Дар благодати несущие

"Всею душею твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его. Всею силою люби Творца твоего, и не оставляй служителей Его" (Сирах 7:31-32).


      К сожалению, и ныне существует распространенное искажение истины о священстве: убеждение о том, что "посредники" между Богом и человеком не нужны, что священство "устарело". Во-первых, священники - вовсе не "посредники", а представители Апостольской традиции, установленной Самим Господом. Во-вторых, о восходящей к Апостольским временам традиции рукоположения в священство/пресвитерство неоднократно сказано в Новом Завете: "их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки"; "Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали"; "Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деяния святых Апостолов 6:6; 14:23; 20:28).

      Увы, среди духовных заблуждений о православном священстве до сих пор бытует следующее: "Прихожане православных храмов целуют батюшкам руки - и значит, они поклоняются священникам". К сожалению, подобное искажение истины исходит от представителей чуждых духовных идеологий и проповедников определенных деноминаций*.

      Не священникам поклоняются православные христиане: без какой-либо пристрастности легко касаясь внешней стороны ладони, целуют невидимую десницу Бога, Который по благодати Святого Духа подает человеку благословение через Своего служителя - священника/пресвитера.

      Стоит отметить, что для Востока целование является традиционной социальной формой приветствия или прощания. Привычное в восточной традиции целование и в Апостольские времена служило выражением почтения. Для верующих целование издавна призвано оставаться святым в сердечной чистоте христианского отношения, как сказано в Новом Завете: "Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы" (Послание к Римлянам 16:16). Богодухновенные слова Апостола Павла свидетельствуют не столько о внешней форме проявления почтительного отношения, сколько о важности внутреннего наполнения сердечностью христианской любви.



----------
* Деноминация - определение в религиоведении, означающее тип религиозной организации с возможным промежуточным положением по отношению к секте и церкви.


Рецензии
Доброго здравия, Наталья! Спасибо за полезные для души библейские цитаты. Согласен с выводами, о которых Вы написали. Православное священство можно представить как очень большое родовое древо, которое имеет уходящую вглубь веков историю. Через таинство священства (рукоположение), наделяющее благодатными дарами Святого Духа, "родословная" каждого православного священника ведет свое начало со времен Апостолов.

Самим Господом были даны Его благодатные дары в День Пятидесятницы (50-й день после Воскресения Христова): произошло Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Именно тогда и была создана Иисусом Христом
Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, которая существует уже более 2000 лет. Деяния Апостолов 9:31: "Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались". В Новом Завете сказано немало о священстве, в частности, Иак 5:14-15: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему".

Благих дней Вам, будьте с родными хранимы Богом.
Мира и добра всем! С уважением и теплом души,

Ярославский Юрий   31.01.2025 09:31     Заявить о нарушении
К сожалению, и ныне можно встретить убеждение, что священник - совсем ненужный "посредник" между человеком и Богом, поскольку священство "устарело", и каждый христианин призван иметь личное общение с Иисусом Христом "без посредника в лице священника". Так, приходилось встречаться с убеждением, что необходима "перемена священства с внешнего на внутреннее". При этом приводились слова Апостола Павла: "Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона" (Евр 7:12). Однако даже если в каждом человеческом сердце воплотится Божие повеление о царственном священстве (1 Пет 2:9-10), вправе ли мы полагать своим суетным человеческим умом, что "внешнее" священство непременно "упразднится"? Не тонкое ли это искушение духом своеволия? Ведь благодатные дары Святого Духа, которые Сам Господь являет в таинстве священства (рукоположения), начиная с Апостольских времен, одна из великих Тайн Божиих. Имеем ли мы право рассуждать о возможной "отмене" благодатных даров Святого Духа, как "упразднении" "внешнего" священства? Вправе ли мы рассуждать о возможных действиях Божиих? Не умствование ли это, от которого неоднократно предостерегает Слово?

Нередко отрицающие священство ссылаются на следующие слова Апостола Павла: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1 Тим 2:5). Однако богодухновенные Апостольские слова свидетельствуют о Христе как Посреднике в смысле необходимости следовать Его путем: "Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин 14:6). "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны" (Гал 5:24-25). "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф 5:48).

Спаси, Господь, нас всех. Благодарю сердечно, Юрий, за внимание, единомыслие и душеполезные слова Священного Писания. Мир Вам и Вашему дому! С уважением, христианским теплом и светлыми пожеланиями благодати Божией, здравия и добра,

Наталья Обская 2   31.01.2025 13:39   Заявить о нарушении
Прискорбно, что очевидные заблуждения о священстве живут в умах до сих пор. От западных проповедников пришла эта идея о священниках как "посредниках", т. е. "ненужном звене между человеком и Богом для живого, личного общения с Ним". По сути, это западная духовная экспансия, направленная против Руси, которая ставит своей целью разрушить наши духовные основы, создать неправильное и весьма искаженное представление о православии. Разделяй и властвуй - ничего нового.

Что такое живое, личное общение с Богом? Об этом много сказано святыми отцами, подвижниками благочестия. Они прошли трудный путь борьбы со страстями и, безусловно, поняли лучше, чем мы с вами, что значит находиться в живом общении с Богом. Печально, что отрицающие священство часто отрицают и духовные труды подвижников веры, то богатое святоотеческое наследие, которое помогает не сбиться с пути, избежать серьезных ошибок и заблуждений.

О священстве в Библии сказано много, в частности, Сир 7:31-33: "Всею душею твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его. Всею силою люби Творца твоего, и не оставляй служителей Его. Бойся Господа, и почитай священника..."

С уважением и теплом,

Ярославский Юрий   05.02.2025 09:03   Заявить о нарушении
"Богообщение совершается через благодатные Божественные действия в человеческой душе во время сердечной молитвы и чтения Священного Писания, искреннего покаяния и в таинствах Церкви.

Божественные действия в человеческой душе дополняются Божественными действиями через внешние обстоятельства, благодаря которым Бог также наставляет человека, раскрывает ему Свою волю.

Таким образом, через Божественные действия внутри и вне христианин находится в постоянном Богообщении, которое направляет его жизнь к истинному познанию Господа.

Как можно обратиться к Богу и получить ответ от Него?
Посредством искренней молитвы, которая исходит из глубины человеческого сердца, Бог может ответить через совесть, других людей и через обстоятельства жизни. Важно помнить, что на подавляющее большинство важных вопросов Господь уже ответил в богодухновенном Священном Писании".

Все вышесказанное - из духовного наследия подвижников благочестия, которые жили в разных странах мира и в разные века. Потому и важно для нас доверять такому опыту, рассматривая его как дарованное милостью Божией душеполезное учебное пособие в пути к Горнему.

Ведь и в земной школе альпинизма обучают основам безопасного пути в горах. Тем более, в духовном восхождении бесценный опыт христианских подвижников с помощью Господа способен помочь избежать многих возможных ошибок и падений.

К примеру, очень глубокая мудрость в трудах подвижников благочестия П. Святогорца "Слова. Том 3. Духовная борьба", В. Беляева "Грех и его развитие в человеке", С. Афонского "Адамов плач", И. Брянчанинова "О покаянии", И. Сан-Францисского (Шаховского) "Апокалипсис мелкого греха" и многих других.

Храни Бог! С уважением и теплыми пожеланиями мира, радости и благословений,

Наталья Обская 2   05.02.2025 09:40   Заявить о нарушении
"Библия сама объясняет себя", "Слово Божье говорит само за себя", - так считают отвергающие толкование Писания святыми отцами. Если Библия сама объясняет себя, откуда столько отличающихся друг от друга толкований одних и тех же библейских текстов в разных деноминациях?

"Нужно исследовать само Писание. Не нужно исследовать толкование Писания", - говорят отвергающие толкование Слова Божьего святыми отцами. Но при этом сами опираются на толкователей (!) Библии в той деноминации, к которой принадлежат, либо стремятся толковать Писание своевольно.

В Библии есть непростые для осмысления места, где в привычных на первый взгляд словах кроются очень глубокие духовные смыслы, о которых только очищенный от страстей ум способен судить верно. Безусловно, мы с вами, обремененные страстями, явно не являемся обладателями бесстрастного разума.

Потому и принято у православных христиан сверять свое понимание Писания с толкованием святыми отцами, которые стяжали бесстрастие, и Дух Святой открывал им глубинные смыслы сказанного в Слове Божьем.

Есть вопрос ко всем отвергающим толкование Писания святыми отцами. Как отличить при чтении Слова Божьего, Дух Святой открывает правильное понимание того или иного библейского текста, и не от своего ли ума происходит его толкование?

Очень опрометчиво любое откровение, которое приходит в ум при чтении Библии, принимать как откровение Самого Бога, не сверяясь в правильности понимания с теми, в ком истинно пребывал Святой Дух, т. е. с подвижниками благочестия, стяжавшими бесстрастие.

Конечно, человек волен не верить прославленным в лике святых подвижникам веры, и по-своему истолковывать библейские тексты. И быть при этом уверенным, что Сам Дух Святой вкладывает ему правильное понимание библейских текстов, отличное от всех святых.

Гордость человеческая считает истинным именно свое толкование Библии. Под действием страсти гордости ум человека склонен толковать Слово Божье по-своему и считать, что прав именно он. Но при своевольном толковании Святого Писания обойтись без ошибок невозможно.

Будьте с родными хранимы Богом. С уважением и признательностью за интересный и полезный диалог,

Ярославский Юрий   05.02.2025 11:09   Заявить о нарушении
Почитание святых в православии происходит не как "богов", но как истинных верных чад Господа благодаря их богоугодной праведной жизни. Священное Писание предостерегает от почитания их выше Бога: "И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией" (1 Кор 2:4-5).

Также сказано в Слове об отношении к учителям веры: "К святым, которые на земле, и к дивным Твоим - к ним все желание мое" (Пс 15:3). "Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр 13:7).

При познании Священного Писания опора на собственный ум, суетный и зачастую гордый, самостный, - такая позиция противоположна опоре на Соборный разум истинных учителей веры: подвижников духа и святых, живших в разные эпохи и в разных частях света на протяжении более чем 2000-летней истории христианства.

Утверждение того, что почитание святых каким-то образом умаляет искупительный подвиг Христа, равнозначно утверждению, что честь, воздаваемая плодам, умаляет достоинство лозы, на которой и благодаря которой эти плоды выросли.

К сожалению, и ныне можно встретить искаженное представление об отношении к святым в православии. Столь очевидное заблуждение исходит от идеологических противников Руси, носителей разрушительных и чуждых духовных идеологий.

Спаси, Господь, нас всех. С уважением и сердечной благодарностью за содержательную беседу и единство в духе,

Наталья Обская 2   06.02.2025 12:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.