Пеппино в образе Иоанна Крестителя

В 1877 году судьба вновь сводит Родена с Каррье-Беллзом, который к этому времени становится художественным директором фабрики фарфора в Севре и приглашает его работать к себе. Прежние обиды частично забыты, а деньги Родену необходимы как воздух. При этом Огюст, наученный горьким опытом, в качестве непременного условия ставит наличие достаточного количества свободного времени для самостоятельной работы — 3-4 дня в неделю.
Родену скоро сорок: время задуматься о скульптуре на библейский сюжет. Волею случая или Божественного провидения зимой 1877 года в мастерской Родена появляется яркий натурщик Пеппино, которого отличает мощнейшая, свойственная представителям юга Италии жестикуляция, быстрые порывистые движения, широкая энергичная походка.
Шаг Пеппино — это устремленная к цели походка Иоанна Крестителя.
В христианских представлениях живший в пустыне Иоанн Креститель является последним в ряду пророков-предвозвестников прихода Мессии.
Известно, что Иоанн вёл аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти, подпоясывался кожаным ремнём, а питался диким мёдом и акридами. Под акридами традиционно понимают вид пустынной саранчи или это слово может означать плоды рожкового дерева.
В роденовском «Иоанне Крестителе» напрасно было бы искать предтечи (ирония и тавтология) — для предтечи, ведь Роден не относился к тем художникам, которые не могут творить без археологической подсказки. Соображения псевдореальности, или точнее сказать, дурной подражательной портретности никогда не руководили Роденом. Поэтому ни верблюжьей шерсти, ни кожаного пояса, ни иных внешних канонических атрибутов в своей статуе скульптор не использовал.
Его целью было выразить только представление о пророке и пусть гелертеры находили, что Иоанну Родена присущ галльский тип, что он не более, как L'homme qui marche, — как человек идущий...
Скульптура «Иоанн Креститель» действительно представляет собой зримый синтез движений идущего человеческого тела, — но синтез движений, неуклонно направленных к определенной цели...
Мы, уважаемый Читатель, не встречали «живых» пророков, но, очевидно, что пророки не прогуливаются туда-сюда, а шаг их — это не фланирующая походка праздного уличного зеваки. Пророки должны идти к своей цели всем телом, неуклонные, несгибаемые, не сворачивающие с выбранного пути, съедая пространство и время, нарушая условные границы.
— Рассматривали ли вы когда-нибудь со вниманием моментальную фотографию идущих людей? — Спрашивал Роден.
— Ну, и что-же вы замечали? — Продолжал он. — Что они, как будто, не подвигаются вперед. Кажется, что они стоят неподвижно на одной ноге, или скачут в припрыжку.
— Посмотрите, обе ноги «Иоанна Крестителя» стоят на земле, но заставьте натурщика сделать движение статуи и снимите с него моментальную фотографию. Нога, которая позади, окажется поднятой на воздухе, а другая не успеет еще коснуться земли. Получится совершенно дикий образ человека, пораженного параличом и окаменевшего в своей позе, как в прелестной сказке Перро, «Спящая красавица», придворные и слуги внезапно замирают на месте, во время исполнения их обязанностей. Вот вам подтверждение того, что я вам говорил о движении в искусстве. Фигуры, схваченные моментальной фотографией в момент движения, кажутся застывшими вдруг на воздухе оттого, что все части их тела зафиксированы в ту же самую двадцатую, сороковую секунды; тут нет больше прогрессивного развития жеста, как в искусстве».
Умеющие подходить к художественному произведению с беспристрастной меркой личного впечатления, отметят то, что стремился выразить Роден в своей скульптуре: шаг Крестителя максимально напряжен не так, как у обычных людей. В этом шаге чувствуется устремление к неведомой нам цели, в нем чувствуется привычка странника — устремление апостола.
Да, перед нами, разумеется, идущий человек, но определяющая суть статуи подробность — человек этот не сможет ни повернуть назад, ни свернуть, не сбиться с пути.
И потому он — Иоанн Креститель.
Роден представил скульптуру Салону 1880 года, в ответ от которого получил указание прикрыть фиговым листком или драпировкой тело святого — как обязательное требование для того, чтобы между Роденом и Салоном установилось хотя бы временное перемирие и обе скульптуры «Бронзовый век» и «Иоанн Креститель» были выставлены Салоном в Доме промышленности. Мучения и долготерпение Родена были вознаграждены долгожданной (пусть и третьей) премией Салона по разделу скульптура.

Роден. Святой Иоанн-Креститель. Люксембургский музей. Репродукция скульптурного изображения. (Musee du Luxembourg. Auguste Rodin. Saint Jean-Baptiste). 1903-1917


Рецензии