Мысль Мыслителя

Влияние на Родена его музы и модели Камиллы Клодель особенно отчетливо прослеживается в скульптуре «Мысль», датируемой 1886 годом. Это время сложных отношений между Мастером и Моделью, которая к этому времени сделала гигантский шаг в сторону творческого роста и духовной независимости от влияния Родена.

С одной стороны, сама возможность выразить не только движение, но и внутреннее состояние модели всегда относилась к важнейшим задачам Родена. Но с другой стороны эта задача была персонифицирована скульптором применительно к целям конкретной скульптуры — портретное сходство с Камиллой очевидно. Обобщение в индивидуальности — вот в чем сила творческого влияния этой работы.

Самобытность Камиллы и обобщенность формирования мысли Роден блистательно сумел передать в работе «Мысль»: индивидуальность мягкой формы очертаний почти портретно точной женской головки возлюбленной, формируется из глыбы необработанного камня, подобно тому, как человеческая мысль приобретает все более ясные очертания и находит выход из сферы подсознательного.

«Мысль» смотрит, и видит, но взгляд ее блуждает в потемках подсознания, он не очерчен резко, но глаза (мы это не видим но понимаем) — зрячи…

Так размышляет Женщина.

Иначе думает Мужчина.

В это же время Роден лихорадочно работает на порталом "Врата Ада" в верхней части которого размещает скульптуру сидящего мужчины - поэта в первоначальном замысле.

В скульптуре «Мыслителя» Роден выражает сублимированное представление о человеке, находящемся в состоянии сосредоточенного размышления. Этот размышляющий Человек сидит и сдвинутые внизу ноги дают верную опору руке, на которой покоится, в которую вернее, — упирается подбородок головы.

Физическая опора для размышления найдена и кажется, что тело каждым мускулом помогает человеку мыслить. Человек мыслит, и хотя глаз его мы не видно, лицо устремлено вниз, Роден сумел выразить не результат, но процесс формирования мысли — ее внутренний ход от предпосылки к заключению. В подавляющее большинство работ, даже тех, где действие не так очевидно, Роден всегда старается вложить указание на движение или жест, избегая, как в реальной жизни состояния абсолютного покоя. Скульптор всегда пытается подкрепить внутренние чувства движением мускулов.

«Искусство без жизни немыслимо. — неустанно повторяет Роден. — Что для нас радость или горе безжизненного предмета? Каменной глыбы? В скульптуре иллюзия жизни достигается только мастерской хорошей лепкой, которая может передать движение».

Передавая эффекты радости, страдания или страсти, размышления скульптор только тогда увлекает зрителя в свой мир, когда ему удается вдохнуть жизнь в созданные его божественной рукой существа.

Париж. Пантеон. «Мыслитель». Роден.
Люксембургский музей. «Мысль» Роден.


Рецензии
Великий скульптор, великие творения: жизнь переданная в камне...

Александр Шурикелло   02.08.2024 08:50     Заявить о нарушении