Смерть читателя

Герберт Уэллс, как известно, замечательный рассказчик, то есть автор замечательных рассказов. Перечитывая его сториз, понимаешь, что они еще лучше, чем казались в детстве. Здесь есть всё: воображение, чувство формы, хороший и энергичный язык (живость слога) и умение одинаково талантливо сочинять историю любви ("Сердце мисс Винчесли", "Покинутая невеста"), триллер ("Над жерлом домны", "Звезда", "Морские пираты"), анекдот ("Джимми - пучеглазый бог"), притчу ("Дверь в стене")...
 
Но есть и еще кое-что, помимо перечисленного. Уэллсу, оказывается, принадлежит идея "мертвого читателя". О "мертвом авторе" все слышали: "автор мертв, и мы (или не мы) убили его". А вот о "мертвом читателе" знают, наверное, немногие. Я, по крайней мере, не знал, не помнил, хотя в детстве и перечитывал рассказ много раз. Имеется в виду не "смерть читателя" как результат падения интереса к чтению (т.е. уменьшение аудитории), а самая настоящая реальная смерть того, кто читает эти (как гворит Уэллс) строки. Мертв, оказывается, не только автор (Уэллс), но и читатель, потратившийся на его книжку. Больше пояснять не стану. Немного загадочности не помешает. Вот цитата из "Чудотворца":

"Особенно невероятным покажется читателю все то, что будет рассказано дальше, ибо если допустить, что это произошло на самом деле, то читателю и читательнице придется признаться, что уже больше года назад они при совершенно небывалых обстоятельствах погибли насильственной смертью. Но ведь чудо и есть нечто невероятное, иначе оно не было бы чудом, и читатель на самом деле погиб насильственной смертью больше года назад. Из дальнейшего изложения событий это станет вполне ясным и очевидным для каждого здравомыслящего читателя. Но сейчас еще рано переходить к концу рассказа, так как мы едва перевалили за его середину".


Рецензии