Конкурс 46. Лепестки сакуры След человека в хайку

 Дорогие наши друзья - постоянные участники и гости, продолжаем наш проект, открытый для всех любителей, опытных и начинающих познавать тонкости редкого уникального жанра!

   Давно пора поработать над присутствием человека в хайку. Пейзажная лирика сезона - это рисунок словом. А как во всяком рисунке должна быть узнаваема рука мастера, автора, так и в хайку. Но что получается, иногда художники, прекрасно изображающие пейзаж, абсолютно не могут рисовать человека. Иногда даже им приходится прибегать к помощи друзей и даже учеников, и тому немало примеров. Например, два Ивана, знаменитых живописца - Айвазовский и Шишкин. Но что интересно, передаваемые чувства доходят через сам пейзаж. Осталось за малым увидеть человека. А так ли он важен? Что мы рассматриваем, рассматривая бушующее море на полотне Ивана Айвазовского? Беспомощного карабкающегося человечка по скале или следим за волной, разбивающейся о скалы? Так ли важен точный возраст, одежда? Что он там говорит, какого цвета у него глаза? Пейзаж, стихия моря полностью овладевает нами и мы содрогаемся от величия волн и испытываем восторг от созерцания пронизывающего волну солнечного луча.

    Мы уже не раз замечали, что для хайку достаточно присутствие человека косвенно. Наличие таких слов, как калитка, дом, скамейка, даже тропа - уже говорит о том, что человек рядом. И представьте себе, даже кошка, - да, да! Это домашнее животное неминуемо указывает на близость домашнего очага и уюта. Другое дело дикие животные или птицы: любимые нами фламинго, например. Конечно, кто-то может возразить, что фламинго может быть и в зоопарке. Но, согласитесь, тогда требуется упомянуть что-то вроде бордюра, клетки, сетки или других элементов ограждения. Почему? Потому что их жизнь - это другая среда обитания. И удача встретить их временную остановку в их кочевой жизни улыбнётся немногим. Иногда такое можно увидеть в национальных парках страны.

  С другой стороны, наличие таких деталей, которые относятся больше к человеку, а не к пейзажу, к его жизни - уводит нас из жанра в другой, например, в сенрю, если присутствует ирония. Европейская хайку, как принято считать современный подход к поэзии минимализма, перенятого с востока - тоже этим отличается. Но нас интересует классический подход к жанру. И поэтому требуется найти ту золотую середину, чтобы сохранить равновесие и научиться ни в чём не переборщить.  Давайте поучимся этому не только в написании, но и при чтении. Обидно, видимо, автору читать, когда при явном намёке на присутствие человека, рецензент пишет - "человека совсем нет, не вижу".

  Напомним, что привычно через пейзажную лирику передавать настроение человека - автора или просто ЛГ. Мы уже работали над темой "Возраст в хайку". И многим удалось передать особенности возрастных категорий, включая чувства. Давайте вспомним некоторые призовые работы с того конкурса:


   за окном метель
    распускает старушка
       пуховую шаль             (автор   Ирина Жукова-Каменских)
*

 огарок свечи
 на открытой веранде
    пучок сухоцвета                (автор   Янковская Татьяна)
*

  Как видим, перед нами  два подхода присутствия человека в хайку. И оба подходящи. Но, чтобы поучиться, на этот раз, второй вариант для нас будет предпочтительнее.

 Обратим особое внимание, что не называя самого человека, должно быть то, что является продуктом его труда и жизнедеятельности. Например, водоём. Нас интересует всё, к чему была приложена рука человека или куда ступала не раз его нога. Если упоминается просто озеро с лебедями, картинка вырисовывается красивая, но где сам человек? А вот пруд - уже другое дело. Если есть пруд, значит, рядом дорожки, дома... Заглянем в словарь:

 Пруд, или ставок — искусственный водоём для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы (прудовое рыбное хозяйство) и водоплавающей птицы.

 Озеро — компонент гидросферы, представляющий собой естественно возникший водоём.

  Увидели разницу? Есть на земле такие места, где озёра находятся далеко от обитания человека, например, высоко в горах. Да, место красивое, завораживающее зрелище. Но описательная картинка не передаст человеческие эмоции и ничего не расскажет нам о его жизни. Слишком далека... И даже нависание туч над озером не отразит характер человека. Ведь для природы - всё естественно, она существует по своим законам. В ней даже пожары в лесу - составляет некую ожидаемую закономерность, если они возникли не по причине человеческого фактора.

   Также обстоит дело с растениями и деревьями. Даже запущенный опустелый сад содержит след человека, его историю пребывания. Она во всём - в старом скрюченной яблоне, радующей не каждый сезон хозяина когда-то. В брошенной шине, заросшей травой, где когда-то была клумба. В сирени и в чубушнике, который у нас так любят называть жасмином...
 
 Насчёт животных. Домашние животные часто отражают характер хозяина. Чем ближе животное к человеку, тем больше схожести. Порода собак тоже много о чём говорит. Любители прогулок в лес, охоты, рыбалки, активного отдыха или домашнего уюта - обо всём этом расскажут наши животные, которые рядом с нами. Они расскажут о нас. Но не увлекайтесь описанием животных, не забывайте, что нужен пейзаж. Он главное в хайку - пейзажной лирике сезона.
 
 Обратите внимание на добавленный новый 25 пункт в списке основных тезисов, описывающих принципы написания хайку!
================

  Итак, дорогие друзья, давайте особо поработаем над присутствием человека, которого не может быть много. На этот раз желательно не упоминать и не использовать такие слова, как "старик", "ребёнок", "дама" и т.д. Наши тексты должны содержать только штрихи, отражающие присутствие человека в  пейзаже в рамках конкретного сезона! Это филигранная работа!

  Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора.
 
   Итак, задание для конкурса «СЛЕД ЧЕЛОВЕКА В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 2 или 3, см. условие ниже) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).

2. В хайку будет оцениваться то, НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ АВТОРУ ОТРАЗИТЬ НЕВИДИМОЕ ПРИСУТСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТЫ, СООРУЖЕНИЯ И ПРОДУКТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТРУДА И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ТАКЖЕ НАЛИЧИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ, ПТИЦ И ДРУГИХ ОБИТАТЕЛЕЙ СРЕДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБИТАНИЯ. САМ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ БЫТЬ УПОМЯНУТ ОДНИМ СЛОВОМ, НО КОСВЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЙ. Картинка не должна быть просто красивой зарисовкой и всё.  Она должна быть взята из жизни и быть уникальной в своём роде, должна быть информативной. Количество всевозможных разночтений и созданий дополнительных образов приветствуется, как всегда.  Помните о недосказанности и недостроенных мостах. Позвольте читателю самому их достраивать! Доверяйте вашему читателю. Но и сами проверяйте, что видите по прочтению.

 Для настроения рекомендуется тема «Послеобеденный отдых», но совсем не обязательно. 

 ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

ВНИМАНИЕ!  Текст хайку в количестве от 1 до 2 (!) от каждого автора присылайте мне НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ПО АДРЕСУ:

            ignattur@gmail.com

Обязательно должен прийти от ведущей ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье, что заявка отправлена.

   За 3 дня до окончания срока приёма работ, если останутся вакантные места, будут приниматься от участников третьи хайку!!! Ниже по тексту сроки оговариваются.

Заявка принимается на почту ведущей по форме: На конкурс Лепестки сакуры

Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.

Призовой фонд:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:

1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двухчастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) Стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) Не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.
25) Присутствие человека, косвенное или прямое, должно быть обязательно. Но ничего не должно быть слишком. Полная гармония между человеком и окружающим его мире пейзажа в конкретный момент сезона.

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.

   Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

С теорией хайку на основании прошлых конкурсов проекта "Лепестки сакуры" можно ознакомиться на личной страничке ведущей  в виде отдельных статей-конспектов с примерами призовых работ-победителей конкурсов в разделе "Учимся писать хайку. Лепестки сакуры" - с 1- 32 конкурсы. http://stihi.ru/avtor/ignattur

 С 33 по 45 конкурсами можно ознакомиться в папке "Пишем хайку. Лепестки сакуры" на нашей конкурсной площадке Маллар Ме.

Жду только новые работы! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 10 АВГУСТА 2024 года или до 30 работ максимум! Но с 7 АВГУСТА, если не будет набрано 30 хайку, откроется набор от участников ДО 3-Х ХАЙКУ! После чего будет объявлено голосование! Не упустите свою возможность!
________________

Принято на данный момент: 30 хайку.

Иллюстрация:  Художник Мицуно Тосиката (1866-1908)

Принимаю только неопубликованные хайку!

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём закрыт! Ожидайте начало голосования...

Маллар Ме   11.08.2024 01:48     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.