Дар благодати несущие

"Всею душею твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его. Всею силою люби Творца твоего, и не оставляй служителей Его" (Сирах 7:31-32).


      К сожалению, и ныне существует распространенное искажение истины о священстве: убеждение о том, что "посредники" между Богом и человеком не нужны, что священство "устарело". Во-первых, священники - вовсе не "посредники", а представители Апостольской традиции, установленной Самим Господом. Во-вторых, о восходящей к Апостольским временам традиции рукоположения в священство/пресвитерство неоднократно сказано в Новом Завете: "их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки"; "Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали"; "Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деяния святых Апостолов 6:6; 14:23; 20:28).

      Увы, среди духовных заблуждений о православном священстве до сих пор бытует следующее: "Прихожане православных храмов целуют батюшкам руки - и значит, они поклоняются священникам". К сожалению, подобное искажение истины исходит от представителей чуждых духовных идеологий и проповедников определенных деноминаций*.

      Не священникам поклоняются православные христиане: без какой-либо пристрастности легко касаясь внешней стороны ладони, целуют невидимую десницу Бога, Который по благодати Святого Духа подает человеку благословение через Своего служителя - священника/пресвитера.

      Стоит отметить, что для Востока целование является традиционной социальной формой приветствия или прощания. Привычное в восточной традиции целование и в Апостольские времена служило выражением почтения. Для верующих целование издавна призвано оставаться святым в сердечной чистоте христианского отношения, как сказано в Новом Завете: "Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы" (Послание к Римлянам 16:16). Богодухновенные слова Апостола Павла свидетельствуют не столько о внешней форме проявления почтительного отношения, сколько о важности внутреннего наполнения сердечностью христианской любви.



----------
* Деноминация - определение в религиоведении, означающее тип религиозной организации с возможным промежуточным положением по отношению к секте и церкви.


Рецензии
Доброго здравия, Наталья! Спасибо за полезные для души библейские цитаты. Согласен с выводами, о которых Вы написали. Православное священство можно представить как очень большое родовое древо, которое имеет уходящую вглубь веков историю. Через таинство священства (рукоположение), наделяющее благодатными дарами Святого Духа, "родословная" каждого православного священника ведет свое начало со времен Апостолов.

Самим Господом были даны Его благодатные дары в День Пятидесятницы (50-й день после Воскресения Христова): произошло Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Именно тогда и была создана Иисусом Христом
Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, которая существует уже более 2000 лет. Деяния Апостолов 9:31: "Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались". В Новом Завете сказано немало о священстве, в частности, Иак 5:14-15: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему".

Благих дней Вам, будьте с родными хранимы Богом.
Мира и добра всем! С уважением и теплом души,

Ярославский Юрий   31.01.2025 09:31     Заявить о нарушении
К сожалению, и ныне можно встретить убеждение, что священник - совсем ненужный "посредник" между человеком и Богом, поскольку священство "устарело", и каждый христианин призван иметь личное общение с Иисусом Христом "без посредника в лице священника". Так, приходилось встречаться с убеждением, что необходима "перемена священства с внешнего на внутреннее". При этом приводились слова Апостола Павла: "Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона" (Евр 7:12). Однако даже если в каждом человеческом сердце воплотится Божие повеление о царственном священстве (1 Пет 2:9-10), вправе ли мы полагать своим суетным человеческим умом, что "внешнее" священство непременно "упразднится"? Не тонкое ли это искушение духом своеволия? Ведь благодатные дары Святого Духа, которые Сам Господь являет в таинстве священства (рукоположения), начиная с Апостольских времен, одна из великих Тайн Божиих. Имеем ли мы право рассуждать о возможной "отмене" благодатных даров Святого Духа, как "упразднении" "внешнего" священства? Вправе ли мы рассуждать о возможных действиях Божиих? Не умствование ли это, от которого неоднократно предостерегает Слово?

Нередко отрицающие священство ссылаются на следующие слова Апостола Павла: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1 Тим 2:5). Однако богодухновенные Апостольские слова свидетельствуют о Христе как Посреднике в смысле необходимости следовать Его путем: "Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин 14:6). "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны" (Гал 5:24-25). "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф 5:48).

Спаси, Господь, нас всех. Благодарю сердечно, Юрий, за внимание, единомыслие и душеполезные слова Священного Писания. Мир Вам и Вашему дому! С уважением, христианским теплом и светлыми пожеланиями благодати Божией, здравия и добра,

Наталья Обская 2   31.01.2025 13:39   Заявить о нарушении
Прискорбно, но очевидные заблуждения о священстве живут в умах до сих пор. От западных проповедников пришла эта идея, что священник - "посредник" и "ненужное звено" между человеком и Богом, т. к. важно только личное общение с Господом и живая связь со Христом. По сути, это западная духовная экспансия, направленная против Руси, которая ставит своей целью разрушение наших духовных основ с предвзятым и неверным представлением о православии. Разделяй и властвуй - ничего нового.

Что такое живая, личная связь с Богом? Об этом много сказано у святых отцов и подвижников благочестия. Они прошли трудный путь борьбы со страстями и, безусловно, лучше, чем мы с вами, поняли, что значит быть в живом общении с Богом. Печально, что многие их тех, кто отрицает священство, отрицают и духовные труды подвижников веры, то богатое святоотеческое наследие, которое помогает не сбиться с пути, избежать серьезных ошибок и заблуждений.

О значении священства в Библии сказано много, в частности, Сир 7:31-33: "Всею душею твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его. Всею силою люби Творца твоего, и не оставляй служителей Его. Бойся Господа, и почитай священника..."

С уважением и теплом,

Ярославский Юрий   01.02.2025 11:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.