Секретный человек
Посвящено генеральному конструктору
Ракетных двигателей, которые могли бы
Доставить первыми советских космонавтов
На Луну – Николаю Дмитриевичу Кузнецову.
Долгие годы человек сей,
Был засекречен там для всех.
Как Сахаров, также Курчатов,
Королёв и другие все.
На волжских берегах работал,
Долгие годы Кузнецов,
Конструктор – инженер и позже,
Как дважды Герой СССР.
(Социалистического Труда. И также академик)
10 (23) июня 1911 года
С Актюбинска Николай родом,
(Город Актобе нынче уж,
Республики Казахстан теперь)
Отец его с рабочих был.
(Дмитрий Матвеевич - котельщик. Мать –
Мария Михайловна, домохозяйка)
В своём городе сын закончит,
Школу начальную. Потом
Образование среднее также,
Получит при Советах уж.
(В школе рабочей крестьянской молодёжи)
1933 год
Николай Кузнецов поступит
В тот год уже на факультет,
На воздушно – технический там,
Военно – воздушной академии.
(Имени Жуковского. Факультет мотостроительного отделения)
Который с отличием закончит в 1938 году)
В апреле защитил успешно,
Он диссертацию уже
В 1941 году то было,
Стал кандидатом, он, наук.
С первых дней войны наступившей
Великой Отечественной,
Неоднократно он напишет
Заявления в армию
(На любой действующий фронт)
У руководства были ж планы
Другие тогда. Молодой
Кандидат наук был отправлен,
На Северо – Западный фронт
(В 1942 году)
Только в порядке стажировки,
Там старшим инженером, чтоб
В 6 – ой дивизии воздушной,
Он практику там проходил.
1949 год
В тот год в Куйбышев был направлен,
Николай Кузнецов. Там стал
Главным конструктором в секретный,
Очень секретный там завод.
(Ныне Самара). Это предприятие было
Создано ещё ж в 1946 году на базе эвакуированного
Из Москвы завода №145 имени Кирова)
История так начиналась
Завода, что поныне стал
ОАО «Кузнецов». А раньше
Имел много названий тот.
С конца 40 – х годов тот,
20 столетия,
Является одним с крупнейших
Предприятий двигателей.
(Авиационной и ракетной техники. Он располагался
На окраине города в посёлке Управленческий. Бывшее
управление строительства Куйбышевского гидроузла)
Победа в войне стране далась,
Неимоверно дорогой
Ценой. Страна была в разрухе,
Люди нужны были везде.
Острый дефицит рук рабочих,
Также и умных там голов.
Ибо на фронтах, в тылу также
Погибло множество людей.
Вторая часть.
В Куйбышеве том в это ж время,
Уже строительство пошло
Несколько новых предприятий
Также завода №2.
(Опытного завода. Где было налажено производство
ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ установок –
Принципиально новых АВИАЦИОННЫХ МОТОРОВ)
Сень 1946 года
С Германии, уж побеждённой,
Очень секретно вывезли,
405 инженеров
С рабочими на сей завод.
(С немецкой необходимой техникой. Их привезли с семьями)
Ранее те специалисты,
На «Юнкерсе» работали,
И «БМВ», «Аскании» же,
Чтоб помогали теперь нам.
(Им предстояло применить свои знания и умения
Для подъёма советской авиационной отрасли)
Первое время в том заводе,
Военные дела вели.
Затем на смену этим людям,
Молодой инженер пришёл.
Носящий самое простое
Имя в нашей стране тогда –
Николай Кузнецов. Который,
Проектов множество внедрил.
Всё что завод великий сделал,
Сам Кузнецов и коллектив,
Не хватит тут и перечислить
Книжных страниц, так много дел.
57 двигателей разных,
Для самолётов разных там,
К экранопланам и к ракетам
Жидкостных двигателей там
(ЖРД. А также других конструкций, что по своим
Параметрам остаются лучшими в мире. В июле
1957 года за выдающиеся успехи в новой авиационной
Техники Н. Кузнецову присвоено Героя Социалистического
Труда с орденом Ленина и «Золотой медали «Серп и Молот»)
С самых известных направлений
Завода этого была,
Над «ЖРД» работа их там,
То - для космических ракет.
(С 1959 года началась эта работа. Они создали
конструкции для межпланетных станций)
1960 – е годы
Кузнецов с его коллективом,
Участие приняли там,
В реализации проекта –
Полёта людей на Луну.
(Пилотируемого лунного проекта СССР)
Заказ тогда был очень срочным,
Чтоб новый двигатель создать.
Около года отводилось
Этому коллективу лишь.
Кузнецов понимал при этом,
Что невозможно за тот срок,
Создать принципиально новый
Мощнейший «лунный» двигатель.
(Способный вывести на орбиту ракету массой 4500 тонн!
Из которых около 100 тонн приходилось на ПОЛЕЗНЫЙ
Груз)
Условие – необходимо,
Осуществить чтобы проект,
Полёт к Луне и возвращеньем
Со спутника к родной Земле.
Однако же, тогда в то время,
В КБ имелся двигатель,
Практически уже готовый,
С названьем «НК – 33».
(Буквы обозначали «Николай Кузнецов»)
Но двигатель был маломощным,
Тягой - 150 тонн лишь.
Но был надёжным в деле очень,
На него ставку сделали.
Оригинальное решенье,
Приняли на заводе том:
На первую ступень поставить –
24 двигателя.
(Потом их число увеличили до 30 штук (24 на периферии и
6 штук в центре)
Действовать лишь одновременно,
Должны были они все там,
Развить чтоб нужную там тягу –
Чтоб вывести огромный груз.
Третья часть.
Поднять корабль на орбиту,
Потом отправить тот к Луне.
Задача очень непростая –
Немало было и проблем.
Узким местом этой системы,
СИНХРОНИЗАЦИЯ была,
Всех двигателей в той ракете,
И ту решали там тогда.
Технически – преодолима,
Проблема эта там была,
Над ней надо было работать,
Не покладая тогда рук.
(И не жалея времени. Но согласование всех необходимых
Документов в недрах советской БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ
Машины шло НЕДОПУСТИМО МЕДЛЕННО)
Конечный вариант всех серий,
К Луне полётов, тогда был,
Там утверждён. ЧЕРЕЗ ГОД только,
15 декабря 1965 года.
И с этого момента станет,
Лунной программой СССР.
Тому, однако, помешает,
Смерть Королёва (С.П.) в тот момент.
(В 1966 году)
На его место был назначен,
Мишин В. П. – являлся он,
Заместителем тогда ж первым,
Конструктора Главного там.
(С. П. Королёва)
И уже вскоре вся работа,
Над той ракетой там была.
ПРИОСТАНОВЛЕНА на деле,
И вовсе ЗАМОРОЖЕНА…
(Ракета «Н-1» - «Носитель -1»)
Межведомственная в дальнейшем
Также межзаводская шла,
Там ВОЛОКИТА, отразившись,
На сроках всех там тех работ.
(Изготовления и доводки лунной ракеты «Н -1» до ума)
Хотя она там оказалась,
В ДВА раза БОЛЬШЕ, чем «Р – 7»,
В изготовлении сложнее,
По многим там параметрам.
(В 2 раза с лишним)
Специалисты же считают,
Что можно было «Н – 1»,
Вполне, прикладывая силы,
До совершенства довести.
(Уже к 1968 году!)
Тем самым у страны там нашей,
Там шансы сохранялись всё ж,
Высадить своих космонавтов,
На Луну. Раньше США…
Однако ж, этого на деле,
Тогда там НЕ ПРОИЗОШЛО…
Впервые мы всё ж ОПОЗДАЛИ…
Американцы на Луне!
(Сначала «Аполлон – 8» с тремя астронавтами
(Френк Борман, Уильям Андерс, Джеймс Ловелл)
Облетел Луну в декабре 1968 года, а потом репетиция на орбите
Луны с приближением к поверхности «Аполлона – 10» -
С астронавтами: Том Стафорд, Джон Янг, Юджин Сернан), и
Потом в июле 1969 года полёт на Луну «Аполлона – 11» с
Нилом Армстронгом, Коллинзом и Олдрином – с посадкой на
Поверхность, с последующими экспедициями на Луну
Включая «Аполлон – 17»)
Другой вопрос, были ль там точно,
Американцы на Луне?
Тема, что нынче обсуждают –
Нам ничего впредь не даёт.
Не завершили мы программу,
Полёта СССР к Луне.
На полпути бросив на деле,
Работу, начатую там.
1 пуск – февраль 1969 года
2 пуск – июль 1969 года
3 пуск – июнь 1971 года
4 пуск – ноябрь 1972 года
Все пуски были ж НЕУДАЧНЫ,
Ракета поднималась… но –
Далеко там не улетала,
Вина в первой ступени там.
Четвёртая часть.
(Примерные данные ракеты «Н – 1» были такими:
Длина -1О5 м! Ступеней – 5 штук, диаметр 17 с чем - то
Метров, Сухая масса -208 тонн, с топливом – 2950 тонн!
Причин тогда там было много,
Об этом я уже писал.
Политика была сильнее,
Во всё там вмешивалась там.
После четырёх неудачных,
Там испытаний «Н-1»,
(Виной первая ступень была)
Программу закрывают ту.
(Окончательно и официально в 1976 году)
Уже готовых две ракеты,
Пришлось разрезать там потом.
И две в «заделе» уничтожат,
Такая вот история.
А на завод приказ поступит,
Чтоб также уничтожили,
Все двигатели Кузнецова,
Те «НК – 33» тогда.
С риском для собственной карьеры
Не выполнил то, Кузнецов,
Двигатели не уничтожил,
Припрятали до лучших дней.
(На одном из заводских складов)
Но тем не менее решенья
Конструкторские, были что
У Кузнецова – оценила,
Там по достоинству страна.
(В июне 1981 года за выдающиеся успехи в создании
Новой техники Кузнецову Николаю Дмитриевичу
Было присвоено второе звание Героя Социалистического Труда)
А в середине «90 – х»,
Как Кузнецов с жизни ушёл,
Работники «движки» достанут,
И продадут их даже в США.
(К удивлению американцев, советские ракетные
Двигатели «НК – 33», после столь длительного хранения
Показали очень высокую надёжность и поразительную
Работоспособность. В 1996 году Во время огневых испытаний
в США, одна из таких установок, сделанная в 1972 году
безаварийно проработала 440 секунд за 5 пусков, вместо
положенных по нормативам 140 секунд)
Кроме «Героя Социалистического Труда» Кузнецов имел
11 орденов СССР, был крупным государственным и
Общественным деятелем, 30 лет был депутатом Верховного
совета РСФСР, членом Президиума, почётный гражданин
Самарской области и г. Самары, иго именем названа улица.
Кузнецов н. Д. скончался 31 июля 1995 года.
В Самаре. Был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Свидетельство о публикации №124072802457