежим следам каждый или почти каждый день и выдумывать и перечитать уже не приходилось и соединённое с зрелой мыслью и опытом старого человека, ее мемуары звучат на удивление свежо как написанные совсем нестарым человеком.а потому что она п сала их всю жизнь.
жаль не было советской части, останавливается на 1917 году, в ее 30 лет,
А дальше, она считала. Что ее жизнь вся на виду в книгах и ТВ радио, но я бы так не сказала и писать надо было хотя бы в стол и про дальше.
Выдумывать и перевирать
Так что не лениться.
Это сейчас тоже регламентации читанного только что по свежим следам.
Через даже недели, не говоря о годах, так уже не наиишется, с деталями, с почти прямыми цитатами по памяти,и ТД.
Да. Не лениться, до секретов нет.
Каверин пишет, что например Алексей Толстой, как бы ни была проведена ночь, каждое утро уже сидел за письм столом.
А как он проводил ночи, интересно?
И сам Каверин писал что и в старости пишет каждый день, даже в дни когда болит голова хочется ещё острее писать,
Увы могу тоже сказать о себе, но лучше чтобы не болела.
Над этим работать, режимом ЗОЖ.
Многочисл поездки М.Шагинян по миру тоже обогащали ее писат.архив, как она писала в поездках технология и как разбирала дома и по ним создавала статьи очерки Мариэтта Шагинян раз себя мастер советского очерка.Зарубежгые письма другая лучшая книга.которая тоже создавалась десятки лет.
Писательство соблазнительно но и трудная профессия, пишет Каверин.
Метод Гоголя. У Каверина. Отложить первонач. рукопись и по возможности надолго. Потом взглянешь по новому, новый угол зрения.
Каверин с этим согласен, а я скорее теперь нет сем да.
Никто не знает что там, в дымке будущего, чтобы откладывать, да ещё "по возможности надолго".
Словно в запасе вечность. Я жалею об уже отложенных своих замыслах, зачем кого.слушала, бросала на середине.не надо было слушать а делать свое дело, плести свой кокон замыслов до завершения.
На вопрос интервьюера писал ли стихиКавери н ответил, и
Что стихи он не просто писал, а задал себе задание писать по стихотворению в день и писал стихи годами, отдав этому все силы души,ну а что, почему мы не знаем стихов Каверина?
А оказывается Мандельштамом, услышав стихи Каверина, что ему тот прочёл, сказал:
От таких как вы, Каверин,надо спасать русскую поэзию.
И все. Каверин бросил стихи навсегда и годы вылетели труда вон.
Надо спасать от таких, как вы, русскую поэзию
Сказал сурово, как отрезал, Осип Мандельштамом Вениамину Каверину(Зильбер).
Ха хи анекдот.один ... другому ... про спасение ру свой поэзи а от себя Мандельштама не хотел спасать русскую поэзию?
Впрочем вся русская поэзия давно и прочно ...в этом парадокс, русских поэтов почти нет этнических. Кроме Есенина и пары тройки ещё.
В этом вопросе я придерживаюсь линии провозглашенной Борисом Пастернаком, разошедшихся с отцом Леонидом Пастернаком.
Борис Пастернак бросил философский фт Марбурга, отказавшись от карьеры академич.ыилософа у самого их светила Когана и также отписал отцу,
Что он еврей, но считает правильным не сионизм а ассимиляцию и выбирает быть русским поэтом.
Также Карл Маркс, и не его пихать про его дедов раввинов, Карл в этом не винова но он сделал свой осознанный выбор и этот выбор быть с человечеством, а не против него как учит сионизм.
потому считаю что Борис Пастернак был безусловно прав.
Да вот и серапионоаы братья, любимая Альма матер Каверина часто им вспоминаемая.
Я см в Википедии состав,половина на половину евреев и русских.
.как говорится, 200 лет вместе,книга солженицына которую не любят евреи прозы ру, хотя почему непонятно.
Так может Мандельштамы и им подобные отбили талант стихов и у Мариэтты Шагинчн уже бывшей известной поэтессой?
Это род порчи, словом.
Пригвоздить и испортить, мне это знакомо. Потом надолго пропадает желание творить.
Поэтому Чехов писал, рассказывает Каверин, что всю критику о себе надо прочесть только раз и все сразу, выбрав солнечный день, сад, плетёное кресло
а сам Каверин критики не читал о себе.
И многие также.
Да это самый страшный вил порчи, дурным словом, вот этим фи, от тебя надо спасать поэзию.
Не замечать дурных людей и дурные слова.
В юности я от дурных слов завистников болела подолгу.
Это главный урок, что я вынесла:не замечать дкрных словес и жалчщец псевдо критики мотивированной или завистью, или конкуренцией не пущать и никогда не обьективностью.
А обьективности учись сам, ты сам себе, поэт, свой высший студия.
3 часа строила, перерыв.
Зера Черкесова Новеллы 03.06.2024 15:25
После чая с медом.
А писать каждый день по стихотворению и я думала.
Но те же сомнения, а способности а талант?!
А что талант.
Он ничто без общей культуры, содержания личности
По большому счету Каверин хотя бы в зрелые лета, пусть даже Мандельштам отчасти сказал правильно и вначале это были не лучшие стихи, но зачем же так...обрезать крылья.да не вначале,а скитруда положено человеком.
Так по большому счету зрелый Каверин превзошел бы в стихах оч многих именитых поэтов, не скажу уж ладно про Мандельштама, может его устами водила судьба, приведшая Каверина к большой прозе, пережившей его, одного из немногих сов.прозаиков.
Но содержательно Зрелый Каверин мог бы вернуться и к стихам и писать совсем не худшие стихи, не хуже Евтушенко например.
И это обогатило бы и его палитру прозаика.
Не забрасывайиничего навсегда, это страшно.то чему отданы годы и годы, тем более молодости, это тоже часть тебя и твоей судьбы, талантов, выбора души и кармы.слкчайные реплики не должны решать быть или не быть.
Про это отлично сказал Рей Бредбери.
На встрече с Чита елями.
- Как научиться писать как вы?!
-Бркдбери:напишите 500 рассказов. Никто не сможет написать 500 ПЛОХИХ рассказов.
Плохих и в книге откуда прочла было набрано ПЛОХИХ заглавными буквами, а книга эта называлась,,,Американского астролога. Что не только звёзды решают есть у вас талант или нет, автор привела этот ответ и совет Бредбери.
Судьба, конечно, есть, хотя бы если в терминах офиц науки, в виде ДНК кода запечатлены наши способности и слабые места, а астрологически тоже многое предопределено, но никто за тебя, замечу, не напишет 500 рассказов сделавших Бредбери тем кто им стал, и по одному стихотворению каждый день годами За Каверина тоже бы Мандельштамом не писал, а взял на себя тогу студии, спасать поэзию...
Так что критики сродни злым колдунами и вампирам.
Каждому свыше отведены свои сроки в том числе и расцвета дарований.
Мало ли что потом будет...
Я иногда захаживаю к Татьяне Казовской и Дине Панасенковой, Владимиру Беспалову и др.
Читаю стихи, хорошо написано.
Иных уж нет, а те далече.
Каждый день одно стихо и один перевод кусочка текста или стихо подстрочник совсем невелико по объему, а капля рождает океан...
Не делать перерывов больше недели.
Ходить на стихи, как на службу, чем и является стихи ру, принявшие нас под свое крыло, и это тоже свыше, теперь понимаю, что не все мы можем выбирать, и чаще выбор идёт за нас незримо и тайно.
А теперь одно стихо, один подстрочник и одну главу роману, эссе.план превыше надуманного вдохновения. Вчера у меня не было желания писать и настроения, разругавшись намедни на стихира с одним автором да и утомившись,но я сказала надо.и сварила себе кофе,обтерлась мокрым полотенцем,взяла планшет и начала понемногу, и жажда труда вернулась, к моей радости, работала до 12 ночи.
Не ждать от др вдохновения.
Перерыв.
Зера Черкесова Новеллы 03.06.2024 16:40
28 июля 2024
1.
Писательские семинары лета 2024 ЗОЖ литератора
http://stihi.ru/2024/07/25/5671
2.
http://stihi.ru/2024/07/14/4697
Писательские семинары лета 2024. Капитолина Назарьева, автор детективов. Продуктивность пера.
3.
http://stihi.ru/2024/07/22/3324
Писательские семинары лета 2024. Посещение театров онлайн и офлайн.
4.
http://stihi.ru/2024/07/22/5396
Писательские семинары лета 2024. Верлибры
5.
http://stihi.ru/2024/07/25/5755
Писательские семинары лета-2024. Ранние стихи
6.
http://stihi.ru/2024/07/25/4054
Писательские семинары лета 2024. Ремейки. Гостья из будущего-2
7.
http://stihi.ru/2024/07/25/5879
Писательские семинары лета 2024. Периодика, библиотеки, путешествия.
8.
http://stihi.ru/2024/07/25/5900
Писательские семинары лета 2024 Изучение языков
9.
http://stihi.ru/2024/07/26/3677
Писательские семинары лета 2024. Писать о науке
10.
http://stihi.ru/2024/07/27/3987
Писательские семинары лета 2024 Лотман. Пушкинисты.
© Copyright: Зера Черкесова Новеллы, 2024
27.07.2024 15:39
Писательские семинары лета 2024 Черновик 020624 - эссе и статьи, 29.07.2024 15:02
Писательские семинары лета 2024 Черновик 030624 - эссе и статьи, 29.07.2024 14:57
Ч. 6 Читать первоисточники. Роберто Ди Бартини - эссе и статьи, 27.07.2024 20:15
Ч. 5 Роберто Ди Бартини. Тайны п-в континуума - эссе и статьи, 27.07.2024 16:30
Список ссылок цикла Мои писательские семинары Ч. 1 - эссе и статьи, 27.07.2024 15:39
Писательские семинары 2024 Лотман. Пушкинисты - эссе и статьи, 27.07.2024 15:14
Писательские семинары лета 2024. Писать о науке - эссе и статьи, 26.07.2024 14:07
Писательские семинары лета 2024 Изучение языков - эссе и статьи, 25.07.2024 20:37
Писательские семинары лета 2024. Путешествия - эссе и статьи, 25.07.2024 20:31
Писательские семинары лета 2024. Ремейки. Алиса - пьесы, 25.07.2024 14:50
Писательские семинары лета 2024 ЗОЖ литератора - эссе и статьи, 25.07.2024 19:50
Писательские семинары лета-2024. Ранние стихи - любовная лирика, 25.07.2024 20:09
Писательские семинары лета 2024. Верлибры - верлибр, 22.07.2024 18:45
Писательские семинары лета 2024. Посещение театров - эссе и статьи, 22.07.2024 13:06
Писательские семинары лета 2024. Продуктивность - эссе и статьи, 14.07.2024 16:50
Список моих эссе и переводов английского Барокко-1 - поэтические переводы, 11.07.2024 21:02
Свидетельство о публикации №124072904227