Янка тогда. Нигилист. Как ван-гог

Правое полушарие Интроверта
вы подписаны
Почему у Базарова не было шансов на настоящую любовь?
25 октября 2021
10K прочитали
Роман Тургенева «Отцы и дети» стали широко обсуждать сразу же после выхода. Он во многом стал революционным: у писателя получилось предугадать появление новой модели поведения, которую он назвал нигилизмом (впервые этот термин употребил в 1829 г. Николай Надеждин в статье «Сонмище нигилистов»).


dodopizza.ru
РЕКЛАМА
Леди Баг и Супер-Кот в Додо
Пицце
Купить
После выхода «Отцов и детей» в 1862 г. этот термин стал массовым. В том же году состоялись поджоги в Петербурге, и тургеневского героя обвинили в пагубном влиянии на мыслящую молодежь. Однако для самого писателя личность Базарова не была столь однозначной.

Тургенев показал нам персонажа, который убежденно проповедует отказ от человеческих чувств. Но после встречи с Одинцовой Базарову придется разочароваться в своих убеждениях.

Был ли шанс у главного героя на счастливый исход? В этом мы и попробуем разобраться.

Автор: Кирилл Сивков

Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров в спектакле "Fathers and Sons"
Убеждения Базарова

Прежде чем обратиться к отношениям Базарова и Одинцовой, необходимо разобраться в мировоззрении самого героя. Характер Базарова раскрывается через взаимодействие персонажа с окружающими людьми. Например, с Павлом Петровичем Кирсановым, который во многом становится зеркальным отражением своего соперника. При чтении романа трудно удержаться от сопоставления этих героев.

favicon
Перейти
Павел Петрович представляет собой мир отцов, но при этом система его взглядов и жизненная стратегия во многом напоминают базаровскую.

Например, оба упрямы и горды до самозабвения. Они пережили несчастную любовь и являются честными, принципиальными людьми. Но между ними есть существенная разница. Павел Петрович склонен много говорить, но при этом мы не видим его в действии. Базаров – его противоположность.

Павел Петрович Кирсанов (иллюстрация Д. Боровского)
По существу, перед нами целостный герой, который не пытается кого-то в чем-то убедить, ему неинтересно навязывать свою позицию. Каждая реплика Базарова – вынужденная. Да, он эпатажен, но при этом внутренне органичен. В этом состоит художественная правда Тургенева, который всегда уклончиво говорил о своем герое: «Я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!».

Под нигилизмом обычно понимают особое мировоззрение, которое основано на тотальном сомнении в абсолютности тех или иных истин. Базаров сомневается в чем угодно, но только не в себе. Если мы внимательно вчитаемся в высказывания главного героя, то обнаружим, что они не терпят возражений: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца» и т. д.


hh.ru
РЕКЛАМА
hh.ru для малого бизнеса:
разместите вакансию
Зарегистрироваться
Таким образом, перед нами человек, который твердо придерживается своих убеждений. При этом ему не хватает гибкости, чтобы трезво взглянуть на окружающий мир. Мы понимаем, что Базаров совершенно незаурядный человек и талантливый ученый. Правда, думается, что для занятия наукой необходима все та же гибкость, которой недостает главному герою.

Картина "Студент-нигилист" И.Е.Репина, 1883 г.
Базаров и Одинцова

Отношения Базарова и Одинцовой становятся для романа центральными. Именно любовь обнажает страстную натуру главного героя. Основной конфликт заключается в том, что Базаров циничен и не хочет верить в возможность сильного чувства. Для него любовь – это химия, обычная биологическая реакция.

Показательны слова героя, когда он впервые видит Одинцову: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа». В этой грубоватой фразе мы видим явную заинтересованность.

И действительно, только такая женщина и могла его увлечь. На момент появления в романе ей 28 лет, она многое пережила, но никогда не любила. Одинцова умна, расчетлива, холодна, но при этом нравственна. По существу, она – это отражение Базарова.


tg.tele2.ru
РЕКЛАМА
Перейти на сайт
Базаров и Одинцова в экранизации Вячеслава Никифорова, 1983 г.
Но если Базаров смог с очевидной страстью влюбиться в Одинцову, могла ли она ответить ему взаимностью? В письме к Случевскому Тургенев дает однозначный ответ:

Одинцова так же мало влюбляется в Аркадия, как в Базарова, как Вы это не видите! — это та же представительница наших праздных, мечтающих, любопытных и холодных барынь-эпикуреек
И действительно, ее характеристика в романе красноречива. Одинцова способна увлечься, но не до самозабвения. По всей видимости, она и сама не понимает, чего именно хочет от жизни, но совершенно точно хочет прожить ее размеренно и спокойно. Тургенев пишет об этом так:

Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения

Базаров и Одинцова в спектакле Александра Дмитриева (МХАТ)

geely-motors.com
РЕКЛАМА
Подробнее
Мог ли Базаров быть счастлив в любви?

Тургенев-человек и Тургенев-писатель – не одно и тоже. В романе четко проговаривается, что Базаров не просто увлек Одинцову, а «поразил воображение». Тем не менее она продолжает вести все ту же размеренную жизнь. В его отсутствие «она не скучает, не ждет его», но много о нем думает. То есть перспектива будущих отношений, будущей взаимности обозначается достаточно отчетливо. Но любви не суждено сбыться.

Причиной этой невозможности становятся убеждения Базарова, которые заводят его в тупик. Тургенев пишет, что новое чувство «мучило и бесило» молодого человека. Более того, если кто-нибудь сказал бы ему об этом, то Базаров «отказался бы от него с презрительным хохотом и циничною бранью».

Вероятно, если бы он смог проявить гибкость мышления, признаться самому себе в том, что происходит на самом деле, и выждать необходимое время, то история не закончилась бы отказом Одинцовой.
Евгений Базаров в экранизации Авдотьи Смирновой, 2008 г.

Для Базарова любовь – это нечто противоестественное, мучительное, постыдное.

В момент признания он испытывает «страсть, похожую на злобу». Одинцовой же дорого ее собственное спокойствие. Таким образом, любовь Базарова разбивается о его собственные идеи, которые оказываются совершенно нежизнеспособными, так как перечат естественному движению жизни.

Автор подчеркивает это в финальной сцене романа. Это сцена на кладбище, в которой он подробно описывает пейзаж. По сравнению с бесконечным равнодушием природы человеческая жизнь — с ее метаниями, идеологиями, идеями — представляется суетной.

Картина "Старики-родители на могиле сына", В. Перов, 1878
Именно поэтому счастье в «Отцах и детях» обретает не бунтарь Базаров, а кроткий, добродушный и ничем не примечательный Николай Петрович Кирсанов. Он не пробует сопротивляться естественному ходу событий. И в итоге такое отношение к жизни вознаграждается. Он сближается со своим сыном Аркадием и обретает счастливую семью с Фенечкой.

А что вы думаете о Базарове? Могла ли его судьба сложиться по-другому?

Тургенев – представитель критического реализма в русской литературе. Подробнее об особенностях стилей разных писателей и их главных произведениях вы узнаете на курсе «История русской литературы»

Комментарии
143

Сначала популярные

Сначала популярные
Написать комментарий


Анна Смирнова
2 г

Мне кажется, Тургенев просто не знал, что ему делать дальше с таким решительным героем. И поэтому уморил его, причём не слишком естественным образом.

Ответить

64


Показать 7 ответов
Владимир Минаев
2 г

Незаурядный человек? Только на фоне окружающих его уездных убожеств. Одинцова, худо-бедно самостоятельная - уже воспринимает все его инвективы как повод для спора-развлечения, не более. Да и Аркадий после...еще

Ответить

59


Показать 9 ответов
V V
2 г

Перечитал недавно роман. Всё-таки Базаров не нигилист. Скорее материалист-шовинист. Нигилизм - это несколько другое.

Ответить

52

Ещё 50 комментариев из 63
Модная лавка 19 века

Подписаться
27,9K подписчиков

Анна Каренина, вопреки желанию Вронского, едет в театр слушать Патти. Что это за певица и как она выглядела?
Я думаю, сцену в театре из романа «Анна Карнина» помнят все. Некая противная тётка с фамилией Картасова оскорбила Анну, сидевшую в соседней ложе. Это привлекло внимание великосветской публики. Мать Вронского желчно говорит сыну: «– Что же ты не идёшь ухаживать за мадам Карениной? Она производит сенсацию. Из-за неё забывают о Патти». Мне кажется это преувеличением. Вряд ли можно было забыть о Патти из-за скандала в зале. Ведь она была не только бесподобной певицей, но и красивой женщиной. Вот как она выглядела в середине 1870-х...
2 года назад • 10,4K просмотров
На Рублёвке & На Новой Риге life

Подписаться
5,1K подписчиков

Реальные причины того, почему роман «Мастер и Маргарита» не стареет
«И сошла с ума Маргарита вслед за Мастером…» За несколько недель проката кинокартина «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина собрала почти пятьсот миллионов рублей. История по мотивам романа Михаила Булгакова спустя сотню лет вновь будоражит зрителей. Давайте вместе вспомним, почему одноимённый роман не теряет актуальности и какие его темы до сих пор остаются современными. Если есть рай, то существует и ад Произведение «Мастер и Маргарита» не может существовать без истории о Понтии Пилате. Смело можно сказать, что это основа, без которой роман был бы поверхностным...
5 месяцев назад • 472 просмотра
В приложении — удобнее
Открыть


Рецензии