Вью
~ Даю. Вопросов шесть?
- Да, по сложившейся традиции, вопросов всегда 6. И первый мой тебе, Валя, вопрос: Лично меня в твоей, достаточно самобытной, поэтике привлекает отсутствие той метафизической отчуждённости, которой нынче гигантски много вообще в современных стихах. Экзистенциальная составляющая творчества поэтов нашего экзистенциального же времени превалирует над смыслами, как таковыми, так, что это сравнимо с эпидемией, я бы сказал, юродивости. Авторы как тени самих себя, или даже тени теней своих личностей. Видимо, это им диктует современное общество как пространство. Но у тебя, Валя, в твоём стиле стихосложения отнюдь не отчуждённость, а, напротив, теснейшее взаимодействие с человеком, в общем смысле, и с читателем, в частном порядке. Более того - ты и сам об этом заявлял - твои стишки имеют намеренно прикладное значение. Что ты ждёшь от Поэзии? Вот такой тебе смешной вопрос...
~ Смешной?.. Ну, ты смешной! Какой же это "смешной" вопрос!?.. Это очень серьёзный, очень важный и... каверзный вопрос! Сначала я напомню всем о том, что тот же Иосиф Бродский однажды задался целью приучить население читающих стран к стихам. Для этого он, живя в США, собирался заказать печатанье большого количества небольших сборников стихотворений разных поэтов, чтобы раскладывать эти книжки везде и всюду - в общественном транспорте, в кафе и ресторанах, на вокзалах и в аэропортах, в тюрьмах и в публичных домах. Эта идея мне очень напоминает...
миссионерство. Проповедничество религии Изящной словесности. Бродский, кстати, любил употреблять это словосочетание "изящная словесность". Лично я расцеловал бы Иосифа Александровича за это его желание - объяснить миру, что, не читая стихов, люди лишаются счастья как семантической свободы воображения так и лексической свободы выражения. Поэтому я - ярый сторонник именно прикладной поэзии, до такой степени, что мечтаю о том мире, где поэтическая речь заменит обычную речь. В своих стишках, в их подаче, я провоцирую человека, читателя включаться в... самУю жизнь строчек стихов. Я знаю, что иногда у меня это действительно получается...
- Да, я это подтверждаю на своём личном опыте знакомства с твоими текстами. Окей, вот такой тебе, Валя, второй вопрос: Что ты сейчас читал?
~ Мою любимую лирику Ивана Алексеевича Бунина, который не считал себя «ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом» — его творчество действительно оказалось за пределами Серебряного века.
"Эта скачка мне вот уже где…
Год за годом, считая круги,
загоняем своих лошадей
и уходим один за другим…
Вольный ветер больших скоростей
превратили в пустую игру;
на коне добровольный жокей;
под ногами затоптанный круг…
Кто-то ставит еще на того,
чья лошадка светлее других,
но, по грязным законам бегов,
и ее замарают круги.
Я пружиной торчу в стременах, —
кто слабее — глотай мою пыль…
Я не помню о тех временах,
когда кони топтали ковыль…"
Ещё я сегодня читал мою любимую же лирику Маяковского.
"У взрослых дела.
В рублях карманы.
Любить?
Пожалуйста!
Рубликов за сто.
А я,
бездомный,
ручища
в рваный
в карман засунул
и шлялся, глазастый.
Ночь.
Надеваете лучшее платье.
Душой отдыхаете на женах, на вдовах.
Меня
Москва душила в объятьях
кольцом своих бесконечных Садовых.
В сердца,
в часишки
любовницы тикают.
В восторге партнеры любовного ложа.
Столиц сердцебиение дикое
ловил я,
Страстною площадью лежа.
Враспашку —
сердце почти что снаружи —
себя открываю и солнцу и луже.
Входите страстями!
Любовями влазьте!
Отныне я сердцем править не властен..."
И Виктора Цоя сегодня читал так же увлечённо.
"Я знаю: мое дерево
Не проживет и недели,
Я знаю: мое дерево
В этом городе обречено,
Но я все свое время
Провожу рядом с ним,
Мне все другие дела надоели.
Мне кажется, что это мой дом,
Мне кажется, что это мой друг.
Я посадил дерево.
Я посадил дерево...
Я знаю: мое дерево
Завтра может сломать школьник,
Я знаю: мое дерево
Скоро оставит меня,
Но пока оно есть,
Я всегда рядом с ним,
Мне с ним радостно,
Мне с ним больно.
Мне кажется, что это мой мир,
Мне кажется, что это мой сын.
Я посадил дерево.
Я посадил дерево..."
- Да, Валя, ты говорил, что расскажешь что-то о Цое...
~ Расскажу когда-нибудь... Пока что ограничусь... выражением особенной любви к... антинобелевской поэзии Виктора Цоя! Могу пояснить, что такое "антинобелевская"... Это такая поэзия, которая проживёт дольше всех замечательных стихов всевозможных гениев.
- Я с тобой согласен. Вот такой тебе, Валя, четвёртый вопрос: что является поэтическим образцом?
~ Для меня это: эссеистика Цветаевой, лирика Маяковского, эссеистика Бродского, лирика Мандельштама, стихи Цоя и математика Перельмана. Григорий Перельман умудрился - внимание! - ТЕЗИСНО доказать теорему тысячелетия "Всякое односвязное компактное трёхмерное многообразие без края гомеоморфно трёхмерной сфере". Так как, чтобы осилить эту мощнейшую гипотезу, доказав ТЕЗИСНО, это надо быть величайшим поэтом! Перельман, грубо говоря, не выходил из комнаты целых девять лет, работая над этой теоремой Пуанкаре, после чего мировое научное сообщество ещё восемь лет проверяло результат, доказывая доказательства Перельмана. Так устроена эта наука: сначала надо доказать некую великую теорему, а после её нужно проверить, уже доказывая доказательства. Научный мир признал мозг математика Гриши Перельмана самым единственным, по своей мощи, вообще в Истории. И да, Перельман - тупо поэт! То, что математика - это, в сущности, стихи количественных отношений и пространственных форм - об этом давно известно.
- Окей. Скажи, Валя, что будешь читать после нашей беседы? Это пятый тебе вопрос.
~ Наметил почитать мою любимую вещь "Воронежские тетради" Мандельштама. Это просто офигительно! Всегда зачитываюсь... Ещё сегодня хочу посмотреть фильм Даниила Воробьёва "Молитва", 2009. Это короткий метр. Я его смотрел несколько раз.
- Хорошо. Ну и шестой вопрос такой: что для тебя было открытием недавно? Было такое или, может, нет?
~ Было! Я узнал о Герасиме Лебедеве - это совершенно уникальный человек, живший в XVIII и в начале XIX века, театральный режиссёр, музыкант и много ещё чего. Лингвист. Путешественник.
- Что ж, спасибо, Валя, за ответы! Досвидос?
~ Ага. Я читаю Мандельштама...
___________________
(фото)
"Взгляд ни на кого", 2024, вСклее (Czech).
Свидетельство о публикации №124072600548