Шопен. Желание любви
Констанция просто была холодна,
Марыня Водзиньська – играла…
И были паненки, бела и черна,
Нелепое будто начало:
Надежды – без счастья,
Мечты – без любви,
Без полной, всецелой, взаимной.
И так было пусто – зови-не зови –
Виденья – любовию дивной.
А после придёт опекун или мать –
Фатальная femme черноброва
И будет владеть и велеть-донимать,
Стерпеть – и баллада готова.
И дышит ноктюрн, и прелюдия ждёт,
Летят над Землёю этюды…
И жизни короткой ещё оборот,
И нот драгоценные груды.
29.07.2024
_____________________________
Наверное, здесь нужно дать объяснения.
Я недаром написала "фантазия", стих этот отклик на то, что я читаю в книге Фаины Оржеховской о Шопене. Книга мне, в целом, нравится. Но я всё время думаю - так ли всё было на самом деле? Не фантазия ли это автора, или, всё же, основой - скрупулёзное изучение материала, чтение писем, различных сведений со всех сторон, оставленных современниками? Пока выясняю... Значит, и я могу написать своё восприятие и свою фантазию - из того, что чувствую.
Конечно, всегда всё сложно и неоднозначно. Но в стих всегда берут что-то преобладающее. Да, судя по всему, ни Констанция ни Мария Фридерика не любили - так, чтобы ради него - на всё! Они думали о лучших партиях, о болезненности Шопена, о том, что карьера артиста так нестабильна... Бела и черна - потому что в книге подчёркивается белизна, почти прозрачность кожи Констанции ( "мой идеал" - говорил Шопен), ангельская внешность и благородное поведение, недоступность... и так она и не ответила на Любовь Шопена, даже после знаменитого Ларгетто из Концерта. Потом он уехал, она осталась в Варшаве - и так всё и угасло.
Мария же была смуглой и, говорят, некрасивой. Но она была умна и талантлива и научилась в юном возрасте компенсаторно "подавать себя" ( это всегда очень важно, бывают неуспешные красавицы и успешные некрасавицы - потому что они уверены в себе, а люди это считывают - они верят уверенности и следуют за силой воли). Мария сначала проверила эти чары на поэте Юлиуше Словацком, которого довела до предложения брака и отвергла. А потом долго общалась с Шопеном, выстраивая неоднозначные отношения. А потом - отец, мол, брака не хочет ( сословная разница), но ведь, если бы любила - то преодолела бы это.
А Жорж Санд, "мужчина в юбке" ( вернее, наоборот) - завоёвывала Шопена, как крепость. Очень сильная натура, и ничто её не останавливало, тем более, семья и брак не предполагались. Это было партнёрство двух ярких художников, пока любовь не пропадёт. Но она, как это бывает, от трепетности и головокружения страсти перешла в позицию "сильная женщина командует и опекает", ибо иначе и невозможно в такой расстановке сил. Мужчина же, каким бы сам ни был мягким и нежным, утончённым, всё равно хочет видеть женщину, как более мягкое и слабое существо. Ибо как же тогда проявить своё рыцарское мужество?
Роман длился 10 лет.
И вот когда Шопен остался один, разбитый и больной, подруга его ( только ли? но душевно - точно!) Дельфина Потоцкая - пишет ему, переживая за него, очень тепло и сердечно. И вот эти отношения кажутся самыми настоящими, быть может потому, что там страданий любви-страсти-мечты не было, но были душевная привязанность и понимание.
Вот пока что могу сказать о Шопене и его ( не его) женщинах.
У меня, кроме книги Оржеховской, есть параллельно и биография некоего А. Петрова ( интернет подсунул мне вместо заданного в поиске Моруа, слушать интересно). Что узнаю - напишу. Потому что сведения несколько отличаются.
"В любви бывает только начало!" - пишет Жорж Санд. Ну, правильно, страстная женщина! А конец - это "Лукреция Флориани", когда ты - молодец, а бывший возлюбленный - чудовище.
29.07.2024
Прекрасна, очень интересна, психологически точна глава разговора Авроры и Людвики, сестры Шопена, когда она с мужем приехала в Ноан ( не смущайтесь, в электронной версии книги Ноан назван Ноганом, а ноанский - ногайским :), но я уже привыкла к этим мелочам, читаю ради самого рассказа). Так вот, книга действительно всё интереснее! Разговор - схватка "свободы" и "традиционных ценностей", всё позволяющей Франции и патриархальной верующей Польши - разных миров и бытований. Аврора была очень ярким представителем своего мира, а Людвика - своего. После этого разговора идёт замечательный текст о "Лукреции Флориани".
31.07.2024
Дочитала замечательную книгу Оржеховской и всем рекомендую!
И продолжаю слушать О Жорж Санд книгу А. Петрова - много фактического материала, мне интересно. Вот сейчас как раз о том, какой ужас творился в то время, как Шопен уже отделился от Авроры и её жизни и уехал из Ноана в Париж. Какой же кошмар! Мать с дочерью воюет, с её мужем разборки, тут же сын Морис и приёмная дочь Авроры, одни интриги сплошные. И какая-то девушка, которую когда-то соблазнил брат Водзиньской Антон, и вот она мстит Шопену, потому что тот когда-то любил Водзиньскую. Там даже до мордобоя в Ноане доходило ( правда, без Шопена), но они все старались перетянуть его на свою сторону и даже, когда он уехал, доставали его подробными письмами. Как он мог творить в такой атмосфере?
На Майорке, думала я, не очень хорошо ему было, особенно когда дожди начались ( я книгу Жорж Санд про Майорку тоже прочитала), но в сравнении с последующим периодом, это было счастливое время! И там он окончил любимое моё - Прелюдии опус 28.
Также я теперь знаю, почему они не уехали, когда зарядили дожди и у Шопена ухудшилось здоровье. Раньше я думала - ну если вам плохо, возьмите и уедьте! А не тут-то было! Майорка в то время была диким краем, не туристическим местом, и лишь когда там занялись разведением свиней на продажу, стал ходить туда раз в полгода пароход. Жорж Санд пишет, что ходил он ради перевоза свиней, и как они там ехали много дней, запертые в душной каюте, потому что по палубе выгуливались свиньи - они были главными пассажирами! Вот поэтому нужно было ждать всю зиму ( а приехали они осенью), и прекрасной весной, когда Майорка уже расцветала, поехали домой. Потому что Шопен там уже не мог. Как ужасно относились местные жители, когда узнали, что у него туберкулёз - выгоняли отовсюду... И этот монастырь, продуваемый всеми ветрами, где пришлось жить. И на Майорке у них с Авророй любовь кончилась и началась дружба. А. Петров письма приводит, да и вообще Аврора сообщала всегда каждое своё движение и ощущении во всех подробностях - широкой публике. Как сказал Бальзак: её жизнь была одна длинная фраза. "Женщина, обёрнутая в слова"
03.08.2024
Что ж, и Аврора, вампирическая женщина, ядовитый цветок, чему-то учит. От противного - главному: когда закончилась любовь, расставаться нужно благородно, а не мелочно-мстительно. Да и само благородство, лишний раз убеждаешься, не всегда от происхождения и воспитания зависит - и баронесса, и по отцу даже от французских королей... но мать - испанская танцовщица, такой мезальянс. И вот победила в ней та кровь при расставании с Шопеном - всё это было и эгоистично, и скандально, и мстительно. Хоть бы эту "Лукрецию" уже не писала! А то она ещё её и читала - Шопену и Делакруа сразу по написанию. Бедный Делакруа не знал куда деться, понимая всё. А Фридерик был спокоен и роман похвалил, хотя с его чуткостью всё понял тоже. Да там и без чуткости очевидно, и так гадко, если женщина творец опускается до этого! Вот и Мари дАгу мстила Листу потом тоже писаниями своими...
Так поступать нельзя. Как бы ты ни относился к человеку, крайне тебя разочаровавшему, не говори о нём плохо ради того прекрасного чувства, подаренного Богом, не опускайся до мстительности. Думай просто о том, что того человека больше нет и нужно хранить о нём, жившем в твоём сердце, благодарную память.
Всегда же у всех влюблённых бывает хороший первый период идеализации и полного единения и понимания. Вот ради этого взлёта нужно отказаться при расставании от враждебности, стараться отпустить - навсегда в другую жизнь.
Я прочла две книги, и ни в одной нет хорошего о Жорж Санд, в основном, образ получается эгоистически-вампирический. Остался у меня Ивашкевич с его монографией о Шопене. Посмотрим, что он скажет.
05.08.2024
Придётся мне отложить о Шопене третью книгу, потому что стрессовые события перебили моё погружение, и я больше эту тему не воспринимаю. Пойду в другое ресурсное.
Спасибо за всё, дорогой Фридерик! Я вернусь на каком-то другом круге. В засушливом времени Ты мне очень-очень помог!
12.08.2024
Итак, я всё-таки прочла Ивашкевича. Нельзя ведь не сделать то, что сам себе запланировал, оставить своё дело незавершённым. Читать мне было легко, хотя вначале я и хотела отказаться из-за повторений того, что уже знала. Эта книга более музыковедческая, чем художественная, очень небольшая, описательная. Из всех трёх лучшая - Оржеховской. Прожить рядом с Гением Воды ( хоть он и не любил эти сравнения, раздражало его, что в Лондоне о его музыке всё время говорили "подобна воде"), с Гением Влаги животворной - в это непростое засушливое лето... было прекрасным!
Что же касается отношений с женщинами, то вот, есть фильм польский - "Желание любви", не очень мне там образ Шопена нравится, и много других нелепостей, однако так и можно выразить жизнь Фридерика - Желание Любви! Ничего он не получил, что хотел, он был один...один...один. Но оставил нам столько красоты! Каждая нота - родная, я его произведения, как свою душу слушаю давно. И вообще, Шопен - это Рай пианистов. Вечная Голубая Нота.
Я переименовала стиховорение ( оно называлось "Шопен и женщины"). Потому что это название более точное, оно сразу в голове у меня было, но не хотела повторять название фильма о Шопене. И всё же пусть будет - ради верности. Ведь действительно, всё в нём было - желанием любви, так и нужно воспринимать его музыку.
21.08.2024
Свидетельство о публикации №124072901624