Турнир поэтов 2024. Артём Рагимов. Георгий Ефанов
Июльский сет Турнира поэтов. Очарованный репортаж.
*
В минувшую среду состоялся очередной выпуск Турнира Поэтов. Первые два не впечатлили до неловкости, к тому же была в отъезде, поэтому свою неловкость оставила при себе. Ниже "официальный" отзыв сразу на 3 выпуск. Кто не видел, рекомендую. Отвлекает, хоть ненАдолго, от "свинцовых мерзостей жизни".
*
Итак: прекрасная передача (своим кардинальным отличием от повальной блогерской трескотни). Спасибо, что она есть.
Какие красивые люди участвовали! Какая красивая русская речь. Белые рубашки — такие рубцовские, июльские ("В белой рубахе в осоке лежу ..."— Георгий. И: "в такой же белой горестной рубашке"— Артём). Не лица— стихи!
Не сет — спектакль!
Артём — Печорин, разочарованный странник (лейтмотив его стихов — лермонтовский поиск пути), Георгий — Ленский (поэт и романтик в начале своих очарованных странствий).
Кто вспомнит стихотворение Брюсова "ЮНОМУ ПОЭТУ", тот поймёт Надежду Бесфамильную.
(Юноша бледный со взором горящим, /
Ныне даю я тебе три завета:/
Первый прими: не живи настоящим,/
Только грядущее — область поэта./
Помни второй: никому не сочувствуй,/
Сам же себя полюби беспредельно./
Третий храни: поклоняйся искусству,/
Только ему, безраздумно, бесцельно./
Юноша бледный со взором смущенным!/
Если ты примешь моих три завета,/
Молча паду я бойцом побежденным,/
Зная, что в мире оставлю поэта.
1896 г).
Вот Надежда и пала! И не одна она, как выяснилось. Стихи Георгия — неумелые, подражательные, поверхностные по смыслу, маловыразительные по технике, — очаровывают одним — детской непосредственностью восприятия и убеждённостью в их праве — БЫТЬ. Это прилежный ученик, постигающий жизнь "по учебникам". Живое впечатление, эмоция — есть. Но поэтический язык — скорее мёртв, чем жив. Он заёмный, ученический, тяготеющий к "золотому веку". Всё равно, что современный подросток вдруг заговорит языком Шекспира. Выступление Георгия вызывает умиление и возглас "надо же, какая милота!". Ленский, в общем...
Артём, напротив, разочарованный странник, которому не чужды интонации более близких соседей по времени и по себе—Заболоцкого, Бродского, Полины Орынянской. Импонируют его умелые интерпретации общепоэтических образов (они поданы всё же под своим углом зрения. Языковые окаменелости типа "до дрожи", "тихое счастье", "круги ада" — удручают поначалу, но по потом, кажется, и ничего себе, когда в контексе). У подборки Артёма есть обаяние, которое Мандельштам назвал "выпуклой радостью узнаванья". Для меня с толикой разочарованья, поскольку узнаванья мне многовато. Видны предшественники, но видна и работа над текстами, просматривается уже и личность автора, его поиск собственного пути. Это более взрослый подход к творчеству и более ответственный, чем у Георгия. Этап ученичества, на котором пока находится соперник, пройден успешно. Да, не явление. Пока. Но на пути. Это очевидно. Вполне зрелые стихи. Думаю, у этого автора, жадно и всерьёз постигающего законы мастерства слова, гораздо больше возможностей удивить нас в следующем этапе Турнира.
—
Наталья Малинина.
Экспертный совет.
http://stihi.ru/tv/turnir2024/3
Свидетельство о публикации №124072805209